Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REGULARITIES OF ACTIVATION BUSINESS POTENTIAL IN THE REGION

Tselykovskaya A.A. 1 Derbeneva S.I. 2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk branch
2 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk branch
Research of regularities of activization of self-organization in the small agricultural business is conducted. On the basis of allocation problems in the functioning of small forms in the agricultural sector concluded the need to optimize the work of financial and credit mechanism by improving the efficiency of state regulation and activation of cooperative self-organization. The necessity of outsourcing external coordination function that will significantly increase the economic effect of the activities of small agribusiness. The mechanism of infrastructural ensuring of small forms of economic entities in the agricultural sector, which accounts for the union of the individual functions on the basis of cooperation. Important condition of introduction of the offered mechanism of infrastructure providing is active stimulation and support of development of agricultural cooperation in municipal areas and rural settlements that gives the chance: to accelerate process of formation of system of cooperation in the region due to attraction along with shares of members of cooperative of material and financial resources of local government; to involve a personnel reserve of local government; to use the state, regional, municipal MFTs.
regional coordinator
agrobusiness
infrastructure providing
financial and credit mechanism
cooperation
self-organization
1. The federal law «About the general principles of the organization of local government» No. 131-FZ of 24.09.2003 [An electronic resource] – URL: http://docs .cntd.ru/document/901876063 (date of the address 14.12.2014).
2. Derbeneva of S. I. Sostoyaniye, tendencies and problems of development of a control system of consumer cooperation: monograph. – Lipetsk: LGTU, 2005. – 142 p.
3. The conclusion of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration and Institute of economic policy of E.T. Gaidar on the Draft of the federal budget for 2015 and on planning period 2016 and 2017 [An electronic resource] – URL: http://www.iep.ru/files/news/budget_2015–2017/conclusion_budg_2015–2017_20.10.14.pdf (date of the address 12.03.2015).
4. Marx K., Engels F. Compositions. T. 4. – М.: Politizdat, 1966. – p. 168.
5. Collection of the articles «From History of Socio-political Ideas». – М.: publishing house of Academy of Sciences of the USSR, 1970. – P. 215.
6. Tselykovskaya A.A. Formation of organizational and economic conditions for effective development of small agrarian business: monograph. – Voronezh: «ITOUR institute», 2009. – 171 p.
Среди целей, преследуемых в ходе модернизации, понимаемой как процесс инновационного переустройства всех без исключения институтов современной России, одной из определяющих является формирование соответствующего механизма реализации прав местного самоуправления и самоорганизации граждан на всей территории РФ.

Такой механизм должен, во-первых, включать в себя систему стимулов к оптимизации интересов всех участников процесса модернизации, что должно обеспечить единую направленность действия функций государственного управления, и, во-вторых, опираться на четкую процедуру стимулирования различных форм самоорганизации населения. По нашему мнению, последнее определяет содержание проблемы рационального распределения и эффективного использования потенциала местного самоуправления.

Роль и значение института местного самоуправления в процессе модернизации заключены в присущих ему специфических функциях, основной из которых априори является необходимость оперативно решать повседневные вопросы местного значения [1]. Развитие малого бизнеса, поддержка различных форм кооперации как источника повышения благосостояния населения, безусловно, является одним из важнейших критериев эффективности органов местного самоуправления (ОМСУ) в субъектах РФ.

Анализ нормативной базы позволяет сформулировать определение местного самоуправления как системы организации и деятельности граждан, обеспечивающей самостоятельное (под свою ответственность) решение населением непосредственно и/или через ОМСУ вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью исходя из интересов всех жителей конкретной территории (особенно сельских поселений).

Собственность определяет характер всех общественных отношений, а изменение ее типа сопровождается переменой во всех институтах и институциональных условиях [4].

Вышеизложенное не противоречит Декларации о кооперативной идентичности Международного Кооперативного Альянса, где указано, что кооператив - это автономная ассоциация лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих экономических, социальных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия. Более того, кооперативные принципы органично дополняют (если не дублируют) принципы организации местного самоуправления.

Совмещение усилий для достижения целей является мотивационным фактором спонтанного объединения. Цели могут провоцироваться внешними вызовами и внутренними побудительными мотивами конкретных людей. В свое время Г. Зиммель писал: «...социальные ассоциации принимают самые разнообразные формы, что определяется самыми разнообразными интересами у индивидов, толкающих их на образование социальных объединений, в которых они могут эти интересы реализовать...» [5].

Задачи, которые стоят перед местным самоуправлением в современных условиях, симметричны кооперативным принципам:

1) адаптация кооперативных объединений различных типов за счет применения таких инструментов поддержки, которые актуализируют использование внутренних возможностей аграрных производителей. На решение этой задачи нацелен принцип сочетания государственной поддержки кооперации и добровольности вступления в кооператив;

2) эффективное функционирование аграрных производителей на основе практического обучения рыночным методам управления. Решению этой задачи соответствует принцип сочетания самоуправления и профессиональной менеджерской организации;

3) налаживание социального партнерства по горизонтали и вертикали: работники - собственники - пайщики и т.д. Реализации этой задачи призван содействовать принцип сотрудничества и взаимопомощи для удовлетворения интересов всех членов кооператива;

4) создание такой системы экономико-правовых отношений, в которой каждый аграрный производитель принимает на себя долю ответственности за результаты хозяйствования. Реализации этой задачи служат принцип экономического участия каждого члена кооператива, субсидиарная ответственность за результаты деятельности кооператива;

5) формирование обратной связи между работниками, менеджерами, пайщиками, потребителями - условие повышения эффективности агропромышленного комплекса в целом и сельскохозяйственной кооперации в частности. На решение этой задачи нацелен принцип построения эффективной обратной связи внутри кооперативного сектора.

Представленная симметрия принципов для активизации предпринимательского потенциала в регионе позволяет прейти к изучению направлений государственного финансирования поддержки сельского хозяйства в среднесрочном периоде.

Бюджетные ассигнования на предоставление субсидии на 1 кг реализованного и/или отгруженного на собственную переработку молока запланированы в 2015 г. в объеме 6900,0 млн руб., в 2016 г. - 7690,0 млн руб., в 2017 г. - 7914,3 млн руб.

По итогам исполнения федерального бюджета за 2013 г. данное расходное направление недостаточно эффективно, поскольку в ряде случаев эта мера не столько стимулирует рост производства молока, сколько сдерживает динамику защитных цен.

В качестве альтернативы предусматриваются поддержка молочной отрасли через инвестиционные кредиты сроком до 15 лет, а также переход к 100%-му субсидированию процентных ставок. При ставке рефинансирования выше 15% кредиты недоступны.

Вместе с тем Минсельхоз за два года не рассмотрел ни одной заявки по субсидированию новых инвестиционных проектов. По регламенту сельхозпроизводители считают, что их проекты одобрены, они берут кредиты. Этот потенциальный долг составляет десятки миллиардов рублей. Вместо того чтобы держать сельхозпроизводителей в неведении, что ведет к принятию ими неверных инвестиционных решений, необходимо в бюджете дать четкий ответ на этот вопрос [3].

Технологически эта задача может быть решена путем активизации предпринимательской активности населения в соответствии с программно-целевым принципом организации деятельности местного самоуправления. При этом следует учитывать выявленный в ходе исследования ряд проблем функционирования малых форм хозяйствования в АПК [6]:

1) отсутствие эффективной системы сбыта готовой продукции, что обусловливает низкую способность накопления капитала и низкую обеспеченность материально-техническими ресурсами;

2) ограниченность использования кредитных ресурсов ввиду их высокой стоимости и высокого уровня риска кредитования данного сектора;

3) неразвитость страхования предпринимательских рисков в сфере малого аграрного бизнеса в связи с отсутствием адаптированных под потребности мелких хозяйств страховых продуктов;

4) недоступность сельскохозяйственного лизинга на фоне ориентации лизинговых компаний на нужды крупных хозяйств, высокой стоимости лизинговых услуг.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе развития малый агробизнес нуждается в совершенствовании функционирования финансово-кредитного механизма на основе повышения эффективности государственного регулирования и активизации процессов кооперативной самоорганизации.

Опираясь на изученный опыт развития системы сельскохозяйственной, потребительской кооперации [2], представляется целесообразным предложить механизм инфраструктурного обеспечения развития малого агробизнеса (рис. 1), целью разработки которого является объединение отдельных функций субъектов малого агробизнеса на основе кооперации. Достижению поставленной цели может способствовать создание в субъекте Федерации сельскохозяйственных универсальных кооперативов, а также регионального координатора сельскохозяйственной кооперации (например, в форме автономного учреждения, которому кооперативы первого звена передадут часть своих функций). Необходимыми условиями внедрения предлагаемого механизма инфраструктурного обеспечения являются активное стимулирование и поддержка развития сельскохозяйственной кооперации в муниципальных районах и сельских поселениях. На практике формирование системы кооперации в регионе возможно за счет консолидации паевых взносов членов кооператива, материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления; использования кадрового резерва местного самоуправления; использования государственных, региональных, муниципальных МФЦ (многофункциональных центров), информационных порталов и т.д.

Рис. 1 .Механизм инфраструктурного обеспечения развития субъектов малого агробизнеса

Для снижения отраслевых барьеров целесообразно сделать акцент на универсальном типе кооперативов, который обусловит максимальную защиту интересов субъектов малого агробизнеса, а также позволит минимизировать число кооперативных объединений различной направленности (снабженческих, сбытовых, кредитных, страховых и т.д.).

Система инфраструктурного обеспечения субъектов малого агробизнеса в регионе, основываясь на специализации функций структурных элементов и принципах иерархической соподчиненности, опирается на запросы универсального кооператива, а региональный координатор, располагая достаточным объемом информационных, кадровых, финансовых ресурсов, решает задачи обеспечения сбыта, снабжения, финансирования деятельности.

Таким образом, для решения задачи активизации предпринимательского потенциала в регионе механизм инфраструктурного обеспечения субъектов малого агробизнеса может быть внедрен в повседневную практику местного самоуправления.

Заключение

Работа посвящена анализу закономерностей кооперативной самоорганизации и предпринимательской активности в условиях модернизации регионального управления. Раскрывая своеобразие сущностной природы местного самоуправления, авторы сопоставляют принципы организации местного самоуправления с кооперативными принципами. Результатом данного сопоставления является признание симметричности принципов, что может технологически решать задачу активизации предпринимательского потенциала в регионе.

В фокусе исследования оказываются проблемы функционирования малых форм хозяйствования в АПК, обусловившие закономерности кооперативной самоорганизации и развития субъектов малого агробизнеса, среди которых определяющее место отведено исследованию вопросов институциональных условий рационального распределения и эффективного использования потенциала местного самоуправления.

Анализируя направления государственной поддержки сельского хозяйства в среднесрочном периоде, предлагается авторская модель инфраструктурного обеспечения, в которой сгруппированы социальные и экономические задачи повышения эффективности развития малого агробизнеса в субъектах Федерации.

Своеобразие работы заключается в том, что включенные в нее вопросы рассматриваются в аспекте самоорганизации и самоуправления, позволяющем сформировать более глубокое представление о содержании проблем активизации предпринимательского потенциала в регионах страны.

Рецензенты:

Рубцова Л.Н., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Финансы и кредит» Липецкого филиала ФГБОУ ВО Финансового Университета при Правительстве РФ, г. Липецк;

Самодурова М.Ф., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и управление» Липецкого института кооперации (филиал) АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Белгород.