Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE QUESTION ABOUT THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLECT IN EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Zaytseva E.A. 1
1 Ural state pedagogical university
This article is devoted to an actual problem of modern education. It’s devoted to the problem of socially oriented learning process, which has become a priority with the introduction of the federal state educational standards. The article approaches to understanding of social intellect in general; there are some of the points of view of scientists on the nature of social intellect, which explains the phenomenon as the suitability of the individual to the social genesis. Here are revealed the necessity and possibility of social intellусе in the educational activity of junior schoolchildren. Discusses the parameters of social intellect (cognitive, emotional, behavioral), at their basis proposed substantial characteristic levels of social intellect in relation to younger students (low, below average, average, high). It is concluded that the development of social intelligence puts relevant in the modern education problem.
the levels of development of social intellect in primary school
the parameters of social intellect
the junior schoolboy
the social intellect
Одной из важнейших задач образования является подготовка ребенка к его полноценной социализации в обществе. Не случайно в статье 2 «Закона об образовании в Российской Федерации» указывается, что воспитание - это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». 

Но социализация - это длительный и многомерный процесс, успешность которого зависит от многих обстоятельств и факторов, где не последнюю роль играет развитие социального интеллекта индивида.

Исследования Г. Айзенка, С. Бери, Д. Векслера,  X. Гарднера,  Дж. Гилфорда, О. Джона,  Г. Олпорта, Р. Селмана,  М.И. Бобневой, А.А. Бодалева, Ю.Н. Емельянова, Н.А. Кудрявцевой, В.Н. Куницыной, Е.С. Михайловой,  А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, A.JI. Южаниновой и др. дали возможность выявить в процессе анализа основные взгляды на природу социального интеллекта.

Понятие социального интеллекта, было введено в психологию Э. Торндайком для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Он рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других» [5,с.131].

В разное время сторонники различных психологических школ по-своему трактовали понятие социального интеллекта. Суммируя эти представления, американский психолог Д. Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к жизни в обществе. Активно интересовались этим явлением многие психологи и в середине ХХ в. Создавший свою знаменитую многофакторную модель интеллекта Дж. Гилфорд отводит в ней особое место социальному интеллекту.

В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю. Н. Емельяновым: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [1].

Само понятие социального интеллекта определяется весьма разнородно. Одни исследователи подчеркивают инструментальность данного понятия (явления), апеллируя к механизму самой природы мышления (система умственных операций, память, восприятие, внимание, воображение и пр.), а другие настаивают на целеполагании (а также результате) реализации этого механизма - формировании представлений об окружающем мире, обществе, своем месте в этом обществе, сходстве и различии с людьми и пр.

Социальный интеллект изменяется в процессе развития личности, освоения ею опыта социального взаимодействия, социализации.

Сегодня социальный интеллект, как правило, определяется в качестве специфической способности, обеспечивающей успешное взаимодействие человека с другими людьми, умение прогнозировать поведение других, или его можно назвать когнитивной основой коммуникативной компетентности личности (Р.С. Немов, Р.Н. Порядина, А.И. Савенков).

Очевидно, что необходимо уделять целенаправленное внимание развитию социального интеллекта, и особенно важно делать это в образовательном процессе. 

Так, в младшем школьном возрасте развитие социального интеллекта приобретает особую актуальность и значимость. Психологические новообразования, которые возникают и развиваются у младших школьников по мере формирования учебной деятельности, характеризуются наиболее значимыми достижениями в развитии младших школьников и являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает руководствоваться в своем поведении нравственными нормами, которые относятся к своей личности, и к личности окружающих людей. Дети начинают пользоваться в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственно-этическими нормами. У них начинают формироваться устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции. Источником моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний [3]. Ситуация современного школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных социальных задач.

Отметим, что в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования, в требованиях к результатам обучения в начальной школе достаточно точно обозначены качества, связанные напрямую именно с развитием социального интеллекта у детей:

  • личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
  • метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметные, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира [7, с.7].

С учетом установок ФГОС у детей должен формироваться интерес детей к социальному миру, истории, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей не только  русского народа, но и других народов России, разных стран мира. Дети являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей [7, с.8].

В связи с вышесказанным становится ясным, что необходимо определить уровни развития интеллекта, критерии которых соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Психологическим основанием для этого послужили параметры социального интеллекта, разработанные Савенковым [5, с.133]: когнитивные: социальные знания, социальная интуиция; социальное прогнозирование; эмоциональные: социальная выразительность, сопереживание, способность к саморегуляции; поведенческие: социальное восприятие,  социальное взаимодействие, социальная адаптация.

Однако предложенные параметры не отражают специфику возраста младшего школьника и нуждаются в коррекции. Адаптация их применительно к ученику начальной школы позволила получить следующие характеристики:

Низкий уровень развития социального интеллекта: ученик практически не имеет представления о правилах поведения; не задумывается об оценке поведения своего поведения; игнорирует возможные последствия своих действий; внешне не проявляет эмоциональную выразительность, отсутствует эмоциональный контроль, доминирует моральный эгоцентризм; не готов слушать собеседника, не может адекватно включиться в  коллективное взаимодействие;  низкая  потребность в общении с детьми и взрослыми.

Уровень развития социального интеллекта ниже среднего: ученик имеет представление  о правилах поведения, но не проецирует эти правила на себя;  уклоняется от оценки поведения своего и окружающих;  эмоциональный отклик не всегда соответствует социальному контексту; не стремится проявлять эмоциональный контроль, в большинстве случаев превалирует  коммуникативный и моральный эгоцентризм;  прислушивается преимущественно к взрослому, пассивно принимает и исполняет роли в ситуации коллективного взаимодействия; предпочитает  общаться в узком (привычном)  кругу;  уклоняется от ситуаций ответственности и доминирования.

Средний уровень развития социального интеллекта: ученик знаком и чаще всего соблюдает  правила поведения в обществе; дает общую  оценку  поведению (своему и окружающих) в рамках социального контекста;  не всегда осознает последствия своих действий; эмоциональный отклик не всегда соответствует социальному контексту; практически не стремится проявлять эмоциональный контроль, не старается преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм; не всегда слушает собеседника, принимает роли, диктуемые ситуацией,  объясняет свои действия, но не всегда может убеждать других; контакт с взрослыми и сверстниками вступает с осторожностью.

Высокий уровень развития социального интеллекта: ученик знаком и соблюдает   правила поведения в обществе; способен давать адекватную оценку  поведению (своему и окружающих) в рамках социального контекста;  готов к предвидению своих действий; эмоциональный отклик соответствует социальному контексту; стремится проявлять эмоциональный контроль, старается преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм   умеет слушать собеседника, готов к коллективному взаимодействию;  умеет объяснять и убеждать других; легко налаживает контакт с взрослыми и сверстниками.

Как показало пилотное исследование, в котором участвовало более шестидесяти третьеклассников, у подавляющего большинства учащихся был выявлен средний и ниже среднего уровня развития социального интеллекта.

Очевидно, что налицо противоречие между общественными ожидания к результатам учения и обнаруженными данными. Это свидетельствует о том, что нужно достаточно серьезно изменить содержание и формы обучения с тем, чтобы усилить развитие именно социального интеллекта младшего школьника. Но для это нужно, чтобы разработчики учебников и учителя «сами увидели необходимость и возможности целенаправленной психолого-педагогической работы в данном направлении, которое является и определенным запросом со стороны общества и государства» [2, с.9].

Здесь нужно сделать особую оговорку. В словосочетании «развитие социального интеллекта» априори содержится цель и механизм достижения (цели) результата. К цели относится социальный аспект: человек живет среди людей, в том или ином обществе, к которому должен адаптироваться, приспособиться, осмыслить и присвоить нормы поведения, ценности, принятые в данном обществе. А интеллект здесь выступает определенным механизмом, который обеспечивает процесс познания и усвоения окружающего - внешнего и внутреннего - мира. В этом ракурсе психология исследует преимущественно механизм познания (т.е. психические процессы), а педагогика ориентирована на применение получаемых знаний в окружающем мире, в сообществе.

В развитии социального интеллекта важнейшую роль играет процесс обучения, который обеспечивает становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей.

Учебная деятельность является ведущей для учащихся начальной школы. Еще Д.Б. Эльконин утверждал, что «учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов» [9, с. 84].

Становится очевидным, что в установке на развитие социального интеллекта младшего школьника особо подчеркивается необходимость формирования у учащихся начальной школы общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального начал, что обеспечит у обучающихся их социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся [6, п.13].

В качестве итога отметим, что приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к разнообразному, оптимальному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Ситуация обучения в начальной школе должна создавать для учащегося такие условия, в которых формируется и развивается  его социальный интеллект, т.е. способность учащегося при помощи рассуждения, анализа, обобщения и др. ориентироваться в жизненном пространстве и решать различные (общественно и личностно) значимые задачи.

Рецензенты: 

Коротаева Е.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии детства УрГПУ,     г. Екатеринбург;

Воронина Л.В., д.п.н., профессор каф. теории и методики  обучения математике в период детства УрГПУ, г. Екатеринбург.