Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE TEACHING METHODS OF ART HISTORY FOR SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN IN THE CONDITIONS OF CHILDREN’S ART SCHOOL

Zhitnik T.S. 1 Muzya E.M. 1
1 Melitopol B.Khmelnitskiy State Pedagogical University
The analysis of modern methods of aesthetic education is held, in particular, the teaching methods of art history for senior preschool age children in the conditions of children´s art schools. Based on the analysis, taking into account the physiological characteristics of senior preschool age children, the teaching and learning methods of art history for senior preschool age children are created. It’s invited to sketch the most striking memorable features of architecture or painting style, during child´s familiarization with the artwork. The introduction of this methods makes it possible to speak about the following results: the creative thinking, imagination and sensory-emotional sphere develops in senior preschool children; artistic and creative activity; artistic taste; the child learns the basic knowledge of the art history, has an idea about the kinds, genres of art.
senior preschool age children
painting
art history
Artistic and creative activity

Условиями современного художественного образования являются совершенствование методов эстетичного воспитания и выработка ранней профессиональной направленности. Особенное значение она уделяет формированию и развитию художественно творческой активности ребенка в разных видах деятельности. Система эстетического воспитания дает возможность обеспечить индивидуальное, всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка старшего дошкольного возраста. Такая система комплексного, последовательного и адресного влияния на ребенка со стороны образовательных учреждений и социальных институтов непременно влияет на мировоззренческую установку личности ребенка. Существование этой системы возможно только при условиях общих, единственных научно-педагогических методов и принципов, в результате которых ребенок получает субъективную, творческую оценку действительности.

Актуальность темы обусловлена в первую очередь интересом научных деятелей к проблеме художественного образования: теорией деятельности и развивающего обучения (А. Леонтьев, В. Давидов, Д. Эльконин); положениями о проблемах формирования личности в процессе привлечения к культуре (М. Каган); концепцией психологии искусства (Г. Арнхейм, JI. Выготский); основными положениями современной теории искусства (В. Кандинский); исследованиями об особенностях зрительного восприятия (В. Зинченко); концептуальными взглядами на творчество как на весомый компонент личностной культуры (А. Запорожец, Т. Комарова, Г. Сковорода, В. Сухомлинский, К. Ушинский и др.). Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, в частности Г. Ващенко, Л. Выготского, А. Бакушинского, Э. Берна, Б. Бехтерева, Л. Божович, Г. Кершенштейнера, Е. Кононко, С.Куприяновой, А. Лазурского, С. Рубинштейна, З. Фрейда, Д. Узнадзе, К. Юнга.

Через личностное взаимодействие с произведениями искусства ребенок приобретает совершенствование, творческое развитие и художественные способности. Главным моментом и основной этого ракурса исследования является объективная двойственность искусства, где, с одной стороны, оно является особенной, индивидуальной формой самовыражения, своеобразным отношением к окружению, а с другой - в результате ознакомления с произведениями искусства и их личностным восприятием у ребенка формируется собственный эстетичный вкус, индивидуальный художественный образ. Произведение искусства всегда остается особенной индивидуальной формой выражения личностного отношения к миру, через него художник выражает собственные чувства, мысли, идеи, которые возникают в сознании определенной личности, со свойственным только ей интеллектуальным и психологическим опытом, собственными переживаниями и осмыслением действительности.

Ребенок старшего дошкольного возраста еще не в состоянии понять всей глубины высокохудожественных произведений и их эстетичную ценность, но это знакомство - почва для последующей заинтересованности искусством, оно формирует потребность общения с культурой. То состояние, которое интересует и волнует его, в значительной мере играет роль для определения направления его знаний в последующем профессиональном становлении. Вот почему «роль искусства в воспитании незаменима. Его связки с миром - прошлым, будущим - необъятные. Поэтому искусство может выступать как фактор целостного воспитания и развития, как взаимодействие умственного, эстетичного, морального и физического формирования личности ребенка. Это становится возможным, если виды искусства как средство воспитания и развития воспринимать целостно, не разделяя на замкнутые в себе отдельные предметы, а наоборот, объединяя весь спектр художественной деятельности, накопленный человечеством» [5, с. 49].

Занятие художественным творчеством - важная часть развития эстетичного воспитания и художественно-творческой активности ребенка, основа ее всестороннего, гармоничного развития ориентированного воспитания. Ребенок, воспринимая художественное произведение, выбирает явления, осмысливает их, тем самым развивая творческую культуру и эстетический вкус. Воспринимая произведение художественного искусства, ребенок не ограничивается обычной фиксацией содержания. Она воспринимает образ «через призму своего индивидуального опыта, вносит в него новые элементы, которых, по его мнению, недостает, то есть принимает участие в творческом акте, в создании собственного индивидуального художественного образа» [6, с. 123].

Учитывая возрастные особенности, сенсорное развитие, которое является основой формирования интеллектуальных и художественных способностей, на наш взгляд, необходимо обеспечить систематическое и педагогическое знакомство детей с настоящими произведениями искусства. Такой контакт детей с произведениями художественного искусства вовлекает сознание и подсознание, ум и чувство ребенка в многогранный творческий процесс и активизирует творческую деятельность.

Учебная программа для детской художественной школы (художественного отделения) составлена на основе типичного учебного плана для начальных специализированных художественных заведений Министерства культуры и туризма Украины по приказу №570(0)16-6 от 18.07.2006 г.

Содержание программы основывается на принципах научности, последовательности и логичности принципов художественного образования. Дифференцирования тем программы базируются на принципах системности, интегративности, которые дают возможность применять и адаптировать собственный педагогический опыт, формировать инновационные подходы и методы. Целью программы является ознакомление детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с элементарными понятиями, работами выдающихся художников в истории искусства (архитектуры, живописи, скульптуры) в условиях детских художественных школ. Задачами программы являются изучение основных понятий изобразительного искусства, предоставление элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, ознакомление с шедеврами известных художников, архитекторов, скульпторов.

Главными задачами программы являются:

  1. формирование художественно-эстетического восприятия действительности, художественного мышления и творческой активности, эмоционально-эстетического опыта и вкуса, художественной компетентности и элементарной эстетичной мировоззренческой ориентации; элементарных понятий, умений, навыков;
  2. развитие чувственно-эмоциональной сферы, художественных способностей, творческого мышления, воображения, художественной творческой активности; художественного вкуса;
  3. усвоение элементарных знаний из истории искусства, элементарных понятий, представлений о видах, жанрах изобразительного искусств.

Художественно-творческое развитие ребенка осуществляется через его включение в определенную творческую деятельность, которая может отображаться и реализовываться в учебе, общении или игре, но обязательно должна быть художественно окрашена. Необходимым условием усвоения художественной культуры является активизация познавательного интереса к изобразительному искусству, умению к интерпретации и творческому воображению.

Программа для нулевого класса из дисциплины «История искусства» является частью комплексной программы, к которой принадлежат другие дисциплины эстетичного цикла (изобразительное искусство, этика и эстетика, арт-терапия, театральное искусство). Первая часть программы рассчитана на детей 6 лет (1-й год обучения, 2 семестра - 34 ч); вторая часть программы является продолжением первой части, рассчитана для детей 7 лет (2-й год обучения, 2 семестра - 34 ч). Остановимся детальнее на содержании программы.

Содержание программы содержит распределение учебных часов по семестрам; объяснительную записку, в которой отражены цель и задание программы; тематический план; список предлагаемой литературы для преподавателя и дополнения (иллюстрационный ряд к занятиям).

Во время работы над программой одним из первых заданий было определение психофизиологических особенностей ребенка 6-7 лет. На основе сензитивности старшего дошкольного возраста к рисованию, фантазированию, эмоциональному восприятию образов и активному доминированию воображения мы пришли к выводу, что все задания должны быть интересными, оригинальными, недолговременными и носить игровой характер. Задания должны изменяться интересными дополнениями и уточнениями. Таким способом мы обеспечиваем заинтересованность темой в течение всего занятия, поддерживаем творческую активность и процесс самореализации во время восприятия материала и выполнения задания. Стимулирующим заданием мы предлагаем считать зарисовки в альбомах для рисования. В нашем случае рисунок выполнен в альбоме, заменяет тетрадь с текстом. Известно: рисунок - знак (как слово или буква), при помощи которого ребенок переносит на лист воспринятую информацию. Мы предлагаем использовать на занятии с 6-летним ребенком именно рисунок, который ребенок сможет «прочитать» и рассказать о том, что он нарисовал. Конечно, каждый рисунок очень субъективен. Только ребенок, который воспроизвел в символах воспринятую информацию, сможет «прочитать» свою работу. В течение года собирается полная тетрадь (альбом) информации из истории искусства, во время рассматривания которого ребенок вспоминает основные характеристики того или другого стиля в архитектуре, того или другого периода в искусстве.

Например, во время ознакомления с романским стилем ребенок 6 лет рисует большие мощные замки и крепости, рыцарей и принцесс, мебель с толстыми ножками. Окна на рисунках узкие и длинные. Посуду из серебра ребенок воспроизводит при помощи серого карандаша. Если спустя некоторое время ребенка попросить рассказать о романском стиле в архитектуре, он без особого труда вспомнит (при помощи альбома) 5-6 основных характеристик того или другого стиля в архитектуре. Важно отметить, что этой элементарной информации будет достаточно для первого ознакомления со стилями и периодами в истории искусства. Такие элементарные знания будут служить необходимой основой для того, чтобы позже изучать историю искусства детальнее и тщательнее. С каждым годом знания будут дополняться другими знаниями, формируя общую картину обо всех периодах из истории искусства.

Следующим этапом тематического плана программы является ознакомление с жанрами и средствами живописи. Во время ознакомления детей 6-7-летнего возраста со средствами живописи необходимо обратить внимание на психофизиологические особенности этого возраста, на их вкусы, особенности восприятия окружающей действительности и бурное развитие воображения и фантазирования. Изучая композиционные средства живописи (такие как статика, динамика, равновесие, движение, открытая и закрытая композиция), дети старшего дошкольного возраста отдают преимущество картинам, на которых изображены люди, животные или легкоузнаваемые элементы пейзажа - дом, поле, сад, село, море и т. п. Картины чаще показывают людей во время движения или в определенных позах (спят, бегут, ныряют, падают, танцуют, прыгают, едут, играют и т. п.). Интересными для детей являются открытые эмоции в живописи (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т. п.). Характерными изображениями для старшего дошкольного возраста являются простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов. Важным моментом во время восприятия и воссоздания являются мелкие детали, на которые ребенок обращает внимание в первую очередь. Дети этого возраста любят картины, на которых изображены сцены, предметы, действия и жесты, знакомые им из повседневной жизни. Один ребенок отметит женщину, которая причесывается, как его мама, или мужчину, который работает за столом, похожего на папу. Преподаватель может подобрать работы на свой вкус.

Следующим этапом тематического плана программы является ознакомление с представителями разных стилей в искусстве (от ренессанса до современных художников). Мы столкнулись со следующими проблемами:

  1. сложность произнесения и запоминания иностранных слов, названий и имен;
  2. сосредоточение внимания ребенка во время восприятия информации;
  3. сосредоточение заинтересованности во время знакомства с произведениями искусства.

Проблему решили, обратившись к основным законам психического и физического развития ребенка 6-7 лет, которые освещены в нашей общей цели. Напомним, главная цель - ознакомить ребенка 6-7 лет с элементарными понятиями из истории искусства. Основное задание - минимальный уровень осведомленности о художниках разных эпох истории искусства.

Предлагаем следующую методику ознакомления со стилями в искусстве детей старшего дошкольного возраста, при помощи которой решаются отмеченные проблемы. Рассмотрим методику детальнее. В тематическом плане мы предлагаем 53 отдельные темы для ознакомления с роботами художников разных стилей в искусстве. Темы подобраны, учитывая интересы ребенка 6-7 лет, особенно значимые социальные и личностные сферы: человек, природа, дети, животные, семья, сказки, др. По нашему мнению, темы занятий могут изменяться в зависимости от региональных, индивидуальных, национальных и других особенностей групп.

На каждую тему подобраны работы художников разных стилей и направлений. Конечно, работы отличаются одна от другой стилем и техникой исполнения. Именно это многообразие стилей интересно детям. Во время занятия дети просматривают работы художников разных стилей на предложенную тему (люди, цирк, дети, животные, семья, море и др.). В зависимости от личностных вкусов они выбирают для себя наилучшую, наиболее интересную работу, таким способом концентрируя свое внимание именно на авторе и названии работы, которая понравилась. Конечно, выбор редко совпадает. Именно в этот период, когда они объясняют, кому какая работа понравилась, они запоминают название и автора произведения. Так в течение года формируются определенные вкусы у каждого ребенка. Ребенок узнает представителей одного стиля или называет их произведения. Позже к этим элементарным знаниям добавятся другие знания. С каждым годом программа усложняется, ребенок накапливает новый материал. Интересно то, что в следующем году, владея определенной информацией из истории искусства, ребенок более уверен, смел, самостоятелен.

Приведем пример одной из предложенных тем и работы художников разных стилей к ней. К теме «Радуга» мы предлагаем работы Архипа Куинджи, Николая Крымова, Бориса Кустодиева, Алексея Саврасова, Константина Сомова, Жоржа Сера, Ивана Айвазовского, Уильяма Тернера. К теме «Собаки» мы предлагаем работы Огюста Ренуара, Пабло Пикассо, Карла Брюллова, Мартироса Сарьяна, Константина Маковского.

Маленькие дети воспринимают картину не только глазами. Она вызывает у них двигательную реакцию. Часто ребенок мимически наследует увиденное и может воспроизвести картину с помощью жестикуляции. Позже ребенок сможет найти и слова, чтобы передать возникшие мысли и ощущения. Динамические, выразительные картины и скульптуры пользуются у детей особенным успехом. Современное искусство дает большое пространство фантазии, вызывает у детей 6-7 лет любопытство, побуждает к творческой активности. Даже самые неожиданные техники, которыми пользуются современные художники, вынуждают работать детское воображение. Секрет успешного начала - научить детей смотреть внимательно, объяснить им, что каждая картина владеет своей особенной атмосферой, и дать волю детскому воображению. На наш взгляд, необходимо обеспечить систематическое и педагогическое знакомство детей с настоящими произведениями искусства в условиях детских художественных школ. Ребенок, воспринимая художественное произведение, анализирует его на основе собственного опыта, любуется, делает выводы, добавляя в восприятие кое-что от себя, тем самым развивая художественно-творческую активность и эстетичный вкус.

Рецензенты:

Москалева Л.Ю., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и дошкольного образования Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь;

Молодиченко В.В., д.филос.н., профессор, ректор Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь.