Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOZIAL PROTECHION OF THE CHILDHOOD IN THE REGION: THEORETIC-APPLIED

Shoranova Z.V. 1 Baeva S.R. 1 Razova S.G. 1
1 Тhe Kabardino-Balkarian state university by Kh.M. Berbekov
The article is an attempt to study the regional aspects of social protection of Childhood in the Kabardino-Balkarian Republic. The regional policy in itself relies on the federal installations of the Russian Federation, in particular on the Decree of the President of the Russian Federation of June 1, 2012 N 761 "About national strategy of actions in interests of children for 2012-2017".It allows to develop your own strategy of the social protection of children which is based on a social orphan hood and family trouble .Besides the analysis of the held events, the article determines the main problems in the area of children protection in the republic and some recommendation on improvement of the situation are offered. In particular, improvement of quality of life of children with limited opportunities of health requires strengthening of educational material resources of special (correctional) residential establishments, the development of system of early identification of deviations in development of children and the early correctional help to children of infantile and younger preschool age, the improvement in educational institutions of the republic of psycho-pedagogical and medico-social maintenance. For the purpose of prevention of a social orphan hood it is necessary to expand practice of use of new techniques of medico-psychological consultations of women in labor, including with all members of the family of the woman making the decision on refusal of the child.
social protection
childhood
orphan children
regional policy
prevention of family trouble
Признание приоритетности социальной политики в области защиты детства является одной из актуальных тенденций государственного управления в нашей стране. Дети как наиболее уязвимая часть социума требуют особого внимания со стороны государства и гражданского общества и должны стать объектом особой социальной заботы. В последние два десятилетия в России произошли изменения социального, экономического, политического характера, которые не могли не отразиться на снижении рождаемости, распаде семей, росте числа безнадзорных детей, детей-сирот, детской преступности, алкоголизма и наркомании среди подростков, падение нравственности в целом. Состояние данной проблемы в регионах до сих пор не стало предметом специального изучения. Отдельные аспекты проблем детей и вопросы их социальной защиты анализируются в работах С.Н. Щегловой [9], И.П. Варывдина В.А. и Клемантович [1]. Заслуживает внимания система интегральных показателей социального благополучия/неблагополучия детей в Российской Федерации, разработанная Е.М. Рыбинским и С. И. Мосягиным, которая включает широкий спектр индикаторов показателей: здоровья, питания, образования, материального положения, досуговых услуг [10]. Дивицина Н.Ф., в свою очередь, ставит задачу необходимости обоснования и выявления показателей субъективного характера, которые позволили бы судить о степени удовлетворенности /неудовлетворенности самих детей и взрослых [6]. В теоретическом аспекте ценный материал содержится в работах местных авторов Б.Б. Хубиева, Н.В. Кильберг-Шахзадовой [8]. Вместе с тем, вопросы социального благополучия, положения детей и их социальной защиты в целом в регионе не получили до сих пор теоретического осмысления. Данная статья в определенной степени восполняет этот пробел.

Практической реализацией многих теоретических подходов в решении вопросов детства стала «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» Она определяет ключевые принципы дальнейших мероприятий государства и социальных органов, в том числе реализация основополагающего права ребенка жить и воспитываться в семье; защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала ребенка; сохранение их здоровья; использование технологий помощи, ориентированных на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка [7].

Инструментом практического решения многих обозначенных и других социальных задач должны стать регионы, на которые возложена реализация федеральных установок с учетом специфики проблем, характерных для каждого из них. Так, в настоящее время в Кабардино-Балкарской республике разработаны и продолжают совершенствоваться законодательные акты и программы, направленные на защиту прав детей, особенно, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации. Нормативно-правовая база социальной защиты детства в регионе охватывает решение широкого круга проблем, предполагающего: повышение материального уровня семей с детьми; улучшение основных демографических показателей, особенно уровня рождаемости, детской и младенческой смертности; оказание квалифицированной медицинской помощи детям и развитие сети педиатрических и летне-оздоровительных учреждений; соблюдение прав детей на образование, в том числе детей с ограниченными возможностями развития; социально-правовое обеспечение занятости несовершеннолетних; развитие сети социальных учреждений по работе с семьями, детьми, оставшимися без попечения родителей, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности; профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.

Решение вопросов полноценного, всестороннего, гармоничного развития каждого ребенка возложено на все социальные институты общества, в том числе семьи, школы, государства, социальных учреждений. Возможность такого развития во многом зависит от условий, в которых проживает отдельно взятый ребенок, от социально-экономических и психо-социально-педагогических характеристик его семьи. Наши исследования показывают, что не во всех семьях удается сохранить благоприятный микроклимат в семье, результатом чего часто становится лишение родительских прав. Так, из 342 детей, занесенных в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, 93% составили социальные сироты [4]. Данные показатели являются результатом ослабления традиционных форм поведения и воспитания в национальных семьях Кабардино-Балкарии, увеличения алкоголизации и безнравственного поведения родителей. В последние годы в республике, как и по всей России, развивается новая форма семейного устройства - приемная семья. По данным за 2014 год оформлено 52 приемных семьи, в которых воспитывается 105 детей [5]. Органами опеки и попечительства осуществляется сопровождение замещающих семей, а также контроль за условиями содержания и воспитания детей в замещающих семьях.

Для профилактики семейного неблагополучия и защиты законных интересов детей органами социальной защиты проводятся общереспубликанские мероприятия: тематические конференции, благотворительные акции, праздничные концерты. Особый интерес вызывают вечера отдыха и культурно-спортивные мероприятия «Папа, мама и я - спортивная семья», «Счастливый возраст-детство», «Все лучшее на свете связано с именем твоим, мама», а также встречи семейных команд «Неразлучные друзья - взрослые и дети, конкурс на лучшее знание традиций и обычаев своего народа и пр. Проблема социального сиротства является общечеловеческой. В современных условиях развития общества она становится все более распространенной, в том числе и в развитых странах, и рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума. Причиной тому, как свидетельствуют многие ученые, является то, что родительский дом, семья уже не становятся гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире. В современных условиях многие семьи не смогли адаптировать и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат, как в семье, так и в обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, экономические трудности, увеличение количества новорожденных детей с патологиями - всё это привело к обострению такой актуальной проблемы, как социальное сиротство. Это явление свидетельствует о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на развитие личности ребенка.

Со вступлением человечества в XXI век изменилась жизнь, нравы, ценности. Но проблемы сиротства по-прежнему актуальны и прогрессивны. Сейчас детей-сирот насчитывается больше, чем после окончания Великой Отечественной войны. Одновременно растет число беспризорных детей. Складывающаяся общемировая тенденция требует новых технологий при решении вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, органы социальной защиты в регионах, в частности в Кабардино-Балкарской республике, стараются передавать детей на воспитание, соблюдая принцип принадлежности к определенному роду, фамилии, что способствует возрождению добрых семейных традиций народов Кавказа и большей интеграции детей в семьи.

Обеспечение социальной защиты невозможно без наличия соответствующей организационно-административной базы. Так, в систему социального обслуживания семьи и детей входят учреждения Министерства труда, занятости и социальной защиты КБР, в том числе "Базовый республиканский детский социально-реабилитационный центр "Радуга"; "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Намыс"; "Республиканский центр социальной помощи семье и детям в Урванском муниципальном районе", отделения психолого-педагогической помощи семье и детям при комплексных центрах социального обслуживания населения, осуществляющие функции по профилактике детского и семейного неблагополучия.

Деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей нацелена на обеспечение своевременной и полной реализации законодательных актов и целевых программ, направленных на поддержку семей с детьми в целях предупреждения семейного неблагополучия, профилактику безнадзорности и беспризорности, адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних, комплексного и адресного предоставления социальной помощи. Согласно законодательству, учреждения осуществляют такие виды услуг как: помощь гражданам в воспитании и обучении детей и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов; патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально - педагогические условия; психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи; психологическую коррекцию нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений; диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе; психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности у граждан, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям; организацию деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед, "круглых столов" и т.д.

По оценкам специалистов, в регионе подтверждается общероссийская тенденция положительной динамики роста рождаемости и снижения смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, создания условий для рождения здоровых детей, снижению материнской и младенческой смертности, укреплению здоровья детей и подростков, расширения форм и способов получения дошкольного образования, обеспечения реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов [2], [3].

Для обеспечения дальнейшей положительный динамики социальной защиты детства требуется дальнейшее улучшение материального положения семей, чему не способствует низкий уровень оплаты труда взрослого населения региона. Для повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья следует активно их приобщать к различным формам работы, что будет способствовать формированию у детей данной категории мотивации к знаниям, развитию интеллекта. Для обеспечения их интеграции в общество необходимо: продолжить работу по дальнейшему укреплению учебной и материальной базы специальных (коррекционных) интернатных учреждений; развивать систему раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционной помощи детям; совершенствовать в образовательных учреждениях республики психолого-педагогическое и медико-социальное, программно-методическое сопровождение. С целью профилактики социального сиротства важное значение имеет использование новых методик медико-психологических консультаций матерей, повышение ответственности родительства в целом.

Рецензенты:

Хубиев Б.Б., д.ф.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы КБГУ, г. Нальчик;

Кильберг-Шахзадова Н.В., д.ф.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы КБГУ, г. Нальчик.