Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ATTITUDE SENIOR STUDENTS TO THE FINAL STATE EXAMINATIONS

Asriyan O.B. 1 Kornilova D.S. 1 Cheremiskina I.I. 1
1 Pacific State Medical University, Vladivostok, Russia 690002, Vladivostok, Prospect Ostryakova 2
This article presents research of attitude students of nine and eleventh grades to final state certification and to unified state examination. Interest in this problem is related to the high relevance of lighting thepsychological component of the exam´s procedure.In this article shows that despite knowing about procedure of examinations senior students experience negative emotions such us anxiety and fear when they prepare for these examinations and pass them. Therefore, it is necessary to carry out further work on the psychological preparation of pupils to the procedure of passing the unified state exam and the state final certification and to the formation of their positive attitude towards this exam testing.
attitude to the final state tests
senior students
unified state examination
state final certification
final state tests

Государственная итоговая аттестация (ГИА) является формой проведения выпускных экзаменов в 9-ом классе школ. С 2010 года данная форма экзамена стала единственной формой сдачи выпускных экзаменов. Результаты аттестации учитываются при поступлении в 10-е классы, продолжении обучения в профессиональных училищах и колледжах. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) проводится в учебных заведениях в выпускном 11-ом классе и служит вступительным экзаменом в вузы. После сдачи экзамена всем участникам выдаются сертификаты, с указанием полученных баллов по предметам. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в учебном заведении и основной формой вступительных испытаний в вузы. У респондентов есть возможность повторной сдачи экзамена в последующие годы [2, с. 233].

Отношение к ЕГЭ и ГИА у старшеклассников играет важную роль при сдаче экзаменов. Оно влияет на сам процесс сдачи экзамена, результат выполняемой работы и на самого субъекта деятельности. Современные исследования показывают, что во время экзамена школьник находится в стрессовом состоянии, этот факт не позволяет его ответ считать надежным показателем знаний [7, с. 28]. Высокая значимость результата экзамена заставляет школьника прибегать к различным обманам (шпаргалки и т.п.) для того, чтобы получить удовлетворительную отметку. Отношение старшеклассника к процессу сдачи экзаменов непосредственно взаимосвязано с его эффективностью в данной ситуации [5]. Наиболее важным аспектом с практической точки зрения является выявление детерминант тревоги старшеклассника в ситуации прохождения ГИА и ЕГЭ, что позволит привнести в процесс подготовки ряд психологических мероприятий, направленных на преодоление зависимости результатов экзаменов от различных внешних факторов, таких как тревожность и негативное отношение к ситуации тестирования.

Актуальность данного исследования связана с тем, что тема ЕГЭ обсуждается очень активно с момента его введения в 2001 году. Особенно показательным оказался период 2008 года, когда к ЕГЭ/ГИА были присоединены все регионы страны. До настоящего времени к ЕГЭ и ГИА негативно относится часть старшеклассников, их родителей, учителя, преподаватели вузов и школ. Основной причиной является получение учащимися оценок, ниже выставляемых в ходе всего обучения, и ниже, чем при традиционной форме экзаменов. Современными исследователями отмечено, что методически процесс подготовки и проведения ГИА и ЕГЭ в полной мере разработан. Однако остаются пробелы в освещении психологической составляющей и связанных с ней проблем психологического характера и возможности психологической поддержки учеников [1].

Цель: описать отношение старшеклассников к ЕГЭ и ГИА.

Материал и методы

В исследовании приняли участие две группы старшеклассников одной из МБОУ СОШ г. Уссурийска: 25 старшеклассников – 9-ого класса; 22 старшеклассника – 11-ого класса. В исследовании приняло участие 47 человек в возрастном диапазоне от 13 до 18 лет.

Методическое обеспечение исследования отношения старшеклассников к итоговым государственным испытаниям: 1) ассоциативный тест; 2) стандартный семантический дифференциал Ч. Осгуда; 3) анкета «готовность к ЕГЭ» М. Ю. Чибисовой; 4) методика «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда. В рамках проведения ассоциативного теста и цветового теста отношений стимулом выступали виды итоговых государственных испытаний: ИГА и ЕГЭ для 9-ого и 11-ого класса соответственно. Эти же стимулы предъявлялись для оценки в ходе проведения стандартного семантического дифференциала Ч. Осгуда. В основу выбора представленных методик легли теоретические положения о том, что психологическая категория отношения фактически проявляется в когнитивном, эмоциональном и мотивационном аспектах [4].

Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью частотного анализа и метода расчета семантических универсалий.

Результаты и их обсуждение

По результатам исследования учеников 9-ого и 11-ого классов средней школы г. Уссурийска с помощью анкеты «готовность к ГИА/ЕГЭ» в адаптации М. Ю. Чибисовой были получены данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Показатели учеников девятого и одиннадцатого классов по анкете «готовность к ГИА/ЕГЭ» М. Ю. Чибисовой

Уровень выраженности показателей

Знакомство с процедурой

(кол-во человек)

Уровень тревожности

(кол-во человек)

Самоконтроль, самоорганизация

(кол-во человек)

9 класс

11 класс

9 класс

11 класс

9 класс

11 класс

Высокие

24

20

21

20

22

20

Средние

0

0

3

1

0

0

Низкие

1

2

1

1

3

2

Анализируя результаты, представленные в таблице, у большинства старшеклассников 9-ого и 11-ого классов отмечаются высокие показатели по шкале «знакомство с процедурой тестирования», что свидетельствует о том, что учащиеся считают себя хорошо ознакомленными со своими правами и обязанностями относительно процедуры ЕГЭ и ГИА. Они практически не отмечают никаких процессуальных сложностей, владеют навыками, определяемыми данной процедурой.

Высокие показатели у учеников 9-ого и 11-ого класса отмечены по познавательному компоненту готовности к ситуации экзамена – «самоконтролю и самоорганизации», что говорит об их активности и осознании необходимости дополнительной подготовки.

У большинства учащихся 9-ого и 11-ого классов выявлен высокий показатель по уровню тревожности, автор методики называет тревожность личностным компонентом отношения к экзаменам, и результаты свидетельствуют о том, что данная ситуация расценивается школьниками как стрессогенная, вызывающая переживания тревоги. Высокий уровень тревоги, в отличие от оптимального может приводить к дезорганизации деятельности или ее срыву, а также к истощению самого субъекта этой деятельности.

Обобщая полученные данные, ученики 9-ого и 11-ого классов отмечают высокий уровень своей осведомленности с процедурой ГИА/ЕГЭ. Данный факт объясняется предоставлением учителями и СМИ большого объема информации о процедуре проведения экзаменов. Несмотря на этот факт, у учеников отмечается высокий уровень тревожности, в связи с предстоящим испытанием, хотя высокие показатели по организации и самоконтролю, говорят о том, что эти ученики считают себя способными справиться со своим волнением. Полученные результаты позволяют предположить, что преодоление фактора новизны ситуации государственного экзамена, который в большей степени оказывает влияние на учеников 9-ого класса, а также полученные знания относительно возможных способов саморегуляции своего состояния не способствуют преодолению тревожности старшеклассников, что указывает на необходимость использования индивидуального подхода в процессе психологической подготовки к экзамену.

Цветовые ассоциации на стимулы ГИА или ЕГЭ учеников 9-ого и 11-ого классов соответственно по методике «цветовой тест отношений» А. М. Эткинда обрабатывались с помощью частотного анализа, сводные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Цветовые ассоциации на стимул ГИА и ЕГЭ у учеников 9-ого и 11-ого классов

9 класс

11 класс

Цвет

Количество выборов

Цвет

Количество выборов

синий

5

Синий

7

черный

5

Серый

6

серый

4

Коричневый

3

зеленый

4

Зеленый

2

желтый

3

Черный

2

коричневый

2

Красный

1

фиолетовый

1

Фиолетовый

1

красный

1

Желтый

0

По результатам методики «ЦТО» А. М. Эткинда, негативное отношение старшеклассников к итоговым государственным испытаниям в 9-ом классе доминирует над позитивным, что свидетельствует о возможном наличии тревоги и различных проявлений стресса. ГИА у учеников ассоциируется с такими состояниями, как: невозмутимость, спокойствие, замкнутость, упрямство, враждебность, независимость, пассивность, что говорит о присутствии явного протеста, которое может быть вызвано повышенным уровнем нагрузки при подготовке к экзаменам.

В 11-ом классе к ЕГЭ ученики относятся более нейтрально и привычно. Но оно вызывает у них чувство нерешительности, вялости, пассивности, упрямства, слабости, что показывает их отрицательное отношение к данному виду экзамена, вследствие чего, у учеников может возникать чувство неуверенности в себе и снижение уровня самооценки.

Как в 9-ом, так и в 11-ом классе отсутствует мотивация на активное преодоление экзаменационных испытаний, вместо которой актуализируются многообразные астеничные тенденции, такие как вялость и пассивность. Можно предположить, что такое состояние связано с эмоциональным выгоранием в процессе длительной подготовки к экзаменам и, как следствие, оценки, полученные ими в ходе ГИА и ЕГЭ ниже тех, которые выставлялись в ходе всего обучения, а также ниже, чем при традиционной форме экзаменов.

В отношении результатов ассоциативного теста проводился расчет частоты встречаемости ассоциаций на стимулы ГИА и ЕГЭ у старшеклассников девятого и одиннадцатого классов, их графическое распределение представлено на рис.1 и рис. 2.

Рис.1. Распределение ассоциаций учеников 9-ого класса на стимул ГИА по частоте встречаемости

Рис. 2. Распределение ассоциаций учеников 11-ого класса на стимул ЕГЭ по частоте встречаемости

По результатам ассоциативного теста ученики 9-ого класса воспринимают ГИА как неотъемлемую часть учебного процесса, отмечают важность подготовки к ней и высокие требования к когнитивным процессам (вниманию), а также зависимость будущих планов от результатов испытания. У многих учеников 9-ого класса ГИА ассоциируется с негативными эмоциями: волнением и страхом, трудностями, связанными с экзаменами. Можно предположить, что ученики акцентируют свое внимание на успешности сдачи экзаменов, где не малую роль играет их уверенность в себе, отсюда появляется страх не успешности прохождения процедуры, следствием чего, может явиться отчисление из школы и отсутствие возможности поступления в учебные заведения.

По результатам ассоциативного теста ученики 11-ого класса, осознают важность сдачи ЕГЭ и заинтересованы в подготовке к нему, осознают взаимосвязь личных планов с результатами экзамена и ориентированы на его успешное завершение. Однако ассоциация «страх» имеет высокую частоту встречаемости, что свидетельствует о негативных переживаниях, связанных с предстоящей процедурой итоговых испытаний.

По результатам оценки старшеклассниками двух форм проведения итоговых государственных испытаний с помощью классического семантического дифференциала Ч. Осгуда были построены семантические пространства (семантические универсалии при 10 % интервале допуска), включающие прилагательные (дескрипторы) яркую выраженность, которых отметили большинство старшеклассников. В семантические универсалии оценки старшеклассниками ЕГЭ и ГИА вошло большое количество дескрипторов, что может свидетельствовать о высокой согласованности в оценке данных стимулов старшеклассниками.

В оценках учеников 9-ого класса встречались как позитивно окрашенные представления: «хороший», «упорядоченный», «умный», «добрый», «большой», «светлый», «активный», «горячий», «дорогой», «чистый», так и негативные ассоциации: «тяжелый», «печальный», «противный», «шершавый», «сложный», «напряженный», «сухой», «чужой», «твердый», «медленный», «унылый», «ненавистный», «гнилой», «острый». Вероятно, присутствие таких эмоциональных реакций, как импульсивность, эмоциональная неустойчивость, напряженность, высокая эмоциональная лабильность, возникающих из-за повышенной тревожности и свидетельствующих о нахождении в состоянии стресса.

Школьники 11-ого класса оценивают ЕГЭ как: «сильный», «хороший», «большой», «упорядоченный», «светлый», «быстрый», «дорогой», «активный», «умный», «чистый». Ученики заинтересованы в получении знаний, тем самым определен высокий уровень ответственности, требующейся для подготовки и сдачи экзаменов, а также успешности в дальнейшем будущем. Немало важным считается присутствие негативного отношения: «печальный», «противный», «сложный», «напряженный», «чужой», «злой», «унылый», «ненавистный», «гнилой», «острый», это показывает, что ученики испытывают дискомфорт и эмоциональное напряжение в период подготовки к экзаменам.

Оценка данных стимулов носит преимущественно негативный характер, вероятно, ученики испытывают дискомфорт и эмоциональное напряжение, возникающее из-за повышенной тревожности и обусловленное чувством страха и негативными переживаниями, связанными с предстоящими испытаниями. В оценках старшеклассников отражаются как объективные факторы экзаменационной процедуры: «сложный» и «напряженный», так и субъективное эмоциональное отношение: «чужой», «злой», «унылый», «ненавистный». Школьники в полной мере осознают всю ответственность и сложность сдачи экзаменов.

Выводы

Исследование отношения старшеклассников к итоговым государственным испытаниям позволило сделать следующие выводы:

1. На эмоциональном уровне отношение к ГИА у старшеклассников 9-ого класса в большей степени негативное, чем позитивное, о чем свидетельствует наличие тревоги, страха и других проявлений стресса. Отмечается чувство протеста перед данной формой экзамена, что может быть вызвано повышенным уровнем нагрузки при подготовке. Полученные результаты указывают на вероятное эмоциональное выгорание учеников в процессе подготовки к итоговым экзаменам.

У учеников 11-ого класса отношение к ЕГЭ сопровождается негативными эмоциональными переживаниями страха, тревоги, неуверенности в себе, хотя общий фон указанных переживаний характеризуется внутренней установкой на успешное прохождение испытаний.

Высокий уровень тревожности согласно самооценке самих старшеклассников, может приводить к дезорганизации деятельности и даже ее срыву в процессе прохождения итоговых государственных испытаний.

2. На когнитивном уровне отношения к итоговым государственным испытаниям можем отметить преимущественно негативные оценки старшеклассниками данных форм проведения экзамена. Они четко осознают взаимосвязь успешности прохождения этих испытаний и собственных будущих планов. Отмечают высокий уровень ответственности, возлагаемый на них и высокие требования к их когнитивным процессам и уровню знаний. Отмечают высокую личную осведомленность о процедуре прохождения ГИА и ЕГЭ.

3. На поведенческом уровне у учеников 9-ого и 11-ого классов отмечен высокий уровень готовности к прохождению процедуры итоговых испытаний. Они считают, что демонстрируют успешные навыки самоорганизации, проявляют активность в подготовке и получают необходимые знания. Немаловажным фактом является постепенное снижение мобилизации старшеклассников и проявление пассивности и вялости особенно среди учеников 11-ого класса.

4. Полученные результаты исследования отношения старшеклассников к итоговым экзаменам позволяют наметить основные направления психопрофилактической работы с ними: профилактика эмоционального выгорания в процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА, формирование позитивного эмоционального отношения к экзаменационным испытаниям и преодоление тревожной оценки перспективы, характерной для учеников обоих групп.

Обобщая сделанные выводы, можно сказать, что отношение выпускников 9-ого и 11-ого классов к ГИА и ЕГЭ преимущественно негативное, что, впрочем, не снижает адекватной оценки значимости этих процедур и осознания личной ответственности за результат.

Полученные результаты говорят о необходимости проведения дополнительной работы по психологической подготовке школьников к процедуре сдачи ЕГЭ и ГИА, формирования у них положительного отношения к экзаменационным испытаниям, что позволит снизить тревожность и повыситьих уровень уверенности в себе и в благополучном исходе данных мероприятий.

Рецензенты:

Бочарников В.Н., д.б.н., профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории ФГБУН Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, г. Петропавловск-Камчатский;

Сокольская М.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры общей и профессиональной психологии Морского гуманитарного института ФБОУ ВПО «Морской государственный университет имени адм. Г. И. Невельского» Федерального агентства морского и речного транспорта, г. Владивосток.