Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RELATIONSHIP MOTIVATIONAL COMPONENTS OF EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY VALUE ORIENTATIONS OF DIFFERENT ETHNIC GROUPS

Tarasova L.E. 1
1 Saratov state university
The article analyzes the results of empirical research ethnopsychological features of the relationship of such a component learning and cognitive activity of students as motivation component with value orientations among representatives of the two ethnic groups - Kazakh and Russian. The study established the existence of indistinct relationship with the motivational component of the value orientations of students regardless of their affiliation to the Kazakh or Russian ethnicity. In this cross-cultural differences observed motivate learning and cognitive activity of the two groups studentov¸ results of the study of conceptual-semantic characteristics of value orientations, not all coincide in ethnic Russian and Kazakh.Analysis of the data in the study suggests the existence of specific features of the relationship with the motivational component of value orientations arising belonging to ethno-cultural community, with its traditional values.
correlation
ethno-psychological specificity
value orientations
motivation
learning activity
С переходом российского образования всех уровней на новую  парадигму  произошла переориентация с установки на накопление знаний, умений и навыков на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, обозначенных как активная жизненная позиция студентов, проявляющаяся в социальной мобильности и учебно-познавательной активности. Успешность самых разнообразных видов деятельности, в том числе и познавательной, во многом зависит от культурного потенциала личности, поскольку именно в общечеловеческой культуре зафиксированы надежные и конструктивные формы и способы взаимодействия человека с миром, а в ценностях культуры каждого конкретного этноса в идеальной форме объективированы образцы типичных для данной общности моделей активности, поведения и познания.

Актуальность.  Имеющиеся на сегодняшний день научные данные говорят о том, что познавательная активность - очень сложное в структурном и функциональном отношении качество познающей личности, которое при наличии разноаспектных исследовательских подходов не сложилось в четко очерченную и разработанную систему. Проблемы изучения ценностей и ценностных ориентаций студентов получили достаточно детальное освещение в психологической литературе, а взаимосвязь такого компонента учебно-познавательной активности личности, как мотивационный, и ценностных ориентаций у студентов, относящихся к разным этническим общностям, представляется  весьма актуальной.

Целью исследования является выявление специфики взаимосвязи мотивационной составляющей учебно-познавательной активности с ценностными ориентациями у представителей разных этносов.

Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе Саратовского государственного университета. Выборка представлена студентами 2-4-го курсов, возрастной состав которых составляет 18-21 год, относящих себя к этническим группам русских (54 человека) и казахов (56 человек).

Методы и методики. Аппарат исследования представлен следующими методиками:

  1. изучение мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной [5];
  2. методика определения мотивации учения В.Г. Каташева[6].

Обе методики дают  информацию об адекватности выбора студентом профессии и удовлетворенности процессом обучения в вузе.

 Учебно-познавательная активность диагностировалась при помощи «Вопросника учебной активности студентов» А.А. Волочкова [2]

Для изучения индивидуальных и групповых представлений о системе значимых ценностей была использована методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича [3].

В качестве математико-статистического метода использован t-критерий Стьюдента.

Результаты исследования и их анализ. Познавательная активность в отечественной психологии (Годовикова Д.Б., Лисина М.И., Матюшкин А.М., Прихожан А.М. и др.) рассматривается как стремление быть активным в познавательной деятельности, осуществление конкретных актов познавательного поведения, освоение новой информации. Учебная активность в самом общем смысле рассматривается как мера включенности в процесс обучения, проявляющаяся в особенностях учебной мотивации и особенностях осуществления и регуляции учебной деятельности. Под учебно-познавательной активностью К.А. Абульханова-Славская понимает способ моделирования, структурирования и осуществления личностью познавательной деятельности в образовательном процессе, при котором при сохранении ее индивидуального своеобразия учитываются типические особенности социокультурной общности [1]. Характеристика учебно-познавательной активности студентов в объективном плане представлена двумя группами показателей: по результатам учебы (оценки во время экзаменационных сессий); по процессу учебы (планирование студентами своей учебной деятельности; работа на лекциях, регулярность подготовки домашних заданий; участие в научной работе; развитие учебных навыков). Одной из важнейших субъективных  характеристик является мотивация получения высшего образования.

Применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования под мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание актуальных потребностей личности - получение высшего образования, саморазвитие, самопознание, профессиональное развитие, повышение социального статуса и иное, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих ее к изучению будущей профессиональной деятельности.

Если для личности имеют значение ориентация на саму деятельность, получение удовольствия от самой деятельности, значимость для личности непосредственного ее процесса и результата,  то эти мотивы являются внутренними по отношению к ней. Два других компонента - мотивирующая сила вознаграждения за деятельность и принуждающее давление на личность - фиксируют внешние факторы воздействия, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Внешняя мотивация связана с личным согласием и одобрением и сопровождается ощущением собственного выбора, тогда как второй случай подразумевает подчинение внешним требованиям.

Внешняя мотивация может значительно варьировать по степени относительной автономности. Студенты, которые активно участвуют в работе, поскольку понимают ее важность для выбранной ими будущей карьеры, являются внешне мотивированными, равно как и те, кто выполняет работу в силу контроля со стороны значимых взрослых. При этом внешние мотивы дифференцируются на положительные и отрицательные.

Важнейшими элементами процесса мотивации любой деятельности являются ценности и нормы поведения. Ценности - это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей. К ценностям относят все предметы и явления, которые обладают положительной значимостью в глазах общества, коллектива, личности. Мир ценностей многообразен и неисчерпаем, как многообразны и неисчерпаемы потребности и интересы общества. Направленность личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества характеризует ее ценностные ориентации, служащие общим ориентиром в человеческом поведении.

Механизмом становления личностных ценностей большинством исследователей признается интериоризация социальных ценностей. Именно ценностные ориентации определяют стержень личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к миру и самому себе, придают смысл и направление собственной позиции личности.  Осознание некоторого предмета как общественной ценности предшествует превращению его в личностную ценность. Однако не все ценности, осознаваемые и даже признаваемые индивидом, реально становятся таковыми. Для этого необходимо практическое включение субъекта в деятельность, направленную на реализацию ценности. Для студентов такой деятельностью является учебно-профессиональная, реализуемая в учебно-познавательной активности.

Ценностно-смысловая сфера личности может быть представлена в ряде компонентов, где понятие цели является базовым: ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-цели и ценности-смыслы. Ценности-знания отражены в сознании  человека в виде представлений, образов, сведений о содержании различных ценностей. Они не определяют характера деятельности человека и особенностей его личности. Недостаточно утверждать: «Я знаю, что важно хорошо учиться». Ценности-мотивы, будучи осознанными и принятыми личностью, становятся побудителями ее активности, составляют основу ее ценностных ориентаций, определяют характер отношения к миру. «Хорошо учиться для меня важно потому, что родители верят в меня». Ценности-цели (терминальные) лежат в основе реального осуществления деятельности, реальных поступков личности и обеспечивают возможность действовать в направлении достижения результата, преодолевая внутренние препятствия. «Я стремлюсь хорошо учиться, потому что хочу стать хорошим профессионалом». Ценности-смыслы отражают личностную значимость мира для человека, когда знание о существовании его как ценности превращается в пристрастное отношение к нему, становится смысложизненной ориентацией личности в единстве жизненных целей, эмоциональной насыщенности жизни и удовлетворенности самореализацией. «Я не мыслю своей жизни без  этого».

Обращаясь к сравнительному анализу ценностных ориентаций и мотивационной составляющей учебно-познавательной активности, следует отметить, что иерархия терминальных и инструментальных ценностей у респондентов русской и казахской национальности во многом схожа. Так, в группу смыслообразующих ценностей входят одни и те же ценностные ориентации, как терминальные, так и инструментальные. Но их «удельный вес» в двух группах существенно меняется. Можно предположить, что это обусловлено принадлежностью респондентов к той или иной этнической общности, поскольку  в этническом поведении проявляются такие качества личности, модели которых заложены в культурных образцах этнической общности, а этническая функция культуры служит психологической защитой этнической индивидуальности в плане согласования соответствующих ей способов взаимоотношений с миром.

Характеризуя общий стиль деятельности казахов, многочисленные исследователи отмечают трудолюбие, исполнительность; в отношении с окружающими - конформность, высокую нормативность поведения, терпеливость. Все эти качества нашли отражение в ответах студентов казахской национальности. Центральное место в системе их жизненных ценностей занимают ценности социального признания, уважения окружающих, материального благосостояния, любви, семьи и здоровья, что приводит к недостаточной мотивированности профессионального обучения, разочарованию в профессии и скорее всего - к проблемам в организации профессиональной деятельности после окончания вуза. Из списка инструментальных ценностей респонденты этой группы чаще всего указывали на аккуратность, исполнительность, ответственность, самоконтроль, терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения, чуткость.

У студентов казахской национальности, обучающихся в поликультурной среде, отмечается наличие в психике разнородных психологических элементов, характерных для других этносов и их объединений, то, что А.В. Сухарев определил как этническую маргинальность [4].

У этнически русских на первый план выдвигаются ценности активной деятельной жизни, саморазвития, духовного удовлетворения. Высока потребность в достижениях, престиже, отмечается стремление к ощутимым и конкретным результатам во всех видах деятельности, в том числе и учебной. Очень значимыми ценностями для этой группы студентов являются возможности расширения общей культуры, своего образования, возможность творческой деятельности и уверенность в себе,  ценность познания,  интеллектуального развития.  Мотивы, связанные с пробуждением интереса к самому процессу учебной деятельности, можно обозначить как мотивы интеллектуального побуждения (или просто назвать интеллектуальными мотивами), к их числу можно отнести стремление самостоятельно решить возникшую проблему, чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы. Сталкиваясь с трудностью, которую они не могут разрешить с помощью имеющегося у них запаса знаний, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.  При наличии подобных мотивов процесс познания представляется для личности самостоятельной ценностью. Эти мотивы в группе русских респондентов встречаются гораздо чаще, чем у казахов (t Стьюдента = 2,71 при р<0,01).

Поскольку 90% группы составляют девушки, то неудивительно, что такие ценности, как наличие верных друзей, духовная и физическая близость с любимым человеком, счастливая семейная жизнь, возможность творческой деятельности, отмечаются практически всеми респондентами. Нельзя не отметить, что  материальные ценности у русских студентов также расположены далеко не на периферии.

Такие инструментальные ценности, как высокие требования к жизни и высокие притязания, независимость, образованность, смелость в отстаивании своего мнения, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями, чаще других указывались русскими (t Стьюдента = 2,84 при р<0,01) .

В общей картине выраженности мотивов учения преобладающего большинства русских  студентов характерным является   преобладание «профессиональных», таких как  стремление к приобретению знаний, любознательность, желание овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. Студенты вовлечены в учебную деятельность ради нее самой, при этом получение  документа о высшем образовании само собой разумеется и не вызывает сомнений, т.е. можно с уверенностью констатировать настроенность на достижение успеха в профессии.

У студентов казахской национальности также преобладают шкалы «приобретение знаний» и «овладение профессией», но при этом наблюдается тенденция к увеличению по шкале «получение диплома», что позволяет предположить, что обучение в вузе для многих из них - формальный процесс. Студентов привлекает не сама учебная деятельность, их больше интересует, как она будет оценена окружающими, прежде всего значимыми взрослыми, т.е. учение по принуждению, под давлением. Ведущие мотивы этой группы студентов отвечают за конечный результат обучения в вузе - получение диплома о высшем образовании. Скорее всего в  основе мотивации учебно-профессиональной деятельности этих студентов лежит стремление к удовлетворению иных потребностей,  внешних по отношению к содержанию самой деятельности (это мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.).

Характеризуя выборку в целом, можно отметить, что преобладающим типом мотивации профессионального обучения является внутренняя, затем следует внешняя положительная, при которой студентов привлекает не собственно учебная деятельность, а оценка, поощрение, похвала, т.е. то, как она будет оценена окружающими. На последнем месте - внешняя отрицательная мотивация. В результате анализа эмпирических данных установлено, что в количественном отношении имеются некоторые отличия по группам этнических казахов и русских.

Определяющим признаком внутренней мотивации является стремление субъекта деятельности выполнять ее ради интереса к ней самой, сопровождаемое пониманием ее смысла, стремление к постановке и решению трудных задач  и получение удовольствия от процесса их решения, познания нового и созидательной активности. Для студентов с внутренней мотивацией учебная деятельность является самоцелью, они включаются в нее не для достижения каких-либо внешних наград, их отличают интерес к самому процессу учения, стремление к самопознанию, профессиональному развитию, повышению социального статуса. Для таких студентов характерно стремление выбирать более сложные, нестандартные задания, что позитивно сказывается на развитии их когнитивной сферы и познавательной активности. Наличие внутренних побуждений способствует проявлению в процессе учебной  профессиональной деятельности оригинальности, непосредственности, креативности. В группе русских респондентов  студенты с внутренней мотивацией составляют 66,8%. В выборке студентов казахской национальности несколько иная картина: количество обучаемых с внутренней мотивацией значительно ниже - 48,4%.

Студентов с внешней положительной мотивацией отличает индифферентное, а иногда и отрицательное отношение к процессу обучения в целом. Для них ценностью является не получение профессиональных знаний и умений, а конечный итог их обучения в вузе, т.е. получение диплома о высшем образовании. Обучаемые этой категории не получают удовлетворения от преодоления трудностей при решении учебных задач, поэтому они выполняют только то, что необходимо для получения оценки, выбирая при этом самые простые задания из предложенных. Отсутствие внутреннего стимула способствует росту напряженности, уменьшению спонтанности, что оказывает подавляющее действие на креативность обучаемого. В группе русских студентов  с внешней положительной  мотивацией 31,2%, в группе казахских студентов возрастает количество студентов с внешней положительной мотивацией до  46,2%

Признаками внешней отрицательной мотивации являются: учение ради учения, без удовольствия от деятельности, без интереса к преподаваемым предметам; учение из-за боязни неудач; учение под давлением или по принуждению, позволяющее предположить, что они поступили в вуз не по своему желанию, а потому, что на этом настояли родители. В группе русских респондентов  студентов с внешней отрицательной мотивацией всего около 2,0%, а в казахской выборке почти в 2,5 раза возрастает количество обучающихся с внешней отрицательной мотивацией - 5,4%

После математической обработки результатов, полученных при изучении инструментальных ценностей в обеих группах респондентов, достоверные различия проявились по двум из них: независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (t Стьюдента = 2,69 при р<0,01) и смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (t Стьюдента = 3,41 при р<0,01). Эти ценностные ориентации чаще всего проявлялись в группе русских студентов с выраженной внутренней мотивацией. Их характеризуют ориентация на собственно учебно-познавательную деятельность, интерес к ней, отличают самостоятельность и решительность, независимость суждений, необходимых при усвоении психолого-педагогических знаний, поскольку студентам, обучающимся по направлению «Психолого-педагогическое образование», нужно не только перерабатывать получаемую специфическую информацию, но и критически относиться к ней, самостоятельно структурировать знания.

Пониженное стремление отстаивать свое мнение в сочетании с отсутствием независимости суждений у казахов вероятнее всего выражается в замаскированном конформизме, характерном для казахского этноса.

Такая ценность, как терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), отмечается у респондентов обеих групп. Но если у русских она относится к группе желательных, то студенты-казахи относят ее к группе смыслообразующих ценностей.

Вывод

Анализ взаимосвязи мотивационной составляющей учебно-познавательной активности с ценностными ориентациями у студентов вуза, принадлежащих к разным этногруппам, показывает, что он проявляется не очень выражено. Но тем не менее отмечается существование некоторых специфических отличий, детерминированных принадлежностью к той или иной этнокультурной общности с присущими ей традиционными ценностями.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Структура и предикторы благополучия личности: этнопсихологический анализ» (14-06-00250)

Рецензенты:

Григорьева М.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии и психодиагностики Саратовского Государственного университета имени. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов;

Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, декан факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.