Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE REMOTE EDUCATIONAL RESOURCE "ECONOMIC INFORMATICS" IN TRAINING OF THE ECONOMIC DIRECTION’S BACHELORS

Anisimova E.S. 1 Ibatullin R.R. 1
1 Kazan Federal University, Elabuga Institute
Discipline "Economic Informatics" is designed to prepare students for undergraduate economic direction for their future careers. For efficient organization of training is essential to ensure the educational process necessary educational resources. The main trend of modern education is the gradual shift in priorities from direct teaching to the individual teacher contact with students. In this paper we propose the use of remote educational resource in the study of discipline "Economic Informatics". The resource includes theoretical material, laboratory work on the course and a list of individual tasks, as well as samples of their assignments. All tasks have a professional orientation. Students learn to prepare and execute a business plan, prepare a presentation of the project, process and analyze numerical information to develop the database. These educational resources easier to work with students, provide a high level of cooperation, enrich the educational process.
remote educational resource
economic informatics
business project
presentation
spreadsheet
database

Дисциплина «Экономическая информатика» изучается на 1-м курсе бакалаврами экономического направления [2]. Целями изучения дисциплины «Экономическая информатика» являются формирование знаний о теоретических основах информатики и эффективное применение информационных технологий студентами в их будущей профессиональной деятельности. Будущие экономисты должны стать уверенными пользователями информационных систем предприятий и организаций в различных сферах деятельности, должны быть готовы работать в условиях быстро развивающихся информационных технологий, грамотно ставить и выполнять задачи при создании информационных систем, четко формулировать требования и грамотно оценивать предлагаемые проектные решения. Только на основе эффективного использования информационных технологий сотрудниками возможны рациональное управление, правильное принятие решений и успешное развитие предприятия.

Изучение экономической информатики является обязательной составной частью информационной подготовки бакалавров по экономическим направлениям. Продолжая многоуровневую информационную подготовку для будущих бакалавров экономики на этапе вузовского образования, дисциплина «Экономическая информатика» является вузовской вариативной частью цикла общих математических и естественно-научных дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [1].

Для эффективного изучения дисциплины необходима эффективная организация учебного процесса. С этой целью был разработан дистанционный электронный образовательный ресурс «Экономическая информатика».

Цель исследования – анализ применения дистанционного образовательного ресурса при изучении дисциплины «Экономическая информатика».

Метод исследования – технология дистанционного обучения.

1. Структура дистанционного образовательного ресурса

Образовательный ресурс «Экономическая информатика» разработан на портале электронного обучения КФУ.

Электронное обучение – одна из современных мировых тенденций развития образования. Основой электронного обучения является применение дистанционных образовательных технологий — совокупности методов, форм и средств опосредованного (в основном через Интернет) взаимодействия обучаемых с преподавателем и друг с другом в процессе обучения.

Дистанционные образовательные технологии применяются как в традиционном (очном), так и в удаленном (заочном) обучении – на различных уровнях: в программах высшего профессионального образования, в дополнительных образовательных программах, в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Целью внедрения электронного обучения в КФУ является повышение эффективности учебного процесса за счет использования активных методов обучения и индивидуализации образовательных траекторий.

Рис. 1. Страница дистанционного ресурса «Экономическая информатика»

Ресурс «Экономическая информатика» включает необходимый теоретический материал, перечень лабораторных работ и список заданий для самостоятельной работы студентов.

Теоретический материал включает основы экономической информатики, прикладное программное обеспечение офисного назначения:

  • текстовые процессоры;
  • программные средства презентаций;
  • процессоры электронных таблиц.

Перечень лабораторных работ охватывает материал, обеспечивающий:

  • практику в MicrosoftWord: работу с шаблонами, таблицами, графическими объектами, редактирование существующих документов, использование стилей, создание документов с газетными колонками и т.д.;
  • создание и редактирование презентаций в Microsoft Excel;
  • работу в Microsoft Excel: использование формул, функций, построение диаграмм и графиков, создание списков, а также совместную работу Microsoft Excel и Microsoft Word;
  • работу в Microsoft Access: создание базы данных, построение форм, отчетов.

Каждая лабораторная работа содержит необходимые теоретические материалы и пошаговое описание предлагаемой работы.

В состав дистанционного ресурса входят также приложения, включающие в себя задания для самостоятельной работы студентов и образцы выполнения заданий.

2. Самостоятельная работа студентов

Лабораторные работы призваны подготовить студентов к выполнению заданий для самостоятельной работы. Задания для самостоятельной работы студентов направлены на проверку усвоения знаний и сформированности навыков по дисциплине «Экономическая информатика». Задания связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов. Первое задание – разработка бизнес-плана предприятия.

Бизнес-план — это подробный, четко структурируемый и тщательно подготовленный документ, который содержит расчеты, описания, к чему стремится предприниматель, как он предполагает добиться поставленных целей. Бизнес-план позволяет при надлежащем использовании контролировать и управлять предприятием (собственным делом).

Непосредственно разработка бизнес-плана заставляет разработчика объективно и критически взглянуть на проект, оценить его в первом приближении. Бизнес-план является основой для ответа на следующие вопросы: целесообразно ли вкладывать деньги в данный проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

Одно из основных правил при составлении — бизнес-план должен быть хорошо оформлен. Во-вторых, бизнес-план должен быть кратким. В бизнес-плане нежелательны второстепенные по значению схемы, таблицы и графики; оставлять рекомендуется только самые необходимые.

Рекомендуемая структура бизнес плана может быть следующей:

· Пояснительная записка

  • Основные положения
  • Цели
  • Заявление о миссии
  • Факторы успеха

· Описание бизнеса

  • Форма собственности/юридическое лицо
  • Расположение
  • Внутреннее пространство
  • Время работы
  • Товары и услуги
  • Поставщики
  • Обслуживание
  • Производство
  • Управление
  • Управление финансами
  • Создание/приобретение компании

· Маркетинг

  • Анализ рынка
  • Сегментация рынка
  • Конкуренция
  • Ценообразование

· Приложение

  • Первоначальные расходы
  • Определение начального капитала
  • Денежный поток
  • Прогнозируемая прибыль
  • Отчет о прибылях и убытках
  • Балансовый отчет
  • Прогноз продаж
  • Вехи
  • Анализ безубыточности
  • Прочие документы

В приложении содержатся примеры бизнес-плана проекта строительства жилого комплекса и АО «Хлебная база», а также шаблоны для создания бизнес-плана в Microsoft Word. Таким образом, при выполнении данного задания проверяются умения студентов работать в текстовом редакторе: использовать шаблоны, стили, графические объекты, оформлять текст, создавать автоматическое оглавление, колонтитулы, а также обрабатывать числовую информацию в редакторе электронных таблиц: использовать функции, формировать списки, создавать диаграммы, графики и внедрять созданные объекты в документ MSWord.

Второе задание – создание презентации и рекламы бизнес-проекта.

На основе разработанного в MSWord бизнес-проекта студенты готовятся к его защите. Для этого создается презентация в MS Power Point. Презентация должна отображать основное содержание бизнес-проекта. Она должна иметь деловое оформление. Здесь проверяется умение студентов сочетать текст и графику, графики и таблицы.

Реклама бизнес-проекта также разрабатывается в MS Power Point.

Третье задание проверяет умение студентов работать в Microsoft Excel. Оно включает в себя:

1) задания по рисованию плоскостного графика;

2) задания по рисованию пространственного графика;

3) задания по решению уравнений.

Все задания распределяются между студентами по вариантам. Задания по рисованию плоскостного и пространственного графиков схожи. Оба связаны с умением построить графики (диаграммы). Единственное отличие – в первом случае график на плоскости, во втором – в пространстве. Первоначально студент должен определить область определения функции, затем по заданным им с определенным шагом значениям аргумента определить значения функции, используя необходимые математические функции.

(а)

(б)

Рис. 2. Задания по рисованию плоскостного (а) и пространственного (б) графиков

Задание по решению уравнения проверяет умение учащихся решать задачи оптимизации – использовать такие инструменты, как подбор параметра, поиск решения и т.п.

В приложении содержится образец оформления решений заданий Microsoft Excel.

Четвертое задание – разработка базы данных бизнес-проекта. Здесь студенты конструируют базу данных своего предприятия в MS Access – определяют основные таблицы и устанавливают связи между ними. Далее создаются формы и отчеты.

Преимуществом данного дистанционного ресурса является интерактивность.

Студент читает задание лабораторной работы (или индивидуальное задание), выполняет его и отправляет работу на проверку преподавателю. Преподавателем устанавливаются определенные сроки выполнения каждого задания. Формируется оценочный лист по всем студентам.

Заключение

В результате использования предложенного дистанционного образовательного ресурса повышаются успеваемость, активность студентов, прививаются навыки работы с сетевыми ресурсами. Студент самостоятельно выполняет лабораторные работы, при необходимости изучает теоретический материал и, научившись работать с прикладным программным обеспечением, приступает к выполнению индивидуальных профессионально направленных заданий. Подобные образовательные ресурсы облегчают работу со студентами, обеспечивают высокий уровень взаимодействия, способствуют повышению эффективности учебного процесса.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор, Елабужский институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Инженерно-технологический факультет, Кафедра теории и методики обучения технологии, г. Елабуга.

Ниматулаев М.М., д.п.н., профессор кафедры «Информатика и программирование» факультета прикладной математики и информационных технологий федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва.