Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

POLITICAL-COMMUNICATIVE INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND SOCIETY IN CONTEMPORARY RUSSIA: STATUS, PROBLEMS AND PRINCIPLES OF FORMATION

Kuzmin D.A. 1
1 Volgograd branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
The practice of functioning of modern political formations shows that the absence of political-communicative interaction between government and society in the country contributes to the destabilization of the socio-political situation and the decline in the quality of political governance. Of particular relevance, the issue becomes when considering the domestic political reality. It should be noted that the mass protests of the Russians, held in 2011-2012 were caused not only by the results of the recent parliamentary and presidential elections, but also emerging in the country the system of power relations. According to the majority of inhabitants of modern Russia society is excluded from the process of elaboration and adoption of political and administrative decisions in the country. Of course, the folding model of political relations could have a negative impact on the political and socio-economic situation in the Russian Federation. In this regard, the Russian political elite is recommended to think about the prospects of implemented policies and create the conditions for the formation of an effective dialogue between the authorities and society in the country.
democracy
political governance
political-communicative interaction
political stability
power relations
Dialogue
Одним из основных объектов политологического анализа и значимым вопросом практической политики является проблема формирования эффективной модели политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества в современной России. Актуализация этой проблематики обусловлена необходимостью совершенствования политико-управленческого процесса, повышением качества принимаемых политических решений и обеспечением политической стабильности в стране.

Цель исследования - анализ политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества в РФ.

Методы исследования

В статье автора использованы принципы системного подхода и вторичный анализ статистических данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Складывающаяся в стране система властных отношений свидетельствует, что проблема формирования эффективной модели политической коммуникации властвующей элиты и социума в РФ в настоящее время не является объектом государственной политики. В подтверждение приведем итоги анкетного опроса «Левада-центр», осуществленного 24 декабря 2011 г. во время митинга «За честные выборы» в г. Москва. Респондентам предлагалось ответить на следующий вопрос: «Что привело Вас на этот митинг?» Распределение ответов было следующим [7]:

Таблица 1

Причины участия людей в митинге «За честные выборы»

Стремление выразить свое возмущение фальсификацией выборов

73 %

Накопившееся недовольство положением дел в стране/политикой властей

73 %

Разочарование в обещанной политике модернизации/в Медведеве

42 %

Недовольство тем, что власть не считается с такими людьми, как я/основные решения в стране принимаются без нашего участия

52 %

Солидарность с позицией партий, участвующих в митинге

15 %

Симпатии организаторам митинга

13 %

Митинги - это интересно, это тренд времени

6 %

На митинг пошли мои друзья, знакомые, и я - с ними

10 %

Другое

3 %

Затрудняюсь ответить

1 %

В соответствии с полученными результатами выявлено, что 52 % опрошенных недовольны формирующимся в стране политическим режимом, при котором основным субъектом политических преобразований выступает властвующая элита. Однако проведенные митинги не привели к значимым изменениям в этой сфере.

Схожие результаты обнаруживаются и в опросе, проведенном в марте 2013 г. В процессе исследования респонденты должны были ответить на такой вопрос, как: «Могут ли такие люди, как Вы, влиять на принятие государственных решений в стране?». Обработка полученных данных показала [6]:

Таблица 2

Анализ общества как субъекта социально-политической жизни

Определенно, да

3 %

В какой-то мере, да

10 %

Скорее, нет

35 %

Определенно, нет

49 %

Затруднились ответить

4 %

По мнению большинства россиян, в настоящее время общество не является актором социально-политических преобразований в стране. На основе имеющихся эмпирических замеров можно заключить, что эффективного политико-коммуникативного взаимодействия властвующей элиты и социума в современной России еще нет.

Схожего мнения придерживается и А.В. Зайцев. Исследователь считает, что складывающаяся ситуация может иметь негативные последствия. Он, в частности, отмечает: «Отсутствие полноценного диалога власти и общества, эффективных механизмов обратной связи от гражданского общества к государству и назад лишают власть респонзивности, делают ее инертной, костной, глухой, неспособной к своевременному реагированию на трансформацию общественного мнения и политических настроений в обществе» [3. C. 136].

Опыт функционирования СССР свидетельствует, что несформированность политико-коммуникативного взаимодействия политической элиты и социума в стране может дестабилизировать общественно-политическую обстановку и привести к кризису политической системы. В то же время практика функционирования иных политических образований (например, Великобритании, Германии, США и Франции) свидетельствует, что наличие политического диалога в системе отношений «власть-общество» положительно влияет на социально-политическую ситуацию. Реализуемая в этих государствах модель политической коммуникации способствует демократизации политического режима, улучшению социально-экономической жизни населения и повышению авторитета страны на международной арене. С нашей точки зрения, практика зарубежных государств должна стать ориентиром для российских властей.

При этом особое внимание необходимо уделить причинам несформированности политико-коммуникационной взаимосвязи власти и общества в РФ. К наиболее значимым следует отнести: «закрытость» властвующей элиты в вопросах политического реформирования страны и отсутствие эффективных коммуникационных каналов. Рассмотрим каждый из этих аспектов в отдельности.

В первую очередь необходимо проанализировать специфику политико-управленческого процесса в современной России. Анализируя данную проблему, А.Ю. Александрова отмечает: «Во взаимодействии политической власти и общества в России, по мнению многих ученых, доминирующее положение на протяжении 22 лет занимала политическая власть, определявшая не только основные нормы и правила взаимоотношений, но и степень допустимого участия институтов гражданского общества в политическом процессе» [1. С. 69]. Эта точка зрения подтверждается и эмпирическими данными. В 2013 г. «Левада-центр» провел опрос населения РФ, посвященный перспективам развития демократии в России. В процессе исследования удалось выявить следующее [6]:

Таблица 3

Перспективы развития демократии в современной России

Активно движется по пути демократии

19 %

Затормозилась в этом движении

47 %

Никогда и не начинала двигаться по пути демократии

22 %

Затруднились ответить

13 %

Полученные данные свидетельствуют о том, что подавляющее число жителей современной России негативно оценивают ситуацию в этой области. В то же время в Конституции РФ сказано: «<...> единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [4]. Следует отметить, что отсутствие «горизонтальных» политических связей в стране может негативно сказаться на общественно-политической ситуации в России.

Формирование диалога властвующей элиты и социума в РФ затруднено и по причине неэффективности имеющихся каналов политико-коммуникационной взаимосвязи. В контексте сказанного уделим внимание анализу деятельности Общественной палаты РФ и функционированию СМИ как основным каналам политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества.

Так, по мнению большинства жителей современной России, Общественная палата РФ не выполняет возложенные на нее функции. В доказательство приведем данные социологического опроса, осуществленного в январе 2014 г. В анкете содержался следующий вопрос: «Знаете ли вы что-нибудь о деятельности Общественной палаты Российской Федерации, и если да, как вы считаете, она обладает реальным политическим весом - или это декоративный орган, который не имеет никакого влияния?». Обработка полученных результатов показала [2]:

Таблица 4

Деятельность Общественной палаты РФ

Обладает реальным политическим весом

11 %

Декоративный орган, который не имеет никакого влияния

32 %

Ничего не знаю о деятельности этого органа

47 %

Затрудняюсь ответить

10 %

Представленная в таблице информация показывает, что половина населения России не знает о существовании этого института, а 32 % респондентов отрицательно оценили ее деятельность. Главная задача Общественной палаты - обеспечение эффективного взаимодействия политической элиты и социума в РФ. Однако, как показывает проведенное исследование, этот институт не реализует возложенную на него задачу.

Определенные проблемы можно обнаружить и в функционировании СМИ. Среди таковых отметим: снижение уровня популярности отдельных СМИ (радио, общественно-политических газет и журналов), недоступность для населения (телевидение) и отсутствие независимых точек зрения по поводу происходящих в стране и мире социально-политических событий. Перечисленные проблемы позволяют констатировать, что в настоящее время традиционные СМИ не являются эффективными каналами политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества в современной России.

По мнению автора работы, особый акцент необходимо сделать на использовании Интернет-коммуникации. Основными преимуществами сети Интернет являются: оперативность размещения информации, отсутствие цензуры и доступность использования для общества. Кроме того, в Интернет-пространстве имеется множество форм политико-коммуникационной взаимосвязи. К их числу, по мнению О.Н. Морозовой, следует отнести: «Интернет-сайты, блоги, мини-блоги, электронная почта, форумы, чаты, социальные сети, Интернет-опросы и онлайн-голосование» [5. С. 159-161]. Необходимо отметить, что Интернет может стать наиболее эффективным способом политико-коммуникативного взаимодействия и создаст предпосылки для демократических преобразований в РФ.

Имеющиеся проблемы актуализируют задачу формирования эффективной модели политико-коммуникативной взаимосвязи власти и общества в современной России. Автор статьи считает, что политической элите РФ во взаимодействии с населением следует руководствоваться следующими принципами: открытость для населения, заинтересованность в диалоге с обществом, ориентированность на совершенствование имеющихся и поиск новых коммуникационных каналов. Немаловажное значение имеет и приверженность российских властей принципу политического плюрализма. Следует отметить, что все граждане РФ независимо от своих идейно-политических взглядов должны быть полноправными акторами политико-коммуникативного пространства РФ.

Выводы

Таким образом, проведенный анализ позволяет автору диссертации сделать определенные выводы. Во-первых, было выявлено, что эффективного диалога властвующей элиты и социума в современной России еще нет. Отсутствие коммуникативного взаимодействия может способствовать дестабилизации общественно-политической обстановки в стране. О.В. Шиняева справедливо замечает: «Опыт постсоветского периода показывает, что отсутствие эффективных двусторонних политических коммуникаций приводит к повышению социальной напряженности, непредсказуемости событий, снижению легитимности политических институтов» [8. С. 5].

Во-вторых, основными причинами несформированности политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества в РФ являются: «закрытость» политического руководства страны и отсутствие эффективных каналов политико-коммуникационной взаимосвязи. Решение указанных проблем зависит от практической реализации следующих принципов: информационная открытость властей, приверженность политической элиты принципам политического плюрализма, а также совершенствование имеющихся и поиск новых коммуникационных каналов.

В-третьих, формирование политико-коммуникационной взаимосвязи властвующей элиты и социума в РФ позволит обеспечить устойчивость политической обстановки, повысит качество принимаемых политических решений и создаст условия для демократических преобразований в стране.

Рецензенты:

Колесников В.А., д.пол.н., доцент, профессор кафедры государственного управления и политологии, Волгоградский филиал РАНХиГС, г. Волгоград;

Морозов И.Л., д.пол.н, доцент, профессор кафедры государственного управления и политологии, Волгоградский филиал РАНХиГС, г. Волгоград.