Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

YOUTH UNEMPLOYMENT AS SOCIAL PROBLEM: REGIONAL ASPECT

Shaova M.A. 1 Eleev L.T. 1 Guketlova L.Kh. 1
1 Тhe Kabardino-Balkarian state university by Kh.M. Berbekov
Article is devoted to a problem of youth unemployment, the reasons and consequences are indicated of this phenomenon. Practice of work is opened of setups of employment services at the regional level . The analysis is given of the main actions allowing to reduce the level of youth unemployment . In recent years positive shifts were outlined in reduction of unemployment in the youth environment thanks to such forms as: professional orientation lessons, work of mobile jobcenters, organization of training, assistance in search of temporary job. According to authors, in the region still staying burning issues on involvement of youth in the sphere of official employment. Not demand of the acquired profession in labor market, compels youth to look for work in shadow sector, demand the permission and other questions. Specific weight of youth in informal employment remains very considerable. Authors take out offers on decreasing of unemployment level among youth and its adaptation in labor market.
youth
informal employment
unemployment
employment service
labor market
За последние годы в России социальная политика государства стала более осязаемой в позитивных изменениях. Они происходят в характере и условиях трудовой деятельности человека, так как на продуктивном труде всех работающих основаны развитие населения и реализация его жизненных устремлений. Это основа социальной политики любого государства, фундамент реализации притязаний на условия жизнедеятельности каждого индивидуума. Важно подчеркнуть, что государство признало за работником право собственности на свою рабочую силу. В законе «О занятости населения в РФ», Трудовом Кодексе РФ и других нормативно-правовых актах устанавливаются государственные гарантии права на труд, основные принципы и методы государственной политики в области занятости, порядок регулирования и организации труда занятости населения, принципы компенсационных выплат при потере работы. В них достаточно полно изложены права и гарантии государства гражданам, которые нуждаются в поддержке на рынке труда. Также существенное внимание уделяется психологической поддержке, адаптации и трудоустройству молодежи.

Данный подход оправдан, ведь молодежь всегда была и остается самой активной и динамичной социальной группой. Она реализует себя в разных сферах жизни общества, стремится к повышению своего социального статуса. Молодежь принято считать наиболее адаптирующейся группой, но ее следует рассматривать и как инновационную часть социума. Наряду с этим, молодежь является самой восприимчивой и уязвимой к различным социальным изменениям возрастной группой. Любые события, происходящие в обществе, оказывают огромнейшее влияние на ценностный мир и стратегии поведения молодежи в различных областях жизнедеятельности. Это объясняется тем, что мировоззрение молодых людей находится в состоянии формирования. В связи с этим, поддержка и развитие потенциала молодежи являются важной задачей государства и общества.

Анализ состояния данной проблемы в Кабардино-Балкарской республике позволяет отметить, что здесь наметились позитивные сдвиги в реализации государственной молодежной политики. В первую очередь она направлена на обеспечение экономических, правовых и организационных условий для самореализации личности молодого человека. В республике были приняты и осуществляются законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О молодежной политике в Кабардино-Балкарской Республике». За последние годы Правительством КБР также приняты и реализуются Постановления Правительства: «О мерах по повышению занятости молодежи КБР», «О программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда КБР», «Об организации общественных работ». В них находят отражение вопросы, связанные с трудоустройством, профессиональной ориентацией и адаптацией молодежи. В Республиканской программе содействия занятости населения достаточно полно представлена молодежная политика в сфере занятости. В частности, заложены меры по оптимизации регионального рынка труда и определены направления политики занятости. Государственная служба занятости, являясь основным исполнителем и координатором реализации республиканских программ содействия занятости населения, реализует комплекс мер по снижению безработицы вообще и молодежной в частности.

Для молодежи реализуются профориентационные уроки, оказываются профориентационные услуги для участников ярмарок образовательных услуг, вакансий рабочих и учебных мест, чтобы молодые люди могли ознакомиться с ситуацией на рынке труда и рейтингом востребованных профессий. Также органами службы занятости проводятся круглые столы, где выпускники получают информацию об особенностях рынка труда, о пользовании эффективными методами и приемами, которые способствуют трудоустройству. Для формирования трудовой мотивации у молодых людей оказываются профинформационные услуги, а также издаются справочно-информационные материалы по обучению навыкам поведения на рынке труда, листовки и буклеты профориентационной направленности.

С целью повышения эффективности работы по адаптации молодежи па рынке труда созданы мобильные центры занятости. Рабочие места в них оборудованы современной компьютерной техникой и позволяют оказывать различные виды информационных услуг.

У психолога-профконсультанта можно пройти тренинг, позволяющий развить коммуникативные навыки, направленные, в первую очередь, на социальную адаптацию людей, ищущих работу и тестирование по вопросам профориентации. По интересующим правовым вопросам можно получить консультацию и квалифицированную помощь у юриста.

Ознакомиться с банком вакансий или заполнить резюме можно у специалиста по трудоустройству, который с учетом образования, профессии и стажа работы, предложит возможные варианты трудовой занятости. А специалист по профобучению объяснит, как повысить свою квалификацию, стать конкурентоспособным на рынке труда и ознакомит со специальностями, по которым можно пройти обучение.

За 2013-2014 гг. мобильными центрами занятости населения проведено 48 выездов в ходе профориентационной акции «Кем быть» по программе выездных мероприятий. Около 9 тыс. молодых людей прошли компьютерное тестирование и получили квалифицированную помощь специалистов на рабочих местах центра относительно выбора профессии. Особенно полезна работа мобильных центов для молодежи, проживающей в отдаленных населенных пунктах [5, с. 20].

Правительство КБР, учитывая значительный удельный вес молодежи среди безработных специалистов с высшим и средним специальным образованием и в целях их адаптации к рынку труда, своим постановлением утвердило Положение «Об организации стажировок выпускников профессиональных учебных заведений республики». Организация данной работы поручена Государственному Комитету КБР по занятости населения. Около 2 тыс. выпускников учреждений профессионального образования прошли стажировку, а также получили адаптивные навыки, при этом каждый четвертый закрепился на местах прохождения стажировки. Для примера рассмотрим практику работы Центра занятости г. Нальчик. Из 463 выпускников, направленных на стажировку с 2012 по 2014 годы, каждый третий получил работу на постоянной основе. А 90% выпускников, прошедших стажировку и не закрепившихся на работе, в дальнейшем быстрее находили рабочие места [5, с. 18]. Стажировка является эффективным механизмом адаптации выпускников профессиональных образовательных учреждений на рынке труда, а также способствует сглаживанию дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу, снижению напряженности на молодежном рынке труда. Таким образом, становится очевидной необходимость дальнейшего расширения форм и методов организации такой работы.

Помимо стажировок для получения трудовых навыков повышения конкурентоспособности, необходимых молодежи, и адаптации на рынке труда, органы службы занятости оказывают содействие в поиске временной работы молодым людям в возрасте от 18 до 20 лет.

Эти мероприятия предназначены для молодежи, имеющей начальное и среднее профессиональное образование, ищущей работу впервые, для которой требуется организовать временное трудоустройство. Органы службы занятости проводят отбор работодателей, готовых принять участие в организации временных рабочих мест для такой категории молодежи.

Молодые люди, участвуя во временных работах, могут получить новые или усовершенствовать имеющиеся профессиональные знания, умения и навыки непосредственно на практике. А самое главное, они получают возможность трудоустройства на постоянное место работы.

Специалисты оказывают содействие по следующим направлениям:

  • в соответствии с требованием работодателя осуществляют профессиональный подбор и направление безработной молодежи на имеющиеся вакантные рабочие места;
  • заключают договоры с организациями о совместной деятельности по временному трудоустройству безработной молодежи;
  • оказывают материальную поддержку на период участия во временных работах за счет субвенций федерального бюджета.

Органы службы занятости в 2013 году на основании 32 договоров, предоставляли возможность получить профессиональные навыки, приобрести первый профессиональный опыт и временно устроиться на работу 248 молодым людям [5, с. 17].

В условиях реализации курса на модернизацию экономики страны, в приоритете государства решение таких задач, которые способствовали бы повышению качества трудовых ресурсов, в соответствии с изменяющимися запросами экономики. Для КБР эта задача особенно актуальна, так как остаются нерешенными серьезные проблемы на рынке труда. Они связанны с разбалансированностью по профессионально-квалификационным, гендерным, территориальным и другим признакам. Спрос на рабочие профессии в республике на рынке труда за последние годы значительно возрос, а по отдельным отраслям ощущается большой дефицит. Именно поэтому органы занятости большое внимание уделяют профессиональному обучению безработной молодежи рабочим профессиям. По 31 профессии (специальности) ведется обучение. Наибольшее количество молодых людей обучаются по следующим рабочим профессиям (специальностям): машинист автокрана, водитель автомобиля, каменщик, оператор котельной, тракторист, стропальщик, электрогазосварщик, электромонтер, «1С: Предприятие», швея, повар, парикмахер и другие. Безработные граждане, прошедшие обучение, как правило, находят себе работу.

Тем не менее, на региональном рынке труда продолжают оставаться проблемы, требующие своего решения. Дело в том, что молодежь, вступая на рынок, испытывает трудности в трудоустройстве и адаптации к новой социальной среде. Это можно объяснить тем, что профессиональные учебные заведения недостаточно активно готовят своих выпускников к тем реалиям, с которыми они столкнуться в будущем. Учебные заведения ориентируются больше на передачу учащимся определенного объема знаний. Поэтому выпускники после получения профессиональных знаний, выходят на рынок труда как психологически, так и социально неподготовленными к его жестким условиям. Затрудняет активность выпускников и то, что они не имеют практических знаний и навыков к тому, что их ждет, и не знают, с чем им придется столкнуться при поиске работы.

Основные проблемы молодых людей следующие: они не обладают достаточной информацией о реальной ситуации на рынке труда и требованиях работодателей, не умеют грамотно преподносить себя. Выпускники учебных заведений не знают, как правильно искать работу, не владеют правилами поведения на рынке труда и информацией о каналах и путях поиска работы. Важно то, что они не владеют навыками самопрезентации, ведь зачастую завышенная самооценка и отсутствие навыков делового общения с работодателем мешают трудоустройству. Невозможность быстро осуществить свои замыслы, серьезная конкуренция на рынке труда порождают разочарование и неуверенность в себе.

Поэтому у молодых людей нередко формируется пассивная позиция, что проявляется как по отношению к поиску работы, так и выполнению трудовых обязанностей [3 , с. 171].

Высокий уровень безработицы, невостребованность приобретенной профессии на рынке труда вынуждает граждан, в том числе и молодежь, искать работу в теневом секторе. В 2013 году число неформально занятых оценивалось в 136 тыс. человек, и это составляет 36,4% (в среднем по стране - 19,5%) численности занятого населения. При этом такой вид занятости является основным и единственным для 90% граждан [7, с. 157]. А, как известно, теневая экономика серьезно деформирует социально-трудовые отношения. Так, оплата труда часто не соответствует реальному трудовому вкладу, вводится ненормированный рабочий день, не предусматриваются социальные гарантии и др. Как следствие, вытесняется законодательное право, что резко снижает уровень гарантий для работника и не дает ему легально отстаивать свои права. Характеризуя нелегальную занятость, как негативный социально-экономический феномен, необходимо отметить, что та часть молодежи, которая неформально занята, находится вне общественно-полезного труда, и адаптация на рынке труда проходит своеобразно, с вытекающими последствиями для самого работника, а также общества. Кроме того, расширение теневой экономики и масштабов имущественной стратификации зачастую вызывает у молодежи сомнения в социальной справедливости проводимых в России преобразований. Соответственно, должно прийти твердое понимание того, что теневая экономика не может быть основой социально-экономического развития России.

На наш взгляд, для снижения уровня безработицы, для улучшения социальной защищенности молодежи и ее адаптации в социально полезном для общества направлении следовало бы:

  • создать условия для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, чтобы можно было удовлетворить потребности населения в оплачиваемой работе;
  • обеспечить прогрессивные структурные сдвиги в распределении занятых по отраслям и профессиям. В первую очередь, в сфере высокотехнологического производства строительных материалов, сельскохозяйственной продукции, легкой промышленности, а также туризма;
  • привести, с учетом перспектив развития экономики, в соответствие объемы и профиль подготовки специалистов с требованиями реальной практики;
  • повысить конкурентоспособность рабочей силы, в соответствии с требованиями рынка труда, для чего необходимо развитие системы непрерывного профессионального образования;
  • возродить школьную профессиональную ориентацию молодежи, повысить их мотивацию к трудовой деятельности;
  • увеличить объемы помощи для развития молодежного предпринимательства и фермерства.

Сегодняшние экономические неурядицы, вызванные санкциями и другими причинами, неизбежно отразятся на рынке труда. По данным Минтруда России с начала 2015 года численность официально зарегистрированных безработных увеличилась на 2,2%, а число работников с неполной занятостью возросло более чем на 20%. Следует оперативно, по опыту 2008 года, спланировать меры по борьбе с безработицей, чтобы смягчить негативные социальные последствия. Для этого целесообразно обеспечить реальную консолидацию усилий органов власти, работодателей и профсоюзов на принципах социального партнерства.

Рецензенты:

Нагоев А.Б., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга КБГУ, г. Нальчик;

Тогузаев Т.Х., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики КБГАУ им. В.М. Кокова, г. Нальчик.