Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SYSTEM OF FAMILY VALUES OF КAZAKHSTAN SOCIETY IN MODERN CONDITIONS

Naberushkina E.K. 1 Uzakova S.A. 2
1 Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin
2 West-Kazakhstan Engineering - Humanitarian University
The article considers the transformation vectors of family values in modern Kazakhstan. Again try to answer the questions: what is the family and what changes undergoes institution of the family in our time , on the one hand, against the background of global changes that are going through a modern society , on the other hand in a revival of culture and national traditions. Now in mentality of Kazakhstan citizens of idea of a family transformations in difficult conditions of withdrawal pains of old values and formations of the new social and economic relations are exposed. The government planned a course to traditional views of a family by connection of values of new democratic institutes and national traditions. The new tasks are set within system of civil education is freedom, responsibility, tolerance and political culture.
modernity
social and cultural change
family values
neotraditionalism
Становление семейных ценностей казахстанского общества происходит в условиях трансформации института семьи в целом, в этой связи рассмотрение социального института семьи в рамках данной статьи направлено на выявление социокультурного характера изменений ценностных установок, относящихся к брачно-семейной сфере.

Казахстанский социум, как и мир в целом, переживает сложные реформы, изменение в социальной и политической структуре, трансформацию социально-культурных ценностей и норм. И здесь речь идет не о «взбунтовавшейся этничности» [1], а о возможности пережить сложный период опираясь на богатый исторический опыт и традиции.

В истории социальной мысли вопросы брака, семьи и родства вызывали повышенный интерес ученых, но до середины XIX веке в науке семья рассматривалась на микроуровне, модель социальных отношений выводилась по аналогии с семейным распределением власти. Семья представлялась как микромодель социума. Важнейшим фактором, обусловливающим систему семейных ценностей, признавался господствующий способ производства, образ жизни, общественные отношения, семьи и брак рассматривались синонимично, а моногамная семья признавалась основным типом организации семейной жизни.

Сегодня мы наблюдаем своего рода поворот к традиционным взглядам на семью и подтверждение этому находим на самом высоком уровне. Провозглашение нового государственного устройства Казахстана - Президентской республики - позволяет с уверенностью сказать, что решено соединить ценность новых демократических институтов и национальных традиций. Черпать силу, в том числе через структуру государственного устройства решено опираясь на традиции, которые поддерживает народ, проживающий на его территории. Официальный дискурс демонстрирует, что вопросы о том как в переходных условиях для всех общественных институтов решать важные для сегодняшнего Казахстана вопросы и как повысить социокультурный потенциал современной молодежи отчасти делегируются для решения в рамках института семьи. Новые задачи поставлены в рамках системы гражданского воспитания - привить на национальную почву ценность личности, свободы, ответственности, толерантности, и политической культуры.

В этом аспекте, интересным представляется интерпретация происходящих изменений, данная Э. Тофлером. Согласно ей возникающая новая система семьи Третьей волны, неизбежно ведет к вариативности семейных форм и социальных ролей членов семьи. Расширяющаяся вариативность порождается быстро трансформирующейся социальной реальностью, которая изменяется намного быстрее, чем ценности. В условиях неравномерного развития ценностных и социально-технологических сфер общества необходимо развивать этику терпимости к многообразию, недопустимо мыслить, что только один тип семьи «нормален», а остальные искажены и диффузны. Институт семьи сохраняется, но меняет свою форму адаптируясь к условиям новой техносферы, социосферы и инфосферы [2]. Стремительность и разнонаправленность информационных и социально-политических потоков современности ставит перед нами вопрос о том, в каком стиле развивается поле семейных ценностей в современном казахстанском обществе. Например, Х.А. Аргынбаева делает выводы о том, что изменения во взаимоотношениях членов казахстанской семьи начались уже в 70-х годах прошлого века, автор говорит о преодолении зависимого положения невестки не только по отношению к родителям мужа, но и к самому мужу. Все большее распространение получают дружеские, равноправные отношения в семье [3].

В настоящее время в менталитете казахстанцев представления о семье подвергаются трансформации в сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных и экономических отношений. Это связано не только с увеличением мобильности населения, укрупнением городов, доступностью общемирового информационного пространства и глобализацией экономических процессов и институтов, но и с эволюцией базовых общечеловеческих ценностей. Э. Гидденс в этой связи отмечает, что в мире нарастающего сексуального равенства - даже если такое равенство далеко от совершенства - оба пола принуждаются к фундаментальным изменениям своих взглядов и поведения в отношении друг друга [4]. Семья как исторически сложившийся социокультурный конструкт и социальная группа отражает изменения, происходящие в обществе, одновременно подвергаясь трансформациям в результате внешних воздействий общественной системы и глобальных социальных порядков. Между различными странами существуют значительные расхождения в субкультурах, некоторые общества имеют более долгую историю сексуальной и гендерной толерантности, нежели другие, и изменения, которые испытывают страны с более традиционным типом культуры, возможно, не настолько радикальны, как в США, но и в этих обществах происходят изменения в системе нравственных и сексуальных ценностей [5]. Меняются культурные дискурсы, связанные с материнством, обостряется конфликт, связанный с материнством, как социальной ролью.

Исследователь Л. Кэмпбел утверждает, что, сталкиваясь с проблемой двойной нагрузки работы и материнства, все больше и больше женщин начинают выбирать бездетность, в результате существенно снижается социальная значимость и ценность материнства. Ценность материнства и семейной репродукции меняет свои значения так же и в связи с тем, что в современном мире для контроля фертильности и решения вопросов репродукции появилось множество технологических решений, появилась так называемая постмодернистская модель репродукции человека. И эта модель репродукции обеспечивается отнюдь не семьей как единицей социума. Рассуждения о постмодернистской модели репродукции содержатся в работах Ж. Деррида, Ж. Бодрияра [6]. Выводы авторов позволяют утверждать, что современной репродуктивной культуре присущи: десакрализация, деинтимизация, нивелирование гендерной асимметрии, коммерциализации репродуктивных технологий. Из сказанного следует, что изменениям постмодернизма подвержены не только традиционные гендерно-ролевые семейные ценности, но и общечеловеческие ценности деторождения.

В контексте современных реалий существенно поменялись гендерные семейные установки, многие ограничения, существовавшие в традиционалистском институте брака нивелированы. Значительно расширилось право выбора личности между различными формами организации семейной жизни, или вовсе отказ от семьи в пользу других сфер жизни. По мнению американских исследователей А. Торнтона и Л. Янг-де Марко, происходит дальнейшее воплощение в жизнь выдвинутых Просвещением идеалов свободы, равенства и терпимости. Как следствие и казахстанская семья, ее организация и распределение ролей внутри вновь претерпевает изменения. Еще недавно в Казахстане семья со своим консерватизмом, культом и авторитетом родителей, старших членов семьи была единственно правильной и наблюдаемой формой на протяжении эпох.

Казахская семья издавна отличалась стремлением к супружеской верности, заботой о детях, родителях и старших членах семьи, уважением к предкам, уходом за их могилами, взаимной любовью к родителям, согласием и доверием к членам семьи, гармонией отношений поколений, уважением прав ребенка и старших, ответственностью за других членов семьи, помощью слабым членам семьи, гармонией родительского и материнского влияния в воспитании детей, общностью духовных интересов членов семьи, здоровым образом жизни, культом труда, бережным отношением к его продуктам, соблюдением народных обычаев, охраной традиций, гостеприимством, семейной открытостью [7]. Эти ценности, безусловно, следует сохранить и в условиях постмодернизма и его реалий. Сложившаяся в предшествующий исторический период система духовно-нравственных ценностей в настоящее время находится под большим давлением глобализационных процессов и мирового экономического кризиса [8].

О том, каковы перспективы института семьи для казахстанского общества в дальнейшем, можно судить по взглядам и убеждениям молодежи на этот счет. Согласно опросу научно-исследовательского центра «Молодежь» - 78,2% респондентов 14-29 лет назвали семью приоритетной жизненной ценностью. «Большинство молодых людей в РК (65,2%), по данным научного исследования, поддерживают официальное оформление семейных отношений - регистрацию брака. Для 21,2% молодежи регистрация не является обязательной, 4,5% молодых людей и девушек считают, что достаточно и религиозного обряда или обручения. Наиболее частой причиной вступления в брак молодые респонденты называют «желание быть вместе с любимым человеком» - 61,7% от общего числа опрошенных. Желание иметь детей занимает второе место среди причин вступления молодых в брак (13%). Следуют совету родителей или родственников в этом вопросе 12,7% опрошенных. Начинают свою семейную жизнь в соответствии со сложившейся в обществе традицией, из-за того, что «так принято» 4,8% представителей молодежи. И очень небольшой процент молодежи вступает в брак из-за боязни одиночества - 3,2%», - уточнили исследователи [9]. Цифры иллюстрируют достаточно высокую ценность традиционной семьи, важность материнства и деторождения. Картина в целом благополучная. Вместе с тем казахстанской семье сегодня предлагается еще одна функция - сохранять традиционный гендерный порядок в семье, ориентированный на репродукцию для возрождения государственности и этнической массы. Например, сегодня казахстанцам предлагаются разные рецепты семейного благополучия. Отдельные парламентарии предлагали легализацию института многоженства, по их мнению, многоженство реально может изменить демографическую ситуацию в стране. «Пока данные идеи не получают широкого распространения среди казахстанских парламентариев, которые понимают, что введение института многоженства ударит по имиджу Казахстана и откинет республику в разряд тех стран, которые расцениваются мировым сообществом как фундаменталистские» [10]. Происходящая идеализация традиционной, патриархатной семьи как нормы на государственно-политическом уровне - это путь к моностилистике, когда все остальные формы и модели семьи автоматически отвергаются и стигматизируются. А именно эту тенденцию мы наблюдаем сегодня и в Казахстане и в России и во многих других обществах. Неотрадиционализм сводит все функции семьи к репродукции, а соответственно к пропаганде многодетности, осуждению малодетности и бездетности, запрету контрацепции и абортов. Официальная риторика в Казахстане порой иллюстрирует патриархатный ренессанс семейных ценностей и форм, что является достаточно опасной тенденцией при всей значимости и важности, традиционных семейных устоев. Мы прослеживаем противоречивые тенденции в трансформации семейных норм и ценностей тех обществ, которые избрали путь модернизации и обновления.

Рецензенты: 

Печенкин В.В., д.соц.н., профессор кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы СГТУ им. Ю.А. Гагарина, г. Саратов;

Щебланова В.В. д.соц.н., профессор кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы СГТУ им. Ю.А . Гагарина, г. Саратов.