Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION ON THE BASIS OF THE FORMATION OF THE INVESTMENT CLIMATE

Kutaeva R.A. 1
1 Dagestan State University of National Economy
The study highlights some aspects of the formation of a favorable investment climate at the regional level. Updated the role of local authorities in creating the conditions for development of small business. The local level is given special importance, since the implementation of various investment projects, programs of social and economic development takes place at the municipal level and the role of local authorities is paramount. The data regarding the investment risk of the Russian regions and, in particular, the regions of the North Caucasus Federal District (NCFD), and also shows the top 10 best cities in the Russian Federation and the ranking of foreign countries by the criterion of favorable conditions for entrepreneurial activity. Designed to change the direction of the investment situation in the country and regions. Proposed development toolkit small business sector, the implementation of which will reduce the tension in the social and labor, the labor market, increasing employment levels and serve as a driver of regional socio-economic development.
potential small business
investment climate
development
regional economics

Целью исследования является рассмотрения современного состояния и предложения некоторых мер развития экономики региона на основе формирования благоприятного инвестиционного климата.

Материалы и методы исследования. Использованы материалы, относительно направления исследования. В процессе исследования использовались методы: анализа и сопоставления, научной абстракции, структурно-логический, контент-анализ.

Государственное регулирование экономики в нынешних условиях представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующе­го характера, осуществляемых правомочными государст­венными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей со­циально-экономической системы к изменяющимся услови­ям. В связи с этим, важ­нейшей задачей государственного регулирования экономики является обеспечение экономической устойчивости стра­ны и ее регионов. При этом принципиальным является сбалансирование принципов, факторов, отношений и механизмов реализации социальных и экономических приоритетов. Это возможно только при эффективном со­четании предпринимательства и государствен­ного регулирования [3].

Результаты и обсуждение

Важным условием совершенство­вания государственного регулирования экономики страны является поиск способов оптимального воздействия на экономику регионов.

Республика Дагестан имеет немало резервов для изменения положения к лучшему. Прежде всего - это расширение сферы услуг, в первую очередь на базе развития малого бизнеса, улучшение взаимоотношений властей, производителей и бюджетов различных уровней, привлечения инвестиций в основной капитал и т.д. Республика отличается весьма благоприятными условиями, которые позволяют повысить привлекательность республики как весьма благополучного и благодатного края для активной деловой дея­тельности [4].

Учитывая, что экономика республики продолжает нахо­диться в кризис­ных условиях, а стабилизация и начавшийся подъем носят неустойчивый характер, то к числу первоочередных мер должны быть отнесены: антикризисные и стабилизационные действия по преодоле­нию бюджет­ного и финансового кризиса через активизацию инвестиционной деятельности; развитие сферы предпринимательства; прове­дение институциональной и структурной перестройки в экономике; закрепление наме­тившихся за последние годы тенденций экономического роста, придания им устойчи­вого и динамичного характера; разрешение неотложных социальных проблем на­селения и др. [6].

По мнению специалистов, следует разделять два вида деятельности органов региональной государственной власти в рамках инвестиционного развития региона - привлечение инвестиций в регион и формирование комплекса регулятивных мер, направленных на максимизацию эффективности использования инвестиционных ресурсов в хозяйственной деятельности региональных акторов [7].

Вышесказанное актуализирует активизацию деятельности органов госвласти региона, которые на основе комплексного использования всех имеющихся возможностей, должны быть ориентированы на формирование благоприятных условий ведения бизнеса, рост инвестиционной активно­сти. Это указывает на необходимость поиска адекватных ситуации решений в части обеспечения экономического подъема и применении механизмов для формирования благоприятного делового и инвестиционного климата.

Здесь следует заметить, что не инвестиционный потенциал региона, а инвестиционный климат играет решающую роль в решении проблемы повышения инвестиционной ак­тивности.

Рейтинг инвестиционного потенциала РД в 2014 году, по данным Рейтингового агентства Эксперт РА определен 29 местом среди регионов РФ. В целом по инвестиционному риску Республика Дагестан из 83 регионов РФ отнесена на 81 место, что на два пункта ниже, чем годом ранее (табл. 1) [1].

Таблица 1 - Инвестиционный риск российских регионов в 2013 году


Ранг

риска

Ранг потенциала, 2014 год

Регион

(субъект федерации)

Средневзвешенный индекс риска, 2014 год

Изменение индекса риска, 2014 год к 2013 году, увеличение (+), снижение (-)

Ранги составляющих инвестиционного риска в 2014 году

Изменение ранга риска, 2014 год к 2013 году

 

Социальный

Экономический

Финансовый

Криминальный

Экологический

Управленческий

 

2014 год

2013 год

 

1

5

4

Краснодарский край

0.147

-0.024

18

2

29

9

10

1

4

 

2

3

40

Липецкая область

0.147

-0.019

4

12

14

17

35

4

1

 

3

6

19

Воронежская область

0.153

-0.020

10

16

23

5

11

5

3

 

4

4

3

г. Санкт-Петербург

0.169

-0.002

2

11

1

45

48

55

0

 

5

1

26

Ленинградская область

0.170

0.007

17

21

5

21

46

8

-4

 

6

9

2

Московская область

0.177

-0.010

3

4

2

67

30

61

3

 

7

11

52

Тамбовская область

0.178

-0.016

6

19

46

11

8

9

4

 

8

2

17

Белгородская область

0.182

0.019

5

5

36

7

6

65

-6

 

9

13

36

Курская область

0.183

-0.030

8

31

32

6

2

26

4

 

10

10

1

г. Москва

0.183

-0.010

1

26

4

36

27

59

0

 

Регионы Северо-Кавказского федерального округа

 

32

21

22

Ставропольский край

0.242

0.002

32

14

22

79

19

50

-11

 

69

73

76

Карачаево-Черкесская Республика

0.360

-0.022

75

7

75

65

7

77

4

 

74

80

65

Республика Северная Осетия - Алания

0.409

-0.075

60

70

74

82

44

74

6

 

76

74

61

Кабардино-Балкарская Республика

0.419

0.002

77

49

76

81

18

53

-2

 

80

82

68

Чеченская Республика

0.473

-0.090

78

71

81

16

22

44

2

 

81

79

29

Республика Дагестан

0.500

0.020

76

8

80

83

24

81

-2

 

82

81

77

Республика Ингушетия

0.531

0.025

80

34

83

74

37

80

-1

 

Источник: Данные Рейтингового агентства Эксперт РА. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/rankingtable/region_climat/2014/tab02/

 

Среди рангов, составляющих инвестиционного риска Республика Дагестан занимает последние места в среди субъектов РФ - социальный риск - 76 место, финан­совый - 80, криминальный - 83 и управленческий - 81. В рейтинге инвестиционного климата республика отнесена к регионам с пониженным потенциалом и высоким риском. Сказанное свидетельствует о критическом положении региона, исходя из состояния инвестиционного риска, и необходимости разработки новых решений по формированию благоприятного инвестиционного климата.

Есть и другие исследования, учитывающие иные составляющие при составлении различного рода рейтингов. В частности, издание Forbes регулярно проводит анализ российских городов на предмет их привлекательности для предпринимателей, результаты которого представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Лучшие города России для бизнеса - 2013

Место

Название

города

Итоговый балл

Кадры

Доступность финансовых ресурсов

Инфраструктура

Налоги

Доступность госзаказов

Численность населения (тыс.чел.)

1

Калининград

0,59

0,59

0,66

0,48

0,93

0,34

440

2

Уфа

0,53

0,61

0,45

0,78

0,42

0,14

1 100

3

Краснодар

0,53

0,52

0,51

0,53

0,65

0,43

760

4

Томск

0,51

0,59

0,34

0,67

0,67

0,24

510

5

Омск

0,51

0,53

0,48

0,57

0,62

0,31

1 130

6

Тольятти

0,51

0,51

0,32

0,81

0,67

0,09

720

7

Иркутск

0,5

0,45

0,48

0,66

0,47

0,35

610

8

Кемерово

0,5

0,26

0,5

0,83

0,37

0,44

540

9

Казань

0,5

0,41

0,5

0,73

0,58

0,1

1 170

10

Саратов

0,47

0,58

0,35

0,67

0,38

0,16

840

 

Источник: 30 лучших городов для бизнеса - 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/rating/30-luchshih-gorodov-dlya-biznesa-2013/2013?full=1&table=1

 

В рейтинге, составленным Всемирным банком, под названием «Ведение бизнеса - 2014» (Doing Business - 2014), Россия за минувший год значительно улучшила свои позиции и поднялась со 112 на 92 место в рейтинге. По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между островным государством Барбадос (91 место) и Сербией (93 место). 

По результатам текущего исследования, первое место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности седьмой год подряд занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. Первая пятерка стран-лидеров с прошлого года не изменилась: за Сингапуром следуют Гонконг (Особый административный район Китая), Новая Зеландия, Соединенные Штаты Америки и Дания (табл. 3) [2].  

Таблица 3

Ведение бизнеса в 2014 году: рейтинг государств мира

Страна

Рейтинг

№1*

№2*

№3*

№4*

№5*

№6*

№7*

№8*

№9*

№10*

Сингапур

1

3

3

6

28

3

2

5

1

12

4

Гонконг

2

5

1

5

89

3

3

4

2

9

19

Новая Зеландия

3

1

12

45

2

3

1

23

21

18

12

Соединенные Штаты Америки

4

20

34

13

25

3

6

64

22

11

17

Дания

5

40

8

18

7

28

34

12

8

32

10

Малайзия

6

16

43

21

35

1

4

36

5

30

42

Южная Корея

7

34

18

2

75

13

52

25

3

2

15

Грузия

8

8

2

54

1

3

16

29

43

33

88

Норвегия

9

53

28

17

10

73

22

17

26

4

2

Великобритания

10

28

27

74

68

1

10

14

16

56

7

...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барбадос

91

77

56

83

142

86

170

112

30

110

28

Россия

92

88

178

117

17

109

115

56

157

10

55

Сербия

93

45

182

85

44

42

80

161

98

116

103

...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центрально-Африканская Республика

188

177

156

177

141

109

138

188

185

180

189

Чад

189

183

139

149

146

130

157

189

183

171

189

 

* Примечание: таблица содержит совокупный рейтинг стран по показателю благоприятствия ведения бизнеса, а также данные по десяти (от № 1 до № 10) индикаторам регулирования предпринимательской деятельности: 1. Регистрация предприятий; 2. Получение разрешений на строительство; 3. Подключение к системе электроснабжения; 4. Регистрация собственности; 5. Кредитование; 6. Защита инвесторов; 7. Налогообложение; 8. Международная торговля; 9. Обеспечение исполнения контрактов; 10. Ликвидация предприятий.

Источник: Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2014 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. - 2013.10.29. URL: http://gtmarket.ru/news /2013/10/29/6340

 

Если в рейтинге Doing Business - 2013 основное улучшение в нашей стране наблюдалось в налоговом администрировании (в соответ­ствующем субрейтинге Россия поднялась на 41-ю позицию), то в 2014 году главный прогресс зафиксирован в части подключения к системе электроснабжения. 

В целях улучшения инвестиционной ситуации в регионах и целом в стране, следует сконцентрировать внимание на: совершенствовании инструментария при управлении госсобственностью; разработке действенных мер способных дать эффект в сфере легализации теневого сектора экономики региона; повышении эффективности работы хозяйствующих субъектов на основе применения современных инновационных методов управления; совершенствование фискальной, налоговой и кредитно-финансовой политики; создание свободных экономических зон и зон приграничной торговли; интеграцию хозяйственно-экономических связей с другими субъектами РФ; использование резервов, имеющихся в реальном секторе экономики; создание благоприятных условий привлечения внутрирегиональных и внешних инвестиционных ресурсов для обновления производственного потенциала предприятий региона; проведение институциональных и структурных преобразований и т.д.

От решения этих острых вопросов во многом зависят дальнейший рост и развитие промышленности, социальной сферы и увеличение доходной части регионального бюджета. Следовательно, необходимы прагматический подход и детально разработанные планы развития и адекватные формы и варианты управления регионом, ориентированных на практический результат, имеющих мультипликативный эффект и способные снять социальную напряженность в регионе [5].

В целях активизации инвестиционных процессов в регионе также важно обеспечить прямую поддержку социально значимых для региона проектов, стабильную систему госгарантий инвестиций. В этой связи очень важным направлением формирования инвестиционного климата является всемерное содействие, прежде всего местными властями, развитию малого предпринимательства.

Местному уровню уделяется приоритетное значение, так как все то, что принимается и ориентированное к осуществлению на уровне федерации и регионов, реализуется на уровне муниципалитетов и насколько охотно и активно они примутся реализовывать вышестоящие установки, будет зависеть достижение намеченных социально-экономических  результатов.

О роли, значении и месте малого предпринимательства в развитии экономики и социальной сферы в последнее время сказано и исследовано достаточно много. Особенно актуально развитие данной сферы, в направлении развития и стимулирования производственного предпринимательства, в трудоизбыточных регионах, поскольку малое предпринимательство является основным «поглотителем» живого труда из-за своей специфики функционирования.

Действующая на федеральном и региональном уровне система поддержки и развития малого предпринимательства не способствует снижению теневого сектора, достижению искомого результата ни в социальной, ни в экономической сферах.

В этой связи, как нам представляется, наиболее действенным инструментом развития данного сектора будет реализация принципов открытости и взаимодействия, которые необходимо формировать и реализовывать на партнёрских началах между органами муниципальной власти и предпринимательским составом.

Партнёрство должно быть основано на заключении соглашений между предпринимателями и органами местного самоуправления (МСУ): прозрачность при выплате (не в конвертах) и размере  зарплаты (можно взять за основу полутора-двукратный размер МРОТа); уплата налогов; заключение с работниками трудовых договоров и т.д. В то же время органы местной власти берут на себя функции поддержки и содействия в их становлении и развитии, посредством создания и предоставления соответствующей инфраструктуры и территорий для развития бизнеса, обеспечивать правовое и бизнес-консультирование, заказами, и т.д.

При реализации данного направления малые хозяйствующие структуры почувствуют защищенность и уверенность в своей деятельности. Это позволит им снизить непроизводственные затраты на подкуп и договоренности с различными службами, а местные власти получат увеличение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования.

Опираясь на опыт развитых стран, где власти во многом содействуют развитию, где созданы благоприятные условия ведения бизнеса, в частности в США, то заметим, что занятость растёт, прежде всего, на малых предприятиях. Здесь, на малые предприятия приходится около 80% общего числа занятых в американской экономике [8].

Следует отметить, что малые предприятия, маневрируя и гибко реагируя на внешние сигналы, способствуют развитию реальной рыночной конкуренции и придают ему определенный динамизм.

В то же время отсутствие обоснованной и целенаправленной государственной политики в данной сфере сдерживает процесс становления и функционирования МП, столь необходимого для развития экономики основанной на конкуренции.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что основными условиями эффективного функционирования и развития рассматриваемой сферы, а соответственно и формирования благоприятного инвестиционного климата являются: инфраструктурное и административное содействие предпринимателям со стороны региональных органов власти и, особенно, органов местного самоуправления; финансовые и правовые условия и гарантии осуществления хозяйственной деятельности; налоговая и правовая стабильность, поскольку частые изменения в законодательстве является дестимулирующим фактором формирования соответствующего инвестиционного климата и развития сферы малого предпринимательства.

Реализация указанных мероприятий позволит активизировать рост инвестиционной деятельности, будет способствовать снижению уровня дотационности бюджета региона, позволит создать новые рабочие места и конкурентоспособные производства, увеличить налоговые отчисления, обеспечить условия для устойчивости региональной социально-экономической системы.

Рецензенты:

Петросянц В.З., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН, г. Махачкала;

Гасанов М.А., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН, г. Махачкала.