Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL PROPERTIES OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS ENGAGED AND NOT ENGAGED IN VOLLEYBALL

Goryacheva N.L. 1 Gurova I.V. 2 Trifonov V.V. 2 Milekhin A.V. 2
1 Volgogradskaya state Academy of physical culture
2 Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова
In the article the problem of formation of the personality of adolescents engaged in volleyball. On the basis of individual-typological questionnaire determined the level of typological characteristics of the personality of adolescents in terms of extroversion, spontaneity, aggression, rigidity, introversion, sensitivity, anxiety, lability before and after the pedagogical experiment. By results of processing of the data was compiled psychodiagnostic profile of control and experimental groups. The results obtained at the end of the experiment, indicate that in the process of volleyball in adolescents have shown improvement in indicators of introversion and lowering anxiety, aggression, rigidity and sensitivity, which manifests itself in increasing attention, activity, determination, stress tolerance, organization and ability to adapt to a particular system of relationships. The studies confirm the positive influence of sports, in particular volleyball, on the formation of the personality of adolescents.
psychodiagnostic profile
individually-typological characteristics of personality
volleyball

Интерес к проблеме становления личности в спорте имеет давнюю и достаточно противоречивую историю на всем протяжении развития физической культуры и спорта. Вызвано это как причинами прагматического характера, так и подходами в рамках психологических и социологических исследований.

В любой спортивно-игровой команде, в том числе и волейбольной, результат деятельности в условиях соревнований имеет свой социально-психологический аспект и связан с согласованностью действий игроков, взаимопониманием игроками друг друга. Деятельность волейбольной команды характеризуется групповым взаимодействием, где на передний план выступают отношения взаимопомощи, взаимной требовательности, контроля. В спортивной команде игроки обладают большой силой воспитательного воздействия. Это предполагает полное включение индивида в команду, что создаёт возможности для разностороннего проявления и развития его личности [2].

Изучение индивидуально-типологических особенностей может открыть новые перспективы как в воспитании личности юных спортсменов, так и в подготовке спортсменов высокого класса [6].

Современные технологические подходы в спортивной психодиагностике позволяют более детально проследить динамику отдельных характеристик спортсменов в процессе такой специфической деятельности, как спорт [5]. Причем необходимо отметить, что в отдельных видах спорта эта динамика имеет существенные отличия и может иметь разнонаправленный характер [1]. Необходимость обоснования этих различий обусловила актуальность нашего исследования.

Мы предположили, что систематические занятия волейболом оказывают определенное воздействие на основные характеристики личностного профиля юных спортсменов-волейболистов. Причем динамика изменения этих характеристик по отдельным параметрам может значительно расходиться с направленностью и темпами динамики аналогичных характеристик личностного профиля у детей, не занимающихся спортом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Исследование проводилось на базе МБОУ ДОД СДЮШОР г. Саратова в период с сентября 2013 года по май 2014 года. В эксперименте приняли участие 28 подростков (12-13 лет). Были сформированы экспериментальная (волейболисты) и контрольная (школьники) группы. Экспериментальная группа посещала учебно-тренировочные занятия по волейболу три раза в неделю, а контрольная группа – не занималась никакими видами спорта.

На первом этапе при помощи индивидуально-типологического опросника [4] был определен исходный уровень свойств личности подростков в обеих группах. Индивидуально-типологические свойства представляют собой устойчивые индивидуальные особенности человека, характеризующие его как личность или индивидуальность и проявляющиеся в его поведении [3]. В основе методики индивидуально-типологического опросника лежит разработанная Л.Н. Собчик теория, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающие разные уровни развития личности. Данные уровни включают типологические свойства и качества личности ? от врожденных свойств темперамента, через характер, который формируется в процессе взаимодействия темперамента с социальной средой, ? к зрелой личности, в которой объединение осуществляется интегрированным «Я» (самосознание, самооценка, самоконтроль).

Исходные среднегрупповые показатели уровня типологических свойств подростков, занимающихся и не занимающихся волейболом, представлены в таблице 1. Анализ результатов тестирования, проведенного в начале исследования, показал отсутствие существенных различий у испытуемых обеих групп (р > 0,05).

Таблица 1

Показатели уровня типологических свойств подростков контрольной и экспериментальной групп до эксперимента

Группа

 

Свойства личности

Контрольная

(n=14)

Экспериментальная

(n=14)

х

±σ

х

±σ

Экстраверсия

4,1 *

0,91

4,3 *

0,82

Спонтанность

1,9 *

1,38

2,1 *

1,29

Агрессия

3,0*

1,61

2,9 *

0,94

Ригидность

3,1 *

0,91

2,5 *

1,55

Интроверсия

3,3 *

1,06

3,6 *

1,27

Сензитивность

3,6 *

1,08

3,9 *

0,99

Тревожность

4,1 *

0,91

3,7 *

0,99

Лабильность

3,6 *

0,93

3,1 *

0,77

Примечание: * – достоверность различий (p > 0,05).

Сравнительный анализ показателей типологических свойств личности контрольной и экспериментальной групп на первом этапе показал, что у испытуемых обеих групп ортогональные признаки интроверсии-экстраверсии дополнены противопоставленными друг другу тревожностью – агрессивностью, ригидностью – лабильностью и сензитивностью – спонтанностью.

На диаграмме наглядно представлены показатели типологических свойств личности контрольной и экспериментальной групп до эксперимента (рис. 1).

Рис. 1. Показатели типологических свойств личности контрольной и экспериментальной групп до эксперимента

Полученные данные свидетельствуют о том, что у обеих групп все исследуемые показатели хорошо выражены. Количество полученных баллов варьирует от 1,9 до 4,3. При этом в контрольной группе отмечается превосходство по таким показателям, как тревожность, лабильность, ригидность (4,1 и 3,7; 3,6 и 3,1; 3,1 и 2,5 баллов соответственно). В то время как по шкалам экстраверсии, спонтанности, агрессии, интроверсии и сензитивности показатели обеих групп практически равны.

Результаты, полученные в ходе обработки данных контрольной и экспериментальной групп, позволили составить психодиагностический профиль, характеризующий свойства личности (рис. 2). На диагностограмме в виде замкнутой ломаной линии показаны уровни выраженности у испытуемых определенных психических свойств. Возвышения и спады определяются в отношении осевой линии среднего уровня.

Рис. 2. Психодиагностический профиль контрольной и экспериментальной групп до эксперимента

Далее проводился педагогический эксперимент, задачей которого было определение влияния занятий волейболом на свойства личности подростков. После его окончания было проведено повторное анкетирование.

Результаты анкетного опроса представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели уровня типологических свойств подростков контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

Группа

 

Свойства личности

Контрольная

(n=14)

Экспериментальная (n=14)

 

p

х

±σ

х

±σ

Экстраверсия

4,0

1,40

3,2

1,15

> 0,05

Спонтанность

2,1

1,20

1,6

0,74

> 0,05

Агрессия

2,8

0,89

1,7

0,70

< 0,05

Ригидность

3,2

1,54

2,1

1,35

< 0,05

Интроверсия

3,0

1,18

4,1

0,99

< 0,05

Сензитивность

3,4

1,55

2,2

0,99

< 0,05

Тревожность

4,0

1,04

2,6

1,01

< 0,05

Лабильность

3,8

0,89

3,2

0,80

> 0,05

В результате анализа полученных данных отмечаются существенные изменения у спортсменов экспериментальной группы. Так, показатель тревожности понизился на 30%, агрессия – на 41%, ригидность – на 16%, сензитивность – на 42%. В свою очередь интроверсия повысилась на 13%. Изменения по этим показателям являются статистически достоверными при 5%-ном уровне значимости. А такие показатели, как лабильность, экстраверсия, спонтанность, понизились на 3, 26 и 24% (р > 0,05) соответственно. Однако эти данные являются не достоверными.

Сравнительные результаты типологических свойств личности участников контрольной и экспериментальной групп по завершении эксперимента представлены в диаграмме на рисунке 3.

Рис. 3. Показатели типологических свойств личности контрольной и экспериментальной групп в конце исследования

При сравнении результатов до и после эксперимента следует отметить, что у волейболистов произошел значительный прирост (13%) по показателю интроверсия (р<0,05). Показатель тревожности снизился на 30%. Это способствовало тому, что спортсмены стали активнее и решительнее. В контрольной группе достоверных изменений по этому показателю не отмечено. Чем меньше тревожности, тем больше смелости. Показатели агрессии в экспериментальной группе уменьшились на 41%. Это указывает на то, что спортсмены стали лучше управлять собой. Ведь вся их энергия была потрачена на игру, что и подтвердили результаты педагогического наблюдения. Дети стали менее конфликтны и агрессивны. Изменения по шкале ригидности свидетельствуют о том, что спортсмены стали быстрее приспосабливаться к определенной системе взаимоотношений, поскольку в тренировке очень часто меняются игровые ситуации. В результате этого спортсмены адекватнее себя ведут, уменьшается ригидность. Сензитивность в экспериментальной группе понизилась на 42%. Это говорит о снижении у занимающихся тревожности, боязни новых испытаний, ситуаций. Разнонаправленно изменились другие характеристики типологических свойств личности. Так, если чувствительность уменьшилась, то стрессоустойчивость наоборот – повысилась. По шкале спонтанности показатель в экспериментальной группе уменьшился на 24%. Это указывает на то, что спортсмены стали значительно организованнее.

По результатам полученных экспериментальных данных был повторно составлен психодиагностический профиль контрольной и экспериментальной групп (рис. 4).

Рис. 4. Психодиагностический профиль контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

Видно, что психодиагностический профиль экспериментальной группы значительно сместился по оси интроверсия-экстраверсия влево. Это можно объяснить влиянием вида спорта, т.к. сама специфика тренировки в волейболе на начальном этапе связана с освоением техники и направлена на сосредоточение ? дети во время занятий стали более внимательными, сосредоточенными.

Выводы. Проведенные исследования свидетельствуют о положительном влиянии занятий волейболом и способствуют формированию личности подростков, что характерно для командной игры. Эти свойства проявились в повышении внимания, активности, решительности, стрессоустойчивости, организованности, способности приспосабливаться к определенной системе взаимоотношений.

Рецензенты:

Сентябрев Н.Н., д.б.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г. Волгоград;

Анцыперов В.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г. Волгоград.