Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL RELATIONS OF EMPLOYEES A POLICE TO LAW ENFORCEMENT

Chernov Yu.N. 1
1 FGKOU VPO «The Barnaul legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia»
The article substantiates the need for realization of new targets in the educational process to address contemporary challenges facing higher education institutions of the Ministries of Internal Affairs & Law Enforcement. It clarifies the essence and content of the categories of ‘attitude’ and ‘personality-professional attitude’. It also highlights the structures of personality which determine the manifestation of this relationship and the method of their formation in the training of future police officers. The article establishes that ‘attitude’ is linked to ‘personality’. Related to the individual objective and process of internal or external peace, this link may be positive or negative with varying degrees of intensity, or it remains neutral. This decisive relationship defines the nature of human activity. Additionally, ‘attitude’ is subdivided expressively as: attitude to oneself, to others or to the various kinds of activities in the current social scenario around the world. Driven by internal motivation, the personal-professional attitudinal activity of a police officer contributes to building a strong positive relationship in the social and public environment, indicating a progressive nature of law enforcement. Taking into account that attitudes/ forms of communication are statutory in nature, strictly regulated by legal provisions and following a distinct chain of command; the educational institutions of the Russian Interior Ministry is in the process of developing procedures of personal-professional attitude for future law enforcement police officers. The materials are being implemented in the educational process of universities by the Ministry of internal affairs.
the structures of personality
the social and public environment
law enforcement
personality-professional attitude
attitude
Сотрудники ОВД России на современном этапе общественного развития решают целый ряд сложных задач: сохранения государственной целостности, обеспечения безопасности национальных интересов, физического и духовного сохранения нации. Развитие личности будущего сотрудника полиции как офицера-патриота, защитника государственных интересов и своего Отечества в таких условиях приобретает особое значение. Недостаточно глубокая разработанность проблемы личностно-профессионального развития курсантов вузов МВД России, потребности практики в методике, обеспечивающей формирование личностно-профессионального отношения к правоохранительной деятельности сотрудников полиции, указывают на актуальность проведения исследований по данной теме.

Проблема формирования личностно-профессионального отношения к правоохранительной деятельности будущих сотрудников полиции связана с решением ряда принципиальных вопросов. Процесс развития личности как биосоциальной системы и формирования ее новых социальных отношений требует конкретизации характеристики ее нового качественного состояния и определения педагогических условий, обеспечивающих этот процесс. С этой целью в статье уточняются сущность и содержание категорий «отношение», «личностно-профессиональное отношение», определяются структуры личности, которые характеризуют  проявление данного вида отношений, и приводится методика их формирования в профессиональной подготовке будущих сотрудников полиции.

Цель исследования. Теоретическое обоснование содержания личностно-профессионального отношения будущих сотрудников полиции к правоохранительной деятельности и разработка методики ее формирования в вузах МВД России.

Материал и методы исследования. Растущий спрос во всех сферах деятельности человека на профессионалов делает особо значимой проблему формирования личностно- профессионального отношения специалиста к профессиональной деятельности, в том числе курсантов юридического института МВД.

Исследование личностно профессионального отношения будущих сотрудников полиции к правоохранительной деятельности обусловлено также необходимостью реализации новых целевых установок, стоящих перед современными вузами МВД и правоохранительными органами в целом. Основная цель создания института полиции состоит в приведении в соответствие с современными требованиями ее структуры и практической деятельности. Прежде всего должен измениться порядок взаимодействия с гражданами, а сама деятельность - переориентироваться с карательно-административной функции на социально-ориентированную и профилактическую [2].

В образовательных учреждениях МВД России, где отношения и формы общения строго регламентированы нормативными положениями, носят уставной характер на основе четкой субординации, для формирования личностно-ориентированного отношения к профессиональной деятельности требуется учитывать эту специфику и вносить соответствующие изменения в содержание процесса профессиональной подготовки курсантов.

Для формирования личностно-ориентированного отношения к правоохранительной деятельности уточним сущность и содержание понятия «отношение».

Изучением «отношения» занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Исследованием аттитюда (отношения) занимались Герберт Спенсер, Д. Дроба, Г. Аллпорт, Тарстоун и др. В результате исследований были конкретизированы основные определения, проведен их анализ.

В зарубежных источниках понятие «отношения» близко к понятию «аттитюд». «Аттитюд - это личностная организация психологических процессов, вытекающих из поведения индивида по отношению к какому-либо аспекту действительности, который он выделяет из других аспектов» [7]. «Аттитюд - это личностная организация психологических процессов, вытекающих из поведения индивида по отношению к какому-либо аспекту действительности, который он выделяет из других аспектов» [8].

Отечественные ученые в свою очередь представляют «отношение» в следующих трактовках: И.Ф Харламов: «Отношение является выражением определенных связей, устанавливающихся между личностью и другими людьми или различными сторонами окружающего мира» [6]. М.А. Дмитриева: «Отношение - это базисная категория, характеризующаяся значимой для субъекта направленностью на объект, в качестве которого выступают не только материальные вещи, но и феномены культуры, духовные ценности, другие люди...» В.И. Свидерский: «Отношения означают зависимость или взаимозависимость между объектами, опосредованные какой-либо общей, не непосредственной основой». Н.Е. Щуркова: «Отношение - это реальная действительная связь, которую устанавливает человек с объектом окружающего мира в своем сознании» [5]. В.Н. Мясищев: «Отношение - одна из форм отражения человеком окружающей его действительности. Целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, потенциал, проявляющийся сознательной активной избирательностью переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном, социальном опыте» [4].

Таким образом, анализ данных категорий позволяет представить отношение как связь личности с различными сторонами объективной действительности, отражающими потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы.

На вопрос, что включает в себя данная категория, какова наполняемость этого феномена, однозначного ответа в науке нет, поэтому имеется необходимость в проведении дополнительного анализа ее содержания.

Так, А.Ф. Лазурский выделяет четыре основные характеристики отношения: наличие или отсутствие определенного отношения к объекту и степень его интенсивности; особенности форм отношения; дифференцированность или оттенки отношения, широта или объем отношения [3]. С.П. Манукян акцентирует внимание на вопросе об источниках отношения, отмечая, что источники отношения находятся «в объекте отношений, в сформированном характере и временных психических состояний личности, в особенностях деятельности посредника, старающегося обеспечить связь личности с предметом» [5]. Ученый подчеркивает, что для формирования отношения к объекту важен посредник, в качестве которого могут выступить преподаватель, учебник, занятие. Это положение фундаментально с точки зрения педагогики и, несомненно, важно для нашей работы.

В.Н. Мясищев выделяет три уровня отношений: условно-рефлекторная стадия отношений, уровень конкретно-эмоциональных отношений, уровень конкретно-личных отношений [4]. Автор определяет, что первоначальные положительные или отрицательные реакции на внутренние и внешние раздражения переходят в повторные, условно вызываемые эмоциональные положительные и отрицательные реакции, т.е. деятельность все более опосредуется избирательным отношением.

При всем разнообразии существующих подходов относительно структуры «отношений» большинство авторов принимают модель структуры отношения из трех составляющих: когнитивной (мнение об объекте), аффективной или эмотивной (чувства, которые испытывает человек по отношению к объекту), поведенческой или конативной (поведенческие тенденции по отношению к объекту) [5].

Нами предполагается следующая характеристика исследуемого феномена. Отношение - это связь личности с объектами и процессами внутреннего и внешнего мира, при этом эта связь может быть положительной, отрицательной с разной степенью интенсивности или нейтральной. Она в конечном счете определяет характер деятельности человека. Содержательно отношения можно разделить на отношения к себе, к другим людям, к различного рода деятельности, по объектам окружающего мира и происходящим социальным процессам. Проявление отношений определяется внутренним состоянием человека, т. е. структурами личности, которые характеризуют ее индивидуальные качества.

Результаты исследования. На основе проведенного анализа под личностно-профессиональным отношением сотрудника полиции мы понимаем устойчивую положительную связь с профессиональной деятельностью, которая определяется внутренней мотивацией на реализацию социально значимого и общественно-полезного характера правоохранительной деятельности.

Новое качество личности, определяющее личностно-профессиональное отношение к правоохранительной деятельности, характеризуется нами как система, включающая следующие новообразования: гуманистические ценностные ориентации; духовные потребности; профессиональные когнитивные образования и творческое, оперативное мышление. Процесс их формирования обеспечивает саморазвитие личности курсанта вуза МВД и характеризуется персонализацией ценностей и потребностей самого высокого ранга (нации, государства и общества) [1]. Это предполагает развитие качеств гуманистического субъекта и творческой, активной индивидуальности, которые из внутренних побуждений, через личностно-профессиональное отношение обеспечивают личность социально-нравственной направленностью и общественно-полезным характером выполняемой правоохранительной деятельности.

Основными задачами при формировании личностно-профессионального отношения будущего сотрудника полиции мы считаем воспитание таких качеств, как гуманность, нравственность, доброжелательность к коллегам и гражданам, любовь к профессии, гражданственность, государственность, патриотизм; развитие у будущих сотрудников полиции честности, самостоятельности, личной инициативы, ответственности за выполнение задач правоохранительной деятельности и за свое личностно-профессиональное развитие.

Непосредственная педагогическая деятельность, обеспечивающая формирование личностно-профессионального отношения, предполагает реализацию следующих положений: наличие социально значимой цели в образовательном процессе, целеполагание на основе профессионального идеала; наличие педагога, обладающего высоким уровнем личностно-профессионального развития; целенаправленное педагогическое воздействие, включающее непосредственную передачу новой информации, ценностей, опыта деятельности и общения; организация внешней (социально значимой) и внутренней (общественно-полезной) деятельности обучаемого в образовательном процессе, через систему активных методов; личностно-ориентированное взаимодействие и создание внешних условий, способствующих личностному развитию курсанта.

На основе рассмотренных теоретических положений создана методика формирования личностно-профессионального отношения, которая обеспечивает интериоризацию правоохранительных ценностей и духовных потребностей, передачу профессионального опыта деятельности, развитие творческого оперативного мышления и реализует на практике единство процессов обучения и воспитания, обеспечивая условия по формированию личности как саморазвивающейся системы. Задачей воспитания является развитие гуманистических ценностных ориентаций и духовных потребностей. Задачи обучения: формирование профессиональных когнитивных образований и развитие творческого, оперативного мышления. Они решаются через внедрение системы интерактивных (учебные дискуссии, деловые и ролевые игры, «мозговой штурм», метод развивающей кооперации) и квазипрофессиональных методов (таких как методы проектов, комплексные учения, специализированные игры, межотраслевые занятия). При этом личностно-профессиональное развитие курсанта осуществляется по следующим основным направлениям: сотрудник-профессионал, офицер-патриот, командир-руководитель, начальник-воспитатель.

Предложенная методика прошла апробацию в Барнаульском юридическом институте МВД России. Уровень сформированности личностно-профессионального отношения к правоохранительной деятельности в процессе профессиональной подготовки определялся по специально разработанным анкетам, которые выявляли отношение курсантов к себе, к другим людям и правоохранительной деятельности. Также были выделены два основных критерия: нравственно-волевая направленность, включающая развитие гуманистических ценностных ориентаций и духовных потребностей, а также профессиональная подготовленность, определяемая профессиональными когнитивными образованиями и творческим оперативным мышлением. Проведенная опытно-экспериментальная работа свидетельствовала, что уровень развития выделенных критериев в экспериментальной группе значительно повысился. При этом социально-нравственная направленность повысилась на 30-35%, а профессиональная подготовленность - на 32-37%. Полученные данные свидетельствуют о достаточно высоких результатах и подтверждают эффективность предлагаемых новшеств.

Заключение. Таким образом, практическая педагогическая деятельность, обеспечивающая проявление личностно-профессионального отношения будущего сотрудника полиции к правоохранительной деятельности, предполагает реализацию следующих условий: наличие социально значимой цели в образовательном процессе, целеполагание на основе профессионального идеала; наличие педагога, обладающего высоким уровнем личностно-профессионального развития; целенаправленное педагогическое воздействие, включающее непосредственную передачу новой информации, ценностей, опыта деятельности и общения; организация внутренней деятельности обучаемого через систему активных методов; личностно-ориентированное взаимодействие и создание внешних условий, способствующих личностному развитию курсанта.

Формирование личностно-профессионального отношения будущего сотрудника полиции к правоохранительной деятельности определяется как одна из задач личностно-ориентированного и одновременно квазипрофессионального образовательного процесса.

Рецензенты:

Федулов Б.А., д.п.н., профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул;

Кузнецова Л.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул.