Специфика нынешнего состояния общества обусловлена главными принципами российской социальной доктрины:
- оптимальное сочетание рыночного подхода и социальных гарантий;
- радикальное повышение трудовой мотивации, ориентированной на все группы в целом и в отдельности на каждую подгруппу населения;
- центральное место среди социальных институтов на современном этапе занимает семья, оказывающая влияние на демографические процессы в обществе и состояние социального капитала;
- активизация местного самоуправления и организаций гражданского общества (социальные инициативы, благотворительность и др.);
- взаимодействие федеральных и региональных уровней власти в формате реализации социальной политики;
- технология социальной программы действий, стратегия и тактика в социальной политике;
- социально-демографический принцип (возрастно-половые, национально-этические аспекты состояния населения) [4].
Одной из ведущих отраслей социальной сферы является здравоохранение. При этом одним из важных элементов является медико-профилактическое и реабилитационное обслуживание лиц пожилого и старческого возраста.
Учитывая, что численность лиц пожилого и старческого возраста составляет 33% в общей структуре населения страны, состояние здоровья их значительно влияет на формирование показателей здоровья населения.
Доля лиц старше 60 лет составляет в разных странах от 19 до 24% населения. По существующим прогнозам, к 2050 году увеличится до 38-50%. При этом доля лиц в возрасте 80 лет и старше увеличится в три раза. Необходимо отметить, что в 2015 г. коэффициент экономико-демографической нагрузки достигнет показателя 0,9 на одного работающего. Доля лиц пожилого населения увеличилась за период 1999-2008 гг. на 3,5% [1].
Численность постоянного населения Оренбургской области на 1 января 2014 г. составила 2008,5 тыс. чел. (по численности населения область занимает 24 место по Российской Федерации). При этом возрастная структура нашего региона представлена следующим образом:
- лица моложе трудоспособного возраста - 18,3%;
- лица трудоспособного возраста - 59,4%;
- лица старше трудоспособного возраста - 22,3%.
Таким образом, по шкале Рассета Э., Оренбургская область относится к регионам с очень высоким уровнем демографической старости, так как доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет выше 18% [2]. Вышеозначенные обстоятельства оказывают влияние на систему социальной защиты населения и здравоохранение, что, в свою очередь, требует современных походов в улучшении медико-реабилитационной и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста.
Для пожилых пациентов характерны возрастные особенности: множественность заболеваний, длительность рецидивов, ярко выраженные органические возрастные изменения. При этом потребность в амбулаторно-поликлинической помощи и стационарном лечении выше в 2-4 раза по сравнению с лицами трудоспособного возраста. В настоящее время отмечается рост числа одиноких пенсионеров, у которых возникают депрессивные состояния, связанные, по их мнению, с недостаточной социальной защищенностью, низким уровнем пенсионного обеспечения, недостаточными гарантиями государства, недостаточным уходом, трудностями в самообслуживании, неорганизованным досугом, дефицитом общения и др.
Изучение заболеваемости лиц пожилого возраста свидетельствует:
- первое ранговое место занимают болезни системы кровообращения (36%);
- второе ранговое место занимает патология нервной системы и органов чувств (13%);
- третье ранговое место - болезни органов дыхания (более 11%).
При анализе заболеваемости в зависимости от возраста выявлено, что максимум заболеваемости приходится на возраст 75 лет, затем снижается, что можно объяснить снижением обращаемости лиц пожилого и старческого возраста за медицинской помощью.
В проведенном нами социологическом исследовании (анкетировании) 105 лиц пожилого и старческого возраста (из них 50,5% мужчин (53 чел.) и 49,5% женщин (52 чел.)) выявлены проблемы, влияющие на качество и доступность медицинского обслуживания. Так, 97,1% (102 чел.) респондентов отметили недостаточное внимание к пожилым и престарелым пациентам. Большие очереди на консультации к узким специалистам и на госпитализацию отмечают 87,6% (92 чел.). При этом 79% (83 чел.) анкетируемых полагают, что у врачей и сестринского медицинского персонала отсутствует мотивация в обслуживании лиц пожилого и старческого возраста, и в результате снижается обращаемость за медицинской помощью.
Из физических проблем респонденты отметили следующие:
- 90 чел. (85,7%) - слабость;
- 67 чел. (63,8%) - болевые ощущения;
- 51 чел. (48,6%) - затруднение дыхания;
- 50 чел. (47,6%) - расстройство выделительных функций организма;
- 5 чел. (4,8%) - отвращение к пище.
Среди психологических проблем анкетируемые выделили депрессию (4,8%), тревогу (6,7%), страдание (19%), страх (около 50%), 49,5% пациентов воспринимают себя как обузу для родственников.
Для исследуемой группы важным параметром является способность передвигаться - мобильность. Среди анкетируемых респондентов получены следующие результаты:
- передвигаются без ограничений 6 человек (5,7%),
- ежедневные прогулки могут совершать 20 человек (19%),
- совершают случайные прогулки - 24 чел. (22,9%),
- совершают прогулки, ограниченные двором - 33 чел. (31,4%);
- ограничены жилищем - 22 чел. (21%). Из них ограничены пределами квартиры 15 чел. (68,2%). При этом примерно поровну передвигаются свободно по квартире и передвигаются по квартире с необходимыми приспособлениями. Ограничены пределами комнаты 8 чел. (38,1%), из них лежачие больные - 2 чел., что составило 25%, а так называемые узники комнаты составили 6 чел. (75%).
Увеличение ограничения подвижности и длительности ее приводят к еще большей зависимости от посторонней помощи у лиц пожилого и старческого возраста. Оценка мобильности представляется как важный компонент медико-социальной экспертизы. Определение степени независимости активности дневной жизни позволяет определить качественный показатель к самостоятельному существованию лица пожилого возраста и в связи с этим определить виды и объемы медико-социальной помощи.
Ухудшение состояния здоровья лиц пожилого и старческого возраста приводит к снижению их мобильности и функционального статуса (так называемая лестница старения). В связи с этим необходим комплекс соответствующих лечебных мероприятий, осуществляющих возможность для пациента подняться на более высшую «ступень» либо купировать заболевание, стабилизировать состояние и не допустить прогрессирования заболевания [5].
Инвалиды и лица пожилого возраста составляют подавляющее большинство клиентов учреждений здравоохранения, медико-социальной экспертизы и медико-социального обслуживания. Уровень первичной инвалидности в пенсионном возрасте значительно выше (более чем в 3 раза), чем в трудоспособном возрасте, и составляет от 228,6 до 278,1 инвалидов на 10 тыс. лиц пенсионного возраста [3].
Медико-социальная экспертиза в значительной мере влияет на реализацию прав тех или иных указанных категорий на получение социальных услуг. Сегодня широко обсуждается проблема модернизации института медико-социальных экспертиз, поскольку его нынешнее состояние не удовлетворяет возрастающим запросам на соответствующие услуги как граждан, так и разных заинтересованных структур (пенсионных, страховых, судебных, работодателей, занятости и др.). Целенаправленное преобразование системы предоставления медицинской помощи и социальных услуг инвалидам и лицам пожилого возраста предусматривает совершенствование действующего законодательства. В силу чего возникло много разных предложений по изменению нормативно-правового регулирования в этой области, а также изменению статуса этого института.
Для всех инвалидов и пожилых людей востребованными являются медицинские и медико-социальные услуги. Их значение велико как для сохранения жизни и здоровья, так и для поддержки их социальной активности. Поэтому эти услуги для данной категории и относятся к социальным услугам. Острой проблемой является обеспечение инвалидов и граждан пожилого возраста в постороннем уходе в специальных учреждениях и на дому. Эту миссию берет на себя система социального обслуживания, ряд общественных организаций (Красный крест, религиозные общины и др.). Учитывая достаточно большую потребность в медико-социальном и социальном уходе, необходимо создавать специальные школы младших медсестер по уходу за лицами пожилого возраста и инвалидами [2; 3].
В настоящее время исследователи [3] полагают, что при проведении системных преобразований в социальной сфере целесообразно учитывать следующее:
- все преобразования, проводимые в социальной сфере, необходимо осуществлять на основе социальной доктрины;
- все преобразования социальной сферы должны осуществляться на основе предварительной апробации в субъектах РФ в рамках пилотных проектов;
- формирование социальной доктрины страны требует отказа от дискриминации по любым половозрастным признакам и строгого соблюдения международных норм в сфере социальной защиты граждан (Мадридское соглашение);
- в условиях неизбежного старения населения и возрастании числа лиц пожилого и старческого возраста с растущей экономической нагрузкой на работоспособные группы граждан страны социальная доктрина должна стать основой разработки научной концепции социальной геронтологии с последующим формированием и развитием единой геронтологической службы России;
- модернизация системы социальной защиты граждан страны нуждается в переориентации с «проектного» подхода на системно-программный принцип реформирования всей социальной сферы;
- разработка законодательной базы новой социальной политики в стране должна осуществляться при условии межотраслевого и межведомственного взаимодействия на основе отечественной социальной доктрины.
В процессе развития системы первичной медико-санитарной помощи следует предусматривать повышение качества специализированной медицинской помощи данным категориям населения. При организации системы этой помощи надо учитывать распространенность среди инвалидов и лиц пожилого возраста тех или иных нарушений здоровья. Прежде всего, это касается сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Выявление этих нарушений должно происходить как можно раньше, что позволит продлить жизнь и социальную активность таких людей. Это, в свою очередь, минимизирует нагрузку на членов семьи по уходу за больным человеком.
Среди потока пациентов поликлиник инвалиды и пожилые люди, с точки зрения внимания врачей, требуют не только медицинского, но и социального обслуживания, в связи с чем стоит рассмотреть вопрос сетевого медицинского и совмещенного с ним медико-социального обслуживания этого контингента граждан.
Реализация обозначенных выше приоритетов преобразований предоставления медицинской помощи и медико-социальных услуг в системе здравоохранения должна учитывать ряд факторов, включая недостаточность медицинских объектов, маломощность их и неукомплектованность кадрами во многих малых городах и поселениях, а также недостаточно высокий социокультурный уровень значительной части данной категории населения в формате отношения к охране своего здоровья.
Таким образом, актуальной проблемой, обусловленной демографическими процессами, является быстрое постарение населения. Доля лиц старше 60 лет составляет 19-24% населения, к 2050 г. нынешнего столетия прогнозируется увеличение ее в 2 раза, а доли лиц возраста 80 и более лет - в 3 раза. Пожилые люди более, чем другие группы населения, нуждаются в медицинском и социальном обеспечении, чаще болеют и потребляют больше бюджетных средств.
Проблемы, создаваемые постарением населения в России, весьма ощутимы: к 2015 г. коэффициент экономико-демографической нагрузки увеличится до 0,9 на одного работающего. На одного работающего будет приходиться 1 нетрудоспособный, требующий больших средств на свое обеспечение. В системе социальной защиты населения и здравоохранения требуется обновление существующих задач и формирование современных подходов, направленных на улучшение медико-реабилитационной и социальной помощи пожилому человеку.
Обеспечение населения доступными, безопасными и качественными гарантированными социальными услугами - это путь к продлению автономной, мобильной, независимой жизни и социальной интеграции, сохранение и эффективное использование человеческих ресурсов, реализация прав человека в социальной сфере. В сложных современных экономических условиях необходимо совершенствование и улучшение медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Развитие и внедрение в практическую деятельность социальных учреждений инновационных социальных технологий предполагает создание новой системы показателей в области социального обслуживания.
Рецензенты:
Кузьмин С.А., д.м.н., профессор кафедры медицины катастроф ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург;
Канюков В.Н., д.м.н., профессор, директор Оренбургского филиала ФГБУ МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова, г. Оренбург.