Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MORAL FOUNDATIONS OF ORTHODOXY AND THEIR IMPORTANCE IN THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG PEOPLE

Ganin O.N. 1 Bobrov V.V. 1
1 Saransk Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation
This article is devoted to the study of the moral foundations of Orthodoxy and their role in the system of valuable orientations of young people. The attention is focused on the concept of value orientation, which is a specific personality orientation and is the main regulator of human behavior. The Orthodoxy, as the main religion in Russia, has a great moral potential. It considers each person as a unique individual who is inimitable in its value. The basis of orthodox moral consciousness consists of such concepts as love, conscience, responsibility, dignity, duty. A person, who is deprived of the moral values of Orthodoxy, is doomed to commit many errors in the evaluation of objects, actions and preference for one of the other values. For modern youth the main problems are the problems of spiritual and moral sphere. The first place is occupied by material well-being, individualism, and spiritual needs of the family, patriotism take the second place. The use of the younger generation of alcohol and drugs are the common place. The process of development of Russian society depends on the spiritual content of man as an individual. Therefore, the moral values of Orthodoxy must take a worthy place among the value orientations of young people. They must not only regulate the people’s behavior‘ in critical situations, but also be the socially important indicator of life.
value orientations
personality
young people
morality
Orthodoxy

Понятие ценностной ориентации возникло на стыке философии, социологии, психологии. Они выступают основным фактором, характеризующим личность, и детерминируют ее отношение к обществу и самому себе. Термин ценностные ориентации был введен У. Томасом, который рассматривал ее в качестве определенной социальной установки, регулирующей поведение человека [1, с. 344]. В.Ф. Сержантов и В.В. Гречанный в своих работах анализируют понятия ценность и установка, говорят о том, что именно благодаря направленности личности ее ценностные ориентации реально реализуются. Установка, имеющая позитивную направленность, способствует действиям созидательного характера, если она имеет негативную направленность - то способствует разрушению. Позитивная установка, касающаяся сохранения духовного наследия России, стимулирует молодежь на его сохранение. З.И. Файнбург считал, что ценностные ориентации представляют собой образование, состоящее из уровней и форм взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы осмысления человеком окружающего мира, а также прошлого, настоящего и будущего [4, с .63]. Здравомыслов А.Г. указывал на то, что основная задача ценностных ориентаций заключается в регулировании поведения человека в каких-либо социальных условиях. Они являются значимым элементом структуры личности, в них собирается весь опыт, накопленный личностью в процессе развития, в период своего существования. Около ценностных ориентаций формируются основные свойства и особенности личности [7, с. 199]. В процессе социализации молодой человек усваивает определенный набор ценностей, который в последующем определяет содержание ценностных ориентаций, их направленность. Человек получает ценностные ориентации, находясь в обществе, без которого он существовать не может. С.Л. Франк, разделяя ценности или смысловые универсалии на несколько групп, к первой относил ценности творчества, т.е. то, что дает человек обществу; вторая - это ценности, которые люди берут от общества; третья - отношение человека к судьбе, что предначертано ему, и изменить он не в силах, а должен только принять [5, с. 346-357]. Если полученные человеком ценностные ориентации не противоречат друг другу, личность будет устойчивой к любым потрясениям. Таким образом, ценностные ориентации личности представляют собой ее направленность. Принятые личностью духовные и материальные ценности, восприятие жизни. Они являются основой, регулятором поведения человека. К ценностям человека относят богатство, семью, карьеру, творчество, заботу о других, патриотизм, религиозную веру и т.д. Если ценностные ориентации не противоречат друг другу, то личность считается устойчивой. Ценностные ориентации в процессе развития человека могут меняться. Детерминантами их могут быть условия жизни, интересы, различного рода склонности, потребности человека.

С.Н. Булгаков говорил, что религия является основной и направляющей силой в духовной жизни человека. Именно она несет в себе высшие ценности, являющиеся идеалом для жизни, осуществляющие регулирования поведения людей. Таким образом, православная вера может быть ценностной ориентацией. Православие рассматривает каждую личность как своеобразный индивидуум, неповторимый по своей ценности. Существовать личностью достаточно трудно, а существовать духовно богатой личностью еще труднее. Человек должен существовать в гармонии с окружающим миром. В свою очередь гармония достигается посредствам создания в обществе такой атмосферы, при которой человек совершал бы те поступки, которые вели к благосостоянию всех и счастью каждого в отдельности. Православная нравственность основана на законе любви. Она является божественным совершенством и показывает путь к нему. Любовь с позиций христианства - непротивление злому, смиренное отношение к врагам, она является вершиной служения людям и фундаментом нравственности. Любовь является божественным совершенством и путем к нему. Она является самым возвышенным из всех чувств человека. Любовь смиренна. Она делает человека терпеливым и благожелательным ко всем. Это выражается в следующей установке «не судите других». Совершенную жизнь Иисус Христос представил в двух заповедях (Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением своим. Сия есть первая и набольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39). Одним из древнейших правил нравственности является: «... во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Мф. 7, 12). Н.О. Лосский считал, что человек, лишенный нравственных ценностей православия, живет в маленьком мирке, составленном из обрывков вселенной, он обречен на совершение множества ошибок в оценке предметов, действий и при предпочтении одной ценности другой [3, с. 313]. Нравственное сознание состоит из таких понятий, как совесть, стыд, ответственность. Одним из очевидных проявлений нравственности является совесть. Совесть - это личное переживание человека по отношению к тому, что правильно, а что неправильно в его нравственном поведении, так называемый внутренний закон, глядя на который человек определяет свои поступки как положительные или отрицательные. В Новом Завете совесть рассматривается как духовный закон, влияет на внутренне устройство человека, а также она является способностью нравственного суждения, опираясь на который человек принимает решение как ему поступать в том или ином случае. В Библии стыд отмечен как результат грехопадения. Он один из важнейших элементов нравственного сознания, влияющих на эмоциональную жизнь. Люди переживают за то, что обличены в совершении безнравственного поступка, последствием которого может быть потеря уважения в глазах близких людей. Понятия достоинство и долг в православии взаимосвязаны, это проявляется в следующем: достойный поступок - это поступок, совершаемый во имя долга, добродетель, достойная человека - это верность в соблюдении долга, человек, соблюдающий условия долга, будет достойным блага. В Священном Писании должным признается все, что служит для утверждения богоподобного достоинства человека и благу ближних. Недолжным является все то, что делается не во благо ближних, с нарушением заповедей Бога, оскорбляя честь и достоинство человека. Отчетность за совершенный поступок - это ответственность. Ее человек несет перед Богом и своей совестью. Степень ответственности человека зависит от природных задатков, образования, воспитания. С точки зрения православия жизнь является подвигом, это постоянное стремление к добру. Нравственные нормы, содержащиеся в Ветхом и Новом Завете, способствуют духовному совершенствованию и развитию личности, воспитанию в нем сильной воли и дисциплины. На самом же деле мы видим, что в России наблюдается кризис современного общества, он затронул такие институты, как семья, образование, и другие, в молодом человеке государство воспитывает потребителя различного рода товара. Люди, возраст которых от 16 до 20 лет, именуются молодежью. Это социально-демографическая группа общества, которая находится в постоянном становлении и развитии. В.Т. Лисовский определял молодежь как группу людей, находящихся в процессе социализации, можно сказать «впитывающих» различного рода функции (образовательные, культурные и другие) и подготавливаемые к осуществлению определенных социальных задач. Необходимо отметить, что социализация заканчивается в период от 13 до 19 лет, именно он называется переломным в жизни молодого человека. Меняется поведение, особенностями которого являются неповиновение родителям, начинается поиск новых авторитетов, неоправданная самостоятельность или независимость, появляются новые знакомые и увлечения, пренебрежительное отношение к прошлому. А. Шопенгауэр, рассуждая о различия между возрастами, отмечал, что в юности присутствует прелесть новизны, с точки зрения старости - это краткое прошлое [6, с. 403, 408]. Молодежь неустойчива в своих взглядах и поведении, т.е. не интегрирована в социальные связи. От решения проблем, непосредственно затрагивающих молодежь, зависит и будущее всего общества. Для современной молодежи основными являются проблемы, связанные с духовно-нравственной сферой. Причинами этого стали: негативное влияние средств массовой информации, деградация человеческой личности, человеческая жизнь потеряла свою ценность, периодическое насаждение психологии общества потребления и др. У молодежи пропадает интерес к отечественной культуре, истории, ценностям которые формировались веками. Современная российская молодежь на первое место ставит личный статус в обществе, материальное благополучие (ценится все, что приносит доход) и индивидуализм, а потом идет семья, духовные потребности, патриотизм и т.д. Молодое поколение склонно к употреблению наркотиков, алкоголю, результатом чего является рост преступности. Каждый год от употребления наркотиков в России умирает более 70 тысяч. Наша страна занимает лидирующее место по употреблению героина. Средний возраст погибшего наркома 28 лет. Средний возраст всех обратившихся наркоманов за медицинской помощью 16 лет. Повальное употребление курительных смесей или так называемых спайсов школьниками и подростками говорит о том, что наркомания молодеет. Курительные смеси долгое время были в свободной продаже. Во всем мире до 70 % лиц в возрасте от 14 до 25 лет хотя бы один раз пробовали спайс. Спайс, психотропная трава, пропитанная синтетическими веществами группы каннабиоидов, намного опаснее и сильнее, чем натуральные наркотики. С их помощью формируется зависимость, которую практически невозможно преодолеть самостоятельно, при этом происходит необратимое разрушение личности человека. При приеме данных смесей поражаются практически все органы и системы: почки, печень, половая и нервная система, головной мозг. Высокая степень опасности заключается в том, что каждый новый спайс содержит другую формулу вещества, предугадать последствия воздействия на организм которого не представляется возможным. В России возраст употребления спайсов начинается с 11-17 лет. Только за последний год число погибших от спайсов приблизительно 9000 человек, причем треть составляют подростки в возрасте от 14 до 16 лет. Статистика утверждает, что если подросток воздерживается от использования наркотиков, спиртного и курения с 10 до 21 года, то возможная вероятность его стать в дальнейшем наркоманом становится равной нулю. Привязанность к употреблению алкогольных напитков в России давно достигла пугающих масштабов. Мы уже привыкли к виду граждан, которые имеют алкогольную зависимость, и не удивляемся этому. Имеет место детский алкоголизм, который становится все более и более распространенным в России. Молодежь является той категорией населения, которая легче всего поддается внушению со стороны сверстников и взрослых друзей. На два с половиной миллиона граждан России приходится сто тысяч алкоголиков, на каждую тысячу подростков приходится более 25 детей, страдающих алкогольной зависимостью, 76 % населения употребляют горячительные напитки ежедневно, 20 % девушек и 30 % парней не против употребления алкогольных напитков во время празднований. Согласно средним расчетам потребление алкогольных напитков составляет десять литров в год на душу населения (по данным мировых организаций здравоохранения опасная доза - восемь литров в год). Каждый год более полумиллиона россиян умирает от алкогольного отравления. Ответственность за это лежит прежде всего на государстве, которое не надлежащим образом реагирует на эти негативные процессы, Русской православной церкви, недостаточно использующей свой потенциал, семье и образовательных учреждениях, не всегда внимательно относящихся к воспитанию подрастающего поколения. Духовная деградация молодежи может быть остановлена, если изменятся обстоятельства ее вызывающие. Прогресс российского общества зависит и от прогресса человека как личности, от ее духовного содержания. Человек это прежде всего нравственное существо, и заповеди, содержащиеся в Библии, должны быть очевидными, так же как и законы природы. Люди, особенно в детстве и юности, являются беспомощными, руководствуются в большей степени инстинктами. Они должны научиться контролировать свои эмоции и действия. Человеку необходим социальный порядок, что нормально существовать и продолжать род. Поэтому нравственные ценности, которые несет в себе православие, должны занимать достойное место среди ценностных ориентаций молодежи. Они должны быть не только регулятором, помогающим осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях, но и социально значимым индикатором жизни.

Рецензенты:

Айзятов Ф.А., д.ф.н., кафедра социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Саранск;

Гагаев А.А., д.ф.н., профессор кафедры гуманитарных дисциплин Рузаевского института машиностроения (филиала) Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Рузаевка.