Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPETENCY APPROACH TO HIGHER PHARMACEUTICAL EDUCATION: FORMATION AND THE ROLE OF COMPETENCES

Pyatigorskaya N.V. 1 Stepanova E.F. 2 Aladysheva Zh.I. 1 Vernikovskiy V.V. 2 Korol L.A. 1
1 First Moscow State Medical University n.a. I.M. Sechenov
2 Pyatigorsk Medical Pharmaceutical Institute – the branch of the Volgograd State Medical University
The possibilities of improving higher pharmaceutical education, confirmed its necessity. Underlined pronounced specialization of acquired knowledge. Consider the definition of competence and presented their role in the educational process as a motivating factor for its modernization. Noted a certain variety in the activities of specialists working in the pharmaceutical industry, in connection with which the expediency of master training for two programs: "Social and hospital pharmacy" and "Industrial Pharmacy". For these positions made up the necessary professional competence. The definition of competencies and competency models considered competence-based approach. Lists the most important and best competence with regard to their content model is designed specialist pharmaceutical organization. Outlined the main phase of the professional competencies. On the basis of all material considered appropriate conclusions.
competence
pharmaceutical education
competence approach
subject knowledge
Вопросы реформирования высшего образования в нашей стране, в том числе медицинского и фармацевтического, серьёзно и достаточно давно обсуждаются. Изменения, планируемые и уже происходящие в фармацевтическом комплексе России, находятся в соответствии и в зависимости от общих экономических преобразований и, конечно, от модернизации отечественного здравоохранения [3].

Успех этих мероприятий, их желаемая эффективность во многом зависят от компетентности соответствующих специалистов, и, конечно, фармацевтического профиля, особенно их высшего достойного звена - провизоров.

Те вполне правомерные акценты, которые сделаны в отношении развития отечественной фармацевтической промышленности, отражённые в федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (Фарма-2020), служат надёжным стимулятором модернизации фармацевтического образования на всех его этапах [8].

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 380 тысяч фармацевтических работников [9], занятых в фармацевтических организациях, и от 14 до 17 тысяч специалистов с фармацевтическим образованием, работающих в сфере фармацевтического производства, исследовательских организациях, в представительствах зарубежных компаний в различных областях деятельности: от разработки до продвижения продукта на рынке. Ежегодно вузы Российской Федерации готовят около 7,5 тысяч провизоров, однако, дефицит специалистов с высшим фармацевтическим образованием по-прежнему высок. Тем более, что лица с фармацевтическим образованием заняты и в других сферах деятельности фармацевтической отрасли: промышленном производстве лекарственных средств, их разработке и государственной регистрации, контроле качества лекарственных средств, маркетинге, научно-исследовательской и педагогической деятельности, государственной экспертизе качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов, клинических и лабораторных анализах, а также в судебно-химической и токсикологической экспертизе и других узкоспециализированных областях профессиональной деятельности.

В связи с этим изменился характер фармацевтического научно-практического знания - оно стало специализированным.

Специализация фармации является следствием сложившихся функциональных областей фармацевтической деятельности, в основном соответствующих законодательно установленным этапам обращения лекарственных средств, начиная от их создания и заканчивая использованием.

Анализ отечественных и зарубежных источников информации показал, что специалисты в области фармации занимаются разнообразными видами деятельности, связанными с обращением лекарственных средств, которые можно условно разделить на три основных направления: «Аптечная (социальная) фармация», «Госпитальная фармация» и «Промышленная фармация», в зависимости от основных целей и задач профессиональной деятельности специалиста и вида экономической деятельности организации [2], где эти специалисты, как правило, работают (таблица 1).

Таблица 1

Основные направления профессиональной деятельности в фармации

«Аптечная (социальная) фармация»

«Госпитальная фармация»

«Промышленная фармация»

Здравоохранение и предоставление социальных услуг: деятельность в области здравоохранения

Здравоохранение и предоставление социальных услуг: деятельность в области здравоохранения

Здравоохранение и предоставление социальных услуг: деятельность в области здравоохранения

Оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями

Оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями

Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами

Производство фармацевтической продукции

Научные исследования и разработки в области естественных и технических нужд

Учитывая существенные различия в характере деятельности специалистов, работающих в фармацевтических организациях, и специалистов, занятых в фармацевтической промышленности, имеет смысл подключить к этой позиции магистерскую подготовку. Поэтому мы предлагаем две основные магистерские программы: «Социальная и госпитальная фармация» и «Промышленная фармация», которые будут востребованы работодателями. Для этого варианта составлены необходимые профессиональные компетенции, которые частично совпадают, что обусловлено совпадением областей деятельности: обращение лекарственных средств, и объектов деятельности - лекарственные средства.

Разнообразие видов деятельности и их специализации обуславливает разнообразие специальностей работников, занятых в фармацевтической отрасли, и их разнообразное образование. Междисциплинарный характер выполняемых работ и тесная связь с научными разработками в области биологии, биофизики, генетики и других наук приводят к достаточно быстрому развитию новых трудовых функций, целых областей деятельности и, соответственно, новым компетенциям, которые осваиваются специалистами посредством внутреннего обучения, самообучения, дополнительных профессиональных образовательных программ и магистратур.

Компетенция - это формирование творческих активных и самостоятельных методов работы, а компетентность - это часть будущей профессиональной деятельности и возможность включиться в эту профессиональную деятельность [1, 5].

Компетентностный подход проявляется в обновлении содержания образования, рассматривается как обобщённое условие способности будущего специалиста эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и ситуаций, при этом он ставит ряд серьёзных проблем для высшей школы. Одной из важнейших проблем в рамках модернизации образования является повышение компетентности преподавателя, которая, прежде всего, заключается в компетентностном подходе к развитию творческих способностей обучающихся, в формировании их общечеловеческих ценностей.

Компетентностная модель высшего медицинского и фармацевтического образования предполагает ориентацию на такие базовые позиции, как: обучаемость, самораспределение, социализацию и развитие индивидуальности [1]. В связи с этим внедрение компетентностного подхода в высшее образование, в том числе и фармацевтическое, позволит оптимизировать учебный процесс.

Наиболее значимыми, оптимальными компетенциями для выпускников фармацевтических вузов - провизоров являются следующие:

  • осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с законодательством, регулирующим обращение лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента (ТАА), и трудовым законодательством;
  • осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с морально-этическими нормами и принятыми профессиональными стандартами качества;
  • работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этические, конфессиональные и культурные различия коллег, других работников здравоохранения, пациентов и потребителей.

Примеры их оформления и расшифровки по содержанию приведены в таблице 2.

Таблица 2

Модель специалиста (сотрудника) фармацевтической организации: основные общепрофессиональные компетенции

Компетенции

Действия/умения

Предметные знания

Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с законодательством, регулирующим обращение лекарственных средств и ТАА, и трудовым законодательством (ОПК-1).

Интерпретировать положения законодательных актов и других нормативных правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств и ТАА.

Соблюдать санитарный режим, правила охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности.

Вести документацию по фармацевтической деятельности, предусмотренную правовыми актами.

Нормативно-правовая база профессиональной деятельности специалиста.

Положения законодательных актов и других нормативно-правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств и ТАА.

Требования по санитарному режиму, охране труда, технике безопасности, противопожарной безопасности, экологии окружающей среды.

Правила надлежащих практик GMP

Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с морально-этическими нормами и принятыми профессиональными стандартами качества (ОПК-2).

Решать профессиональные задачи на основе принципов фармацевтической деонтологии.

Уважать и соблюдать права потребителей, включая их участие в принятии решения и выбора, защиты персональной информации.

Применять различные формы оказания качественной лекарственной помощи населению и медицинским организациям с целью удовлетворения их потребностей.

Медико-фармацевтическая деонтология.

Профессиональные стандарты качества (надлежащая аптечная практика).

Основы фармацевтического менеджмента и делового общения.

Этими компетенциями должны владеть все специалисты, занимающиеся фармацевтической деятельностью, в том числе и молодые специалисты, только что закончившие ВУЗ [4, 6].

Что касается профессиональных компетенций специалиста, работающего в фармацевтической организации, то основные из них касаются работы в аптечных организациях в полном объёме, а также работы в области промышленной фармации. Кроме того, для фармацевтической отрасли характерно широкое использование методологии научного исследования в практической деятельности.

Таким образом, разработка компетентностных моделей, особенно компетенций профессиональных, потребует для их обеспечения дальнейшей специализации и соответствующей активной вузовской подготовки, интенсификации учебного процесса на основе совершенствования учебно-методических приёмов и внедрения инновационных образовательных технологий.

Рецензенты:

Сливкин А.И., д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой фармацевтической химии и технологии Воронежского государственного университета Минобрнауки РФ, г. Воронеж;

Сампиев А.М., д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой фармации Кубанского государственного медицинского университета Минздрава РФ, г. Краснодар.