Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CRITERIA OF THE ASSESSMENT OF LEVEL OF FORMATION OF COMPLETE COLOUR PERCEPTION AT TRAINED IN THE CHILDREN´S ART SCHOOL

Belyaev A.V. 1 Kravchenko K.A. 1
1 Institute of arts of FGBOU VPO "Novosibirsk State pedagogical university"
On the basis of the analysis of psychology and pedagogical bases of process of formation of color perception at the trained children´s art schools the criteria of an assessment of quality of the works performed by them showing the level of formation of complete color perception in the course of painting training are developed and defined.Authors note that when developing criteria of an assessment it is expedient to apply the system of estimation allowing to trace a way of formation of color perception in work on a still life throughout the entire period of training. Process of training of painting at children´s art school is characterized by gradual transition from the solution of educational and informative tasks to statement and the solution of tasks of the educational and creative, focusing attention pupils on creation of an expressive coloristic image of natural statement. Thus, formation complete a color perception, abilities to the solution of creative problems of painting becomes result of picturesque preparation at children´s art school: understanding of composite function of color; creation of color harmony; creation of an expressive coloristic artistic image of a still life.
coloristic image.
criteria of an assessment
complete color perception

Для определения уровня сформированностицелостного цветовосприятияучащихся детской художественной школы необходимо определить основные критерии оценки работ, которые основываются на объективных закономерностях построения живописного изображения. Работа над живописным изображениемвсегда нацелена на формирование целостного цветовосприятия учащихся как их будущей профессиональной компетентности, так как художественное понимание цвета - это основополагающий фактор всего процесса обучения живописи.

Анализ психолого-педагогических аспектовпроцесса формирования целостного цветовосприятия учащихсядетских художественных школ позволил сформулировать первоочередные задачи обучения живописи, к которым относятся:

- постановка конкретной цели и задач на занятиях по живописи;

- целенаправленное обучение восприятию цветовых характеристик натурной постановки и владение основами композиционной, изобразительной и живописной грамоты;

- взаимодействие учебных и творческих задач на занятиях по живописи;

- формирование  у учащихся знаний научных основ живописи и специальных умений работы изобразительными и выразительными средствами и художественными живописными материалами.

Таким образом, эффективность живописной подготовки учащихся понимается как развитие у них профессиональных способностей к целостному цветовосприятию, которое осуществляется через усвоение и творческое применение колористических знаний, умений и навыков в решении живописных изобразительных задач.

Стоит отметить, что цветовое решение играет ведущую роль в художественном решении натюрморта, а говоря о формировании восприятия цвета в живописи, важно учитывать такое понятие, как колорит - особое качество художественного произведения, где в основе находится система валерных отношений и цвет выступает в неразрывном единстве. Колорит представляет собой гармоничное сочетание различно окрашенных предметов на плоскости, при этом образовывая оптическое целое. Определяющим началом в этом контексте является художественный замысел, основанный на целостном цветовосприятии натурной постановки и обусловливающий целенаправленное построение изображения.

Обучение композиционной, изобразительной и живописной грамоте на занятиях по живописи - это изучение способов, приемов и средств построения на плоскости живописной формы, ее тоновых и цветовых пропорций, объемно-пространственных и материальных качеств. Но точность в передаче натуры, теплохолодности и светотени, цветовых отношений, материальности, цветового пространства - еще не свидетельствуют о художественных живописных качествах работы, поскольку художественность живописной работы находится в прямой зависимости от того, насколько полно и глубоко начинающий художник раскрывает образное содержание учебной постановки. Поэтому живописная работа учащегося оценивается не только со стороны ее грамотности, правильности построения, похожести изображенных объектов, но и со стороны выразительности, колорита, образности и эмоциональности[1, с. 38-39]. Следовательно, процесс обучения живописи направлен на овладение системой изображения, которая содержит определенный комплекс взаимосвязанных задач, включающих композиционные, изобразительные и выразительные начала, гармоничность которых в конкретном изображении предполагает целостность живописного изображения.Поэтому формально задачи обучения можно разделить на два этапа: в начальных классах происходит обучение композиционной и изобразительной грамоте, в старших классах детской художественной школы - обучают приемам и закономерностям создания выразительного изображения, хотя, конечно, такое разделение очень условно.

В процессе обучения живописи в первом классе детской художественной школы, когда на первый план выходят следующие учебно-познавательные задачи: формирование у учащихся умения компоновать и изображать в цвете, точно передавая предметные и локальные цвета, цветовые и тональные отношения, материальность предметов, организовывать встречу предметов с фоном, а такжеприобретать технические умения работы с художественными живописными материалами.

Во втором классе детской художественной школы живописные задачи усложняются, акцентируются умения передаватьразличныеоттенки локального цвета, сложныецветовые и тональные отношения между предметами, передачи пространства и световоздушной среды и особенностей освещения, а также моделирование объема цветом.

В третьем классе на уроках живописи происходит постепенный переход от решения учебно-познавательных задач к постановке и решению задач учебно-творческих, таких как грамотное построение цветовых гармоний, передача нюансов светотеневых отношений, моделирование цветом объема предметов, создание выразительного целостного живописного изображения.

В четвертом классе учащийся на уроках живописи должен стремиться к построению сложных живописно-пластических цветовых гармоний и колорита, а также к передаче образа, т.е. ставить перед собой творческие задачи и предлагать варианты их решений.

Таким образом, в процессе учебно-творческой живописной деятельности на занятиях по живописи в старших классах детской художественной школы основные усилия педагога направлены на то, чтобы научить детей практически создавать выразительные живописные образы. Для этого учащимся нужно иметь глубокие теоретические знания о цвете, научиться видеть цвет целостно, анализировать, преобразовывать воспринятое в натурной постановке в целостный колористический образ. При этом очень важно одновременно перейти к творческой интерпретациинатурной постановки при создании целостного колористического образа.

Большое значение в процессе формировании целостного цветовосприятия учащихся придаетсяцветовым закономерностям создания живописного изображения, позволяющим осознать изобразительные и выразительные возможности цвета. Кроме того, важна установка на целенаправленное наблюдение и последующее запоминание колористических состояний с целью дальнейшего применения их на практике в решении творческих задач. Для лучшего запоминания различных колористических состояний в процессе наблюдения важна опора на ассоциации, позволяющие учащимся видеть аконстантно и целостно, что проявляется в умениях изменять цвет в зависимости от условий освещения и передавать цветовые отношения с учетом влияния на них общего состояния освещенности, т.е.сформированное целостное цветовосприятие учащихся проявляется в умении гармонично сочетать цвета, согласовывать их между собой.

Процесс построения живописного изображениятакже требует знания определенных способов цветовоспроизведения (способов соединения красок и объединения цветов, способов письма), знания технических особенностей работы с красочным материалом (правил наложения красочных слоев, представления о плотности красочного слоя). Формирование и последующее развитие умений и навыков применения в живописном изображении различных способов письма и соединения красок (объединения цветов и форм красочного мазка) позволяет создавать в живописном изображении различные эффекты, передавать эмоциональное содержание живописного изображения. Таким образом, исходя из анализа теоретического материала, опыта работы и практики преподавания живописи в детских художественных школах, былиописаныпервостепенные задачи обучения живописи, каждая из которых рассматривается как составляющая часть учебной и творческой работы.

Кроме этого, важно учитывать такие особенности образовательной живописной деятельности учащихся на занятиях по живописи, как: формирование колористического замысла будущей работы, создание серии поисковых цветовых эскизов и живописных этюдов, специфика создания итоговой живописнойработы, включающая в себя программные требования к уровню знаний и практических умений.

Колористический замысел, являясь основой как учебно-познавательной, так и творческой деятельности, формирует гармоничный, живописный образ натюрморта, где большое значение имеет умение упрощать «технический» процесс работы над живописным изображением посредством усиления выразительности цвета, контрастов и цветовых сочетаний, отказа от всех второстепенных деталей. При этом основные усилия направлены на выявление гармоничности цветового единства и колористической выразительности в натюрморте [3, с. 316-317].

Процесс формирования колористического замысла при выполнении живописных работ в детской художественной школе невозможен без цветовых поисковых эскизов и живописных этюдов, так как учащиеся еще не способны держать замысел в голове долгое время.Перед каждым длительным живописным заданием рекомендуется выполнять подготовительные упражнения - цветовые эскизы небольшого размера. Их цель - организация поиска конкретного композиционного и цветового решения и быстрая фиксация первого, не адаптированного впечатления (настроения, состояния). Задачей работы над цветовыми эскизами является поиск композиционной организации всех элементов изображения на изобразительной плоскости, цветовой гармонии, настроения, состояния, т.е.фиксация колористического замысла.Таким образом, цветовой эскиз - это творческий поиск, развивающий воображение, формирующий целостное цветовосприятие и творческое мышление, а к главным показателям формирования колористического замысла в живописном этюде отнесемпонимание композиционной функции цвета, баланс цветовых пятен, наличие цветовой гармонии - колорита.

Основные критерии оценки итогового живописного задания (натюрморт) имеюттри составляющие - композиционную, изобразительную и выразительную. Поэтому оцениваться должны все эти три аспекта, а не только выразительные живописные характеристики, так как все эти три составляющихвзаимодополняютдруг друга и перетекают из одного в другое.

1. К композиционным критериям предлагается отнести:

- выбор точки зрения на постановку и размера формата изобразительной плоскости;

- композиционное равновесие на изобразительной плоскости;

- выделение главного и обобщение второстепенного;

- ритмичность композиционных элементов;

- целостность композиции.

2. Изобразительныекритерии:

- методическая последовательность исполнения работы;

- изобразительная грамотность и качество изображения;

- работа разными кистями в зависимости от поставленной задачи;

- эффективность различных приемов изображения;

- степень законченности, обобщение.

3. Выразительные критерии:

- работа цветовыми отношениями;

- передача динамики цвета в пространстве натюрморта;

- передача цветом объемной формы;

- выделение наиболее выразительных качеств постановки в цветовом решении;

- построение колористического единства, обусловленного характером освещения.

Вышеизложенные критерии оценки создания живописного изображения позволяютопределить уровень сформированности целостного цветовосприятияучащихся детских художественных школ на уроках живописи, их способность видеть за внешней формой натурной постановки ее пластическое содержание, т.е. постепенно выходить к образной трактовкеколорита.

Рецензенты:

Шаляпин О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой рисунка, живописи и художественного образования Института искусств ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирск;

Соколов М.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой художественной обработки металла МГТУ, г.Магнитогорск.