Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE ISSUE OF FALSIFICATION OF RUSSIAN HISTORY IN A DETERIORATION OF THE INTERNATIONAL POLITICAL SITUATION

Tkachenko E.A. 1 Tkachenko L.E. 1
1 Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Artem
The article comments on the current stage of the information war of the West against Russia in the context of the coming 70th anniversary of Victory in Great Patriotic War. We distinguish the causes of the spike of information confrontation between Russia and the West at the moment. It is proved that one of the effective methods of information warfare is a falsification of history. The article touches upon the causes of the appearance of falsification. We emphasize on the fact that the majority of falsification in Russian history concerns the Second World War. There are examples of modern attempts to falsify the history at the level of states. The risk of falsification of history through the system of state education is estimated (in the article). In the conclusion we see that it is necessary to combine public policies and increase cultural and educational level of Russian citizens through the introduction to the reading of the scientific literature and the formation of critical intellection if we want effectively counteract the falsification of history.
falsification of history
information war
Second World War
В 2015 году в нашей стране наступает памятная дата - 70 лет со времени окончания Великой Отечественной войны. Неоспорим вклад и решающая роль СССР в победе над гитлеровской Германией, однако, в последнее время в средствах массовой информации (далее - СМИ) появляются высказывания ряда высокопоставленных лиц западных стран, в которых прослеживаются попытки пересмотреть оценки итогов войны. В принципе это не может считаться странным, так как ревизионистская позиция давно существовала как в науке, так и в массовом сознании, но в условиях экономических и политических трудностей, нестабильной международной обстановки, в которой оказалась Россия, такие высказывания носят характер фронта боевых действий - информационной войны. В данном контексте сравнение информационной войны с настоящей не случайно, ибо она исторически возникла как составная часть вооруженной борьбы. Можно привести множество примеров, когда агрессивная информационная атака предшествовала реальной войне, так как цель такой атаки - ослабить и деморализовать врага еще до прямого столкновения [16]. Не означает ли это, что нынешняя ситуация в информационном пространстве вокруг нашей страны тоже является подготовкой к большому вторжению?

Информационная война между Россией и Западом идет на протяжении всего XX века, однако в разные периоды столетия она отличалась неодинаковой интенсивностью. Сейчас мы наблюдаем очередной всплеск этого противостояния, причем особенно важно отметить то, что в эту войну оказались вовлечены и наши соседи, государства, некогда входившие в состав СССР - Украина, Грузия, Эстония, Латвия. Активность внешних сил в создании демонического образа России именно сейчас можно объяснить и тем, что юбилейная дата всегда вызывает широкий общественный резонанс и попытки переосмыслить историю [5, с. 123].

Почему же Запад продолжает вести борьбу с нашей страной, несмотря на то, что «холодная война» уже давно закончилась? Ответ на этот вопрос дает отечественный исследователь Ю. Лукин, который отмечает, что россияне «другие», они мыслят и живут по-другому, нежели европейцы [11, с. 140]. Следовательно, западная цивилизация не примет и не поймет нас до тех пор, пока мы будем отличаться от них, пока Россия будет богатой страной с огромным культурным, природным, экономическим потенциалом [12, с.110]. Другое объяснение активности Запада высказывают М.Ф. Козырев и Ю.П. Двегубский, по мнению которых в настоящее время происходит завершение передела геополитической карты мира, и на ней не должно остаться России как наследницы СССР [9, с.56]. Похожую точку зрения имеет председатель Финского антифашистского комитета Йохан Бекман [1, с.55].

Одним из основных методов информационной войны является фальсификация истории. В настоящем исследовании под фальсификацией мы понимаем сознательное искажение исторических событий в определенных целях, чаще всего политических [2, с.30]. Появление фальсификаций объясняется тем, что наука и политика преследуют разные цели. Если главная задача первой - освещать события достоверно, то политические элиты используют историю для достижения своих прагматических целей [8, с.245], например, чтобы показать в выгодном свете деяния предшественников или очернить образ своих противников. А если учитывать тот факт, что история - очень субъективная наука, то появление фальсификаций не кажется сколько-либо удивительным явлением.

Среди приоритетных тем фальсификации отечественной истории, выделенных Е.Е. Вяземским, более половины приходится на историю Второй мировой войны и трактовку ее итогов [2, с.39-40]. Именно в середине 40-х гг. прошлого века сложился новый миропорядок во главе с двумя сверхдержавами - СССР и США. Запад считает, что российское руководство стремится вернуть биполярную систему, а значит, их целью является уменьшить роль нашей страны на мировой арене. Достичь этого можно, в том числе, и через переоценку итогов войны по принципу: меньше роль в победе - меньше прав на державный статус.

Целенаправленная европейская кампания по пересмотру итогов войны была начата еще в 1986 году, когда в Германии вышла в свет статья «Прошлое нельзя забывать» историка Эрнста Нольте, в которой он пытается оправдать преступления фашистов [1, с.43]. С этого времени преобладающей стала тенденция реабилитации нацизма и раздувания «грехов» коммунизма-большевизма. Она реализуется путем сопоставления СССР времен Сталина и Третьего рейха. Доходя до абсурда, Нольте утверждает, что Сталин стал для Гитлера примером для подражания, ГУЛАГ - это прообраз Освенцима, а холокост меркнет по сравнению с жертвами сталинских репрессий. По сути, такие аналогии, если они включаются в состав официальной идеологии и исторической науки, могут привести к проецированию сегодняшнего украинского сценария на весь континент, т.е. превращению неонацизма в ведущую силу европейской политики.

Среди недавних примеров фальсификаций, направленных против России, нельзя не отметить заявление министра иностранных дел Польши Г. Схетыны на праздновании 70-летия освобождения концлагеря Освенцим о том, что его освободителями являются украинские солдаты [13]. Польское агентство печати приводит такие слова Схетыны: «Документы подтверждают, что в армии, которая освобождала Освенцим, было 51 % украинцев» [14]. Из исторических документов, которые были обнародованы вслед за этим заявлением Министерством обороны России, явствует, что это отнюдь не так, и фронт, который освобождал Освенцим, был многонациональным, с преобладанием русских и украинцев [4]. Кстати, это не первая попытка поляков по-другому посмотреть на историю Второй мировой: историк Вечорковичоткрыто сожалеет о том, что его страна не выступила единым фронтом с Германией против СССР [9, с.58]. Польша не единственное государство, где политики и ученые пытаются исказить историческую истину. Даже президент США Барака Обама на мероприятии, посвященном 65-летию открытия второго фронта, отметил ключевое значение высадки войск союзников в Нормандии, которая предопределила дальнейшее развитие и исход войны [6, с.45]. Но, как известно, второй фронт, открытие которого Британия и США постоянно откладывали, вообще бы не состоялся, не будь успехов советских солдат на восточном фронте боевых действий против вермахта. Апогеем этого ряда фальсификаций, на наш взгляд, является высказывание премьер-министра Украины А. Яценюка о «вторжении СССР в Германию и на Украину» во время Второй мировой войны. В своем выступлении на английском языке «дипломат» использовал слово «occupy» - «оккупация»: «Все помнят советскую оккупацию Украины, Польши, Венгрии, Чехословакии, Восточной Германии и стран Балтии, которая имела место после Второй мировой войны» [15].

Информационная война против России осуществляется и через систему школьного образования в странах постсоветского пространства. А.С. Капто приводит многочисленные примеры того, как в украинских, грузинских, латвийских учебниках авторы сознательно искажают факты, стараясь преуменьшить роль России в истории этих народов, либо вовсе ее исключить [6, с.46-48]. Эта тенденция представляется тревожной, так как политические круги государств ближнего зарубежья целенаправленно воспитывают новое поколение своих сограждан на началах русофобии. Можно было бы возразить, что тем самым они реализуют патриотическое воспитание молодежи в духе любви к своей нации, однако негативные плоды такого «воспитания» наблюдаются сейчас на Украине, где воинствующие националисты «Правого сектора» уничтожают население собственной страны. Более того, как отмечает П.Л. Карабущенко, «чем больше в истории нации фальсификации, тем больше в ней авторитаризма и тем иллюзорнее выглядит ее демократия» [7, с.98]. Действительно, история должна быть достоянием народа, но никак не руководящих элит. Другое дело, что вряд ли политики откажутся от столь мощного инструмента пропаганды и формирования общественного сознания.

Все приведенные примеры четко дают понять - против России идет агрессивная информационная борьба, цель которой - преуменьшить и, в конечном счете, стереть из памяти народов воспоминания о заслугах и подвигах российских солдат в годы Второй мировой войны. Фальсификация истории Великой Отечественной войны, по мнению В.В. Путина, грозит тем, что могут измениться ключевые принципы мироустройства [17, с.35]. И если это произойдет, то неминуемо вырастет и вероятность прямого военного столкновения с Западом, чего до сих пор удавалось избегать. Каким образом можно противодействовать фальсифицированию исторических фактов? Ответ на этот вопрос был дан в 2009 году, когда при Президенте была создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, что означало начало борьбы с фальсификацией на государственном уровне. Однако спустя некоторое время эксперты вынуждены были констатировать, что государственная политика в этой области не принесла эффективных результатов [3, с.178]. Следовательно, усилиями только публичной власти предотвратить фальсификации нельзя, нужно привлечь для достижения этой цели все общество. Но это требует также повышения общего культурного и образовательного уровня наших сограждан, которые должны научиться черпать знания об истории своей страны не из СМИ и научно-популярных изданий (чаще всего больше популярных, чем научных), а из исторических источников и серьезной научной литературы. При этом не стоит забывать и о критическом восприятии информации, ибо сомневаться - значит мыслить.

Рецензенты:

Тушков А.А., д.и.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления и права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Медведева Л.М., д.и.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления и права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.