Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EVALUATION OF MOTOR SKILLS FORMATION IN PRESCHOOL MENTALLY RETARDED CHILDREN

Maksimova S.Yu. 1 Sentyabrev N.N. 1 Balueva V.A. 1
1 Volgograd State Academy of Physical Education
The article presents the results of the study of motor skills formation in preschool mentally retarded children. Their study was conducted in two types of movements with different levels of coordination complexity. The first group was represented by natural types of locomotion (walking, running), the second one differed in greater coordination complexity (jumping, throwing and climbing). The choice was determined by the fact that the formation of the child’s motor skills and motor development is estimated by the level of development of these locomotion types. The evaluation of locomotion formation was carried out by the expert estimates. Comparison of the results with the indicators of properly developing children allowed to judge about the specifics of the motor skills formation in mentally retarded children. Inspection of three age groups of children revealed differences of motor skills in mentally retarded children. The main types and prevalence of disorders of complex motor skills were identified, the assumption was made that the main cause is the complexity of mastering them. The highest level of disturbances is characteristic of the older age group of the children surveyed. The findings are the basis for the correction of the adaptive physical education of mentally retarded children.
mental retardation
preschool children
motor skills

Проблемы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в современной сфере образования являются актуальными. Данные медицинской и педагогической статистики демонстрируют негативную картину увеличения числа детей, имеющих легкую интеллектуальную недостаточность [3, 4]. Педагогическая практика сталкивается с необходимостью создания наиболее полноценных условий для их обучения и воспитания, а научно-методический потенциал специальной педагогики не всегда может удовлетворить ее запросы. В равной мере эти проблемы присущи и адаптивному физическому воспитанию детей с задержкой психического развития. Большой круг его вопросов технологического и методического плана еще нуждается в научном обосновании. Одним из них является проблема коррекции и развития двигательных навыков. Основу двигательной сферы ребенка дошкольного возраста составляют так называемые основные виды движений, к которым относят ходьбу, бег, прыжки, метание и лазание. Высокий уровень сформированности двигательных навыков этих локомоций создает условия для полноценного моторного развития ребенка, становления его здоровья, познания окружающего мира с двигательной позиции [5].

Вместе с тем результаты научных исследований констатируют наличие нарушений в формировании двигательных навыков у детей с ЗПР [1, 3]. Современная педагогическая практика адаптивного физического воспитания сталкивается с необходимостью обеспечения условий для коррекции и развития двигательных навыков у детей этой нозологической группы. Однако научно-методическая база такого педагогического воздействия требует дополнительного обоснования. Исследовательская работа по данному направлению осуществлялась на базе Волгоградской государственной академии физической культуры в соответствии с государственным заказом Министерства спорта Российской Федерации (приказ № 1032 от 17.12.2014).

Методика исследования

Оценка сформированности двигательных навыков у детей с ЗПР осуществлялась в основных видах движения, ведущих локомоциях дошкольного физического воспитания: ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании. Именно по ним оцениваются двигательное развитие ребенка-дошкольника и уровень становления его двигательных навыков. Данное измерение осуществлялось методом экспертных оценок, заключающимся в определении качества движения по пятибалльной шкале. В исследовании принимало участие 118 детей, возраст 4–7 лет, посещавших детские дошкольные учреждения г. Волгограда.

Результаты исследования

Проведенное исследование показало определенные различия особенностей проявления двигательных навыков у детей с ЗПР разных возрастов.

Анализ сформированности изучаемых локомоций у детей 4–5 лет (табл. 1) показал, что в возрастном периоде 4–5 лет изучаемая группа детей демонстрирует небольшое количество отклонений в сформированности двигательных навыков. Значимые отличия наблюдаются в проявлениях прыжков (Р < 0,01) и в проявлениях лазания (Р < 0,01).

Характерными ошибками двигательного навыка прыжка явились: несогласованность движений рук и ног, слабое отталкивание и его одновременность, мягкость приземления. Выявленные отклонения согласуются с научными и данными проведенных ранее исследовательских работ [2, 5]. В некоторой степени нарушения в технике прыжка объясняются особенностями низкой обучаемости детей с ЗПР. Вследствие того что данный вид движения является сложнокоординированным, то ошибки в нем у детей с ЗПР можно рассматривать как закономерные.

Таблица 1

Оценка сформированности двигательных навыков в основных видах движений у детей 4–5 лет (баллы)

Контрольные задания

Статистические показатели ()

t

P

ЗПР (n =20)

Н (n =20)

Ходьба

3,43 ±0,24

3,69 ± 0,25

0,4

Р > 0,05

Бег

3,78 ± 0,28

3,91 ± 0,24

0,3

Р > 0,05

Прыжок в длину с места

2,61 ± 0,19

3,34 ± 0,18

3,04

Р < 0,01

Метание вдаль сильнейшей рукой

2,85 ± 0,17

3,26 ± 0,22

1,5

Р > 0,05

Лазание по гимнастической стенке

2,13 ± 0,31

3,32 ± 0,18

3,5

Р < 0,01

Примечание: ЗПР – дети с задержкой психического развития; Н – дети массовых дошкольных учреждений; t – достоверность различий между группами; Р – уровень значимости достоверности отличий.

Основными ошибками в лазании у детей 4–5 лет с ЗПР явились: несогласованность движений рук и ног, одноименность перемещений (одновременная работа только правой рукой и ногой и наоборот), медленный темп реализации двигательного акта. Именно эти негативные характеристики и обусловили низкие балльные оценки.

В таких локомоциях, как ходьба, бег, метание, у детей 4–5 лет с ЗПР грубых нарушений в двигательных навыках не было выявлено, и их балльные оценки не имеют достоверных отличий от оценок детей массовых дошкольных учреждений (Р > 0,05).

Статистическая обработка полученных результатов позволяет увидеть, что из пяти изучаемых двигательных навыков дети 5–6 лет с ЗПР имеют нарушения в проявлениях:

прыжков (Р < 0,01), метания (Р < 0,01), лазания (Р < 0,01).

Полученные констатирующие факты согласуются с данными научно-методической литературы [1, 2]. Дети этой возрастной группы не имеют отклонений лишь в проявлениях ходьбы и бега, т.е. в естественных локомоциях. В локомоциях, требующих проявления высокого уровня координационных способностей, у них имеются нарушения. Основной негативной характеристикой и прыжков, и метания, и лазания является несогласованная работа различных частей тела. Именно ее отсутствие обусловливает низкий уровень изучаемых двигательных навыков. Их низкая результативность в некоторой степени обусловлена и невысокими показателями силовых способностей. Так, в метании низкий результат вызван слабостью силы ведущей руки, а в прыжке в длину с места – слабостью силы мышц ног.

Результаты оценки сформированности двигательных навыков у детей 5–6 лет приведены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка сформированности двигательных навыков в основных видах движений у детей 5–6 лет (баллы)

Контрольные задания

Статистические показатели ()

t

P

ЗПР (n =40)

Н (n =40)

Ходьба

3,91 ±0,31

3,98 ± 0,21

0,1

Р > 0,05

Бег

4,18 ± 0,28

3,79 ± 0,22

1,1

Р > 0,05

Прыжок в длину с места

2,84 ± 0,17

3,55 ± 0,21

4,04

Р < 0,01

Метание вдаль сильнейшей рукой

3,35 ± 0,17

4,16 ± 0,21

3,2

Р < 0,01

Лазание по гимнастической стенке

2,43 ± 0,28

3,7 ± 0,19

3,9

Р < 0,01

Примечание: ЗПР – дети с задержкой психического развития; Н – дети массовых дошкольных учреждений; t – достоверность различий между группами; Р – уровень значимости достоверности отличий.

Весьма интересным является тот факт, что в этом возрастном периоде ни одна из изучаемых групп детей не демонстрирует высокие баллы в таких естественных локомоциях, как ходьба и бег. Балльная оценка двигательного навыка ходьбы и воспитанников коррекционных групп, и детей массовых дошкольных учреждений составляет 3,91 и 3,98 балла. Аналогичная картина проявляется и при оценке двигательного навыка бега (группа ЗПР – 4,18 балла, группа норма – 3,79 балла).

Результаты оценки двигательных навыков основных видов движений у детей 6–7 лет представлены в таблице 3.

Анализ приведенных табличных данных позволяет увидеть, что дети с ЗПР 6–7 лет демонстрируют более низкий, чем дети массовых дошкольных учреждений, уровень сформированности двигательных навыков в движениях: ходьбы (Р < 0,05); бега (Р < 0,05); прыжков (Р < 0,01), метания (Р < 0,05), лазания (Р < 0,001).

Таблица 3

Оценка сформированности двигательных навыков в основных видах движений у детей 6–7 лет (баллы)

Контрольные задания

Статистические показатели ()

t

P

ЗПР (n =40)

Н (n =40)

Ходьба

4,15 ± 0,24

4,85 ± 0,11

2,9

Р < 0,05

Бег

4,03 ± 0,24

4,61 ± 0,14

2,2

Р < 0,05

Прыжок в длину с места

3,36 ± 0,26

4,33 ± 0,16

3,4

Р < 0,01

Метание вдаль сильнейшей рукой

3,68 ± 0,24

4,34 ± 0,21

2,2

Р < 0,05

Лазание по гимнастической стенке

2,99 ± 0,25

4,31 ± 0,17

4,5

Р < 0,001

Примечание: ЗПР – дети с задержкой психического развития; Н – дети массовых дошкольных учреждений; t – достоверность различий между группами; Р – уровень значимости достоверности отличий.

Во всех изучаемых видах движений воспитанники коррекционных групп не демонстрировали должного уровня двигательных навыков. В проявлениях ходьбы наблюдались такие нарушения, как вялая осанка, отсутствие ритма локомоции, легкости шага. Низкую балльную оценку в беге обусловили тяжелый шаг, бег на полной стопе, сбивчивый ритм движения. В метании, лазании, прыжках основные нарушения были связаны с координацией движения, а именно согласованностью работы рук и ног.

Более наглядно картина двигательного развития детей дошкольного возраста с ЗПР просматривается на рисунке.

Оценка сформированности двигательных навыков в основных видах движений у детей дошкольного возраста (баллы)

Анализ представленного рисунка наглядно демонстрирует, что самый высокий уровень нарушений двигательного характера демонстрирует возрастная группа 6–7-летних детей с ЗПР. Наименьшие отклонения от возрастной нормы просматриваются в младшей возрастной коррекционной группе. При реализации двигательных навыков таких локомоций, как ходьба и бег, отмечается наименьшее количество отклонений. При возрастании координационной сложности движений (лазание) число отклонений от возрастной нормы больше всего. Двигательный навык этого вида движения у детей с ЗПР сформирован хуже, чем у детей массовых дошкольных учреждений, и это просматривается во всех возрастах. Чуть более благоприятная картина просматривается в метании и прыжках. Полученные в настоящем исследовании сведения не только доказывают необходимость коррекции адаптивного физического воспитания для детей данной категории, но и служат обоснованием для его целенаправленной перестройки.

Выводы

1. Проведенный констатирующий эксперимент показал наличие нарушений в сформированности двигательных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР. Самые значительные из них связаны со сложными координационными локомоциями – прыжками, метанием мяча вдаль сильнейшей рукой, лазанием по гимнастической стенке. Одной из ведущих причин отмеченной несогласованности работы звеньев опорно-двигательного аппарата является низкая способность к обучению детей с ЗПР.

2. Выявленная негативная картина требует модернизации педагогического процесса адаптивного физического воспитания с целью коррекции негативных характеристик двигательного характера.

Рецензенты:

Кудинов А.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Теория и история физического воспитания» ФБГОУ ВПО ВГАФК, г. Волгоград;

Карпов В.Ю., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания и спорта Российского государственного социального университета, г. Москва.