Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF COMPETITIVENESS OF THE FUTURE SPECIALIST IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING IN HIGHER SCHOOL

Lavrentev S.Yu. 1 Krylov D.A. 1
1 Mari State University
Exposed in the article the necessity and timeliness of formation of competitiveness of the future specialist in modern conditions of modernization of the Russian education system. Analysis of the inner structure has allowed to reveal the essence and give a brief description of the content under study, the direct phenomenon. As highlighted in the structural components such competitive higher school student, as wants-motivational, emotional and volitional, informational and operational, meaningful and practical. Interconnection, interdependence substantial components of competitiveness characterizes the system, the holistic nature of the phenomenon. Revealed pedagogical conditions would enhance the formation of competitiveness of the student´s personality of the modern university (organization of educational space and the creation of a higher education institution cultural, educational and competitive environment, the application in the educational process active methods and interactive forms of education; conducting diagnostic and stimulation on different levels of socio-pedagogical interaction of teachers, teachers and students in the different forms of joint activities; implementation of the interconnectedness of all three areas of educational activity (theoretical, the activity and personal) in the formation of cognitive asset-future specialists; an optimal psychological climate in the student groups).
pedagogical conditions
training
components
competitiveness
Социально-экономическая модернизация всей системы образования, происходящая на современном этапе, оказывает большое влияние на процессы социализации и, вместе с тем, наглядно демонстрирует ограниченность традиционных, унифицированных образовательных систем, формирующих стандартный, преимущественно технократический тип личности. Реформы российской образовательной системы ставят задачи иного - гуманистического осмысления и практической реализации внутреннего потенциала человека, оказавшегося в новых конкурирующих обстоятельствах меняющейся социально-экономической среды.

Один из ключевых документов Болонского процесса - «Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование» (Прага, 19 мая 2001 г. и Берлин, 19 сентября 2003 г.) - начинается с определения миссии образования и «отношения к образованию как к общественному благу и общественной ответственности». Проблема ответственности за качество профессионального образования особенно актуальна в контексте оценки развития профессиональной культуры, профессиональной компетенции и конкурентоспособности специалиста.

Согласно знаменитой классификации человеческих потребностей А. Маслоу нехватка благ, блокада физиологических и базовых потребностей (в безопасности, обеспеченности и устойчивости, в любви, чувстве принадлежности, самоуважении и уважении других) приводит к тому, что эти потребности становятся для человека ведущими. Но когда базовые потребности удовлетворены, появляется (но не у всех) высшая потребность человеческого осуществления - потребность в самоактуализации (самосовершенствовании, самовыражении), которую А. Маслоу определяет как полное использование талантов, способностей, возможностей, что, безусловно, влияет на успешность выполнения деятельности и является проявлением конкурентоспособности.

Актуальность развития конкурентоспособности личности студента заключается в том, что развивающийся рынок труда и «рынок личностей» предъявляют к учащейся молодежи высокие профессиональные требования. Такие качества индивида, как самостоятельность и эффективность в реализации принятых решений, восприятие и быстрое реагирование на новые факторы, готовность к социально активному взаимодействию, способность оперативно адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде организации и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности, приобретают все большее значение во всех сферах профессиональной деятельности. Студентам современного ВУЗа вскоре предстоит взять на себя ответственность за решение сложных и неоднозначных возникающих в постиндустриальном обществе проблем. В этой связи одной из первоочередных задач современного высшего образования становится создание условий для формирования и развития конкурентоспособной личности, способной самостоятельно, эффективно и качественно решать профессиональные проблемы и задачи [10].

Цель исследования

В соответствии с вышеизложенным, одной из основных задач данного исследования является - раскрыть сущность и дать краткую характеристику содержательного наполнения исследуемого феномена.

Материал и методы исследования

Материалом исследования послужил анализ целостного педагогического процесса профессиональной подготовки 78 студентов 2-4 курсов Марийского государственного университета по направлениям «Технология и предпринимательство» и «Профессиональное обучение», научные изыскания отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования, а также многолетний педагогический опыт работы авторов в системе высшего профессионального образования. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается научной аргументированностью исходных теоретических положений и выводов, опорой на данные современной психолого-педагогической науки; использованием комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих предмету исследования и поставленным задачам.

Результаты исследования и их обсуждение

Наиболее широко и многоаспектно проблема конкурентоспособности персонала (роль человеческих ресурсов в управлении фирмой, дефиниции, социально-психологическая структура, методические основы оценки конкурентоспособности, подходы к подготовке конкурентоспособного специалиста и др.) разрабатывалась в теории экономики, менеджмента зарубежными (И. Ансофф, А. Вайсман, Р. Дафт, А.Маслоу, А.А. Мескон, М. Портер и др.) и отечественными (В.А. Дятлов, В.Н. Мезинов, В.В. Травин, Р.А. Фатхутдинов, В.И.Шаповалов и др.) исследователями. Отдельные аспекты формирования конкурентоспособности личности в системе высшего образования нашли отражение в работах В.И. Загвязинского, В.П. Кузовлева, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, В.М. Монахова, П.Е. Решетникова, А.В. Репринцева, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.

Одновременно с теоретическими складывались образовательно-политические и организационно-практические предпосылки, способствующие разработке проблемы, в частности принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», национальной доктрины образования, государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы и др. Данные документы предусматривают в частности интеграцию образовательных учреждений в единые педагогические комплексы; стремление учреждений к повышению квалификации своих сотрудников, методических и психологических служб общего и профессионального образования к созданию программ профессионально-личностного развития педагога; обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики; разностороннее и своевременное развитие молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий. [1, 2]. Проявление вышеуказанных предпосылок требует их теоретического осмысления в процессе формирования конкурентоспособности личности студента ВУЗа в современных условиях.

Обращение к социокультурным реалиям, к теории и практике высшего образования позволяет сделать вывод о существующем противоречии между объективной потребностью общества в учителе, способном выстраивать свою жизненную и профессиональную траекторию в постоянно меняющихся условиях и реальным состоянием профессиональной подготовки, ориентированной в основном на формирование функциональной готовности к деятельности. Выявленное противоречие свидетельствует о том, что перед педагогической наукой встала проблема, связанная с теоретическим обоснованием процесса формирования конкурентоспособности будущего специалиста, включая углубление представления о конкурентоспособности как системном многоуровневом личностном образовании; выявление внутренних закономерностей развития конкурентоспособной личности; определение подходов к построению содержания процесса формирования конкурентоспособности студента в университете, технологии и социально-педагогических условий, адекватных специфике конкурентоспособного поведения специалиста.

В российской педагогике профессионального образования проблема формирования конкурентоспособности специалистов раскрыта в социальном, экономическом, организационном и педагогическом аспектах, что нашло свое отражение в трудах С.Я. Батышева, А.П. Беляева, Г.И. Ибрагимова, А.Я. Наина, Ю.Н. Петрова, П.Н. Осипова и др. Проблема подготовки конкурентоспособного специалиста решается В.И. Андреевым, B.C. Безруковой, О. Мельничук, Л.М. Митиной, Ф.Р. Туктаровым, Э.Р. Хайруллиной, А. Яковлевой и др.

Этимологически понятие «конкуренция» (concurro) латинского происхождения, и с XVIII века оно употребляется чаще всего во французском, немецком языках в значениях: 1) «борьба за достижение больших выгод»; 2) «столкновение»; 3) «соперничество». Однако, понятие «конкурентоспособность» относится к числу наименее исследованных как в психолого-педагогической, экономической, так и философской, социологической литературе, что объясняется сложностью и многогранностью исследуемого понятия. Собственно, термин «конкурентоспособность» как научное понятие появился в отечественной педагогике в конце XX века. В современном значении слово «конкуренция» коррелирует с такими понятиями, как «соревнование», «борьба», «престиж», «репутация», «карьера», «статус».

Проведенное всестороннее исследование содержания понятия «конкурентоспособность» показывает, что в настоящее время в научной литературе не существует единой общепризнанной трактовки, причем характеристика конкурентоспособности в них дается с различной полнотой и в разных аспектах. Большинство работ посвящено различным аспектам проблемы конкурентоспособности промышленных предприятий, фирм, национальной экономики и т.д.

Например, в трудах Л.М. Митиной конкурентоспособность личности рассматривается в контексте психологической деятельности, где особый акцент делается на такой характеристике конкурентоспособности личности, как компетентность. С точки зрения Л.М. Митиной, «развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [6, c.115]. Траектория успешного профессионального становления конкурентоспособной личности понимается как «осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития человека является возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой» [6, c. 11].

Э.Р. Хайруллина рассматривает конкурентоспособность личности как динамическую открытую систему, развивающуюся на основе личностной программы самоопределения и саморазвития и дающую возможность выпускнику ВУЗа эффективно адаптироваться в мире труда [8].

Ф.Р. Туктаров интерпретирует конкурентоспособность личности как целостный многоуровневый (социальный, биологический, психологический, культурный) потенциал соперничества и акцентирует внимание на философском аспекте конкурентоспособности личности, т.е. взаимовлиянии личности и социума, условий развития конкурентоспособности личности и их специфичности в условиях трансформирующегося российского общества под воздействием глобализации.

По мнению Ф.Р. Туктарова, «конкурентоспособность личности формируется в определенных социокультурных условиях, порожденных социальными и культурными традициями, менталитетом и ментальностью народа, ее проявления зависят от типа общества (восточного или западного, которым соответствует институциональная Х-матрица или Y-матрица), фиксируется в стереотипах поведения и социальных установках» [7, c.45].

Мы рассматриваем конкурентоспособность применительно к специалисту и определяем ее как интегративное, динамичное, многоуровневое качество личности, включающее информационно-содержательный, потребностно-мотивационный, эмоционально-волевой и операционно-практический компоненты, способствующие его готовности к эффективному осуществлению социальных и профессионально значимых действий.

Конкурентоспособность специалиста, по нашему мнению, следует изучать на уровне личностных качеств (мобильность, адаптивность, коммуникативность, самостоятельность, приспособляемость, целеустремленность, ценностные ориентации и установки, социальная память, критическое мышление, способность к самопознанию, саморазвитию, самообразованию, социальная подвижность); на уровне характеристик деятельности (рефлексивность, креативность, проективность, прогнозирование, целеполагание, гибкость, пластичность); на уровне процессов преобразования собственной личности, деятельности, окружающей среды.

Анализ литературы показывает, что конкурентоспособность как многомерная характеристика, зависит от внешних и внутренних условий: от развития профессиональных тенденций, особенностей личностных качеств и профессиональных компетенций, особенностей опыта личности, ее мотивации, ориентации, предпочтений, поведенческих стратегий, и т.д.

Большинство исследователей считает, что конкуренция не существует в чистом виде, она проявляет свое функциональное значение в корреляции с такими понятиями, как «соревнование», «престиж», «карьера», «репутация», «статус» и «имидж». Необходимо также принимать во внимание то фундаментальное эмпирическое обстоятельство, согласно которому функциональное значение конкурентоспособности личности определяется целостной системой базовых экономических, политических и идеологических институтов общества.

Опираясь на вышесказанное, выделим следующие основные компоненты конкурентоспособности, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты и показатели конкурентоспособности будущего специалиста

Компоненты конкурентоспособности

Показатели конкурентоспособности

Мотивационно-потребностный

Ценностные мотивы будущего учителя, позитивное стремление к различным видам социальной профессионально значимой активности, устойчивые потребности саморазвития, самоутверждения, самоактуализации, самовыражения.

Эмоционально-волевой

Устойчивое состояние, характеризующее присутствие осознанного стабильного положительного отношения к профессиональной деятельности; произвольное регулирование социально-профессиональной деятельности через проявление инициативы, самостоятельности, осознанного планирования своих действий, осуществление самоконтроля, стимуляции собственного развития.

Информационно-содержательный

Знания основных категорий, принципов и закономерностей педагогической деятельности; восприятие и преобразование информации о сущности педагогической профессии имеет практически-смысловой характер, владение системой личностно значимых знаний и умений, принятия решений, самопознания и самооценки своего профессионального потенциала.

Операционно-практический

Включает стремление к самостоятельной деятельности, творческое применение знаний, умений на практике, осознанная способность в преодолении трудностей, навыки познавательного, регулятивного, коммуникативного и иного характера, определяющие успешность конкурентоспособного поведения.

 Важным направлением деятельности ВУЗа по совершенствованию системы подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности, в т.ч. и формирование их конкурентоспособности, является создание комплекса педагогических условий. Основными из них, на наш взгляд, являются:

  • организация образовательного пространства и создание в высшем учебном заведении культурно-образовательной и конкурентной среды, стимулирующей профессиональное становление и личностное развитие студента;
  • применение в учебном процессе активных методов и интерактивных форм обучения при формировании познавательной активности студентов;
  • проведение диагностики и стимулирование на разных уровнях социально-педагогического взаимодействия преподавателей, учителей и студентов в различных видах совместной деятельности;
  • осуществление взаимосвязи всех трех направлений учебной деятельности (теоретического, деятельностного и личностного) при формировании познавательной активности будущих специалистов;
  • создание оптимального психологического климата в студенческих группах;

Заключение

Сказанное позволяет определить задачи подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях глобализации и модернизации высшего образования. Во-первых, образование призвано подготавливать специалистов, способных легко обучаться, быстро адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности, заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании, с развитыми адаптационными способностями, а также умениями и навыками самообразования. Во-вторых, образование должно сформировать у будущего специалиста такие личностные структуры и способности, которые позволили бы ему самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.

Рецензенты:

Арефьева С.А., д.п.н., профессор кафедры русского и общего языкознания ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола;

Комелина В.А., д.п.н., профессор, профессор, зав. кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования  ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.