Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE QUESTION ABOUT THE EFFICIENCY OF STATE PROPERTY MANAGEMENT IN THE REGION

Zimin A.S. 1
1 NOU VPO "Vladimir Institute of business"
The article presents the theoretical foundations of the state property management of the region and an analysis of the practical work on the management of state sector of economy Vladimir region. Formulated measures for management of state property complex on blijayshey perspective, the main of which are: the implementation of the plan for the mobilization of revenues to the regional budget; improving the efficiency of state property of the region; the privatization of property, in order to ensure compliance with the state property authority state authorities, optimization of the combination of the private and public sectors; monitoring the results of financial-economic activity of enterprises and joint stock companies and the timely adoption of measures for their reorganization or privatization; the transfer of property to other public entities in accordance with the division of powers between the authorities of different levels; revision of land use, which is the regional property; identification and removal of unused land, involving them in turn.
state property in the region
the public sector of the economy
the management of state property complex of the region
Государственная собственность страны создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства; позволяет государству и региону быть самостоятельными институтами в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом; является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права; обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ и т.д.[2,3,5].

Важность управления государственной собственностью во всех ее видах в регионах связана с тем, что полномочия, имеющиеся в распоряжении региональной власти, способны оказывать влияние на социально-экономические процессы и инвестиционный климат на местах. Поэтому вопрос эффективности управления государственной собственностью является весьма актуальным.

Эффективность управления государственным имуществом региона определяется степенью достижения поставленных перед руководством задач. Такими задачами во всех регионах страны являются учет объектов государственной собственности, управление унитарными предприятиями, осуществление полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий и государственных учреждений, управление и распоряжение пакетами акций (долями), находящимися в государственной собственности, управление и распоряжение имуществом казны, осуществление контроля за распоряжением и использованием по назначению государственного имущества, перераспределение имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выполнение каждой задачи предполагает набор мероприятий и определенные показатели, по которым судят об эффективности управления. Во Владимирской области вопросами управления государственным имуществом занимается Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области.

Рассмотрим деятельность этого органа по реализации поставленных задач в 2013 г. [1].

1. Эффективное решение такой задачи, как учет объектов государственной собственности, предполагает актуализацию данных реестра недвижимости, находящейся в собственности области, а также формирование налогооблагаемой базы для сбора федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

На 31 декабря 2013 года в реестре количество государственных предприятий области составляло 13, из которых производственную деятельность осуществляли 10 предприятий. У Владимирской области имелась доля в уставном капитале 18 открытых акционерных обществ (по сравнению с 2012 годом их количество сократилось на 10 %) и вклады в уставный капитал 2 хозяйственных обществ, в отношении 3 открытых акционерных обществ использовалось специальное право («золотая акция»). Количество государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений области уменьшилось на 13.

2. Задача по управлению унитарными (государственными и казенными) предприятиями нацелена на формирование налогооблагаемой базы для сбора федеральных и региональных налогов и сборов, являющихся источниками формирования доходов областного бюджета.

В 2013 г. показатель выручки предприятий был выполнен на 129,2 %, чистой прибыли - на 101 %, что увеличило объем налоговых доходов бюджета в связи с увеличением налога на прибыль предприятий.

3. Осуществление полномочий собственника в отношении имущества унитарных (государственных и казенных) предприятий и государственных учреждений предполагает обеспечение максимально простого доступа предпринимателей к объектам недвижимости в целях стимулирования развития реального сектора экономики, получение дохода от временно неиспользуемого имущества, обеспечение органов управления и областных учреждений государственным имуществом для временного пользования.

В 2013 году с субъектами малого и среднего предпринимательства было заключено 313 договоров аренды государственного имущества области общей площадью 15,14 тыс. кв.м. От аренды имущества казенных учреждений и имущества казны в бюджет области поступило 3,349 млн  руб.

4. Показателем по задаче «Управление и распоряжение пакетами акций (долями), находящимися в государственной собственности Владимирской области» служит обеспечение поступления неналоговых доходов областного бюджета на основе эффективного управления областной собственностью и оптимизация количества пакетов акций ОАО и долей в уставном капитале ООО, находящихся в собственности области.

За 2013 г. обществами с долей государственной собственности в уставном капитале более 50 % было реализовано продукции, товаров и услуг на сумму 408,3 млн руб., что на 10,8 % больше относительно планового значения 2013 года.

5. Что касается задачи «Управление и распоряжение имуществом казны Владимирской области», то главным показателем является оптимизация количества объектов недвижимости и освобождение предприятий и учреждений от несвойственных им функций по содержанию объектов соцкультбыта.

Степень выполнения показателя передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения из областной собственности в муниципальную в 2013 г. составила 183,3 %.

6. В целях совершенствования осуществления контроля за распоряжением и использованием по назначению государственного имущества в регионе осуществляется инвентаризация недвижимого имущества области, проверка эффективности его использования и выполнения условий договоров аренды. Департаментом было принято решение о проведении заседаний балансовой комиссии ежеквартально (начиная с итогов работы за 9 месяцев 2013 года).

7. Основным показателем седьмой задачи - «Перераспределение имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» - является наделение имуществом для обеспечения исполнения полномочий федеральных органов государственной власти и решения вопросов местного значения муниципальных образований.

На 100 % выполнен показатель передачи объектов в федеральную и муниципальную собственность из областной собственности. В собственность Владимирской области принято 49 объектов. Количество принятых из федеральной и муниципальной собственности объектов по сравнению с 2012 годом снизилось на 369 объектов. Плановый показатель на 2013 год был выполнен только на 54,4 %.

Наряду с этим Департамент решает вопросы повышения эффективности управления земельными ресурсами территории.

Основными задачами в этой сфере являются разграничение государственной собственности на землю, осуществление полномочий по выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, осуществление оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области, перевод земель из одной категории в другую, управление и распоряжение земельными участками, в т.ч. находящимися в государственной собственности Владимирской области [4].

Задача по разграничению государственной собственности на землю направлена на формирование налогооблагаемой базы для сбора земельного налога. Регистрация права государственной собственности на землю напрямую связана с доходами от использования земель. Арендная плата за областные земельные участки полностью поступает в областной бюджет.

Площадь земельных участков, зарегистрированных в собственность области, не возросла по сравнению с 2012 годом и составляла 8,72 тыс. га.

Вторая задача - осуществление полномочий по выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров предполагает проведение квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям для обеспечения возможности осуществления кадастровой деятельности исполнителями.

Количество выданных квалификационных аттестатов составило 367 и увеличилось по сравнению с 2011 годом на 59,1 %. Это дало возможность кадастровым инженерам осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Третья задача - осуществление оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области нацелена на обеспечение и реализацию преимущественного права покупки земель сельскохозяйственного назначения.

По состоянию на 1 января 2014 года в составе земель сельскохозяйственного назначения насчитывалось около 37,5 тыс. земельных участков, общей площадью примерно 988,9 тыс. га, что составило 34 % земельного фонда Владимирской области. По сравнению с 2012 годом площадь предлагаемых к продаже земельных участков уменьшилась более чем на 30 % и составила 16,126 тыс. га (в 2012 году - 23,86 тыс. га).

Четвертая задача - перевод земель из одной категории в другую предполагает обеспечение контроля за изменением целевого назначения земельных участков.

Всего в 2013 году из одной категории в другую было переведено 17 земельных участков, что на 283 % больше запланированного за год показателя. Площадь переведенных земельных участков составила более 163,4 га, что в 2 раза меньше площади земельных участков, переведенных в 2012 году, но в 32 раза больше планового показателя 2013 года.

Пятая задача - управление и распоряжение земельными участками, в том числе находящимися в государственной собственности Владимирской области, предполагает реализацию полномочий собственника в отношении земельных участков и обеспечение поступлений денежных средств от использования земли в областной бюджет.

По состоянию на 31 декабря 2013 года по 161 договору в аренду были переданы земельные участки площадью 4,24 тыс. га, что выше планового показателя на 3 %. В постоянное (бессрочное) пользование было предоставлено 75 земельных участков (общей площадью 67 га), что в 7,5 раза больше запланированного на 2013 год. От аренды областных земельных участков в бюджет области поступило 46,95 млн  руб.

Еще одной важной целью деятельности Департамента является использование государственного имущества и эффективное расходование средств бюджета Владимирской области.

Для достижения этой цели решаются две основаны задачи - администрирование доходов областного бюджета, закрепленных за Департаментом, и осуществление полномочий по размещению заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков Владимирской области.

Решение первой задачи предполагает обеспечение поступления неналоговых доходов в бюджет области на основе эффективного управления областной собственностью.

План по мобилизации доходов в бюджет в 2013 г. выполнен на 92,4 %, фактическое поступление доходов от использования и реализации государственного имущества составило 51,776 млн руб.

Не выполнены показатели по продаже земельных участков (2000 тыс. руб.), приватизации государственного имущества Владимирской области (8000 тыс. руб.) и поступлению государственной пошлины за выдачу квалификационных аттестатов кадастровых инженеров. В то же время на 388,4 % выполнен план поступления доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Владимирской области.

План поступления доходов от сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, выполнен на 108,4 % в связи с передачей в государственную собственность Владимирской области из федеральной собственности ряда объектов недвижимости в г. Владимире и г. Суздале.

На 16,2 % был перевыполнен план поступления доходов от реализации основных средств казенных учреждений, план поступления доходов от реализации материальных запасов казенных учреждений был выполнен только на 56,2 %. Выполнение в 2013 году плана поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба составило 377,9 %.

В 2013 году в бюджет области поступало 20 % доходов от использования и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах городских округов.

Конечным результатом задачи - осуществление полномочий по размещению заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков Владимирской области является целевое использование бюджетных средств, выделяемых на государственный заказ, получение экономии бюджетных и внебюджетных средств.

В 2013 году на 75,5 % перевыполнен плановый показатель количества размещенных заказов. Сумма размещенных заказов составила 11,686 млрд руб. По сравнению с 2012 годом количество размещенных заказов увеличилось с 7792 до 10323.

Подводя общий итог анализу управления государственным имуществом региона в 2013 году, можно отметить, что многие плановые значения показателей деятельности Департамента были достигнуты. Недовыполнение отдельных показателей было обусловлено как субъективными, так  и объективными причинами.

В соответствие с этими приоритетными направлениями деятельности Департамента в последующие годы должны стать: выполнение плана по мобилизации доходов в областной бюджет; повышение эффективности использования государственного имущества региона; приватизация имущества, в целях обеспечения соответствия состава государственного имущества полномочиям органов государственной власти, оптимизация сочетания частного и государственного секторов экономики области; осуществление контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятий и акционерных обществ и своевременное принятие мер по их реорганизации или приватизации; работа по передаче имущества иным публичным образованиям в соответствии с разграничением полномочий между органами власти различных уровней; ревизия использования земельных участков, являющихся областной собственностью; выявление и изъятие неиспользуемых земельных участков, вовлечение их в оборот.

Рецензенты:

Корецкая Л.К., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и финансы» Владимирского филиала Финуниверситета, г. Владимир;

Тесленко И.Б., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Бизнес-информатика и экономика», ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», г. Владимир.