Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SPECIFICS AND THE CONCEPTS OF STRUCTURE OF INNOVATIONAL SCHOOLS

Zhuravleva A.S. 1 Kovalev V.P. 1
1 The Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev
In modern conditions the work of innovational schools becomes very important. In this article, the authors prove the success of innovationalschoolsin improving the quality of teaching and upbringing of younger generation. In the article the authors speak about the content of the concepts "сollege", "school", "school with profound studying of separate subjects", "cadet classes", etc., The authors also study the gymnasiums and lyceums as an innovational educationalcentre, which has as its direct object working with teaching staff, creating opportunities for work in the field of innovation. According to the authors, innovational educational schools work with the students, study the interests and needs of children, createthe most pleasant conditions for adaptation of students to the upcoming changes. This kind of educational centres also works with childrens’ families. According to the authors’ analysis, the work of innovational schools can be useful to develop innovational activities of their students.
a profile.
a school with profound studying of separate subjects
a lyceum
a gymnasium
an innovational school
a primary school teacher

Многочисленные инновационные преобразования господствуют в педагогической сфере современной России. В настоящее время очень сложно отыскать на карте нашей страны село, район или даже большой город, в котором не росли бы как грибы современные инновационные общеобразовательные заведения, школы и не осуществлялись бы личностно-ориентированные подходы к процессу обучения школьников. В своей статье мы хотим познакомить вас с результатами проведенной нами сравнительной характеристики инновационных общеобразовательных учреждений.

Эффективность данных многочисленных новшеств в сфере образования непросто понять и проанализировать за  крайне небольшое количество времени. Поэтому  итоги всех изменений мы сможем увидеть не раньше, чем через десятки, а то и больше лет, когда те ребята, которые  впервые переступили порог школы в  шести-семилетнем возрасте, станут взрослыми людьми и сами приступят к  работе. В настоящий момент мы хотим рассмотреть, в чем заключается различие гимназий, лицеев от, к примеру, школ с наличием гимназических или лицейских классов, от школы-гимназии, от школы-лицея, от школы с  классами, специализирующимися на более углубленном изучении некоторых школьных предметов, а также школ, в каких классы имеют различные профили. Единым для этих образовательных учреждений является и тот факт, что они  (образовательные учреждения) появляются, основываясь на средней школе, и в результате дают среднее общее школьное образование [1]. Давайте ознакомимся с нашим сравнительным анализом данных учебных заведений более подробно.

         1. Итак, школы, имеющие классы, в которых по особым программам и особо тщательно  изучаются отдельные предметы, являются таковыми, в которых особенно тщательно изучают один-два учебных предмета. В качестве примера можно привести, например,  английский язык, математику и прочие. Иные  школьные предметы ребята изучают в таких учреждениях школьного образования, учебной программой традиционных образовательных школ. Данные вышеперечисленные школы известны в народе под следующими названиями - английская школа, математическая школа, специальная школа.

         2. В случае, когда изучается с особым уклоном не один школьный предмет, а несколько учебных предметов одинакового профиля, данные классы и учебные учреждения носят  следующее название - профильные классы и учебные заведения, то есть: школа с классами гуманитарного уклона, например, классами, в которые все гуманитарные предметы (русский язык, русскую литературу, иностранные языки, историю и другие) ребята учат углубленно. Такие учебные заведения больше всего готовят своих учащихся на поступление в высшие учебные заведения определенного направления - это технические, экономические и другие школы [4].

         3.Имеются  также и такие  школы, в которых профили созданы  только в отдельных классах. Данные школы различаются потому, что ученики в них получают дополнительную допрофессиональную подготовку по определенной выбранной профессии. В качестве примера можно привести дополнительную более углубленную подготовку по следующим предметам, таким как: основы медицинских знаний, экономика, основы бизнеса, юриспруденция, психология, социальные науки. Такие классы отличаются по принципу того, что в них ученики будут с большим уклоном, чем в традиционных, изучать определенные школьные науки, необходимые для овладения выбранной специальностью. Мы знаем, что в классах с медицинским уклоном большее внимание будет уделяться химии, физике, биологии, и степень углубленности в этом случае станет немного другой в отличие от спецшкол.

Стоит заметить, что в учебные заведения, которые мы рассматривали выше, по статистике приходят ученики, чьи увлечения довольно точно сформированы и своеобразны. Типовое положение об общеобразовательном учреждении причисляет выше приведенный перечень школ к школам с особо тщательным изучением некоторых учебных дисциплин (из Справочника менеджера образования: в 2 т./ В. С. Гирмович) [3].

         4. Школами, имеющими гимназические, лицейские классы, в том числе школы-гимназии, школы-лицеи, называются учебные заведения, организованные на крайне небольшое  время в образовательном учреждении. Такие школы специализируются в качестве экспертных площадок, на которых отрабатываются различные педагогические условия будущего гимназического (возможно и лицейского) школьного образования. Как  можно убедиться на выше обобщенном опыте, настоящего и полного  гимназического, лицейского обучения в данных  учебных заведениях  обеспечить  ребятам  не удается. Весьма любопытно, что в  современное время, в последние годы, многие ошибочно считают и придерживаются следующего мнения - гимназией и лицеем может являться только то учебное заведение, которое имеет в обязательном порядке высокий статус. Оно обязательно должно быть   предназначено только с целью  обучать ребят, имеющих таланты, интересы и склонности к повышенной мозговой деятельности, а также имеющих высокий уровень внутренней мотивации. Такие ребята обычно уже со школьной скамьи высоко и серьезно ориентированы на продолжение учебы  в университете и продолжение учебы в дальнейшем будущем. Например, они могут мечтать поступить после окончания вуза в магистратуру, а затем аспирантуру, докторантуру. В случае, когда высокие интеллектуальные таланты  детей дают о себе знать раньше, то родители такого чада всерьез думают о том, чтобы отдать своего сына или дочку в гимназию или лицей, так как в таком учебном заведении, всем известно, подготовка ведется и где усиленная интеллектуальная подготовка осуществляется с младших классов. Если же склонность к умственной деятельности проявится у школьника только в старших классах, то для таких детей предназначены лицеи, где подготовка ребят к отличной учебе во всех смыслах  ведется в более усиленном режиме и начинается  уже с младших классов.

Мы знаем, что каждый  регион имеет и будет всегда иметь свое индивидуальное  мнение о лицейском и гимназическом  образовании. К примеру, можем уверенно заявить, что в  Москве большинство лицеев и гимназий имеют прямую  и косвенную связь  с различными высшими учебными заведениями, кроме того, они даже довольно твердо направлены на поступление именно в  эти высшие учебные заведения. Стоит отметить, что это очень удобно и практично, когда уже со школьных лет  ребенка готовят к поступле­нию в определенное высшее учебное заведение. Анализ информации по теме показал, что на поступление в те или иные вузы технического профиля обычно ориентированы лицеи, а гимназии в свою очередь не так часто имеют своей целью подготовить ребят к поступлению  в конкретное учебное заведение.

В современное время как среди заинтересованных родителей, так и среди педагогов бытует мнение, что дети, имеющие возможность учиться в гимназии и лицее, вырастут более развитыми и обладающими большим кругозором, чем их ровесники из традиционных школ. Мы знаем, что перечисленные инновационные общеобразовательные учреждения могут быть и общеакадемическими, и специальными. В качестве примера можно привести тот факт, что академической можно считать и гимназию, которая в свою очередь может иметь  гуманитарную, математическую направленность, а также другие. Насчет лицеев можем сказать, что проанализировав информацию, мы встретили даже такие профили, как, к примеру, казачий, технический, морской и даже фермер­ский.

Однако самой главной чертой, которая будет всегда отличать гимназии и лицеи от остальных видов учебных заведений, будет наличие своей особенной   философии, мировоззрения, а также ценностей, целей и амбиций,  а также финальный портрет выпускника. Общий объем  образования в гимназии и лицее  возможно будет  не на столько глубоким, насколько широким, но, чтоможно назвать самым важным, в таких учебных заведениях обязательно будет проведен  большой объем труда по интегрированию школьных предметов, а также межпредметной координации школьных дисциплин [2]. Не будет секретом и заметить, что в гимназии естественно-научная, математическая и гуманитарная составляющие части учебного процесса будут отобраны с особым вниманием и усердием, а главное, с оптимальным соотношением. Эти непростые методы применяются не только для того, чтобы  ребенок, оканчивающий гимназию,  имел нестандартное мышление, широкий кругозор и отличную эрудицию, но был к этому моменту хорошо замотивирован к  продолжению получения знаний в науке, культуре, технике, искусстве и других областях.         

        5. Гимназией  принято называть учебное заведение для общего образования с особо тщательным изучением  учебных дисциплин, которое создано для того, чтобы обеспечить всеобщую возможность выбора в начальном образовании. Это  непосредственно связано с профилем и направленностью учебного заведения, а также предлагается  обучение общеобразовательным предметам  и даются курсы  основных  знаний в соответствии с выбранным учебным  профилем, учебный профиль может быть гуманитарным, естественно-научным, эстетическим и прочим. Выбор профиля предоставляется ученикам или их родителям. «Положение о гимназиях», которое было разработано МО РФ 1990 года, предоставляет возможность внедрения гимназических школ, предлагающих гуманитарное, педагогическое и техническое направления. Обучение в гимназии делится на следующие уровни - прогимназическое  с 1 по 5 классы, само гимназическое с 8 по 9 классы, а оканчивается абитурой  с 10 по 11 класс и осуществляется по желанию [3].

          Госкомстат РФ предоставляет информацию  о том, что по итогам проведенного исследования, к 1993 году в регионах России существовало и работало количество гимназий, достигшее 600. На тот момент обучались в них намного больше, чем  400 тысяч  учеников [4].

          6. Лицеем мы называем  учебное заведение для получения  общего образования,  в котором осуществляется более тщательное изучение учебных предметов в соответствии с определенным выбранным уклоном. Образование, полученное в лицее, будет достаточноотличаться от школьного образования, полученного в гимназии. Профили лицея считаются уже, чем в гимназии, лицей может быть технико-математическим, биолого-химическим, техническим, а кроме того, лицеи славятся тем, что могут дать и дополнительную подготовку перед получением профессии.Госкомстат России подает следующую информацию: к  1993 году регионы России могли похвастаться наличием и работой  более 300 лицеев. Около 200 тысяч учеников успешно обучались в этих учебных заведениях [3].До революции, конечно же, тоже существовали лицеи, вот только соответствовали современным они  лишь наименованием. В те времена отличалось ровным счетом все - иными были как цель, так и методика, способы, логика обучения.   А планы учебных занятий  в лицее включали также и курс обучения в гимназии. В те времена лицеи были довольно жестко элитарными  учреждениями, которые, кроме всего, еще и были закрытыми.

В конце 20 -  начале 21 века  лицеи даже называли довольно любопытным пробуждением того момента. Судя по тому, что поступить на учебу в лицей можно было только в 8-9 классе, принято было утверждать, что  именно к тому моменту крепнет личностный, мотивационный мир ученика [2].

          Создание различных направлений  в лицеях  дает учащимся возможность еще вовремя обучения в школе окунуться в выбранную будущую специальность, узнать все о будущей профессии, а также  по необходимости скорректировать знания, умения и навыки. Учащиеся старших классов, занимаясь увлекательной деятельностью по познанию нового, проявляют особенную невооруженным глазом заметную заинтересованность. В особенно значительной форме это влияние проявляется в непосредственной связи с жизненными амбициями, плодотворностью труда, способом взаимодействия с окружающими, а также умением  адаптироваться в социуме.  Одним словом, на качество проживаемой  жизни и умение быть удовлетворенным ею. Следовательно, как раз по этой причине нынешние лицеи считаются таким типом учебного заведения, в котором существует большой выбор и разновидность специализаций. Это дает возможность  реального  выбора учебной программы в соответствии с собственными интересами и склонностями.

          Не только оригинальные гимназии и лицеи, а также созданные поначалу в составе обычных общеобразовательных школ, входят в перечисленный перечень гимназий и лицеев. Хотя ни для кого не станет открытием, что в реале необходимость в учебных заведениях с увеличенным уровнем обучения  примерно в несколько раз ниже. Из этого вытекает, что в вышеперечисленных учебных заведениях учатся далеко не всегда особенно талантливые и отборные учащиеся, а даже больше обычные ребята. Единственное, что можно утверждать, это то, что эти ребята занимаются по усиленной,  едва ли не в два раза  усложненной программе. Поэтому многие врачи, работающие над этой темой, уже давно  забили тревогу  и говорят об уроне, наносимом детскому здоровью и  развитию. Ни для кого не секрет, что большой процент современных учащихся выпускается из своих гимназий и лицеев с полным и даже крайним нежеланием продолжать обучение. Мы видим, что заполонившая все на своем пути сейчас мода на престижные гимназии и лицеи и их появление, как грибы после дождя, без отсутствия на то прямой необходимости в этом, а иногда даже и возможностей, не всегда в результате может увенчаться успехом [5].

          В результате изучения литературы по анализируемой нами теме, несложно прийти к следующим выводам. Прежде всего, основное   предназначение инновационной  школы - это ее ориентированность не только на усвоение учащимися определенного списка требований (что, кстати, тоже имеется в наличии требований), а именно чтобы был  раскрыт  интеллектуальный и творческий  потенциал учащегося. Бытует не совсем верное мнение,  что творческиенаклонности ребят можно применить только на  музыке, рисовании и труде. Это не так. Творческое, оригинальное  мышление - это, прежде всего, умение быстро найти выход из необычной ситуации, что обязательно окажется полезным в жизни ребенка - икогда потребуется решить сложный пример по математике и при подготовке реферата по истории.

          Во-вторых, основное преимущество  инновационной школы - не снабдить ребят  уже много раз разжеванной информацией, а  попытаться приготовить все возможные удобства  для того, чтобы ученик смог в будущем самому  добывать знания и самостоятельно искать необходимую информацию.

          Но к нашему сведению, многие  современные  университеты  и институты  все больше заинтересованы в практике  программ  индивидуальной подготовки под руководством личного учителя, репетитора и считают это мудрым вложением в будущее образование ребенка. И правда, перед учащимся или студентом  предстоит нелегкое испытание - нужно  проделать немало индивидуальной работы, такой как написание различных  эссе, подготовки рефератов, исследовательских проектов и прочей нелегкой на первый взгляд  деятельности. Именно потому особенно важно привить вашему ребенку с малых лет ценное умение - учиться самому добывать информацию. Кроме того, самостоятельная работа и выполнение индивидуальных заданий благоприятно влияют  на создание и развитие  критического мышления, независимости мыслей и суждений: более того, имея возможность узнать мнение других, учащийся в будущем сможет оценить его и построить свое личное мнение. В-третьих, инновационная школа всегда будет поддерживать принцип соединения таких основных составляющих, как обучение и воспитание. Проходя учебу в школе, ребенок воспитывается, и, воспитываясь, он  обучается. Этот общий  подход дает отличную  возможность не только получить новые знания и информацию, а также  принятые обществом нормы морали и нравственности. К сожалению, мало кто помнит, что для успешной работы и удачной карьеры не достаточно знаний об интегралах.

          В-четвертых, все инновационные  школы  предполагают возможность  индивидуального  подхода и повышенного внимания к учащемуся. Мы знаем, что учащиеся никогда не будут владеть одинаковой скоростью запоминания учебного материала, а реакция на опрос учителя будет уж точно разной, так же и со способностями. Возможно, «массовый» подход - это  и есть основная и важнейшая  проблема современной школы, потому что не всегда учащийся не работает активно на уроке, так как не знает предмет. Порою случается так, что он как ни стараясь, просто не в силах успеть  за своими шустрыми одноклассниками. Такому ребенку нелегко будет выложить  свои идеи и свое мнение по вопросу  всего лишь за несколько минут, если время на уроке будет строго ограничено.

          В-пятых,  в инновационной школе процесс обучения базируется на идее, что субъектом  является  учитель, ученик также является субъектом. По противоположной методике, учитель является субъектом, ученик - объектом. Учебные заведения современного типа представляют и ученика, и учителя  равноправными участниками учебного процесса. Более того, умение научить школьников  помогать друг другу или уметь объяснить сложную тему товарищу - такие умения обязательно принесут плоды в будущей серьезной и ответственной  жизни [3].

          В результате  работы над избранной темой, мы можем сказать следующее. Кто-то ошибочно полагает, что инновационная школа непременно должна быть хорошо отстроенным зданием, престижным во всех направлениях, имеющим только особо тщательно отобранных  учителей  и предлагающих полную свободу выбора учащимся. Но это не совсем так.

          Мы выяснили, чтоинновационные школы  видят своей прямой целью прежде всего работу с педагогическим персоналом, направленную на создание возможности для работы в сфере инноваций;  работу с учениками, которая предполагает изучение и учёт интересов и потребностей в обучении учеников, создание наиболее благоприятных условий для того, чтобы адаптировать ребят к близящимся изменениям,  взаимодействие с семьей, которое  обычно осуществляется  с целью  заинтересовать родителей на школьные нововведения и приглашение родителей к участию в интерактивной деятельности, совершенствование работы управления внутри школы с целью наиболее благоприятного пользования  ресурсами, которые есть в школе.

Рецензенты:

Харитонов М.Г., д.п.н., профессор кафедры психологии и социальной педагогики, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г.Чебоксары;

Мазкова И.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г.Чебоксары.