Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF LOCAL COMMUNITY IN THE DEVELOPMENT OF GROWING GENERATIONS SPIRITUAL AND MORAL CULTURE IN THE COUNTRIES OF THE EAST

Fakhrutdinova A.V. 1 Makhmutova M.M. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University
This work is devoted to the idea of spiritual and moral culture development at younger generations in the countries of the East, to idea of understanding of a local community role in the organization of the educational process aimed at the development of national self-identity in children and teenagers both on the historical homeland and beyond its limits (within local accommodation), the organizations of educational process in local community is considered through a prism of the following functions of culture, – gnoseological, humanistic, communicative, informational and educational. Each function corresponds to various ways of the solution of methodological, innovative, research, and other educational tasks. So educational activities for spiritually moral development of younger generations in local communities, a seen variety of forms of its realization.
education
national self-identification
spiritual and moral culture

        Результаты анализа и обобщения работ исследователей, посвященных становлению социально-культурной деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений, позволяет выделить отмечаемую ими преемственность поколений в локальном социуме, рассматриваемую как механизм сохранения и развития культуры народов. Ярким примером, подтверждающим такое предположение, являются сложившиеся интернальные и экстернальные связи локальных социумов восточных стран.

            Обобщенный фактический материал социальных связей и структур, деятельность которых направлена на развитие национальной самоидентичности детей и молодежи, сохранение культуры, культурного наследия и традиций в странах Востока, позволяет выявить высокий уровень их влияния на развитие духовно-нравственной культуры у подрастающих поколений всех слоев населения.

            При определении уровня развития социально-культурной воспитательной деятельности мы опираемся на иерархию уровней, предложенную В.А. Сластениным и Л.С. Подымовой и используемую при определении инновационной деятельности, и можем констатировать, что в отличие от ряда европейских стран, воспитательная деятельность которых определяется процессами глобализации и воспитания «гражданина мира», страны Востока, а в большей степени - Индия, Бангладеш, Пакистан - отличаются высокой степенью развития (креативный уровень), при этом она направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений в духе национальной самоидентификации. Результативность такой деятельности отражается в утверждении среди участников внеучебного воспитательного процесса отношений сотрудничества и сотворчества детей, подростков и молодежи и наставников при сохранении традиционного уважения к культуре и традициям народов. При этом положительно-эмоциональная направленность деятельности стимулирует у молодого поколения потребность в изучении и в почитании исторического и культурного опыта народа, это способствует поддержанию устойчивой активности (преобразующей, созидательной и самосозидательной), развитию творческой направленности осознания и принятию национальных традиций, обычаев народа, лежащих в основе формирования национального самосознания, которые сочетаются с развитой педагогической рефлексией [9].

            Целостное системное представление о воспитательной деятельности народов Востока, направленной на сохранение культуры, развитие духовности и нравственности молодежи, обоснование подходов к ее организации, принципов, условий, форм и методов рассматриваются нами как необходимая теоретическая предпосылка для последующего изучения механизмов сохранения и развития феномена социокультурной деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание молодежи и развитие национального самосознания и самоидентификации подрастающих поколений России. При этом понимание воспитательной значимости национальной культуры находит воплощение в деятельности не только государственных структур организации досуга, но и локальных сообществ у народов Востока как на родине, так и в условиях проживания представителей наций в диаспорах вне исторической родины.

            Принимая во внимание вышесказанное, а также имеющиеся работы по теории культуры и частным культурологическим направлениям, мы выделяем следующие основные функции культуры, лежащие в основе организации воспитательного процесса в локальном сообществе: гносеологическую, гуманистическую, коммуникативную, информационную, нормативную, обучающую и воспитывающую. Каждая функция отражает различные способы решения методологических, инновационных, исследовательских, дидактических и других педагогических задач. Признание многообразия функциональных компонентов культуры подчеркивает многоаспектность содержания воспитательной деятельности, разнообразие форм ее реализации при организации духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи [4, 12, 14].

            Ученые Востока отмечают значимость целостностных представлений о народе, его традициях, обычаях, культуре и культурном наследии, о реальных путях ее познания, принятия и дальнейшего развития (гносеологическая функция культуры). Особое значение приобретают многоуровневые механизмы получения воспитанниками информации, оказывающей влияние на их национальную самоидентификацию и духовно-нравственное становление. Соответственно, на первом месте - семья, воспитательная работа родителей, основанная на передаче семейного уклада, преданий, обрядов, религиозных правил, далее сообщество - клан, община, здесь в основе воспитания - почитание традиций народа, уважительное отношение к старейшинам, развитие устойчивого чувства ответственности за семью, соседей, друзей семьи и за членов общины. Далее следует деятельность государства и государственных структур. Ученые и политические деятели времен Британской империи в качестве механизмов формирования национальной самоидентичности граждан вновь создаваемых и колонизируемых государств видели общность традиций, и за отсутствием или несоответствием оных интересам правящих кругов (Индия) создавали новые «национальные праздники» - механизмы развития сыновьего чувства ответственности перед страной и правительством (Канада, Австралия, Индия и др.). Другим механизмом организации «нужного» воспитания считалась и по сей день является школа. На территории таких стран, как Индия, Пакистан, Бангладеш, культурное наследие коренного народа изгонялось из учебно-воспитательных заведений попытками введения новых устоев, новых духовных и нравственных ориентиров, что послужило особому этапу стимулирования активности ученых и общественных деятелей по сохранению культурного, духовно-нравственного наследия коренных жителей. Именно этот этап считается этапом ценностного пересмотра значимости национальной культуры для духовно-нравственного становления граждан на уровне локального сообщества.

            Особый интерес для формирования национальной самоидентичности представляют как исторически сложившиеся, так и вновь создаваемые локальные сообщества, особенно в случаях проживания выходцев из восточных стран за рубежом. Особое внимание следует уделить деятельности по организации духовно-нравственного воспитания и развитию национальной самоидентичности у детей членов диаспор разных возрастов. К субъектам процесса следует отнести различные досуговые мероприятия: летние курсы обучения и воспитания по форме летних оздоровительных лагерей и учреждения: библиотеку, музыкальные, спортивные клубы, воскресные школы, дошкольные учреждения, учреждения досуга, которые занимаются организацией и проведением зимних курсов с преподаванием дисциплин по истории народов, в том числе и национальных меньшинств, проживающих на исторической родине; родного языка, основам религии, проведение национальных праздников и передачи традиций общения со старейшинами. Не последнюю роль в духовно-нравственном воспитании играют и средства массовой информации: журналы, газеты, передачи, блоги, интернет-группы общения. Гносеологическая функция культуры позволяет сформировать научное представление о ее значимости и целостности в процессе педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. Это особенно важно сейчас при активном внимании ученых к теме исследования педагогических процессов формирования представлений о культуре народов, выявления ее педагогической ценности в процессе духовно нравственного развития подрастающих поколений, формирования национальной самоидентичности в условиях глобализации и системы ценностей.

            Деятельность локального сообщества позволяет использовать гуманистическую функцию национальной культуры в определении места национальных ценностей в системе общечеловеческих, что позволяет развивать природные способности ребенка [10]. В основе реализации гуманистической функции лежит объединение противоположных и одновременно тесно связанных процессов индивидуализации и социализации личности. На индивидуальном уровне опыт общественных отношений происходит во время совершения деятельности при общении, за счет чего индивидуум усваивает общественные правила. Целенаправленный процесс социализации молодежи в локальном сообществе осуществляется одновременно с индивидуально-личностным становлением, формированием национального самосознания, осознанием себя как части единого целого народа.

            Процесс воспитания невозможен за пределами реализации всего спектра коммуникативных связей, существующих в данном локальном сообществе. Способы и правила коммуникации в пределах локального сообщества соответствуют требованиям общественной этики Востока, основанной на уважении старших и конструктивном подчинении, переложении современных ситуаций на традиционные модели поведения, целям совместной деятельности в индуистском обществе. Если взгляды на выбор форм, технологий, методов и средств общения у субъектов коммуникации совпадают, то коммуникативная функция культуры реализуется успешно. Эту задачу успешно решает комплекс мероприятий, разработанный правлением каждого конкретного сообщества и проводимый всеми его членами. В результате на коммуникативную функцию культуры восточных народов возлагается необходимость развития таких составляющих культуры, как речевая культура родного языка, культура межпоколенного общения, культура общения на уровне коммерческих взаимоотношений (корпоративная этика, долг), на уровне уважения к государственной власти.

            В деятельности локального сообщества воспитательная деятельность направлена на овладение будущим поколением определенным социальным опытом, иерархией знаний, системой навыков, направленных на развитие интеллекта и мироощущения воспитуемого, необходимых для формирования национального самосознания, овладения родным языком, овладения нравственными нормами религии, за счет чего реализуется обучающая функция культуры. В интересах обучающегося правление локального сообщества при поддержке института социализации - семьи - создает особые духовно насыщенные, направленные на поддержание культурных традиций условия для личностного развития в интересах его членов и государства в целом, занимается поддержкой высокого образовательного уровня будущего специалиста-профессионала современного общества. Обучающая функция реализуется в таких видах педагогических проявлений, как определение подходов, принципов, создание условий, поиск форм, использование традиционных технологий и методов воспитания [10, 11].

            Главной задачей, которую решает правление общества, является формирование духовно-нравственного развития подрастающего поколения, нацеленного на сохранение национальных и религиозных традиций народа.

            Область, направленная на духовно-нравственное развитие воспитательной деятельности локального сообщества у народов Индии, Пакистана и Бангладеш, возможна за счет реализации воспитывающей функции культуры. Каждый представитель старшего поколения воспринимается как педагог и воспитатель, сила его авторитета - эрудиция, профессионализм - качества, которые уважаются членами сообщества, за счет чего тем или иным образом влияют на становление личности молодого человека, будущей частички единого народа. Единство учебной и воспитательной деятельности в локальном сообществе организуется и контролируется его правлением - старейшинами общества. Воспитание национальной, нравственной, религиозной, эстетической культуры личности остается основным направлением деятельности, ориентированной на воспитание подрастающих поколений. Именно они формируют национальную самоидентичность через культурные ценности: традиции, обычаи, обряды, фольклор народа [7].

            Нормативная функция культуры позволяет поддерживать равновесие в этнокультурной среде. Любое регулирование подразумевает набор определенных норм и требований, которые лежат в основе обеспечения сотрудничества и достижения совместных целей. В деятельности локального сообщества сами принципы его организации, отражая исторический опыт, накопленный народом, выполняют функцию ценностей, помогают утвердить в жизни будущего поколения жизненные и профессиональные приоритеты, определить цели и идеалы. Молодые люди ориентированы на благополучие в своей микросоциальной среде и на наиболее фундаментальные, общечеловеческие ценности, культурно-нравственная сторона развития общества для них более важна, чем технико-экономическая [1]. Нормативная функция, имея отношение ко всем видам культуры, наиболее полно проявляется в правовой и управленческой культуре, а также в культуре взаимодействия, культуре почитания традиций, культуре сохранения и почитания национальных ценностей, культуре организации воспитательного процесса, культуре поведения.

            Информационная функция культуры реализуется в локальном сообществе за счет необходимости информационного обеспечения всех компонентов культуры: воспитывающего и обучающего, гуманистического и гносеологического, коммуникативного и правового и др. Она может считаться основой духовно-нравственной преемственности эпох и поколений. Характер воспитательной деятельности при этом постепенно усложняется от передачи простейших практических умений и навыков до трансляции систематизированной информации [13]. Овладение ею становится задачей общности людей, в данном исследовании - локального сообщества и семьи. Кроме того, часто ценности духовно-нравственной культуры хранятся и накапливаются в памяти старшего поколения, передающего информацию из «уст в уста». Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция знаний требуют от современных поколений сохранения исторического пласта культурных ценностей народа в виде рукописей, книг, норм религиозных традиций, народной педагогики и т.д.

            В силу складывающихся специфических черт национального характера, наличия традиций и преемственности поколений, а зачастую в поисках лучшей доли народы Индии, Пакистана, Бангладеш начали успешно осваивать обширные регионы за пределами исторической родины, утверждая новый менталитет нации во всемирной истории.

            Начавшееся взаимопроникновение традиций, различных по происхождению и уровню развития, по стабильности, ставит проблемы, ранее не рассматриваемые педагогической наукой, в частности:

            1) сохранение и возрождение педагогических традиций, возникших в разных исторических и социальных условиях, свободных от предрассудков и догматических идеологий;

            2) интеграция народных традиций воспитания в современную педагогическую культуру при сохранении и самоутверждении национальных особенностей диаспоры;

            3) процессы взаимопроникновения воспитательных традиций в диаспоре или отдельных этнических группах;

4) пути развития национальной педагогической культуры: синтез, симбиоз, универсализация своей национальной культуры, их унификация, т.е. полное сохранение национально-этнической автономности [6].

            Изучение историко-теоретических основ организации локальных сообществ за пределами исторической Родины позволяет определить общность национальных культур этносов изучаемых нами стран, сохранивших свои национальные черты под влиянием многовековых традиций своего народа и тщательно охраняемых ими на протяжении многих поколений, несмотря на процессы миграции. С этой позиции представляет интерес преемственность поколений в сохранении и передаче религии, языка, этнокультурных, педагогических традиций. Такой процесс преемственности поколений по сохранению самоидентичности в западной этнографии называется энкультурацией [6].

Общие исторические корни, общие пути развития объектов исследования населения Индии, Бангладеш, Пакистана позволяют выделить единую духовную основу культуры народа, проживающего на данной территории, определить их самобытность и более глубоко подойти к проблемам формирования национального самосознания в процессе воспитания. Подтверждение целесообразности такого подхода найдено в работах Л.Н. Гумилева, крупнейшего исследователя проблем развития этносов. Он утверждал, что «рассматриваемые коллективы, выделяющие сами себя из окружающего мира, всегда обладают общностью поведенческих черт, передаваемых из поколения в поколение с помощью механизма условно-рефлексивной сигнальной наследственности. Эти черты не случайны, они вырабатываются в процессе адаптации людей в этнической и ландшафтной среде и образуют собой стереотип поведения этноса. Стереотип поведения служит фундаментом этнической традиции, включающей в себя культурные и мировоззренческие устои, формы общения и хозяйства, имеющие в каждом этносе неповторимые особенности» [3]. Важно отметить, что выводы ученого подтверждаются выявленной общностью и взаимосвязью в культуре субэтносов изучаемых нами стран, во взглядах на воспитание, обучение подрастающих поколений. Поэтому имеются объективные основания считать, что эффективность возрождения традиций любого народа, в том числе традиций воспитания детей, зависит от учета их региональной специфики, различий в причинах их отчуждения и забвения, в возможностях восстановления и дальнейшего развития [8].

            В свете актуальности проблемы исследования - духовно-нравственного воспитания - задача локальных сообществ заключается в сохранении своего национального своеобразия, обогащении достижениями других культур, не утрачивая единства нации, оставляя за собой право уникальности. Поэтому в этом важном вопросе необходимо обратить особое внимание на факторы сохранения родного языка, религиозных традиций, формирования национального самосознания.

 

Рецензенты:

Вартанян А.А., д.э.н., профессор ФГОБУ ВПО Московский технический университет связи и информатики, г. Москва;

Бородина С.В., д.п.н., доцент ФГБОУ ВПО Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань.