Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOME ASPECTS OF LIFELONG LEARNING AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Tsiulina M.V. 1
1 Chelyabinsk State Pedagogical University
The article is devoted to the problem of lifelong learning and pedagogical education. The urgency to change the system is shown due to the government documents. Five separate approaches to the definition ‘lifelong’ in pedagogical education are named. Lifelong learning in pedagogical education is designated. System engineering rules of lifelong learning, generalized and specific functions are introduced. There are issues to be considered while developing into system. Lessons experiences by FSBEI “Chelyabinsk State Pedagogical University” in this field are studied. The author also names factors that influence organization and operation of the system of lifelong learning pedagogical education. One of the factors that matters is internalization. European and Russian approaches to the internalization notion are represented. The internalization influence on the system of lifelong learning pedagogical education and development of academic mobility of students and teachers in FSBEI “Chelyabinsk State Pedagogical University” are stated.
lifelong learning and pedagogical education
internalization
Современное российское общество ориентировано на динамичное экономическое и социальное развитие. Важнейшим фактором такого развития является образование, поскольку реалии XXI века требуют от человека наличия знаний из многих областей науки, а также навыков самообразования и самосовершенствования. Как отмечает В.А. Сластенин, «образование выходит на одно из первых мест по своему значению для воспитания современной, адаптированной к современному технологическому обществу личности» [9, с. 6].

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития  Российской Федерации на период до 2020 года» [6] необходимо обеспечение инновационного характера образования, создание системы непрерывного образования. Решение этих задач невозможно без учителей, которых должна подготовить система педагогического образования. По мнению В.А. Сластенина,  «учитель в образовании - это ключевая фигура. От него зависит формирование необходимых свойств и качеств личности современного человека. Важнейшая общественная функция и социальная роль системы образования определяется ее центральным местом в процессе систематизации, обобщения и ретрансляции накопленных знаний от одного поколения к другому. Поэтому любые реформы в сфере образования всегда обращены к проблемам школы и, соответственно, к проблемам высшего педагогического образования, основой которого является его содержание» [9, с. 6].

В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»  (далее - Стратегия) [10] важная роль также отводится педагогическому образованию. В Стратегии отмечается, что в России произойдет реформирование педагогических вузов, в результате которой они будут представлять собой «современные организации, ориентированные на широкую гуманитарно-педагогическую, информационно-коммуникативную и аналитико-управленческую подготовку» [там же, с. 21]. На сегодняшний день в нашей стране существует проверенная временем система непрерывного педагогического образования, традиции которой необходимо укреплять и развивать, учитывая те вызовы, на которые должна отвечать современная средняя и высшая школа.

Проблема непрерывного педагогического образования освещается в работах В.В. Арнаутова,  Л.К. Гребенкиной, Н.Г. Калиниковой, Л.Л. Редько,  Л.В. Сгонник, Н.К. Сергеева и др. Говоря о трактовке понятия «непрерывное педагогическое образование», согласимся с В.В. Артауновым и Н.К. Сергеевым [2] в том, что на сегодняшний день не существует единой позиции в понимании этого феномена. На основе анализа современных отечественных исследований Н.Г. Калиникова выделяет пять относительно самостоятельных подходов в трактовке принципа непрерывности в педагогическом образовании.

Первый подход рассматривает непрерывное педагогическое образование как «единство формального (институционального) образования и неформального (самообразования), как создание широких условий для непрерывного саморазвития личности педагога» [5, с. 187].

Второй подход рассматривает непрерывность как «нацеленность всех элементов образовательной системы на целостную, развивающуюся личность», однако в рамках данного подхода принцип непрерывности образования смешивается с принципом личностной ориентации, теряется в нем [там же, с. 187].

Третий подход «отождествляет непрерывность педагогического образования с его преемственностью, с отсутствием разрывов в отдельных его ступенях» [там же, с. 188].   Данным подход является наиболее часто используемым в публикациях по проблеме непрерывного педагогического образования.

Четвертый подход «отождествляет непрерывность педагогического образования с его адаптивностью» [там же, с. 188]. В центр данного подхода ставится не сама сущность непрерывности, сколько одно из средств ее реализации.

Пятый подход «отождествляет непрерывное педагогическое образование с единством общего и профессионального компонентов в подготовке учителя, что призвано обеспечить единство целей социализации и профессионализации, развития личностных и профессиональных качеств, ключевых, базовых и функциональных компетентностей учителя» [там же, с. 189].

Таким образом, вслед за Н.Г. Калиниковой, рассматриваем непрерывное педагогическое образование как одно из средств реализации личностной парадигмы педагогического образования, «представляющее собой систему условий для обеспечения непрерывности профессионально-личностного развития учителя, а именно преемственность всех ступеней профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации; единство формального и неформального профессионально-педагогического самообразования; единство общего и профессионально-педагогического образования; непрерывное обновление всех элементов системы педагогического образования в соответствии с меняющимися условиями жизни» [там же, с. 189].

Г. Матушанский выделяет принципы проектирования системы непрерывного педагогического образования: принцип непрерывности подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителя, в свою очередь обусловливает принцип ступенчатости непрерывного образования (последовательного восхождения от низких квалификационно-должностных уровней к более высоким); принцип сочетания непрерывности и дискретности обусловлен тем, что в процессе непрерывного образования периоды самообразования чередуются с периодами институциализованного образования; принцип индивидуализации [7].

Н.Н. Пискарев относит к числу основных принципов проектирования системы непрерывного педагогического образования также принцип демократизма (позволяет предусмотреть возможность доступа к различным организационным формам обучения); принцип горизонтальной интеграции (предполагает возможность получения образования в государственных структурах и за их пределами); принцип институализации (отражает необходимость создания новых институализованных форм системы); принцип релевантности (обеспечивает значимость непрерывного образования); принцип избирательности (обеспечивает возможность выбора личностью учебных программ, форм и видов непрерывного обручения) [8].

Считаем важным при проектировании системы непрерывного педагогического образования принцип вариативности в выборе средств взаимодействия субъектов образовательного процесса, который требует такой организации профессиональной деятельности, которая отвечала бы запросам самой личности и общества. Средства отбираются в зависимости от цели и стратегических задач взаимодействия. Основное правило взаимодействия - ценностно-смысловое равенство субъектов [3, с. 106]. Итак, под принципом будем понимать «научно-обоснованные требования, вытекающие из закономерностей и обеспечивающие успешное достижение проектируемых целей системы непрерывного педагогического образования» [там же, с. 100].

Согласимся к Н.Н. Пискаревым, что система непрерывного образования должна выполнять обобщенные и специфические функции. К обобщенным функциям автор относит функции профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, стажировок и самообразования педагогов; акселераторную функцию (связана с обеспечением уровня знаний людей, который соответствует необходимой производственной и общественной компетенции); амортизационную функцию (уменьшающую разрыв поколений по образовательному уровню, ценностным ориентациям). К специфическим функциям компенсаторно-корректировочная;  развивающая функция; адаптивная функция (связана с содействием адаптации педагогов к изменяющимся требованиям социальной среды); организационная (способствует рациональной организации самообразовательной деятельности педагогов) [8].

При организации системы непрерывного педагогического образования необходимо учесть ряд проблем, которые существуют на современном этапе ее развития: не достаточная разработанность научно-методических основ диагностики качества педагогического образования; невысокая эффективность управления системой непрерывного педагогического образования; недостаточный учет запросов общеобразовательной школы при формировании содержания педагогического образования; недостаточный уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования; несовершенство механизма разработки, апробации и внедрения преемственных государственных образовательных стандартов всех уровней непрерывного педагогического образования.

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» (далее - ЧГПУ) имеет значительный опыт в сфере организации непрерывного педагогического образования:

  • в университете функционирует «Институт дополнительного образования и профессионального обучения», предлагающий преподавателям вуза и учителям школ Челябинской области пройти обучение на курсах повышения квалификации или получить профессиональную переподготовку по различным программам, кроме того, организуются курсы повышения квалификации с привлечением вузов - партнеров по сетевому взаимодействию (педагогические университеты Уфы, Перми, Новосибирска);
  • много лет успешно работает «Институт дополнительных творческих педагогических профессий», который предлагает студентам помимо обучения по основной образовательной программе получить дополнительную педагогическую профессию, что позволяет в дальнейшем работать в системе дополнительного образования;
  • при университете создан педагогический колледж, выпускники которого могут продолжить обучение в университете;
  • создан научно-исследовательский центр «Научный центр стратегических исследований проблем образования», основными направлениями деятельности которого является мониторинг состояния системы образования; выполнение актуальных исследований в области педагогики и образования; сопровождение инновационной исследовательской деятельности в университете; сопровождение сетевого взаимодействия университета с образовательными организациями и органами управления образованием; организация научных и научно-практических мероприятий по обмену опытом решения актуальных проблем образования;
  • ежегодно проводятся первый и второй этапы Всероссийской олимпиады по педагогике среди студентов педагогических вузов; олимпиады по педагогике среди аспирантов вузов Челябинской области; осуществляется подготовка к проведению олимпиады по педагогике среди школьников Челябинской области;
  • ежегодно на базе ЧГПУ проводятся региональные, всероссийские и международные конференции, посвященные различным аспектам современного образования, а также международный педагогический конгресс «Педагогическое образование: актуальные исследования и перспективы непрерывного образования».

На формирование и функционирование системы непрерывного педагогического образования оказывают влияние ряд факторов, такие как: переход части социально-экономических отношений на рыночные условия развития; интеллектуализация и информатизация социально-экономических процессов; повышение роли человеческого фактора, а также влияние внешних зарубежных факторов или интернационализация [4]. Интернационализация все отчетливее проявляется среди тенденций развития современного общества, затрагивая практически все его сферы, не обошла это тенденция и сферу образования.

Директор Департамента международного сотрудничества Санкт-Петербургского государственного политехнического университета А. Алексанков отмечает, что существует два подхода к пониманию этого термина.  

Европейский подход, основанный на интуитивно уважаемом равенстве, с одной стороны, и утвердившейся в сознании людей необходимости конкурентной борьбы, с другой, выражается в понимании интернационализации как процесса, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Российский подход основан на понимании интернационализации как включении международного компонента в образовательную и научную деятельность университета. Европейский подход делает акцент на совершенствовании самого образовательного и научного продукта с точки зрения международных подходов и стандартов (акцент на свой продукт), российское же понимание интернационализации акцентировано на заимствовании дополнительно приобретенной ценности во внешней среде (акцент вовне) [1].

Процесс интернационализации становится неотъемлемой частью сегодняшней системы педагогического образования, способствует его развитию и повышению конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Остановимся подробнее на влиянии интернационализации на развитие непрерывного педагогического образования в ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». В 2014 г. ЧГПУ вошел в состав Союза российских и китайских педагогических вузов (далее - Союз), основные задачи которого заключаются в расширении работы над сопоставительными исследованиями в области образования между Россией и Китаем; в обеспечении участия членов Союза в международном сотрудничестве в области учебно-методической и научно-исследовательской деятельности; в содействии развитию академического обмена между преподавателями и учащимися двух стран.

В университете функционирует международный отдел, который осуществляет деятельность по следующим направлениям: проведение переговоров, подготовка контрактов и соглашений зарубежными университетами и отдельными лицами; организация набора на обучение в университет граждан иностранных государств, проверка соответствия документов об образовании; организация стажировок российских и иностранных студентов по программам академического обмена с иностранными вузами-партнёрами; подготовка заявок на гранты международных образовательных и научно-исследовательских программ.

Сегодня в ЧГПУ обучаются студенты из 12 стран: Азербайджана, Армении, Турции, Демократической республики Конго, Индии, Казахстана, Китайской народной республики, Молдовы, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Южной Кореи и Японии, а также ежегодно проходят языковую практику студенты Хэбэйского профессионального института иностранных языков (КНР) специальности «Прикладной русский язык». В течение двух лет успешно работает программа адаптации иностранных студентов к российской действительности.

В университете активно развивается академическая мобильность студентов и преподавателей: в университете работают преподаватели из Франции, Турции и США; преподаватели университета прошли стажировку по программе «Инновационные процессы в современном образовании» в Хэбэйском профессиональном институте иностранных языков (Хэбэй, КНР);  состоялась научная командировка в Университет Дэ Лос Лагос (Осорно, Чили) д.ф-м.н., профессора, главного научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории дискретной математики М.М. Кипниса; прошла обучение на курсах повышения квалификации по программе «Образовательные программы Евросоюза: перспективы сотрудничества и развития» (Чехия, г. Прага) руководитель научно-исследовательского центра «Научный центр стратегических исследований проблем образования», д.п.н., профессор Н.О. Яковлева; проведен научно-образовательный проект Xplore Russia 2014 (Исследование России, 2014) совместно со студентами из Университета прикладных наук Форарльберг (Австрия); руководство университета приняло участие в Седьмой неделе образования членов-государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «Образование без границ».

Кроме того, более 15 лет в ЧГПУ функционирует лингвистическое отделение факультета иностранных языков, переименованное в лингвистический центр «Lexis», который является структурным подразделением Института дополнительного образования и профессионального обучения ЧГПУ. В Центре осуществляется обучение по программе профессиональной переподготовки по специальности «Теория и практика иностранного языка» (английский, немецкий, французский, китайский, итальянский, испанский, чешский, японский, турецкий, арабский).

Подводя итог, следует отметить, что все инновации, внедряемые в систему непрерывного педагогического образования, позволяют университетам функционировать как целостным механизмам подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, что позволит педагогическим вузам сохранить свои позиции в развитии педагогической науки и практике.

Исследование выполнено по Договору № 16-1535 от 19.12.2014 г. на выполнение научно-исследовательской работы «Реализация ФГОС через создание модели непрерывного педагогического образования» по заказу ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».

Рецензенты:

Гревцева Г.Я., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г. Челябинск;

Шумилова Е.А., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.