Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE INTRODUCTION OF A CORPORATE PROJECT MANAGEMENT SYSTEM IN A CONSTRUCTION COMPANY AS A BASIS FOR IMPROVING THE QUALITY OF ITS FUNCTIONING

Dadashev D.V. 1, 2
1 Moscow Technological Institute
2 State University of Management
The authors consider the problem of the formation and implementation of corporate governance structures in the construction project-oriented companies. The main methods of the study should be assumed deduction, induction, analysis and comparison. The authors investigated the effectiveness of management of project management in construction company. The obtained results of the study can be used in financial and economic activity of enterprises (including construction), as well as in teaching and research in the field of project management, economics and management of construction. The main findings of this study is concluded that the corporate project management system is an information-technological complex methodological, technical, software, and information tools aimed at supporting and improving the efficiency of project management processes, which is based on software scheduling.
the algorithm implementation of the corporate project management system
the principles of project management system
information model
management in construction
corporate control system of the project
information system
project management
project
Актуальность разработки корпоративных систем управления проектами строительных компаний обоснована необходимостью системного представления об управлении проектом, поскольку деятельность строительных компаний традиционно считается проектной.

Особенности управления ресурсами, в т.ч. в строительстве, рассмотрены в трудах многих современных ученых-экономистов. Автор статьи придерживается взглядов Гусевой
М.Н., Глинкиной О.В., Ильина С.Ю. и др. [2-8, 22-25].

Разу М.Л. и Титов С.А. сформулировали в своих трудах основы современнного проджект-менеджмента [13, 14, 27, 28, 29], которые были развиты их последователями [19-21, 30 -32], при этом актуальным представляется финансовый аспект управления [9-12, 15-17, 26].

Корпоративная система управления проектами рассматривается автором как организационная и информационно-техническая среда, предоставляющая менеджеру все необходимые инструменты для выработки и реализации управленческих решений, охватывающих разные уровни и стадии управления проектом на всех этапах его жизненного цикла, позволяющие обеспечить эффективность управления и координацию выполнения работ по проекту.

Корпоративной системой управления проектом является информационно-технологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направленный на поддержку и повышение эффективности процессов управления проектом, в основе которого лежит программное обеспечение календарного планирования.
Целью реализации корпоративной СУП в строительной компании является создание механизмов выработки и реализации оптимальных управленческих решений, охватывающих разные уровни и стадии управления проектом и позволяющих обеспечить эффективность управления и координацию выполнения работ по проекту на основе единой методологической и программно-технической базы [33].

Рис.1. Алгоритм внедрения корпоративной системы проектного управления в строительной компании

1. Создание организационных структур, обеспечивающих управление работами:

  • Создание оргструктуры проекта и определение органов управления проектами и исполнителей;
  • подготовка организационно-методических документов, определяющих составы и функции органов управления:
  • положения;
  • регламенты деятельности.

2. Определение регламентов и процедур взаимодействия участников проекта и организационных структур управления:

  • описание основных процессов, осуществляемых в ходе реализации проекта;
  • определение субъектов управления и их функций;
  • описание информационных, управляющих и материальных потоков;
  • подготовка типовых решений по инфраструктуре корпоративной СУП;
  • определение правил принятия решений.

3. Определение единого порядка документооборота и делопроизводства:

  • формирование номенклатуры используемых документов:
  • определение маршрутов прохождения документов;
  • определение порядка согласования и утверждения документов;
  • определение правил учета, хранения, использования и уничтожения документов;
  • выбор/адаптация и внедрение программных продуктов, обеспечивающих процесс управления документами.

4. Определение и внедрение единых правил управления проектом:

  • определение принципов системной интеграции корпоративной СУП в целом и по объектам;
  • интеграция информационного, технологического, математического и программного обеспечения;
  • интеграция результатов пилотных проектов;
  • создание правил планирования и контроля, анализа и оценки состояния на всех этапах управления проектом;
  • управление предметной областью корпоративной СУП;
  • управление выполнением программ и проектов корпоративной СУП по временным параметрам;
  • управление стоимостью и финансированием при создании корпоративной СУП;
  • управление качеством создания корпоративной СУП;
  • управление рисками при осуществлении корпоративной СУП;
  • управление обменом информацией при разработке корпоративной СУП;
  • управление поставками и контрактами;
  • управление изменениями при создании корпоративной СУП;
  • управление персоналом при создании корпоративной СУП.

5. Определение и внедрение единых методических инструкций при управлении проектами корпоративной СУП:

Корпоративная система управления проектом создает действенные инструменты, которые обеспечивают поддержку деятельности управленческого персонала во всех областях управления проектом.

Эти инструменты базируются на комплексе решений, охватывающих организационные, методические и технические вопросы создания корпоративной системы управления проектом, и обеспечивают построение фундамента пирамиды успеха проекта.

6. Организационное обеспечение включает:

  • Формирование принципов и регламентов взаимодействия участников проекта, разграничения их функций.
  • Создание организационных структур (временных и/или постоянных), обеспечивающих управление работами по проекту; при необходимости - реинжиниринг организационной структуры предприятия [30].
  • Формирование Положений о создаваемых организационных структурах управления, должностных инструкций персонала.
  • Определение процедур управления проектами на всех этапах жизненного цикла, разработка детальных инструкций и шаблонов управленческих документов.

7. Решения в области инфраструктуры системы:

  • Формирование программно-технической среды корпоративной СУП с учетом территориального размещения и организационной принадлежности пользователей.
  • Обеспечение технологии коллективного пользования с разграничением прав доступа к информации для исполнителей и лиц, принимающих решения.
  • Встраивание программных пакетов корпоративной системы управления проектами в существующую инфраструктуру предприятия.

8. Решения в области системной интеграции

  • Основу автоматизированного комплекса управления проектами составляет специализированный программный пакет календарного планирования.
  • Современные программные пакеты календарного планирования включают также и другие средства управления проектами. В некоторых случаях объем предоставляемых возможностей являются достаточным. В случае необходимости использования более мощных средств мы предлагаем проводить комплексную автоматизацию в нескольких областях управления проектами.
  • Интеграция ППП календарного планирования, финансового планирования, управления документами, управления персоналом, статистических пакетов и др. обеспечивается на уровне межсистемных пользовательских интерфейсов.
  • Формирование интегрированных отчетов выполняется Информационно-аналитической системой, обеспечивающей общий взгляд на информацию, порождаемую в различных программных пакетах, в том числе - в ERP системе.

9. Решения в области информационного обеспечения

Концептуальная структура внутрифирменной системы управления проектами включает три основных блока: субъекты управления, объекты управления и процессы управления.

  • Решение сформулированных вопросов внедрено в Московском технологическом институте, широко ведущем научно-практическую деятельность в области управления проектами [1], что отражается в научных исследованиях магистрантов [20, 32].

Субъектами управления в корпоративной СУП являются активные участники проекта, взаимодействующие между собой в процессе выработки и принятии управленческих решений.

Объектом управления корпоративной СУП является проект, понимаемый как некоторое ограниченное во времени предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта. В качестве объекта управления рассматриваются:

Программа - общее стратегическое направление развития, обеспеченное более детально проработанными взаимосвязанными проектами, мероприятиями, объединенных общей целью и условиями их выполнения.

Проект - системный комплекс плановых (финансовых, технологических, организационных и пр.) документов, содержащих комплексно-системную модель действий, направленных на достижение оригинальной цели или предназначенных для достижения поставленных целей с установленными требованиями к качеству результата в течение заданного времени и при установленном бюджете.

Этапы жизненного цикла программ и проектов - набор логически взаимосвязанных, последовательных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта [33].

Процессы управления проектом осуществляются на всех этапах жизненного цикла проекта и могут быть классифицированы по двум признакам - по области применения и результату.

По области применения выделяют: управление предметной областью проекта, управление проектом по временным и стоимостным параметрам, управление качеством, рисками и др.

Под стадией процесса управления понимается совокупность мероприятий (процессов), обеспечивающих достижение результата.

Выводы:

  • корпоративная система управления проектами должна рассматриваться как организационная и информационно-техническая среда, предоставляющая менеджеру все необходимые инструменты для выработки и реализации управленческих решений, охватывающих разные уровни и стадии управления проектом на всех этапах его жизненного цикла, позволяющие обеспечить эффективность управления и координацию выполнения работ по проекту;
  • корпоративной системой управления проектом является информационно-технологический комплекс методических, технических, программных, и информационных средств, направленный на поддержку и повышение эффективности процессов управления проектом, в основе которого лежит программное обеспечение календарного планирования;
  • целью реализации корпоративной СУП в строительной компании является создание механизмов выработки и реализации оптимальных управленческих решений, охватывающих разные уровни и стадии управления проектом и позволяющих обеспечить эффективность управления и координацию выполнения работ по проекту на основе единой методологической и программно-технической базы;
  • процессы управления проектом осуществляются на всех этапах жизненного цикла проекта и могут быть классифицированы по двум признакам - по области применения и результату. По области применения выделяют: управление предметной областью проекта, управление проектом по временным и стоимостным параметрам, управление качеством, рисками и др. Под стадией процесса управления понимается совокупность мероприятий (процессов), обеспечивающих достижение результата.

Рецензенты:

Кузьминова Т.В., д.э.н., профессор, НОУ ВО Московский технологический институт, г. Москва;

Емельянов С.В., д.э.н., профессор, профессор Московской бизнес-школы, г. Москва.