Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPETITIVENESS OF UNIVERSITIES AS A TOOL OF ECONOMIC SECURITY EDUCATION

Volkov A.G. 1 Batova V.N. 1
1 Penza State University of Technology
The on going globalization processes form a new competitive environment of high school, which is characterized byhigh demands onquality management processof the educational process. Due to these realities need to comply with the conditions of the market economy and the development of the global education market is the importance of innovative development of the higher education system, which provides an adequate level of competitiveness. Economic security of the university as the main agent of the system of higher education in modern conditions largely depends on its level of competitiveness. In addition, it is important not only to reliably estimate the competitiveness of the institution in the current time, but also reliably predict its sustainable development in the future, identifying key factors foreffective management ofeconomic security ofthe institution, as well as constraints oninnovative development.
higher vocational education
the competitiveness of the university
economic security of the institution

Функционирование экономических субъектов в условиях рыночных отношений связано, прежде всего, с их конкурентоспособностью. В настоящее время не исключением являются и высшие учебные заведения. Главным фактором, оказывающим воздействие на деятельность образовательных учреждений, является рынок, который определяет взаимоотношения и взаимозависимость учреждений высшего профессионального образования и общей экономической системы. Для решения задач адаптации, выживания и развития в современных условиях у вузов появилась потребность в обеспечении их конкурентоспособности [10, с.13] как одного из основополагающих инструментов обеспечения экономической безопасности как самих высших учебных заведений, так и российского образования в целом.

Цель исследования

Появление новых участников конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг [6, с. 130], обострение конкуренции в связи с демографическим спадом и проблемами финансирования государственных вузов обусловливают необходимость поиска современных технологий управления экономической безопасностью и конкурентоспособностью учебных заведений высшего профессионального образования. Необходима единая комплексная методика оценки конкурентоспособности вузов в процессе управления их экономической безопасностью [8, с. 43].

Материал и методы исследования

Проблемам оценки и повышения конкурентоспособности вузов посвящены научные труды многих ученых-экономистов: Чаусовой Ю.С., Адаменко М.А., Гореловой Г.В., Загородней А.А., Исаева С.Н., Липкиной Е.Д., Кетовой Л.П., Кельчевской Н.Р., Куршиевой Н.М., Лазарева В.А., Мохначева С.А., Лобова В.Г., Ломакина А.Л., Резника С.Д., Скнарина А.А., Сикорской Л.В., Пащенко Н.И., Романовой И.Б., Рубина Ю.Б., Титовой Е.В., Фатхутдинова Р.А., Юданова А.Ю. и других.

Особенности развития высшей школы и управление современным высшим профессиональным образованием, а также обеспечением экономической безопасности высших учебных заведений нашли своё отражение в трудах Андреевой Л.Ю., Гореловой О.И., Карасёва А.Г., Пащенко Н.И., Перминова В.Л., Невзорова А.Л., Резника С.Д., Малолетко А.Н., Гуськовой Н.Д., Чекмарёва В.В.

Результаты исследования

С точки зрения обеспечения экономической безопасности высокая конкурентоспособность высшего учебного заведения позволяет:

  • получать дополнительные финансовые ресурсы за счет оказания платных услуг;
  • получать дополнительное финансирование от государства за счет оказания более качественных образовательных услуг, а также получения дополнительного государственного заказа;
  • получать дополнительные финансовые ресурсы от представителей рынка труда путём заключения договоров на подготовку и переподготовку специалистов для хозяйствующих субъектов, нуждающихся в высококвалифицированных специалистах;
  • иметь возможность приобретать больший объем человеческого капитала на стадии поступления абитуриентов за счет престижности обучения в более конкурентоспособном вузе.

Получаемые таким образом дополнительные финансовые ресурсы могут являться одним из инструментов обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения (а именно её финансовой составляющей), во-первых, с точки зрения возможности их направления непосредственно на нужды системы экономической безопасности вуза, во-вторых, с позиции их использования в образовательном процессе и укреплением позиции вуза на рынке образовательных услуг.

Далее следует отметить важные особенности их сопоставления, а точнее различия, на которые до настоящего времени в научных исследованиях внимание не фокусировалось.

Согласно мнению различных учёных, экономическая безопасность любой организации первична по отношению к ее конкурентоспособности. Здесь речь идет о так называемой силовой составляющей экономической безопасности вуза, которая обеспечивает [2, с.53]:

  • во-первых, физическую безопасность сотрудников, руководителей и студентов высшего учебного заведения;
  • во-вторых, сохранность имущества образовательного учреждения;
  • в-третьих, защиту информационных ресурсов учебного заведения от несанкционированного доступа.

Для обеспечения превосходства перед конкурентами в ресурсах следует, прежде всего, обеспечить их сохранность [4, с.405]. Конечно, учёт только этих факторов сам по себе ещё не обеспечивает конкурентоспособности высшего учебного заведения, но без них говорить об его конкурентоспособности совершенно нелогично.

Кроме того, иметь дополнительные экономические ресурсы вследствие высокой конкурентоспособности еще не означает их эффективного использования с учетом обеспечения системы экономической безопасности высшего учебного заведения. Здесь чрезвычайно важен и субъективный фактор, который напрямую зависит от руководителей ведомства в целом и от личности руководителя конкретного вуза.

Для повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения требуется дополнительная иммобилизация финансовых средств с целью привлечения высококвалифицированных преподавателей высшей школы, повышения квалификации сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава, совершенствования материально-технической базы вуза, что снизит уровень финансовой устойчивости образовательного учреждения и соответственно его экономическую безопасность. Таким образом, повышение конкурентоспособности вуза и улучшение его финансового состояния являются разнонаправленными (конфликтными) целями развития высшего учебного заведения [5, с.10].

Одной из важных причин возникновения угроз экономической безопасности высшего учебного заведения вследствие роста его конкурентоспособности является неспособность конкурирующих вузов добиться преимуществ законными методами. Это усиливает угрозу так называемой криминальной конкуренции [1, с.6].

Рост конкурентоспособности приводит к появлению новых угроз экономической безопасность вуза, которые связаны с:

  • появлением на новом уровне развития учебного заведения более сильных вузов-конкурентов;
  • увеличением оперируемых вузом экономических ресурсов, что приводит к росту вероятностного ущерба для его финансовой безопасности;
  • необходимостью осуществлять свою деятельность в рамках более строгих параметров экономической безопасности, что усложняет процесс управления высшим учебным заведением.

Современными учеными-экономистами приводится четыре уровня экономической безопасности [9, с. 114] применительно к системе образования:

  • Экономическая безопасность государства в целом, в зависимости от уровня образованности его граждан и качества функционирования системы образования как сферы воспроизводства интеллектуального потенциала общества. На данном уровне решаются (или не решаются) многие задачи, связанные с обеспечением экономической безопасности системы высшего образования. Однако на сегодняшний день вопросы обеспечения экономической безопасности вузов проработаны либо крайне слабо, либо строятся на концепциях и представлениях периода советской эпохи. Национальный проект в области высшего профессионального образования зачастую решает узкоспецифические задачи экономической безопасности высших учебных заведений применительно к неширокому кругу учреждений высшего профессионального образования.
  • Экономическая безопасность системы высшего профессионального образования как самостоятельной сферы, отвечающей определенным потребностям общественного развития. В каждой стране система высшего образования имеет определенную специфику с позиции проблем обеспечения его экономической безопасности. Учитывая процессы глобализации научно-образовательного пространства, экономическая безопасность образования должна, прежде всего, защищать образовательные учреждения от внешних и внутренних угроз с целью формирования конкурентоспособности всех его структурных единиц. Современный уровень конкурентоспособности вузов с учетом тенденций общественного развития является главной целью обеспечения экономической безопасности образования.
  • Экономическая безопасность образовательных учреждений как самостоятельно функционирующей экономической системы, выполняющей регулятивную функцию в обществе и качественно функционирующей в общей системе образования. Каждое высшее учебное заведение имеет свое «лицо», что необходимо учитывать при формировании системы экономической безопасности образовательного учреждения.
  • Экономическая безопасность личности, участвующей тем или иным образом в образовательном процессе в конкретном или нескольких строго определённых учреждениях образования.

Многие учёные-экономисты [1, 3, 5, 7, 10], исследующие проблемы экономической безопасности в сфере образования, в большей мере акцентируют внимание на первом и втором уровнях. Чтобы решать стратегические (фундаментальные) задачи российского высшего образования, необходимо выяснить:

1. Каков допустимый минимум экономической безопасности (пороговые значения дефицита различных ресурсов) должно соблюдать высшее учебное заведение, чтобы качественно реализовать основные социально-педагогические функции? Из этой задачи логично следует государственная задача по обеспечению экономической безопасности высшего образования в целом.

2. Какой должна быть стратегия государства по отношению к высшему образованию и высшим учебным заведениям, чтобы они смогли обеспечить решение первой задачи?»

Резюмируя вышеизложенное можно констатировать, что основной проблемой в области обеспечения экономической безопасности вузов, которую необходимо решить, является, прежде всего, качественное формирование финансовых потоков на всех этапах осуществления научно-педагогической деятельности. В настоящее время эта проблема приобретает качественно иное звучание в связи с тем, что экономика России переходит в новое состояние – она всё больше трансформируется в инновационную.

Исходя из вышеизложенного, следует сформулировать вывод о том, что обеспечение экономической безопасности высшего учебного заведения – это свойство экономической системы вуза адекватно реагировать на возникновение внешних и внутренних угроз в целях самосохранения и устойчивого развития посредством перестройки внутренней структуры и коррекции параметров функционирования с целью повышения своей конкурентоспособности. Экономическая безопасность образовательного учреждения характеризуется возможностями реализации его целей и задач, а также формированием необходимых условий осуществления его хозяйственной деятельности. При этом объектом управляющего воздействия в аспекте обеспечения экономической безопасности вуза являются организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства образовательных услуг.

Повышение уровня конкурентоспособности и, как следствие, обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения непосредственно связаны с формированием набора эффективных инструментов, способных обеспечить его устойчивое экономическое развитие как способа реализации его стратегических целей и задач. Значительное влияние на выбор средств обеспечения экономической безопасности образовательного учреждения оказывают специфические особенности экономики образования. Следовательно, можно сформулировать вывод о качественном изменении характера и направлений необходимой деятельности учреждения высшего профессионального образования по обеспечению его экономической безопасности в изменяющихся институциональных и социально-экономических условиях.

C точки зрения кибернетического подхода существуют три комплекса проблем:

1) Первый комплекс проблем рассматривает факторы (входные сигналы), определяющие состояние системы образования (обычно для простоты первый комплекс проблем называют «Проблемой входа» или более упрощённо «Вход», имея в виду, что на самом деле имеется целая иерархически скомпонованная система проблем;

2) Вторая проблема – проблема переработки входных сигналов (обычно в теории систем для простоты данный комплекс проблем называют «Проблемой внутренних изменений» или «Внутренние изменения» рис. 1);

3) Третья проблема – изучает параметры (выходные сигналы), показывающие ответные реакции на внешние факторы и внутренние процессы самой системы (обычно для простоты данный комплекс проблем называют «Проблемой выхода» или просто «Выход» – рис. 1).

ЭБОУ-1 рис 1

Рис. 1. Формирование проблематики экономической безопасности высшего учебного заведения

С точки зрения экономической безопасности высших учебных заведений должны в первую очередь решаться следующие вопросы:

Проблема «входа»: Каковы источники финансирования деятельности общеобразовательного учреждения? Какова нормативно-правовая база использования этих источников? Как взаимодействуют источники финансирования между собой, и какое действие они оказывают на качество функционирования и развития общеобразовательного учреждения? Какова степень управляемости источника финансирования со стороны общеобразовательного учреждения, и что нужно делать (какие действия предпринимать) для управления? Какова надежность источника, и что влияет на его надежность?

Также при решении проблемы «Входа» нужно найти ответы на вопрос: кто должен платить за образование миллионов людей, начиная с грудного возраста и заканчивая глубокой старостью, на каком возрастном этапе какова должна быть доля каждого плательщика.

Проблема «внутренних изменений» отвечает на вопросы: как (по какой методике) распределять имеющиеся финансовые поступления? Какая сопроводительная документация должна формироваться при циркулировании финансовых потоков внутри общеобразовательного учреждения? Как должна взаимоотноситься экономическая безопасность с другими видами безопасности, в частности социальной? Кто и как имеет право вмешиваться в функционирование финансовой системы общеобразовательного учреждения? Как минимизировать риски функционирования финансовой системы, и что делать в случаях возникновения каких-либо рисков?

Проблема «выхода» отвечает на вопросы: какая отчетная документация должна быть представлена об использовании финансовых ресурсов? Как (по какой методике) учитывать качество функционирования финансовой системы образовательного учреждения?

Каждый из вопросов (проблем) в свою очередь генерируют массу вопросов (проблем) экономической безопасности общеобразовательного учреждения. Однако на сегодняшний день номенклатура этих вопросов не только не сформулирована, но даже не обозначена.

Рецензенты:

Бондина Н.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» ФГОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», г. Пенза;

Бондин И.А., д.э.н., профессор, декан экономического факультета ФГОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», г. Пенза.