Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DISCURSIVE FIELD THE GROWTH OF RUSSIAN UNIVERSITIES TRANSPARENCY IN THE CONTEXT OF THEIR INTEGRATION EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE

Egorov E.E. 1 Lebedeva T.E. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
The purpose of this study is to identify successes, shortcomings of existing and potential prospects in the implementation of the principle of transparency in Russian universities. Achieving the intended target is determined by the following tasks: to study the requirements for transparency of Russian universities by law; analysis of the experiences and challenges to implement the requirements of the legislation to the website of the Russian universities and the degree of openness of information; determine the effect of the implementation of the principle of transparency in the system of education quality management of higher education institutions; study of the results of monitoring and rating as an instrument for evaluating the performance of educational institutions, through the concept of transparency; identifying the effectiveness of the world ranking of universities Vebometriks (Webometriss) in terms of transparency and the inclusion of Russian universities; the rapid analysis of indicators of Internet resources of some Russian and foreign universities in multiple analytics; offer ways to improve the position of the site of the university in the world and domestic rankings, leaving recommendations to increase the transparency of Russian universities through the formation of an adequate preinformation content sites.The focus is on information openness of educational activities from the standpoint of legal requirements and interests of students and university students. Analysis of the implementation of the principle of transparency of Russian universities held in the article reflected through information about the activities of the university on the site and associated network services. Revealed the typical disadvantages of universities to work with sites and summarized directions of development of this activity.
university website
russian pedagogical universities
information transparency
Transparency

В последнее время вопрос открытости различных институтов и систем современного российского общества обсуждается достаточно активно. Одной из ведущих тенденций обеспечения устойчивого развития образовательной системы является применение принципа транспарентности.

Термин «прозрачность» – вариант перевода на русский язык широко используемого за рубежом (в праве и науке) понятия «transparency» («транспарентность») – буквально «ясно видимый, явный, легко понимаемый». Принцип транспарентности закреплен в качестве правовой нормы в законах многих зарубежных стран. Вместе с тем прозрачность – важнейший принцип современного бизнеса, соблюдение которого в деятельности компаний регулируется международными стандартами и договорами. Высокий уровень прозрачности означает, что предоставляемая (раскрываемая) информация способствует созданию четкого представления об истинном положении дел в образовательной организации [4].

В системе российского образования реализация принципа транспарентности, на наш взгляд, имеет двойственный характер. Противоречия проявляются в том, что, с одной стороны, российские образовательные организации традиционно сохраняют достаточную закрытость, с другой — законодательные требования, запросы общественности заставляют их все больше соответствовать этому принципу. Можно утверждать, что транспарентность российских образовательных организаций недостаточна, а механизмы создания, реализации и поддержки информационной открытости этих организаций разнородны и преимущественно находятся на низком уровне развития. Такое положение и определяет актуальность проведенного нами исследования.

Особенно важен данный вопрос в сфере российского высшего образования, где уже сейчас транспарентность во многом определяет не только качество и эффективность работы вуза, но и его выживаемость в условиях усиливающейся интернационализации образования. Именно учреждения высшего образования первыми почувствовали на себе достаточно жесткие требования, связанные с информационной открытостью своей деятельности перед государством и обществом. Эти требования, будучи достаточно легкими, слабо оформленными и практически необязательными еще чуть более десяти лет назад, в настоящее время существенным образом усиливаются, закрепляются законодательно и зачастую служат практически единственным ориентиром для оценки деятельности высшего учебного заведения с точки зрения различных контактных аудиторий [2].

Еще одним важным поводом к рассмотрению информационной открытости российских вузов стало стремление некоторых из них выйти в международные рейтинги мировых университетов. Кстати, это стремление официально и финансово поддерживается государственными органами власти и, в частности, Министерством образования и науки РФ. А реализация такой амбициозной задачи невозможна без существенного увеличения транспарентности высших учебных заведений.

Понятие транспарентности, изначально применяемое в сфере государственного управления, в настоящее время нашло свое применение в различных областях общественной жизни и экономики. В связи с этим сейчас все больше возрастают требования и к информационной открытости и прозрачности в системе образования. Здесь необходимо отметить тот факт, что большая часть транспарентности вуза в современном мире обеспечивается за счет Интернет-технологий и вообще присутствия образовательной организации в сети. И это совсем не случайно. Согласно представленному Д. Песковым – директором направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив – глобальному докладу о будущем образования: «В качестве основных предпосылок развития образования отмечается будущее тотальности интернета (мобильность и цифровизация)» [6].

Признавая тот факт, что принцип транспарентности образовательной организации может быть применен в достаточно широком смысле и иметь множество механизмов и форм его обеспечения, в данной статье мы хотим заострить внимание на реализации этого принципа через самый доступный на сегодняшний день источник информации – сайт вуза. В проведении исследования реализации принципа транспарентности акцент внимания авторов смещен в сторону образовательной деятельности высшего учебного заведения. При этом мы признаем, что иная информация, служащая раскрытию сведений об образовательной организации, не менее важна, но в рамках статьи она отходит на второй план.

Часть предлагаемых вашему вниманию исследований проводилась на базе вуза, где работают авторы статьи – ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет). В частности, здесь проводилась оценка наполняемости сайта Мининского университета, которая легла в основу выводов авторов о некоторых типичных недостатках и ошибках в работе с контентом сайтов вузов. Следует отметить, что в качестве объектов исследования были выбраны российские педагогические и зарубежные вузы (вузы, имеющие существенную долю студентов педагогического направления подготовки). Это обеспечивает относительную однородность выбранного образовательного пространства и соответствующих условий деятельности в нем. Думаем, что проведенное исследование и представленные здесь результаты, выводы и рекомендации помогут администрации вузов пересмотреть отношение к содержанию и наполнению сайтов, обеспечив тем самым повышение транспарентности образовательной организации и, в конечном счете, ее конкурентоспособности на глобальном рынке образовательных услуг.

В условиях повышения требований к информационной открытости при отсутствии готовых решений вузу важно иметь инструменты для публикации нужной информации и оперативной ее актуализации. В Мининском университете такие инструменты реализуются на базе платформы Moolde и Word pressсom. Актуальная информация о структуре университета, всех сотрудниках и необходимая информация о персональном составе педагогических работников (в том числе степень, звание, стаж, повышение квалификации) загружается на сайт через блогосферу (продукт на базе платфоры Word pressсom): личные страницы сотрудников, список преподавателей с выводом подробной информации, оргструктура, телефонные и другие справочники. Для хранения и отображения информации об образовательных программах разработаны информационные блоки, которые также используются для вывода информации о структуре приема в Мининском университете. Механизм личных кабинетов блогосферы и электронного обучающего модуля (Moodle) позволяет сотрудникам самостоятельно размещать и актуализировать динамично меняющуюся и дополнительную информацию о себе: контактные данные, автобиографию (портфолио), научные публикации, методические материалы и друге результаты своей деятельности. Личные кабинеты включают инструменты для самостоятельного размещения публикаций, файлов, ведения блогов и форумов, мгновенных сообщений и др. Самостоятельная публикация информации пользователями экономит ресурсы на сбор, обработку и размещение информации, повышает оперативность ее актуализации.

Эффективным механизмом стимулирования повышения открытости в рамках подотчетности является формирование рейтингов. Наиболее популярным рейтингом сайтов вузов является мировой рейтинг университетов Вебометрикс (Webometriсs), в котором ранжируются более 22 тыс. университетов. В 2014 г. в рейтинге были представлены 1197 сайтов российских вузов. В качестве примера приведем выдержку из мирового рейтинга университетов Вебометрикс (Webometriсs) для некоторых российских вузов и Мининского университета в частности (табл. 1). При публикации результатов указывается не только рейтинг вуза, но и его позиции по каждому индикатору. Такая прозрачность результатов позволяет вузам постоянно анализировать свои сильные и слабые стороны.

Анализ данных таблицы 1 демонстрирует, что позиции по индикаторам практически не связаны с результатами ранжирования вузов. Так, Мининский университет по индикаторным показателям опережает вузы-лидеры, однако низкое цитирование, недостаточное количество научных публикаций на сайте вуза и в базе Google Scholar не позволяют подняться выше в мировом рейтинге вузов.

Таблица 1

Место педагогических университетов в мировом рейтинге Вебометрикс (Webometriсs)

World Ranksort descending

University

Сountry

Presenсe

Impaсt

Openness

Exсellenсe

3145

Tomsk State Pedagogical University / Томский государственный педагогический университет

bandera

4830

7038

1346

2955

3448

Barnaul State Pedagogical University / Алтайская государственная педагогическая академия

bandera

1594

4242

2129

5442

3666

Pedagogical University of Moscow City / Московский Городской Педагогический Университет

bandera

3141

5075

1120

5442

3769

Moscow State Pedagogical University / Московский педагогический государственный университет

bandera

4265

6471

3537

3439

3863

Russian State Pedagogical University AI Herzen (Gertsenovsky University) / Российский Государственный Педагогический Университет А И Герцена

bandera

5368

3904

2225

5442

3874

Ural State Pedagogical University / Уральский государственный педагогический университет

bandera

5136

6453

829

4831

4267

Volgograd State Pedagogical University / Волгоградский государственный социально-педагогический университет

bandera

4110

6271

2349

4831

8816

Minin University (Volzhsky State Engineering and Pedagogiсal University) / Мининский университет

bandera

7600

12124

3580

5442

Этот рейтинг замечателен тем, что позволяет оценить национальную систему высшего образования не только по лидерам, но и по всей совокупности составляющих ее вузов. Это также мощный стимул для развития каждого университета, что видно при анализе результатов вузов из всех регионов России.

Анализируя рекомендации Вебометрикс [7] и авторов, работающих в данной проблематике [1, 3, 5, 6], можно выделить следующие основные пути повышения позиций сайта образовательной организации, которые вуз способен реализовать своими силами.

1. Публикация большого объема качественного контента в открытом доступе. Для этого авторами предлагается использовать распределенную систему авторинга.

2. Активная деятельность в социальных сетях. Рекомендуется ведение аккаунтов и групп вуза во всех популярных социальных сетях, активное привлечение и информационную поддержку членов этих групп. Необходимы инструменты для автоматизированной перепубликации новостей и блогов в социальные сети, что способствует быстрому наращиванию ссылочной массы.

3. Организация и проведение web-семинаров и web-конференций и публикация их на сайте в статичной информации с последующим уходом в архив.

4. Хостинг внешних ресурсов. Размещение на своем домене сайтов конференций, научных обществ, электронных журналов.

5. Обязательное добавление ссылок на статьи, размещенные в домене вуза, в библиографических ссылках, а также при каждом упоминании вуза в Интернет-изданиях.

Приведенные рекомендации позволяют повысить вебометрические показатели (в терминах Вебометрикс — это влияние, присутствие и открытость), рассмотрение наукометрических показателей выходит за рамки темы (проблемы) данной статьи.

При проведении сравнительного анализа транспарентности зарубежных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов (Лондонская школа экономики, Венская экономическая школа — факультет экономики и педагогики, Университет Падеборна), и российских педагогических вузов (Педагогический университет имени А.И. Герцена, Московский городской педагогический университет, Алтайская педагогическая академия, Томский государственный педагогический университет, Уральский педагогический университет, Мининский университет, Волгоградский социально-педагогический университет) (табл. 2) было выявлено следующее: зарубежные образовательные учреждения нацелены на открытый доступ к информации на своих сайтах, актуальность данных – текущий и предыдущий год.

Таблица 2

Контент-анализ транспарентности вузов (зарубежных и российских педагогических)*

Название

образовательных

учреждений

Годо-вой отчет

Финан-совый отчет

Корпора-тивное управление

Актуаль-ность данных

Парт-нерство с бизнесом

Инвести-ционные проекты

Финанси-рование для студентов

Роди-тели

Гости

Препо-даватели

Будущие препо-даватели (аспи-ранты / докто-ранты)

Сту-денты

Выпуск-ники

Муници-палитет

СМИ

Web materials

Chat

E-learning

Абиту-риенты

Зарубежных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лондонская школа экономики

London School of Economics and Political Science

+

+

-

2014

+

+

+

-

-

-

+

+

+

-

+

-

-

-

-

Венская экономическая школа факультет экономики и педагогики

-

+

+

2014-2015

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

Университет Падеборна

University of Paderborn

-

+

-

2014-2015

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

-

Российских

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический университет имени А.И.Герцена (СПб)

+

+

+

2013-2015

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

Московский городской педагогический университет

+

+

+

2013-2014

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Московский педагогический университет (МПГУ)

-

-

+

2014-2015

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

Алтайская педагогическая академия

+

+

+

2013-2014

-

+

-

-

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

Томский государственный педагогический университет

+

-

+

2013-2014

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Уральский педагогический университет

+

+

+

2013-2014

-

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Мининский университет

+

+

+

2014-2015

-

-

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

-

+

+

Волгоградский социально-педагогический университет

+

+

+

2014-2015

+

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

*Исследование, проведенное авторами статьи

Все анализируемые образовательные учреждения активно взаимодействуют со СМИ, акцентируют внимание на партнерство с бизнесом, реже – с муниципалитетом. Рассматривая информационную открытость российских вузов, осуществляющих подготовку педагогов, можно выделить следующее. Актуальность информации всех вузов на сайте – 2015 г. и предыдущие 2 года. Почти все вузы размещают на сайте финансовую информацию и годовой отчет, но поиск этих данных затруднителен. В отличие от рассмотренных зарубежных образовательных учреждений все российские вузы имеют четкую организационную структуру, разработанный логотип и другие элементы фирменного стиля.

На сайтах рассмотренных российских педагогических вузов не размещается информация для родителей, однако большая часть информации во вкладках для абитуриентов будет интересна и родителям поступающих. Рассмотренные педагогические вузы больше используют другие формы «обратной связи», (нежели чат – это зарубежная практика) – отзывы в гостевой книге (Педагогический университет имени А.И. Герцена, Томский государственный педагогический университет), вопрос-ответ (Алтайская педагогическая академия), возможность задать вопрос с ответом на электронную почту (Уральский педагогический университет). Остальные вузы размещают контактные телефоны и адреса электронной почты.

Дистанционное обучение осуществляют такие вузы, как Московский педагогический университет, Уральский педагогический университет и Мининский университет. На сайте представлена тематика курсов, некоторые «презентационные» курсы выложены в открытом (гостевом) доступе. Мобильная версия сайта есть только у Педагогического университета имени А.И. Герцена, остальным вузам можно рекомендовать их разработку, так как большинство студентов активно используют мобильные устройства и планшеты при обучении и поиске информации в Интернете.

Таким образом, можно отметить, что рассмотренные зарубежные и российские педагогические образовательные учреждения нацелены на открытость своей информации, однако структура и наполнение информацией различна.

Рецензенты:

Маркова С.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой Профессионального образования и управления образовательными системами, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Толстенева А.А., д.п.н., профессор, декан факультета управления и социально-технических сервисов, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.