Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REPRESENTATIONS OF ENVY IN THE CONTEXT OF INTERPERSONAL RELATIONS AS AN EXAMPLE THE CADETS COLLECTIVE

Pilishina A.V. 1
1 St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of Russia
In this article were presented the results of an empirical study, obtained on the basis of the association experiment and the data of author´s indicative questionary. Identified three approaches to understanding the phenomenon of envy (positive, negative, neutral (ambivalent). Identified intrapersonal (psychological) and external (social) determinants of jealous behavior in cadets environment, analyzed the positive and negative aspects of envy. In this article were analyzed theoretical approaches to the problem of envy by domestic and foreign social psychologists. For the first time the presentation of envy overviews as an example a study group of a military institute as a complex and in the context of interpersonal relations. The main object of envy in the military collective was viewed, the results of the experiment allocated 4 categories of associations of envy: "Association of illness", "association with deviant behavior", "association with the status", "association-feeling."
envy
cadets collective
determinants of envy
associative experiment
В последние десятилетия значительно возросло количество исследований и публикаций по теме зависти как со стороны зарубежных социальных психологов, так и отечественных ученых. Зависть исследуется в рабочих коллективах и на предприятиях Р. Смитом (R.H. Smith) и Кимом (S.H. Kim) [10], во внутрисемейных отношениях: среди сиблингов зависть рассматривается Е.А. Силиной, Л.Л. Баландиной [5], Д. Сибони (D.Sibony) [9], Д. Клюгером (J. Kluger) [7], между супругами и партнерами по браку подробно изучается С.К. Летягиной [4], в студенческой среде анализируется Т.В. Бесковой [1], Н.В. Горшениной [2]. Между тем работ, посвященных изучению зависти в военной среде и курсантских коллективах, практически нет. Это может быть обусловлено несколькими причинами: во-первых, закрытостью военной системы; во-вторых, сложностью при диагностике военнослужащих в связи со спецификой учебно-служебной деятельности курсантов, которая проявляется в ненормированном графике обучения (выезд на военные полигоны, учебно-тренировочные центры и.т.д.). В нашей работе мы общаемся к исследованию представлений о зависти в контексте межличностных отношений на примере учебной группы военного вуза. Отметим, что курсантские коллективы имеют ряд особенностей в силу профессии и особого характера деятельности:
  1. имеет место неоднородная возрастная однополая группа (юноши в возрасте 18-26 лет), изолированная от активных социальных контактов, пребывающая длительное время на уравнительных началах;
  2. в курсантских коллективах существует полная регламентация норм поведения, прав и обязанностей, которая проявляется в следовании уставу и строгой дисциплине в подразделении;
  3. курсантским коллективам присущи тесное взаимодействие, стабильность деятельности среди членов группы, длительность совместного проживания в воинских казармах [3].

Таким образом, выраженная специфика учебно-служебной деятельности курсантов военных образовательных учреждений создает благоприятные условия для формирования чувства зависти.

Слово «зависть» происходит от латинского invidere, что означает «смотреть на другого со злостью» [6]. Зависть связана с разрушительными тенденциями, например принижением заслуг других людей (Zizzo,2008) [11], потребностью уничтожать материальные вещи других людей (Ven N. van de. Zeelenberg M., Pieters R., 2011) [13], чувством злонамеренной радости, когда объект зависти страдает (Vecchio, R.P., 2000) [12] или когда группа, которой завидуют, терпит неудачу, даже если это страдание незаслуженное (Mackie D.M., Silver L.A., Smith E.R., 2004) [8].

Цель исследования. Изучение представлений о зависти в контексте межличностных отношений в курсантских коллективах.

Методы. В исследовании были использованы: «Свободный ассоциативный эксперимент», «Ориентировочная анкета» (разработана автором).

В исследовании приняли участие 216 курсантов (юношей) одного из военных вузов г. Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 26 лет, обучающиеся на 1-м, 2-м и 4-м курсах.

Результаты и обсуждение

В начале исследования мы провели качественный и количественный анализ слов - реакций респондентов в ассоциативном эксперименте, затем дифференцировали все слова-реакции в отдельные группы по разным основаниям. В результате анализа ассоциаций мы разделили данные на три группы: во-первых, ассоциации со словом «зависть», имеющие негативное значение, составили большинство - 78% от общей выборки; во-вторых, ассоциации со словом «зависть», имеющие положительное значение (13%); в-третьих, ассоциации со словом «зависть», имеющие нейтральное значение (9%). К негативным ассоциациям мы отнесли слова, имеющие выраженную отрицательную смысловую нагрузку: ярость (6%), убийство, смерть (7%); раздражительность (8%); обида (8%); ненависть (23%); негатив (9%); лицемерие (5%); злость, злорадство (29%), жадность (8%); внимание к чужой жизни (5%), беспомощность (7%). К нейтральным ассоциациям мы отнесли слова, которые не имеют выраженной положительной или отрицательной смысловой нагрузки: человек (6%), совесть (5%), машина (1%). К положительным ассоциациям: успех (2%), хорошая жизнь (1%), слава (3%), богатство, деньги (8%), белая (2%).

В дальнейшем, проведя анализ всех полученных в результате исследования ассоциаций, мы разделили их на категории.

  1. Ассоциации с болезнью: «алкоголь», «боль», «болезнь», «дискомфорт», «наркотики», «пьянство», «слабость», «социопат» и др.
  2. Ассоциации с асоциальным поведением: («война», «воровство», «кража», «кровавая месть», «насилие», «порча», «сломанный нос», «тюрьма», «убийство», «смерть», «унижение» и др.).
  3. Ассоциации со статусом (социальным положением): «бедность», «аутсайдер», «иждивенчество», «маленький человек», «неуспешность», «низость», «нужда», «потребность», «соперничество», «успех», «ущербность», «хорошая жизнь».
  4. Ассоциации с чувствами: «беспокойство», «беспомощность», «гнев», «агрессия», «гордость», «грусть», «злость», «лень», «лесть», «лицемерие», «ненависть», «обида», «отчаяние», «отвращение», «ревность», «раздражительность», «тщеславие», «унижение».

Далее мы рассмотрели внутренние и внешние детерминанты зависти. Среди внешних причин наиболее часто назывались такие, как: «воспитание» (14%), «личная неуспешность» (18%), «отсутствие близких отношений» (6%), «материальная необеспеченность» (6%), «неблагополучие» (7%), «неприязнь к другому» (7%), «низкий социальный статус» (18%), «обделенность, нужда» (32%), «плохое детство, семейное неблагополучие» (9%), «сложное материальное положение» (8%), «успех других, везение, удача» (18%) и др. Среди внутренних причин назывались такие, как: «безвольность, слабохарактерность» (9%), порочность (5%), «беспомощность» (7%), «неадекватная самооценка» (10%), эгоизм (5%), «лень» (7%), «неуверенность в себе» (13%), «конфликтность» (6%), «плохой характер» (6%), «агрессивность» (5%), «страх» (5%), «злость» (5%), «робость» (5%), «гордость» (6%), «разочарование» (7%), «пессимизм» (8%).

Таким образом, мы видим, что зависть в обыденном сознании трактуется широко и может быть вызвана самыми разнообразными причинами. На основе полученных данных мы попытались объединить внешние и внутренние детерминанты зависти в отдельные группы. Основные группы внешних и внутренних детерминант, провоцирующих возникновение зависти в учебной группе, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные группы внешних (социальных) и внутренних(индивидуальных) детерминант, провоцирующих возникновение зависти на мужской выборке (216 юношей)

Внешние (социальные) детерминанты

Внутренние (индивидуальные) детерминанты

1. Семейное неблагополучие (специфика воспитания, единственный ребенок в семье, плохое детство и др.)

2. Плохое положение в обществе (личностная неуспешность, жажда власти, социальное неравенство, необразованность, отсутствие личностного роста, низкий уровень развития)

3. Плохие межличностные отношения (плохое окружение, отсутствие близких отношений, друзей, личной жизни)

4. Сложное материальное положение (материальная необеспеченность, неблагополучие, обделенность, нужда)

5. Превосходство значимого другого (хвастовство других, социальное неравенство, успех, удача, везение у других).

 

1. Негативные черты личности (агрессивность, беспомощность, раздражительность, злость, робость, гордость, эгоизм)

2. Неадекватная самооценка (самовлюбленность, самоограничение, неуверенность в себе и др.)

3. Негативные эмоциональные состояния и чувства (лень, страх, разочарование)

4. Отрицательный взгляд на жизнь (пессимизм, конфликтность, порочность и др.).

Следующим шагом исследования было выявление предметов зависти. Мы просили респондентов ответить на вопрос: «Как Вы считаете, чему в большей степени люди завидуют?» Полученные результаты позволили выделить наиболее значимые предметы зависти, которые представлены в таблице 2.

Мы попросили оценить курсантов собственную зависть к данным предметам по 5-балльной шкале: 1- совсем не завидую; 2 - скорее не завидую; 3 - завидую наполовину; 4 - скорее завидую; 5 - сильно завидую.

Таблица 2

Средние значения и ранги основных предметов зависти на мужской выборке (216 юношей)

предмет

сред. знач.

ранг

1

семейное благополучие

3,18

1

2

успехи в учебе

3,14

2

3

положение в обществе, статус

3,13

3

4

успех у противоположного пола

3,01

4

5

личная жизнь

2,93

5

6

власть, авторитет

2,9

6

7

хорошая жизнь

2,9

7

8

ум

2,8

8

9

деньги

2,74

9

10

слава

2,69

10

11

внешний вид, физическая красота

2,65

11

12

карьера

2,6

12

13

независимость

2,6

13

14

обеспеченность

2,54

14

15

успешность, удача

2,51

15

16

машина, мотоцикл, велосипед

2,4

16

17

уважение

2,3

17

18

материальные вещи

2,16

18

19

везению других, удача

2,01

19

20

счастье

1,89

20

21

здоровье

1,85

21,5 (21)

22

популярность у сверстников

1,85

21,5 (22)

Как видно из таблицы 2, юноши, обучающиеся в военном институте (и находящиеся на государственном обеспечении,) более всего завидуют «семейному благополучию» (3, 18), «учебе» (3, 14), «положению в обществе», «статусу» (3,13), «успеху у противоположного пола» (3,01), «личной жизни» (2,95). Мужчины испытывают зависть к людям, успешно обучающимся, реализовавшим себя в семье, имеющим признанные заслуги в значимой сфере. Вероятно, такая иерархия переживаний зависти связана со спецификой учебного учреждения закрытого типа, возрастными и психологическими особенностями респондентов, изолированностью от активных социальных контактов, ограничением в удовлетворении потребностей (физиологических, социальных, духовных), длительным пребыванием в многочисленных по составу однополых группах на уравнительных началах при реальных различиях.

Заключительным шагом исследования было рассмотрение положительных и отрицательных сторон зависти. Было определено, что наиболее часто называются такие положительные стороны одиночества, как: «мотивация» (33%), «стремление к саморазвитию, самосовершенствованию» (37%), «соперничество, конкуренция» (20%), «стремление к чему- либо» (8%), «рефлексия, работа над собой» (18%), «постановка новых целей, целеустремленность» (14%), «новый взгляд на жизнь» (6%), стремление к достижению (5%), «упорство, мобилизация внутренних ресурсов» (7%).

Среди отрицательных сторон зависти респонденты обозначили следующие: «агрессия» (9%), грех (6%), «деградация» (5%), «злость» (18%), «негатив» (6%), «ненависть» (7%), «нервное истощение» (8%), «одиночество» (6%), «отчаяние» (7%), «раздражительность» (5%), «разрушение» (5%), «стагнация» (5%), «ухудшение отношений с другими» (13%), «эмоциональная напряженность» (13%), «ярость» (5%).

Выводы

Во-первых, выявлены три вида отношений к зависти: положительное (зависть как способность к конкуренции, которая достигается в умении отстаивать свою позицию и достигать поставленных целей); отрицательное (зависть как источник разрушения, дезадаптации, которая проявляется в «раздражительности», «обидах», «ненависти»); нейтральное (зависть как амбивалентное чувство, которое сложно дифференцировать и обозначить).

Во-вторых, выделены четыре группы ассоциаций со словом «зависть»: ассоциации с болезнью, ассоциации с асоциальным поведением, ассоциации со статусом, ассоциации с чувствами.

В-третьих, целесообразно разделять детерминант зависти на внешние (социальные): («семейное неблагополучие», «плохое положение в обществе», «плохие межличностные отношения», «сложное материальное положение», «превосходство значимого другого») и внутренние (индивидуальные) детерминанты, провоцирующих возникновение зависти в курсантской учебной группе («негативные черты личности», «неадекватная самооценка», «негативные эмоциональные состояния и чувства»).

В-четвертых, респонденты отмечают положительные и отрицательные стороны зависти. Большая часть респондентов рассматривает зависть как разрушительное чувство, приводящее к «деградации», «одиночеству», «ухудшению отношений с другими» и «эмоциональной напряженности».

Рецензенты:

Куликов О.В., д.псх.н., профессор кафедры «Социальная психология» ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург;

Гуриева С.Д., д.псх.н., профессор, и.о. зав.кафедрой «Социальная психология» ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург.