Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL CONSCIOUSNESS AND SOCIAL BEHAVIOUR OF STUDENTS IN THE CRISIS OF THE LABOUR MARKET

Gorodova T.V. 1 Amatova N.E. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «The National Research University “Belgorod State University” / “BelSU”»
The article presents the results of the study of consciousness and social behavior of students when solving problems related to employment. The authors identified the main causes of the crisis of the youth labour market in Russia. Its features are reducing the competitiveness of graduates in the eyes of employers due to the lack of professional experience, as well as the gap between business needs in the respective competences of graduates and the list of competencies in accordance with the state educational standard forms the University. Based on the V. A. Yadow`s theory of dispositional regulation of behavior, the authors have identified cognitive, emotional and behavioral components that affect the choice of profession and the motivation to learn. The study identified a mismatch between the dispositions and the actual behavior of the graduates. The authors were able to formulate a number of conclusions and proposals for measures to minimise these errors. In particular, these measures include improving the effectiveness of career guidance, additional professional education and practice-oriented approach to learning.
dispositional regulation of behavior
the labour market
public consciousness
Общественное сознание, являясь философской категорией и предметом изучения многих наук, рассматривается как одно из базовых понятий современной социологии, поскольку «изучение сознания и поведения людей переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества» [1].

В данной статье мы остановимся на рассмотрении проблем, связанных с влиянием на сознание и поведение студенческой молодежи кризиса рынка труда. Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что профессиональная мотивация студенчества во все времена служила инструментом для определения направления изменений, происходящих не только в отношении последующих возможностей самореализации молодых людей или перспектив развития образования, а в целом социально-экономического положения в стране. Неслучайно Ю.А. Зубок, анализируя проблемы социального развития молодежи в условиях риска, отмечает, что «наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и общества в целом» [2. С. 42].

Уже в школьные годы, думая о профессии, молодые люди определяются с направленностью образования (естественнонаучное, гуманитарное или др.), а при выборе характера труда руководствуются такими критериями, как: умственный или физический; распорядительный или исполнительный. Понимая, что высшее образование обеспечивает более широкий выбор видов деятельности, дает больше возможностей для реализации творческих замыслов, до 85 % выпускников российских школ вне зависимости от способностей и талантов приходят в высшие учебные заведения. При этом в вузах наибольшей популярностью пользуются направления подготовки, связанные с управлением, экономикой, юриспруденцией и т.п.

Рынок труда в России, как и сама рыночная экономика, переживает системный кризис. Для молодежного рынка труда современный этап кризиса обусловлен целым рядом причин, к наиболее значимым из которых можно отнести: последствия мирового экономического кризиса; слабую предпринимательскую активность особенно в современных наукоемких отраслях; перепроизводство специалистов некоторых направлений на фоне острого дефицита работников профессионально-технического профиля и некоторые другие. В частности, Л.С. Скачкова и А.А. Соколова основную проблему современного рынка труда видят в рассогласовании интересов бизнеса, вузов и выпускников. По их мнению, существует разрыв между потребностями бизнеса в соответствующих компетенциях выпускников и перечнем компетенций, которые в соответствии с государственным образовательным стандартом формирует вуз. Кроме того, у многих студентов отсутствуют целевые установки на свое будущее профессиональное развитие. «То есть, бизнес нуждается в одних компетенциях, вуз предлагает другие, а студент вообще не знает, что ему нужно», - замечают авторы в этой связи [3].

Общеизвестно, что на мировой экономический кризис молодежный рынок труда в России отреагировал мощной волной сокращений. Особенно болезненно это отразилось на выпускниках вузов, не имеющих достаточного профессионального и социального опыта. В силу того, что никому не хочется «доучивать» начинающих, молодежь оказалась менее конкурентоспособной. На вновь открывающиеся вакансии работодатели предпочитают отбирать наиболее талантливых выпускников с высоким уровнем интеллекта, одаренных соответствующими профессиональными и личностными качествами, имеющих высокий уровень компьютерной грамотности, владеющих иностранными языками. В результате для значительной доли выпускников предоставленная в свое время свобода выбора профессии оказалась не обеспеченной возможностями для самореализации личности. Иначе говоря, личностные интересы и устремления вступили в противоречие с объективными условиями рынка труда. Столкнувшись с такой реальностью, молодые люди теряются, испытывают глубокие переживания, болезненно воспринимают свои неудачи и, как следствие, разочаровываются в жизни. Поэтому с социальной точки зрения чрезвычайно важна минимизация противоречий и конфликтов между субъективными запросами студенчества и возможностями общества их удовлетворить. 

Наше исследование проводилось в течение 2013-2014 гг. на базе института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»). Пользуясь теорией диспозиционной регуляции В.А. Ядова, мы выделили когнитивный (интеллектуальный), эмоциональный (оценочный) и поведенческий компоненты, взаимодействие между которыми рассматривается как механизм функционирования диспозиционной системы в целом, в которой все элементы взаимосвязаны и, взаимодействуя определенным образом, обеспечивают целесообразное управление поведением личности [4. С. 101].

По мнению В.А. Ядова, рассогласование между диспозициями и фактическим поведением личности есть результат как социальных, так и индивидуальных факторов. Со стороны социальных условий основным источником является множественность, а подчас и противоречивость социально-нормативных предписаний, относящихся к различным сторонам жизнедеятельности людей, а со стороны субъекта - это, во-первых, разнообразные препятствия, возникающие на пути реализации диспозиций, и, во-вторых, процессы их осознания субъектом.

В исследовании принимали участие 372 студента выпускных курсов. С помощью анкетного опроса и интервью мы выявляли:

  1. что знают выпускники о современном кризисе молодежного рынка труда в Белгородской области и в России в целом (когнитивный компонент);
  2. как оценивают складывающуюся ситуацию и личные перспективы (эмоциональный компонент);
  3. что предпринимают (готовы предпринять) для того, чтобы реализовать себя в условиях кризиса (поведенческий компонент).

Анализ эмпирических материалов выявил следующие особенности. К числу основных факторов, в наибольшей степени повлиявших на выбор специальности при поступлении в вуз, 68,5 % опрошенных отнесли получение диплома о высшем образовании, а 59 % - желание (совет) родителей. К наименее значимым факторам соответственно - наличие спроса специалистов на рынке труда (53,8 %) и собственный интерес к специальности (40,3 %). Полученные данные свидетельствуют о том, что проблемы трудоустройства начинаются с этапа профориентации молодежи. 

Основные результаты проверки уровня знаний выпускников о ситуации на рынке труда в регионе представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение ответов студентов на вопрос: «Что Вы знаете о нынешней ситуации на рынке труда?»

Варианты ответа:

Отн. показатель

Имею только общие представления о ситуации на рынке труда

28,5 %

Владею информацией об уровне безработицы на ближайшие годы

52,9 %

Пока не интересовался

12,1 %

Другое

6,5 %

Итого:

100,0 %

Оценка эмоционального компонента диспозиционной регуляции поведения проводилась с помощью анкетирования. Так, при ответе на вопрос: «Какие качества, по Вашему мнению, могут эффективно влиять на процесс трудоустройства выпускника (выберите 2 ответа)?» в числе наиболее значимых были отмечены: наличие связей и поддержка влиятельных лиц (62,1 %); качественное образование (51,1 %); предприимчивость, находчивость (38,7 %);  хитрость и расчетливость (24,5 %); трудолюбие, добросовестность (13,2 %); высокий уровень личностного развития (9,5 %); другое (0,8 %).

Кроме того, отношение выпускников к проблеме трудоустройства выразилось в показателях, представленных в таблице 2.

Таблица 2

Распределение ответов студентов на вопрос: «Как Вы относитесь к проблеме трудоустройства выпускников вузов?»

Варианты ответа:

Отн. показатель

Возмущен масштабами безработицы среди выпускников вузов

15,3 %

Для хорошего специалиста трудоустройство - не проблема

39,0 %

Руководству региона и страны необходимо уделять решению проблемы должное внимание

36,8 %

Другое

8,9 %

Итого:

100,0 %

Сравнивая диаграмму 2 с приведенными выше ответами, легко заметить рассогласование. Так, не считают трудоустройство хорошего специалиста проблемой 39 % выпускников. При этом эффективное влияние трудолюбия и добросовестности соискателя на процесс подготовки специалиста признают лишь 13,2 %, а высокого уровня личностного развития - и вовсе только 9,5 %. Как стать хорошим специалистом без трудолюбия, добросовестности и высокого уровня личностного развития?  

Оценка поведенческого компонента проводилась в основном по результатам ответов на вопросы: Какие способы поиска работы Вы готовы использовать после окончания вуза? Что Вы намерены предпринять, если не сможете найти работу по специальности? Основные показатели представлены в таблице 3. 

Таблица 3

Распределение ответов студентов на вопрос: «Что Вы намерены предпринять, если не сможете найти работу по специальности?»

Варианты ответа:

Отн. показатель

Просмотр объявлений, обращение к друзьям и знакомым

24,7 %

Обращение в службу занятости

14,8 %

Работа не по специальности, получение доп. образования

35,3 %

Активно трудоустраиваться по специальности в любом регионе страны

5,4 %

Использование целевой контрактной подготовки

12,1 %

Другое

7,5 %

Итого:

100,0 %

Полученные результаты опять-таки свидетельствуют о рассогласованиях разного уровня и об инфантильности выпускников. Так, около четверти респондентов (24,7 %) при поиске работы намерены ограничиться просмотром объявлений в Интернете и обращением к друзьям и знакомым, более трети либо уже работают, либо готовы работать не по специальности. Только 5,4 % респондентов намерены активно искать работу по избранной специальности в Белгородской области или в других регионах страны.

В заключение статьи приведем ряд выводов.

Прежде всего, исследуя общественное сознание и поведение молодежи, необходимо исходить из того, что они представляют собой продукт сложного взаимодействия целой системы факторов, порожденных как внешними условиями среды, так и внутренней спецификой самой личности. Причем в рассматриваемом случае внешним факторам принадлежит ведущая роль, поскольку кризис на российском рынке труда в наибольшей степени обусловлен общей макроэкономической ситуацией.

Однако, несмотря на это, имеется целый ряд возможностей на уровне вуза или региона для минимизации вышеуказанных рассогласований и оказания положительного влияния на процесс социализации молодежи. Ниже кратко охарактеризуем самые основные из этих возможностей. 

Начинать следует с грамотной организации профориентационной работы, направленной на реальную помощь молодым людям в определении будущего. Не по принципу «Кто кого перехватил или переагитировал», а используя результаты современных исследований социологов и психологов, на основе тестирования следует своевременно предоставлять рекомендации по выбору профессии выпускникам школ и их родителям с учетом общественных интересов и индивидуальных особенностей каждого. Важная роль при этом должна отводиться развитию и совершенствованию системы профессионально-технического образования в регионе, поддержке морального престижа рабочих профессий.

Следующая возможность заключается в использовании внутренних ресурсов вуза. Слаженное и целенаправленное взаимодействие руководства, профессорско-преподавательского состава, кураторов групп, органов студенческого самоуправления может существенно облегчить процесс формирования позитивных характеристик общественного сознания и социального поведения студентов. Мы понимаем, что статус вуза не позволяет ему проводить экономическую и социальную политику, направленную на удовлетворение всех духовных и материальных потребностей молодежи, но он может и должен создать необходимые условия для подготовки и дальнейшей самореализации молодого специалиста, обеспечить его устойчивость к отрицательным влияниям социума. 

Существенно помогает социализации и ранняя вовлеченность студентов вуза в профессиональную деятельность (через участие в грантах, бизнес инкубаторах, конкурсах инновационных проектов и т.п.) с целью приобретения опыта, улучшения показателей интенсивности и качества труда по избранной специальности и, как следствие, повышения конкурентоспособности.

Большое значение приобретает обучение студентов в центрах дополнительного профессионального образования, которые могут быть организованы как на базе самого вуза, так и на региональном уровне: языковые школы; курсы профессиональной подготовки по использованию информационных технологий в различных отраслях и пр.

Особого внимания заслуживает опыт создания региональных организаций по социальной поддержке молодежи. Так, в ответ на Указ президента РФ от 16 сентября 1992 года № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» с 1993 года в Белгороде начала работу Молодежная биржа труда «Шанс», которая в мае 1994 года Постановлением Главы администрации Белгородской области была преобразована в Специализированную службу социальной поддержки молодежи Белгородской области. Начиная с профессиональной ориентации школьников и заканчивая организацией ярмарок вакансий и фактическим трудоустройством молодых людей, эта служба проводит большую работу по снижению социальной напряженности в регионе. 

Кроме всего сказанного, хочется надеяться, что текущий кризис приведет экономику России к общему оздоровлению, которое благотворно отразиться на состоянии молодежного рынка труда, а в конечном итоге на социальном поведении студенческой молодежи.

Рецензенты:

Бабинцев В.П., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой социальных технологий, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;

Шаповалова И.С., д.соц.н., профессор, заведующая кафедрой социологии и организации работы с молодежью, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.