Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE IN RESEARCH WORK STUDENT

Karaseva L.M. 1 Karasev E.M. 1 Vinogradov P.V. 1
1 Branch of USATU in the city of Sterlitamak
The authors examine the problem of the formation of information competence in the research work of the student. Information competence as a result of the multi-dimensional professional education integrates cognitive, personal, technical and technological, communicative and reflective components. Forming of information competency is carried out in accordance with the principles of professional orientation education, development of creative activity of the future engineer. The paper presents and summarizes the experience of the organization of research work of students in the Branch of USATU in the city of Sterlitamak. Reviewed scientific and research work of students included in the learning process and complements it. Refer practice-oriented and vocational subjects coursework, the abstracts and presentations at scientific conferences. The question of influence of research work of students on formation of information competence is taken up.
professional orientation training.
research work of students
information competence
professional education
Информатизация современного общества и широкое внедрение в промышленность наукоемких технологий, специфика решаемых инженерных задач, требующих объединения усилий специалистов разного профиля и выходящих за пределы возможностей одной науки, приводит к пересмотру результатов образования. В данных условиях студент должен обладать не только системой специальных знаний, навыков и умений, но и комплексом определенных качеств личности, обеспечивающих его адаптацию и конкурентоспособность на современном рынке труда, умение работать в команде, ориентироваться в часто противоречивых потоках информации. Поэтому главной задачей системы образования является подготовка выпускника, обладающего высокой квалификацией и профессиональной компетентностью.

Знание и информация в современных условиях информатизации общества и производства являются наиболее востребованными ресурсами, что позволяет считать обладание выпускниками информационной компетентностью, как одной из составляющих профессиональной подготовки студентов, необходимым и многомерным результатом обучения в вузе [5].

Информационная компетентность студента нами рассматривается как многомерный результат профессионального образования, включающий когнитивный (Кг), технико-технологический (Тт), личностный (Лч), коммуникативный (Км) и рефлексивный (Рф) компоненты, характеризуется оперированием информацией разной природы как в индивидуальной, так и в профессиональной деятельности [10]. Формирование ИК осуществляется в трех направлениях: при изучении базового курса информатики; в рамках естественно-научных, гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин; в научно-исследовательской работе студента [6].

Рассмотрим более детально формирование информационной компетентности студентов в процессе научно-исследовательской работы студентов при изучении дисциплин информационного цикла.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), встроенная в образовательный процесс и дополняющая его,является неотъемлемым элементом образовательного процесса, способствует профессиональному росту студента, а также его подготовке к послевузовскому образованию. К первому виду НИРС относят написание рефератов, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, творческо-исследовательских заданий, выполняемых в рамках учебного занятия. Основная задача внеучебной НИРС − индивидуализация процесса обучения и выход за рамки учебных программ. Элементами НИРС, которые необходимо внедрять с младших курсов, являются: выполнение индивидуальных курсовых и творческих заданий, подготовка докладов для научно-практических конференций и конкурсов, написание научных статей, участие в олимпиадах [5].

С целью активизации НИРС в рамках студенческой Недели науки в филиале ежегодно проводится научно-практическая студенческая конференция, включающая в себя секции кафедры естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин. В 2012 году в рамках Недели науки работало 2 секции кафедры, на которых свои доклады представили 20 студентов филиала, в 2013 году – 3 секции с 37 докладами, в 2014 году – 5 секций с 36 докладами. Стоит отметить, что в 2014 году 75% докладов носило практико-ориентированный характер.

Студенты филиала принимают активное участие в научно-практических конференциях вузовского, регионального, всероссийского и международного уровня,публикуют статьи с результатами исследований, проведенных как индивидуально, так и совместно с преподавателями, в сборниках трудов конференций и в научных журналах (рисунок 1).

Рис. 1. Участие студентов в НИРС кафедры

При выполнении индивидуальных курсовых и творческих заданий, подготовке докладов на научно-практические конференции и конкурсы необходимо учитывать профессиональную направленность обучения, рассматриваемую в педагогических исследованиях с двух сторон. С одной стороны, под профессиональной направленностью понимается ориентация системы потребностей, мотивов, интересов и склонностей личности на положительное отношение к будущей профессии [2]. С другой, профессиональная направленность обучения реализуется через решение проблемы отбора и построения содержания образования на основе межпредметных связей общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин [3].

Профессиональная направленность и межпредметностьНИРС повышает практическую значимость дисциплин и мотивирует студентов на их изучение.Кроме того, в последнее время неотъемлемой частью ее выполнения является применение компьютерных и информационных технологий. Темы курсовых работ и докладов выступлений на научно-практических конференциях должны иметь практико-ориентированный характер испособствовать формированию обобщенных способов деятельности и развитию творческого потенциала выпускника.

При выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ возможна следующая тематика: структурный синтез гибких производственных систем (техническое предложение) с применением CAD/CAE-систем и метода конечных элементов [9]; выполнение конструкторской документации на сборочную единицу с использованием CAD-систем;проектирование и создание базы данных электрических двигателей или учет потребления электроэнергии машиностроительного предприятия с использованием настольных СУБД; определение значения скорости, при которой сила тяги двигателя летательного аппарата уравновешивается силой сопротивления воздуха; разработка экономических информационных систем.

При подготовке рефератов, докладов на научно-практические конференции предлагаются следующие темы: исследование вопросов использования компьютерных технологий или искусственного интеллекта в авиастроении, машиностроении; проектирование объектов параметрических библиотек CAD-систем; проблемы использования инновационного программного и аппаратного обеспечения в создании виртуальных (3D-геометрических) моделей и физических прототипов деталей авиа- и машиностроения; автоматизация образовательного процесса филиала (автоматизированное составление расписания учебных занятий, база данных для хранения расписания учебных занятий, мобильное и web-приложения для отображения расписания учебных занятий[7], создание приложений для автоматизации подведения итогов внутрисеместровой промежуточной аттестации студентов и результатов сессии[1]).

В рамках научно-исследовательской работы научного руководителя студенты проводят следующие исследования: использование свободно распространяемого программного обеспечения в учебном процессе; выявление состава и сформированности информационной компетентности студентов филиала[6], автоматизация организации образовательного процесса филиала (управление кафедрой, студенческий отдел кадров)[4]; автоматизация проектирования модельных комплектов для отливок базовых деталей мехатронного станочного оборудования[8].

Одним из решений формирования информационной и профессиональной компетентности студентов также является вовлечение студентов в соревновательный процесс студенческих олимпиад и конкурсов вузовского, регионального, всероссийского и международного уровней. Это позволит развить не только творческий потенциал студента, но и объективно оценить его компетентность, а также наметить пути ее совершенствования.

Силами нашей кафедры организуются: 1-й отборочный тур Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского, победители которого принимают участие в региональном туре, проводимом на базе головного вуза; Региональная олимпиада по физике среди учащихся средних школ и студентов вуза южного региона Республики Башкортостан. Студенты нашего филиала принимают участие в одном из авторитетных и масштабных проектов в области научно-технического творчества молодежи ‑международной студенческой олимпиаде CAD-OLYMP, проводимой под эгидой Всемирной недели предпринимательства и при поддержке Министерства образования РФ, ведущих компаний разработчиков САПР-систем. Основная цель проведения направлена на улучшение взаимодействия науки, образования и промышленного комплекса, создание условий повышения престижа инженерных специальностей конструкторско-технологического профиля.С 2012 г. студенты ФГБОУ ВПО «УГАТУ» и его филиала в г. Стерлитамаке активно участвуют в олимпиаде CAD-OLYMP как в личном, так и в командном зачетах (таблица 1), с 2013 г. кафедра проводит региональный отборочный тур.

Таблица 1

Результаты участия студентов УГАТУ в олимпиадах CAD-OLYMP в номинации «Трехмерное проектирование»

Год проведения олимпиады

Количество участников

Количество участников, представлявших УГАТУ

Максимально достигнутый результат (место)

2012

32

1

4

2013

50

2

15

2014

159

4

5

Следует отметить, чтонаучно-исследовательская работа студентовпредполагает:

‑ формирование способности к углублению, обобщению, систематизации знаний;

‑ развитие организаторских, информационных, исследовательских и коммуникативныхумений, способствующих успешной адаптации современной молодежи в изменяющейся социально-экономической сфере страны;

‑ повышение мотивации к изучению дисциплин информационного цикла, осознание значимости информации в современном обществе и необходимости соблюдать законы информационной безопасности;

‑ развитие инновационного, креативного мышления будущих специалистов;

‑ формирование способности к саморазвитию и самореализации;

‑ готовность будущих специалистов к творческой реализации полученных знаний, умений и навыков, методологии научного поиска и опытаисследовательской работы в дальнейшей профессиональной и индивидуальной деятельности;

‑ осознанное применение информационных и компьютерных технологий, технических средств при решении научных, учебных и профессиональных задач.

Влияние НИРС на формирование компонентов информационной компетентности представлено на рисунке 2.

 

Рис.2. Формирование информационной компетентности в процессе НИРС.

Таким образом,научно-исследовательская работа студентов,проводимая в различных формах коммуникативных ситуаций и содержании профессиональной подготовки, реализующаяся с опорой на совместную работу преподавателя и студента и направленная на осуществление дальнейшей учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности, является условием формирования информационной компетентности.

Рецензенты:

Гималтдинов И.К, д.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики и программирования, СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.

Муравьева Е.А., д.т.н.,доцент, заведующая кафедрой «Автоматизированные технологические и информационные системы», СФ ФГБОУ «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Стерлитамак.