Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FROM THE HISTORY OF THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION AT THE LESSONS OF THE TATAR LANGUAGE

Nurova L.A. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University
The article reveals the history and development of information and communication technologies at the lessons of the Tatar language. Special attention is paid to methodological and didactic possibilities of information and communication technologies. Also the article presents the experience of using such technologies in research and teaching activities abroad , in Russia and in the Republic of Tatarstan. Using of modern information and communication technologies at lessons of the Tatar language still wasn´t object of monographic research. Relevance of the chosen subject is explained by it. The purpose of this article is to study the history and development of innovative technologies based on their using of the Tatar language lessons. Active using of these technologies is a necessary condition of increase of productivity of process of training in the Tatar language, developments of more effective approaches to training, improving the teaching methodology of the Tatar language.
computer technology.
methods of teaching and teaching aids
contents
teaching of the mother tongue
information and communication technology

Изменения во всех областях общественной жизни, современные потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Единственным возможным путем перспективного развития этой области является внедрение инноваций. В настоящее время без использования современных информационных и коммуникационных технологий не может работать ни одно образовательное учреждение. Использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Следовательно, внедрение инноваций (нововведений) является наиболее эффективным средством повышения качества образования.

Широкое использование информационно-коммуникационных технологий на уроках татарского языка позволяет обеспечить:

- вариативность и личностную ориентацию каждого урока татарского языка (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

- практическую ориентацию уроков татарского языка с введением интерактивных деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов) [2].

В настоящее время происходит смена педагогической парадигмы, когда основной целью системы образования является подготовка специалистов, в том числе учителей татарского языка, двойной компетенции: с одной стороны, жестко связанных с профессией учителя татарского языка, а с другой - способных не только понимать возможности информационно-коммуникационных технологий, но и использовать их на уроках, адаптируя к выполнению практических задач, решению специализированных проблем, возникающих в различных областях деятельности человека. Информационные технологии составляют основу формирования общепрофессиональных компетенций современного учителя татарского языка. Их использование является необходимым условием повышения результативности процесса обучения, развития более эффективных подходов к обучению, совершенствованию методики преподавания татарского языка.

Цель исследования

Использование на уроках татарского языка современных информационных и коммуникационных технологий до сих пор не было объектом монографического исследования. Этим объясняется актуальность выбранной нами темы. Цель данной статьи заключается в исследовании истории возникновения и развития инновационных технологий и в определении путей их применения на уроках татарского языка.

Материал и методы исследования

Объектом исследования являются инновационные технологии, которые использовались на уроках татарского языка в разные исторические периоды, имеющие ныне как активное, так и пассивное использование. В работе использовались описательный и сопоставительный методы, а также хронологический анализ, которые позволили выявить особенности использования отдельных инновационных технологий на уроках татарского языка.

Результаты исследования

Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современной России и в Республике Татарстан обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившегося опыта работы учебных заведений. Современность общества переоценивается, изменяется, завышается, и незамеченным остаётся то, что инновации возникают на основе определённых традиций. Инновация может стать таковой лишь в том случае, если формируется на основе определённых изменений традиционного [8].

Как показывают исследования, новые открытия (инновации) возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большое количество современных нововведений находятся в исторической связи с опытом наших предшественников и имеют аналоги в прошлом [1].

Если мы рассмотрим исторические данные, то обнаружим, что термин «инновация» («ин-нове») появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Отсюда можно сделать вывод, что инновация - это, с одной стороны, процесс обновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по взращиванию новации в определенную социальную практику.

Отметим, что сам термин «инновация» был введен в научный оборот австрийским и американским экономистом, политологом, социологом и историком экономической мысли  Й. Шумпетером.

За рубежом, прежде всего в США, интерес к инновационным образовательным технологиям возник в середине XX в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения, т.е. обучения с помощью технических средств. Термин «образовательные технологии», появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом [5].

В конце 50-х годов прошлого столетия в Германии и других странах стали создаваться специальные центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования.

В последние десятилетия в российской педагогической практике начали активно применяться различные образовательные технологии. Хотя почти 400 лет назад мысль о технологизации процесса обучения высказывал Я.А. Коменский. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех [6].

В России употребление термина «инновация» появилось в обиходе в 1930-е годы. Сначала этот термин стали употреблять в области таких наук, как социология и антропология. Инновации тогда рассматривались как изменения в культуре, распространение особенностей культуры или субкультуры. То, что выходило за пределы традиционного или обычаев, то и считалось инновацией.

Более новые подходы трактовки термина «инновации» возникают и в педагогике. В середине 1980-х годов проводятся широкие исследования различных форм инноваций в педагогике и в системе образования. Здесь происходит обобщение инноваций, которые предложены великими педагогами разных стран. Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования [7]. Из такой концептуальной схемы, где инновация противопоставляется традиции, возникают различные варианты классификации инноваций.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий, в том числе технологий обучения.

Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с воспитанниками и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы [3]. Длительное время считалось, что достаточно найти какие-то приёмы или методы - и желаемая цель будет достигнута. Постепенно педагогическая практика накопила много средств, методов и форм обучения и воспитания, но результаты их применения были не всегда однозначны.

Очевидно, что оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания. Этому и призвано помочь применение информационных и коммуникационных технологий в педагогическом процессе [4].

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта. Инновационный процесс в образовании, считает В.И. Загвязинский, - это процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений [6].

Ученые исходят из того, что нововведение есть процесс, протекаемый во времени. В этом процессе вычленяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества. К настоящему времени в научной литературе сложилась следующая схема членения инновационного процесса на этапы.

1. Рождение новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований.

2. Изобретение, т.е. создание новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.

3. Практическое применение полученного новшества, его доработка; этот этап завершается получением устойчивого положительного эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное существование новшества, процесс нововведения вступает в следующую стадию, которая наступит лишь при условии восприимчивости к новшеству [9].

В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы.

1. Распространение новшества, заключающееся в его широком внедрении, диффузии новшества в новые сферы.

2. Превалирование новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну.

3. Сокращение масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

Приведенная выше линейная структура последовательно сменяющих друг друга временных этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему реального его развертывания. Конкретный инновационный процесс не обязательно должен включать все рассмотренные этапы в их строгой последовательности и неразрывности.

Заключение

Можно сделать вывод, что инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Синтезируя наиболее признанные научно-педагогической общественностью трактовки термина «инновация», мы определяем инновацию в образовании как введение нового в цели, содержание и организацию образовательного процесса с целью развития образования и оптимизации образовательной системы.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что изучение истории возникновения и развития информационных и коммуникационных технологий в татарском языке позволяет оценить современное состояние развития методики преподавания татарского языка в целом.

Настоящее исследование не полностью раскрывает содержания рассматриваемой проблемы, полученные результаты открывают перспективы для дальнейшего исследования области использования инновационных технологий на уроках татарского языка. Перспективой данного исследования является возможность дальнейшего изучения истории развития и внедрения зарубежного опыта использования информационных и коммуникационных технологий обучения на уроках татарского языка, обобщения и систематизации научных результатов.

Рецензенты:

Харисова Ч.М., д.п.н., профессор кафедры татарского языка и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Юсупов Р.А., д.фил.н., профессор кафедры татарского языка и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.