Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SERVICE ENTREPRENEURSHIP IN THE REGION AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

Zakirova I.R. 1
1 State Educational Institution of Higher Education «Ufa State University of Economics and Service»
The article investigates the status and specifics of organization of business in the service sector. The tendencies of development of sphere of services in the Russian Federation by types of economic activity. Especially the small businesses in this area. Shows the sectoral structure of gross regional product of the Republic of Bashkortostan for economic activities and sectors of the economy. The distribution of economic activities in small enterprises of sphere of services of the Republic of Bashkortostan. Presents the analysis of the state service for entrepreneurship in the Republic of Bashkortostan. Identified problems and development of service businesses. Defined measures for the development and support of small business entities of the Republic of Bashkortostan in the service sector.
region.
small and medium enterprises
service businesses
services
entrepreneurship
Развитие сферы  услуг в России определяется активным участием предпринимательского сектора. В сфере услуг преобладает функционирование малых и средних предприятий. Основная их цель – создание новых рабочих мест, предоставление разного рода услуг местному населению.

Экономическая сущность предпринимательской деятельности в сфере услуг заключается в поиске и реализации новых видов услуг в различных отраслях хозяйства с целью удовлетворения спроса потребителей [2].

В мировой экономической практике предпринимательство в сфере услуг подразделятся на:

- предпринимательство в сфере финансовых услуг: банковские, страховые и по сделкам с имуществом;

- предпринимательство в сфере деловых услуг: лизинг, хозяйственно-технические, оперативные, консультационные, управленческие, компьютерные, информационные;

- предпринимательство в сфере здравоохранения;

- предпринимательство в сфере образования;

- предпринимательство в сфере транспортных услуг;

- предпринимательство в сфере путешествий и туризма;

- предпринимательство в сфере театрально-зрелищных услуг.

В различных источниках сферу услуг делят на три сектора:

- третичный  (транспорт и связь, торговлю, государствен­ную администрацию, образование, здравоохранение, инженерно-консультативные услуги, бытовые услуги населению и др.);

- четвертичный (научно-исследовательские, информаци­онные, телекоммуникационные услуги);

- пятиричный (услуги, связанные с высокоинтеллектуальным творческим трудом).

Автор статьи отождествляет понятия  «предпринимательство в сфере услуг»  или  «сервисное предпринимательство».

Сервисное предпринимательство: сущность, признаки, особенности.

Сервисное предпринимательство охватывает своей деятельностью большое количество отраслей, отличается разнообразием видов услуг и непосредственной связью с потребностями населения и предприятиями производственной и непроизводственной областей хозяйства конкретных региональных территорий [3].

Признаки услуг сервисного предпринимательства:

- услуги предоставляются в процессе партнерского взаимодействия производителя и потребителя;

-  услуги носят неосязаемый, невещественный характер;

- услуги одновременно предоставляются и потребляются;

- конкретная услуга представляет собой конкретную потребительную стоимость лишь в определенное время на данном направлении.

Сервисное предпринимательство осуществляется целиком на коммерческой основе.

В настоящее время основную долю (70 %) объема деятельности сервисного предпринимательства осуществляют малые предприятия. По данным 2013 года [4] распределение числа малых предприятий в сфере услуг по видам экономической деятельности представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение числа малых предприятий сферы услуг в Российской Федерации

по видам экономической деятельности, тыс. ед.

Виды экономической деятельности/ годы

2011

2012

2013

Тыс. руб.

Уд. вес., %

Тыс. руб.

Уд. вес., %

Тыс. руб.

Уд. вес., %

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

727,8

40,2

784,40

39,3

733,3

35,6

гостиницы и рестораны

53,1

2,9

56,10

2,8

59,1

2,9

транспорт и связь

114,9

6,3

129,70

6,5

136,9

6,6

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

381,4

21,1

406,50

20,4

418,8

20,1

 

образование

5,7

0,3

6,20

0,3

6,4

0,2

здравоохранение и предоставление социальных услуг

24,9

1,4

27,10

1,4

30

0,4

 

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

46,7

2,6

49,40

2,5

51,5

2,5

 

 

  С 2011 по 2013 г. наблюдается рост доли малых предприятий, оказывающих транспортные услуги, услуги связи, а также сокращение доли малых предприятий торговли, предприятий, производящих операции с недвижимым имуществом.

Развитие сервисного предпринимательства сопровождается  возникновением  новой сферы малого бизнеса – деловые услуги. К ним можно отнести услуги: юридические консультации, копировально-печатающие, счетно-бухгалтерские,  расчет налогов, в организации производства и сбыта, подбор и обучение кадров,  реклама и др.

В сфере производственных услуг выделяются услуги, предоставляемые малыми предприятиями в виде отдельных операций, ранее выполнявшихся непосредственно на производственном предприятии.  Подобная специализация малых предприятий позволяет повысить качество услуг и создает условия для их удешевления.

С ростом числа предприятий сервисного предпринимательства наблюдается рост среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях на 0,7 %.

В 2013 г. наибольшую долю (6,9 %) составили работники сферы торговли – продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды. Количество женщин, занятых в сфере услуг, выше, чем мужчин (73 % и 26 % соответственно). Это объясняется тем, что сфера услуг предпочтительнее для женщин, чем промышленное производство, ввиду меньших физических нагрузок, вредных факторов.

Развитие сервисного предпринимательства предъявляет новые требования к самому сервисному предпринимателю. Сервисный предприниматель с внутренним социально-психологическим стержнем, высокой мобильностью, способностью генерировать и воплощать новые идеи, рационально мыслить, с сильными мотивами личной выгоды, расчетливый и предприимчивый, готовый идти на риск, с ощущением личной ответственности за свои действия; обладает способностями творчески осуществлять функции современного предпринимательства [5].

Необходимо отметить, что региональные тенденции развития сервисного  предпринимательства в регионах России отличаются определенной  спецификой территориального характера формирования спроса и предложения услуг.

Состояние сервисного предпринимательства в Республике Башкортостан

Ситуация по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан имеет положительные тенденции. Так, в республике количество СМП возросло по сравнению с уровнем 2011 г. на 5,2 тыс. и составило  по состоянию на 31.12.2013 г. – 141778 ед. [1].

Среди СМП наибольший удельный вес занимают индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. На сегодняшний день их число, по оценочным данным, составляет 72,4 % от общего числа СМП; 27,4 – малые предприятия и 0,2 % – средние предприятия.

Наибольшее число СМП осуществляет свою деятельность в промышленности; в оптово- розничной торговле; ремонт  автотранспортных средств,  мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; транспорт и связь; сельское хозяйство.

Доля участия СМП в формировании бюджета республики составляет 10,5 %. Малый бизнес республики на протяжении последних лет стабильно обеспечивает десятую часть налоговых доходов республики.

Основным обобщающим показателем, характеризующим экономическую деятельность региона, является валовой региональный продукт (ВРП). В системе национальных счетов он определяется как валовая стоимость всех продуктов и услуг, созданных на территории отдельных регионов в течение определенного срока, за вычетом стоимости промежуточного потребления [4].

Рассмотрим  отраслевую структуру ВРП по видам экономической деятельности и секторам экономики в республике.

Таблица 2

Структура валового регионального продукта Республики Башкортостан по видам экономической деятельности

Виды экономической деятельности/ годы

В текущих основных ценах, млн рублей

Индекс физического объема,

2013 г. к 2012 г., в %

2012

2013

сельское хозяйство, охота и лесное

хозяйство

64 445,1

82 915,8

127,2

рыболовство, рыбоводство

121,5

136,4

113,8

добыча полезных ископаемых

33 128,0

35 751,2

 

104,3

обрабатывающие производства

 

428 307,1

 

457 897,7

 

102,2

 

производство и распределение

электроэнергии, газа и воды

 

31 141,9

 

 

30 343,9

 

 

96,1

 

строительство

84 904,1

 

87 596,8

 

96,2

 

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

 

175 943,9

 

 

210 521,6

 

 

100,8

 

гостиницы и рестораны

13 113,1

 

14 193,5

 

100,7

 

транспорт и связь

93 986,6

 

93 062,9

 

95,9

 

финансовая деятельность

 

 3 918,2

 

 3 022,2

 

 71,2

 

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

80 392,7

 

88 169,7

 

102,6

 

образование

42 751,3

 

51 776,7

 

110,4

 

здравоохранение и предоставление социальных услуг

 

42 916,0

 

 

52 119,1

 

 

107,3

 

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

 

10 362,4

 

 

11 437,2

 

 

102,7

 

 деятельность домашних хозяйств

 

6,4

 

6,8

 

106,8

 

 

По данным, представленным в таблице 2, можно сделать вывод о положительной динамике ВРП Республики Башкортостан. Так, наибольшую долю объема ВРП занимает сфера услуг  – 60 %, а остальную – обрабатывающие производства, сельское хозяйство, рыболовство.

В сфере услуг республики распределение видов экономической деятельности определяется следующим образом:

Рис. 1. Распределение видов экономической деятельности на малых предприятиях сферы услуг Республики Башкортостан

Объем выполненных малыми предприятиями работ и услуг, по оценочным данным, составил 30 млрд рублей, что в действующих ценах в 1,5 раза выше уровня 2012 года.

В январе – декабре 2014 г. объем платных услуг, предоставленных населению республики, составил 218,8 млрд рублей, что в сопоставимой оценке на 0,4 % выше соответствующего периода 2013 г. В структуре платных услуг населению устойчиво доминируют коммунальные, транспортные, бытовые, услуги связи и жилищные услуги, в совокупности, составляющие 70,8 %. По объему платных услуг на душу населения республика уверенно удерживала второе место среди регионов Приволжского федерального округа.

В 2013 году общая численность работников, занятых в малом бизнесе (с учетом индивидуальных предпринимателей), увеличилась против 2012 года на 34 %. Каждый седьмой из числа экономически активного населения республики занят в сервисном предпринимательстве.

В 2013 году наиболее прибыльно работали малые предприятия оптовой и розничной торговли; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Средняя рентабельность малых предприятий в РБ в 2012 г. – 2,9 %, в 2013 г. составила всего лишь 3,2 %. В то же время средняя рентабельность крупных предприятий в РБ –11,6 %.

МИБ в нашей экономике наиболее эффективно действует в сфере обслуживания компьютеров,  информационных, консалтинговых услуг, подготовки и переподготовки кадров, создания программного продукта. Об этом свидетельствуют и статистические  данные: из общего количества МИБ РБ (3,1 % от общего количества СМП) 36 % занимаются НИОКР, проектированием нововведений, созданием и распространением программного продукта; 61 %  – оказанием посреднических, коммерческих, консультационных услуг и только 3 % – производством наукоемкой продукции.

Заключение

Таким образом, развитие сервисного предпринимательства в Республике Башкортостан сопровождается положительными тенденциями: увеличением числа малых предприятий сферы услуг, увеличением доли прибыльных предприятий, увеличением среднесписочной численности работников.

Несмотря на наметившиеся тенденции, деятельность сервисного предпринимательства сопровождается множеством проблем.  

1. Несовершенство  инструментов его государственной поддержки (нормативно-правовых, организационных, экономических).

2.  Недостаточно развита инфраструктура поддержки сервисного предпринимательства в республике.

3. Недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами.

4. Низкий уровень профессиональных и квалификационных качеств производителя услуги.

5. Недостаточная обеспеченность информационными ресурсами и низкое качество информации, необходимой для принятия управленческих решений в области производства услуг.

6. Недоверие со стороны клиентов к услугам.

Приоритетные меры по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства  Республики Башкортостан в сфере услуг включают меры:

- совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения предпринимателей, занятых в сфере услуг;

- по повышению конкурентного потенциала субъектов сервисной экономики РБ;

- развитию социального партнерства субъектов малого предпринимательства в сфере услуг и исполнительных органов государственной власти;

- по развитию системы профессиональной подготовки кадров; повышение профессионализма кадров; исследование и разработка новых институтов и технологии производства услуг;

- улучшению системы контроля и информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти РБ и субъектов малого предпринимательства в сфере услуг;

- повышению имиджа сервисной экономики региона.

 

Рецензенты:

Маликов Р.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО «УГУЭС», г. Уфа;

Ахтариева Л.Г., д.э.н., профессор кафедры  «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО «УГУЭС», г. Уфа.