Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF IMPLEMENTING THE TECHNOLOGICAL PROCESSES OF TIMBER HARVESTING IN COASTAL WATERS AND THE COASTAL ZONE OF RESERVOIRS

Zhuk A.Yu. 1
1 Bratsk state university
The article considers the legal aspects of the implementation of design and scientific technological development of timber in coastal waters and the coastal zone of the reservoir. Quite a long time in a professional environment timbermen there are disputes about the legal part of the question about the ownership of timber located in the waters of the reservoirs in floating, submerged condition, and dried wood spaced along the banks. The term "ownerless" wood rather conventional, though still there is no single legal document that defines the ownership of this raw wood, as well as the regulation of the processes of its development. Meanwhile, this situation becomes a stumbling block in the relations of timber manufacturers and bodies of state regulation. The solution to this problem lies in determining the ownership of such timber. To implement the results of scientific research and technical developments in the forest sector it is necessary to systematize the technological, technical and organizational requirements for the development of timber in coastal waters and the coastal zone of the reservoir, to identify areas of usage mastered wood raw material. This will allow to apply the developed complex technology effectively and safely
the ownership of the wood.
coastal zone reservoirs
reservoirs
coastal waters
emergency wood
"ownerless" wood

Гидроэнергетика является наиболее дешевым источником получения электроэнергии, и не вызывает сомнения тот факт, что после известных событий на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 г. будут свёрнуты перспективные планы руководства государства по строительству новых ГЭС в Сибири и на Дальнем Востоке. Строительство, несомненно, будет вестись, водохранилища будут создаваться, потеря лесных ресурсов, к сожалению, также неизбежный факт.  Уникальные лесосырьевые ресурсы в сочетании с топливно-энергетическими и водными были и являются одним из важнейших факторов развития экономики Ангаро-Енисейского региона. Сохранение экологического баланса водохранилищ региона, недопущение засорения их древесной массой является актуальной научно-технической проблемой, которая и на  ближайшие десятилетия оставит почву для исследований [7]. В результате заполнения водохранилища Богучанской ГЭС, четвертого в ангарском каскаде, количество древесины, оказавшейся в нём, только по данным, опубликованным в официальных документах,  оценивается  в 8, 479 млн. м3  [3,6], но для экспертного сообщества очевидно, что цифры эти занижены. «Бесхозная» древесина - это хлысты, деревья и бревна в заломах, сосредоточенные и фиордах водохранилища, на открытых участках побережья, между полузатопленным стоящим лесом, а также плавающие бревна короче 5 м, корне­вища, сучья и другие отходы, обсохшая древесина в виде хлыстов, деревьев и сортиментов [3,4,7].  Проблемой организации технологических процессов освоения древесного сырья в акваториях водохранилищ занимались и продолжают заниматься ученые ведущих профильных ВУЗов РФ.  

Цель исследования

Для реализации результатов исследований в лесной сектор экономики необходимо систематизировать технологические, технические и организационные требования к процессам освоения древесины в прибрежных акваториях и береговой зоне водохранилищ, обозначить  направления использования освоенного древесного сырья. Это позволит применить разработанные комплексные технологии максимально эффективно и безопасно.

Довольно продолжительное время в профессиональной среде лесопромышленников идут споры о юридической составляющей вопроса о праве собственности на древесину, находящуюся в акваториях водохранилищ в плавающем, затопленном состоянии, а также обсохшую, разнесенную по берегам. До сих пор нет единого нормативного документа, определяющего право собственности на данное древесное сырьё, а также порядок регулирования процессов его освоения. Между тем, эта ситуация становится камнем преткновения в отношениях лесопромышленников и органов госрегулирования. Решение этой проблемы лежит в плоскости определения права собственности на древесное сырьё, находящееся в прибрежных акваториях и береговой зоне водохранилищ.

Материал и методы исследования

Согласно Статье 20 «Право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы» Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2014) [5]:

1. Граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

2. Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации.

3. Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 48 «Использование водных объектов для сплава древесины» Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (действующая редакция от 14.10.2014) [1]:

1. Водопользователи, осуществляющие сплав древесины, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины.

2. Сплав древесины без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства, и молевой сплав древесины на водных объектах запрещаются.

Статья 55 «Основные требования к охране водных объектов»:

1. Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.

2. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

ГОСТ 17.1.3.01-76. Охрана природы. Гидросфера. Правила охраны водных объектов при лесосплаве [2]. Раздел 3. Порядок проведения очистных работ при выводе рек из лесосплава.

3.1. Лесосплавная река, при выводе ее из лесосплава после окончания эксплуатации, должна быть сдана лесосплавляющей организацией в установленном порядке.

3.2. Лесосплавляющая организация при проведении очистных работ обязана: расчистить береговую полосу от аварийной древесины и оставшихся наплывных сооружений; расчистить русло реки от затонувшей и обсохшей древесины; ликвидировать при необходимости дамбы, плотины и другие сооружения; очистить приречные склады.

3.3. Сроки проведения очистных работ устанавливаются лесосплавляющей организацией по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод.

3.4. По окончании использования водного объекта в лесосплавных целях лесосплавляющая организация должна провести рекультивацию участков берегов в местах береговых складов и сплавных сооружений.

Результаты исследования и их обсуждение

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что часто употребляемый в узкой профессиональной среде термин «бесхозная» древесина является весьма условным, поскольку, юридическая составляющая вопроса регулируется № 200-ФЗ и № 74-ФЗ [1,5].  Аварийная древесина,  находящаяся в акваториях и разнесенная по берегам, является собственностью лесозаготовительных и лесотранспортных организаций допустивших аварийные ситуации, как правило, из-за несоблюдения технологии лесосплава. По ГОСТ 17.1.3.01-76., они и должны проводить мероприятия по очистке, однако, как показывает практика, эти требования не выполняются. И, если в течение текущей навигации, когда произошла авария, и следующей работы по освоению, как правило, выполняются, то в последующие годы, если ранее  не была произведена очистка акватории и береговой зоны, об этой древесине спокойно забывают, а эти объёмы становятся «бесхозными».

Водохранилища Ангарского каскада ГЭС находятся на территории Иркутской области и Красноярского края. Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС являются собственностью ОАО «Иркутскэнерго», а Богучанская ГЭС входит в состав ОАО «РусГидро»,  а древесное сырьё, поступающее в водоёмы от последствий затопления лесных площадей, является собственностью государства. Проведение работ по очистке водохранилищ от  древесного сырья требует наличия специальной техники и рабочих кадров соответствующей квалификации. Для решения этих задач предприятию можно пойти двумя путями:

1) создать собственное подразделение по освоению древесины с полным комплексом машин и механизмов, штатом рабочих и ИТР;

2) заключить договор со сторонней организацией, которая будет нести ответственность за проведение данных работ.

Создание самостоятельного предприятия с оснащением полным комплексом оборудования, механизмов и инструментов, штатом рабочих и ИТР для освоения древесного сырья в акваториях и береговой зоне водохранилищ под юрисдикцией региональных властей с привлечением инвестиций энергетических и лесосплавных организаций, наиболее целесообразно.

Заключение

После проведения работ по очистке акватории и береговой зоны водохранилищ от древесного сырья, возникает вопрос о возможности транспортирования его по дорогам общего пользования до потребителя. Требуется на региональном уровне разработка подзаконного акта, регулирующего этот момент. Необходимо и целесообразно  создание единого нормативного документа, где было бы чётко и без двойного толкования определено, кто имеет право на освоение древесного сырья в акваториях и береговой зоне водохранилищ и дальнейшую его транспортировку по дорогам общего пользования; подтверждающие документы для ГИБДД. Кроме того, поскольку водохранилища Ангарского каскада ГЭС находятся в разных регионах, необходимо межрегиональное взаимодействие по обозначенной проблематике.

При реализации результатов исследований в части проектирования и изготовления машин для освоения древесины в прибрежных акваториях и береговой зоне водохранилищ, а также оборудования для сплавных работ, следует руководствоваться требованиями ГОСТ 12.2.102-89 «Система стандартов безопасности труда. Машины и оборудование лесозаготовительные и лесосплавные, тракторы лесопромышленные. Требования безопасности, методы контроля требований безопасности и оценки безопасности труда».

При проведении технологических процессов по освоению древесины в прибрежных акваториях и  береговой зоне водохранилищ следует руководствоваться требованиями ПОТ РМ 001-97 «Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ».

Рецензенты:

Иванов В.А. д.т.н., профессор, заведующий кафедрой воспроизводства и переработки лесных ресурсов ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет», г. Братск;

Гаспарян Г.Д., д.т.н., профессор, декан Лесопромышленного факультета ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет», г. Братск.