Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REGULATED ROLE OF GRATUITOUS ENTERINGS INTO THE BUDGETS OF THE SUBSIDY REGIONS

Kharebov E.Yu. 1 Bitieva M.G. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz Branch)
The article discusses the importance of grant revenue in the structure of revenues of regional budgets. This problem is particularly relevant for regions that due to certain structural problems in the economy are not able to cover the fiscal costs of own tax and non-tax revenues. For these regions it is important the aid of the higher budgets as such, but the delivery mechanism to ensure effective use of this assistance. Analysis of the volume and structure of grant revenue was made on the basis of incomes of the budget of the Republic of North Ossetia-Alania, which is one of the most subsidized regions. For such regions is important not only to help the higher budgets per se, but the delivery mechanism to ensure effective use of this assistance.At the same time, according to the authors, gratuitous receipts must be strictly regulated, and in the long term, their share in the structure of regional budget revenues should decline.Ultimately, this will allow the region is among the depressed, the concept of which was given in the article.
the profitable part of the regional budgets.
the tax and non-tax incomes of regional budgets
other inter-budget transfers
subvention
subsidy
grant
subsidy region
gratuitous enumerations

Эффективность функционирования бюджетной системыво многом зависит от степени его сбалансированности. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда налоговые и неналоговые доходы не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

В сложившейся экономической ситуации субъекты Российской Федерации четко разделились на регионы-доноры и регионы реципиенты. Последниево многом зависят от безвозмездных перечислений из федерального бюджета в виде дотаций, субсидий и субвенций.

Согласно ст. 6 БК РФ дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратнойоснове без установления направлений и (или) условий их использования.[1]

Межбюджетная субсидия - это межбюджетный трансферт, предоставляемый из бюджета публично-правового образования на условиях софинансирования целевых расходов,осуществляемых в рамках исполнения расходных обязательств другого публично-правового образования.

Под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федеральногобюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочийорганов государственнойвласти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметамсовместного ведения Российской Федерации и субъектовРФ, и расходных обязательств по выполнению полномочийорганов местного самоуправления по вопросам местногозначения.

В ст. 6 БК РФ, где закреплен понятийный аппарат, понятие субвенции отсутствует.

На наш взгляд, наиболее точно это понятие отражено О.В. Болтиновой«субвенция - это межбюджетный трансферт, предоставляемый уполномоченным органом из бюджетов бюджетной системы РФ в целях финансового обеспечениярасходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, субъекта РФ в установленномпорядке». [2]

Субвенция как форма межбюджетных трансфертов предоставляется бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам,бюджетам автономных округов, бюджетам муниципальныхрайонов, а также бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Законодатель использует в БК РФ термин «иные межбюджетные трансферты». Так, к иным межбюджетным трансфертам можно отнести дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Кроме того, в федеральном бюджете предусматриваютсямежбюджетные трансферты региональным бюджетам дляпредоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований.

С середины 2000-х гг. благодаря высоким ценам на мировом рынке энергоносителей и соотсветственно притоку в страну значительных сумм в виде валютной выручки федеральные монетарные власти имели возможность перечислять необходимые средства в нижестоящие бюджеты. Ввследствии этого  региональные бюджеты в целом были сбалансированными, динамика их доходов с учетом федеральных трансфертов соответствовала динамике расходов. Исключением стал кризисный 2009 год, когда мировой финансовый кризис и резкое падение цен на нефть привело к сокращению доходов федерального бюджета, а следовательно к сокращению финансирования региональных бюджетов и образованию дефицита в размере 0,8% ВВП. Нормализовавшись после кризиса, ситуация вновь ухудшилась в 2012 г., когда начавшееся замедление роста экономики и стагнация в ряде отраслей совпали с появлением у регионов дополнительных социальных обязательств, связанных с необходимостью выполнения указов Президента от 7мая2012года.

В этих условиях перечисленные выше виды безвозмездных перечислений играют важную роль при формировании доходной части региональных бюджетов.

Причем в ряде регионов, которые принято называть  эти поступления занимают наибольший удельный вес в структуре доходов. К таким регионам относится и Республика Северная Осетия -Алания. В таблице 1 представлена структура доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия - Алания в 2011-2013 годах.[6]

Таблица 1

Структура доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия - Алания в 2011-2013 годах, млн. рублей

Наименование показателей

2011 год

2012 год

2013 год

факт

уд.вес, %

факт

уд.вес, %

факт

уд.вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Налоговые и неналоговые

доходы - всего,

в том числе:

8 178,7

41,2

9209,0

40,7

10640,2

43,7

Налоговые доходы

7 527,8

37,9

8 682,9

38,4

9986,7

41,0

Неналоговые доходы

650,9

3,3

526,1

2,3

653,5

2,7

Доходы от возврата остатков

субсидий и субвенций прошлых

лет(с учетом возврата)

-149,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Безвозмездные перечисления

11 681,9

58,8

13392,0

59,3

13710,8

56,3

ВСЕГО ДОХОДОВ

19 860,6

100,0

22601,0

100,0

24351,0

100,0

ВСЕГО РАСХОДОВ

21 228,8

Х

21905,5

Х

26321,9

Х

Дефицит (-), профицит (+)

-1 368,1

6,4

695,6

-3,2

-1 970,9

7,5

Источник: Минфин Республики Северная Осетия-Алания

          Показатели таблицы наглядно свидетельствуют о том, что безвозмездные поступлению в бюджет республики занимают более половины ее доходов.

Более детальную характеристику безвозмездным поступлениям дает таблица 2. [4]

 

Таблица 2

Структура и динамика безвозмездных поступлений в бюджет

 РСО-Алания за 2011-2013 годы

 

2011

2012

2013

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

11976280,41

13 629 588,20

13 731 477,0

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11754487,31

13 522 228,19

13 609 243,9

Дотации бюджетам субъектов РФ

 и муниципальных образований

6287116,7

7 687 982,30

9 130 484,3

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

2661365,2

3 595 986,98

3 092 803,5

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

1610713,8

1 511 720,45

1 195 142,9

Иные межбюджетные трансферты

1195154,7

723 636,67

179 515,8

Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы

136,8

2 901,79

11 297,4

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНИЗАЦИЙ

221793,1

431 361,83

321 509,5

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

-

11 740,40

20 800,7

 

         По данным таблицы наглядно видно, что наибольший удельный вес в структуре занимают дотации из федерального бюджета и, хотя их доля в 2013 году несколько снижается, преобладание данной статьи доходов является негативным фактором, снижающим экономическую безопасность республики.

В противовес этому как положительный фактор можно отметить рост объемов субсидий, которые напрямую зависят от уровня софинансирования из регионального бюджета и направлены на реализацию различных программ социально-экономического развития региона. Соответственно рост субсидий из вышестоящего бюджета теоретически означает увеличение возможностей нижестоящих бюджетов.

По логике вещей каждый бюджет должен стремиться к минимальной дотационности, а то и вовсе стать независимым от дотаций. Однако на практике это является труднодостижимым, так как регионы различаются наличием ресурсной базы, геополитическим положением и многими другими факторами. В этой связи в последние два десятилетия распространен термин «депрессивный регион». Что же подразумевается под этим термином? Приведем определение Фетисова и Орешина, которые дают следующую трактовку: «Депрессивный регион - регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающеговозникновение новых стимулов развития»[6] В данном определении, на наш взгляд, довольно спорной представляется последняя часть.Стимулы развития должны разрабатываться государственной региональной политикой.

Основным предложением специалистов по данной проблематике является увеличение налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов. В этой связи предлагается увеличение доли федеральных (регулирующих) налогов, зачисляемых в региональный бюджет, а то вовсе построить налоговую систему по американскому принципу «один бюджет -одинналог» с передачей большей части налогов в ведение регионов. Данную позицию не разделяет Поляк, справедливо утверждая, что нестабильность отечественной экономики порождает нестабильность налоговой базы, и замена дотаций дополнительными налоговыми полномочиями может способствовать недополучению в определенные периоды значительных поступлений в доходную часть региональных бюджетов. 

Решение проблемы снижения дотационности во многом лежит в самой структуре безвозмездных поступлений. Выше нами отмечалась положительная роль субсидий, поступающих в региональный бюджет. Необходимо повысить уровень эффективности программных мероприятий, на которые направлены эти субсидии, так как именно эффективная реализация целевых программ позволит создать новые производства и увеличить налоговую  базу.

Рецензенты:

Хубаев Т.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой налогов и налогообложения ФГБОУ ВПО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ;

Лазарова Л.Б., д.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики и финансов Владикавказского филиала  ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Владикавказ.