Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDY OF THE RELATIONSHIP WITH THE NATURE OF INDICATORS OF ACHIEVEMENT MOTIVATION RESILIENCE IN MEDICAL STUDENTS

Loginova I.O. 1 Serdyuk T.I. 1 Zhivaeva Yu.V. 1
1 Krasnoyarsk State Medical University im.prof.V.F.Voyno - Yasenetsky
Professionally important qualities of a person that determine the success of the activities include, first of all, health, the second - qualification, and only in the third place, psychological characteristics, which consist of motivation and abilities of the individual. The article presents the results of a study on vitality indicators of personality and character of manifestation of achievement motivation among students of medical university. To examine the relationship between personality and vitality indicators of achievement motivation multiple correlations method was used, which reveals the overall structure of the correlations that exist within a multi-dimensional experimental data. During the processing of the results has revealed a positive linear relationship between the scales of "Engagement", "Control" and "Risk taking" techniques "Vitality test" and "Motivation to achieve" scale. Given this pattern, and deliberately creating the conditions for the development of individual vitality, you obviously can contribute to the personality’s achievement of socially important goals in spite of existing and emerging obstacles, which in turn will contribute to a successful professional realization.
involvement
monitoring
risk-taking
vitality
achievement motivation
psychological portrait of the doctor
professional orientation
Выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

Следует представлять себе, что профессионально важные качества человека, определяющие успешность деятельности, включают в себя, в первую очередь, здоровье, во вторую - квалификацию и только в третью очередь - психологические особенности, которые состоят из мотивации и способностей личности.

Профессиональная деятельность врача, как правило, зачастую происходит в условиях стресса, особенности эмоционального реагирования на различные ситуации профессиональной деятельности, факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие субъекта лечебного процесса, индивидуально-психологические особенности, присущие врачам различных специализаций - проблемы, недостаточно изученные, несмотря на высокую степень востребованности их научно-практического осмысления. Можно сказать, что вопросы психологии труда и личности врача стоят в ряду важнейших и малоизученных проблем теоретической и прикладной психологии в целом и отдельных ее отраслей в частности.

В основе психологического портрета врача лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находится вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений, быть стрессоустойчивым.

В современной отечественной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию в социуме. Это и психологическое наполнение введенного Л.Н. Гумилевым понятия пассионарности представителями Санкт-Петербургской психологической школы, и понятие о личностном адаптационном потенциале, определяющем устойчивость человека к экстремальным факторам, предложенное А..Г. Маклаковым, и понятие о личностном потенциале, разрабатываемое Д. А. Леонтьевым на основе синтеза философских идей М.К. Мамардашвили, П. Тиллиха, Э. Фромма и В. Франкла [2].

Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала, в разных подходах в зарубежной и отечественной психологии обозначали такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, воля к смыслу и др. Наиболее полно, с точки зрения Д.А. Леонтьева, этому понятию в зарубежной психологии соответствует понятие «жизнестойкость» hardiness, введенное С.Мадди [1].

В структуре личности мотивация достижения занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения. Существуют различные методы для диагностики мотивации достижения. Так же выделяют подходы к развитию мотивации достижения в зарубежной психологии: эмоционально-когнитивный (Мак-Келланд Д.); атрибутивно-поведенческий (Воверг М., Круг С., Хэнел М.); личностной причастности (Р. де Чармс); и тенденции в отечественной психологии: повышение уровня самосознания (Митина Л. М.); изменение профессиональной самооценки (Козиевская Е. В.); целеобразование (Лушникова Е. Е.); ценностно-смысловое направление (Сальков А. В.). Причем каждый из подходов делает акцент на преобладании мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи [4].

Жизнестойкость имеет большое влияние на потенциал личности в связи с этим можно говорить об актуальности изучения взаимосвязи данной характеристики с мотивацией достижения у студентов медицинского вуза.

В логике нашего теоретического и эмпирического исследования мы изучили феномен мотивации достижения во взаимосвязи с показателями жизнестойкости личности студентов медицинского вуза.

Выборка исследования представлена студентами 2,3- го курса очной формы обучения. Исследование проводилось со студентами КрасГМУ в количестве 146 человек, средний возраст исследуемых равен 18-19- ти годам.

В ходе исследования мотивации достижения по методике «Тест мотивации достижения» А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова, были выявлены следующие показатели: мотив достижения успеха преобладает у 17,68 % студентов КрасГМУ (26 человек). Мотив избегания неудачи выявлен соответственно у 82,32 % КрасГМУ.

Согласно Х. Хекхаузену, люди, мотивированные на достижение успеха, в ситуации выбора между немедленным, но малым вознаграждением, или большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее, а люди с низкой склонностью к достижению, отличаются большей привязанностью к настоящему, и меньшей способностью отсрочить удовлетворение. Также отмечено, что мотивированные на успех склонны фокусироваться на «большой цели», они также предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования, процесса принятия решения. Они не нуждаются в быстром достижении успеха, более того, они могут достаточно долго ждать [6].

В качестве диагностического инструментария для исследования показателей жизнестойкости нами использовалась тестовая методика «Тест жизнестойкости» Д.А Леонтьева, Е.И. Рассказовой.

Для изучения взаимосвязи между показателями жизнестойкости личности и мотивации достижения мы воспользовались методом множественных корреляций, который позволяет выявить общую структуру корреляционных зависимостей, существующих внутри многомерного экспериментального материала.

В ходе обработки результатов была выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между шкалами «Вовлеченность» методики «Тест жизнестойкости» и шкалой «Мотивация достижения» у исследуемых КрасГМУ (r= 0,45; p=0,05). Данный факт, может свидетельствовать в пользу того, что вовлеченность, как способность получать удовольствие от собственной деятельности и нахождения нечто стоящего и интересного для себя как личности, готовность действовать в отсутствии надежных гарантий успеха играет очень важную роль в формировании мотивации достижения успеха. Чем выше показатели по данной шкале, тем выше прослеживаются показатели по шкале «Мотивация достижения». И напротив, при проявлении мотивации избегания неудачи, исходя из полученной взаимосвязи, мы имеем возможность предположить характерным для студентов отсутствие получения удовольствия от собственной деятельности без гарантии успеха.

В ходе статистической обработки результатов была выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между шкалами «Контроль» методики «Тест жизнестойкости» и шкалой «Мотивация достижения» у исследуемых студентов (r= 0,42; p=0,05). Данные результаты свидетельствуют в пользу того, что получение удовольствия от собственной деятельности, убежденность в такой позиции, что все, чтобы ни случалось с человеком, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта напрямую связаны с уверенностью человека в том, что борьба может повлиять на результат происходящего, но при этом необходимо позитивно позиционировать себя с социумом. Для студентов, у которых показатели по методике «Тест мотивации достижения» ближе к 160 баллам, исходя из полученной взаимосвязи, в большей степени характерно то, что они способны не только лично на поиск путей влияния на результаты стрессогенных изменений, но и могут привлечь к этому сторонних людей, объясняя им всю важность проявления активности в данной ситуации. И, напротив, для исследуемых, у которых выявлены низкие баллы, характерно то, что они отличаются не включенность в какую-либо сложившуюся ситуацию.

Так же выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между шкалами «Принятие риска» методики «Тест жизнестойкости» и шкалой «Мотивация достижения» у исследуемых студентов (r= 0,42; p=0,05) Данные результаты дают основания нам предполагать о том, что для исследуемых, у которых выявлены высокие баллы по шкале «Принятие риска», характерно то, что они открыты окружающей среде и обществу, воспринимают события жизни как вызов и испытание лично себе, успешно адаптируются к различным факторам внешней среды, готовы действовать в отсутствии надежных гарантий успеха, всегда готовы пойти на риск и соответственно им в большей степени характерно проявление мотивации достижения успеха. Для студентов, у которых выявлены низкие баллы, характерно то, что они не считают риск «благородным делом», стремятся к простому комфорту и безопасности, проявляя мотивацию избегания неудачи.

Таким образом, нами выявлена взаимосвязь исследуемых компонентов жизнестойкости и мотивации достижения и исследуемых студентов медиков. Учитывая данную закономерность, и целенаправленно создавая условия для развития жизнестойкости личности, очевидно, можно способствовать достижению личностью социально значимых целей вопреки имеющимся и возникающим препятствиям, что в свою очередь будет способствовать успешной профессиональной реализации. На основании полученных данных исследования мы имеем возможность сделать вывод о том, что необходимым условием для достижения успеха является то, насколько студенты максимально реализуют свои возможности и ставят перед собой жизненно важные цели для того, чтобы их деятельность была эффективной и успешной. Проявление мотивации достижения успеха зависит, от того как студенты достаточно свободны в выборе, как в своей жизни руководствуются собственными принципами, целями, убеждениями, установками. Способны ли спонтанно, непосредственно выражать свои чувства, принимают себя такими, какие они есть, вне зависимости от достоинств и недостатков. Профессии врача и педагога относятся к типу: «Человек - Человек», ведь они связаны с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей. Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

Рецензенты:

Авдеева Е.А., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики с курсом ПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития РФ, г. Красноярск;

Смолянинова О.Г., д.п.н., профессор, директор в Институт Педагогики, Психологии и Социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.