Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF COLLEGE STUDENTS BY MODERATION TECHNOLOGY MEANS

Karelova R.A. 1
1 GAPOU SO «Nizhnetagilski mining and metallurgical college n.a. Е.А. and М.Е.Cherepanovih»
Students communicative abilities ‒ it is an important component of communicative culture of future expert. Employers dictate new requirements to training of average qualities specialists: they have to be mobile, adaptive, be able to work in collective and to carry out effective communication. In article results of skilled and search work on development of college students communicative abilities by means of moderation technology are offered. The moderation technology means in a special way organized group interaction where students become subjects of educational process. According to the content of moderation technology, knowledge are formed, actualized and systematized by the interrelations and interaction in group.The teacher becomes a moderator, which task - to promote maintenance of interactive activity. During the results analysis of skilled and search work the hypothesis of moderation technology application possibility as communicative skills development tools of college students was confirmed.
communicative skills
moderation technology
moderator
group work
college students

Современный российский бизнес обнаруживает значительную нехватку рабочих кадров и в связи с этим демонстрирует высокую заинтересованность в их подготовке в государственных образовательных учреждениях. Согласно динамике за последние годы, в наборе выпускников профессиональных училищ и особенно колледжей заинтересован крупный бизнес [2, 4].

Эксперты признают, что будущих специалистов нужно учить не набору профильных теорий, а навыкам рассуждать, самостоятельно находить решения в сложных обстоятельствах, готовности осваивать новую информацию, что и придает адаптируемость профессионального капитала работника к меняющейся технологической и организационной среде [1, 7]. Это находит отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (СПО) нового поколения, которые содержат требования к способностям студента, характеризующим его личностно-профессиональный потенциал, мобильность. Выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность на работу членом команды (подчиненных), за результат выполнения задания.

Умение общаться позволяет специалистам взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретировать получаемую информацию и правильно ее передавать. Студентам необходимо научиться слушать собеседника, высказывать и аргументировать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению. Коммуникативные умения важны как для социальной реализации личности, так и для психологического удовлетворения.

Нами было отмечено, что у студентов (особенно первых двух лет обучения) наблюдаются трудности в общении с одногруппниками и преподавателями, выражающиеся в неумении слушать и критически оценивать чужое мнение, неумении выстраивать собственную речь при высказывании своей точки зрения.

Коммуникативные умения опираются на исследования в области коммуникации (М.М. Бахтин, В.Л. Бенин, А.А. Леонтьев, М.Р. Львов и др.). Исследования А.В. Батаршева, Г.М. Андреевой, Ю.В. Варданян, М.Р. Битяновой, М.И. Лисиной, В.В. Волковой установили, что ведущими процессами общения являются перцепция (восприятие партнерами друг друга), коммуникация (передача информации в процессе общения) и интеракция (взаимодействие партнеров). Э.Ф. Зеер, С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк в рамках изучения профессиональной мобильности специалиста проводили структурно-функциональный анализ субъекта инновационной деятельности, где также выделили коммуникативный компонент, как «реализующийся в общении с другими людьми» и включающий «три процесса: интеракцию, социальную перцепцию и межличностную коммуникацию» [3]. Однако выделение трех процессов достаточно условно: практически невозможно выделить коммуникацию в чистом виде без процессов восприятия и взаимодействия.

Перед преподавателями и администрацией учреждений СПО стоит непростая задача по подбору и адаптации технологий, способствующих развитию тех навыков студентов, которые позволили бы им стать востребованными на рынке труда и построить профессиональную карьеру.

Привлечь студентов к внеклассным мероприятиям, которые проводятся после учебных занятий, сложно. К тому же в нагрузке преподавателей отсутствуют какие-либо факультативные занятия, что делает невозможным проведение мероприятий в виде факультативов (то есть систематически, длительное время, в виде целого курса, тренингов и т.д.). По возможности необходимо внедрять в сам учебно-воспитательный процесс такие технологии, которые позволили бы без ущерба для освоения учебного материала способствовать формированию необходимых умений или навыков.

При изучении возможности применения активных методов обучения в процессе подготовки специалистов среднего звена, наш интерес привлекла технология модерации, которая явно демонстрировала возможность осуществления коммуникации между студентами, необходимость обсуждать мнения, договариваться, представлять результаты совместной работы, распределять роли в процессе работы. Отсюда появилась гипотеза, что применение технологии модерации в учебно-воспитательном процессе при подготовке специалистов среднего звена может способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Модерация ‒ это метод работы в группе и с группой. Сама идея модерации активно разрабатывалась с середины 1960-х годов как средство нахождения компромисса между руководителем и подчиненным, заказчиком и исполнителем. Это было связано с общественными волнениями, вызванными политическими событиями, когда люди захотели активно участвовать в принятии решений, которые касались их прав и требовали внимания к своим нуждам [11].

Несмотря на то, что технология модерации «разрабатывалась как технология групповой работы, в которой с помощью рабочих техник создаются условия для принятия эффективных решений в группах специалистов различного профиля, с разной подготовкой, зачастую различными взглядами на рассматриваемую проблему…» [6, с.9], обобщенной целью модерации является организация групповой работы в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее участников, в то время как гибкость модерации, которая включает не один метод или конкретный набор приемов, а совокупность различных методов, приемов, техник и их вариаций, имеет потенциал для применения не только в сфере профессиональной подготовки, переподготовки или тренингов, но и в образовательной деятельности учебных заведений различного уровня [8].

Модерация заключается в определенном стиле руководства рабочей группой, дискуссий и деловых встреч. Модератор держит определенную дистанцию от самого действия, происходящего в рабочих группах, для того, чтобы дать каждому участнику возможность выразить свои взгляды, и лишь направляет процесс в сторону эффективной работы [9].

Если кратко, то модерация подразумевает организацию группового взаимодействия для решения общей проблемы таким образом, что руководитель мероприятия (тренер, ведущий или преподаватель) становится модератором, и его задача ‒ сглаживать возможные конфликты, настраивать команду на работу, но не руководить процессом. Решение проблемы происходит за счет внутреннего потенциала группы, в том числе за счет холистической концепции (при объединении частей в целое появляется некий групповой потенциал, который каждой части по отдельности не присущ).

Модерация включает в себя визуализацию материала, мнений, решений, выводов, постоянную коммуникацию, обратную связь.

Классическими методами технологии модерации, которые активно используются в случае с организацией работы профессионалов, являются мозговой штурм и дискуссия. Однако существует не один метод модерации, не конкретный набор приемов, а совокупность различных методов, приемов, техник, которые могут варьироваться в зависимости от целей мероприятия, от особенностей аудитории и модератора [10]. Поэтому каждый преподаватель может подобрать те приемы и методы, которые позволили бы сделать изучение именно его дисциплины более увлекательным и эффективным для студентов.

В своей практике мы применяли технологию модерации для организации занятий по изучению нового материала, систематизации и актуализации уже имеющихся знаний и умений [5], а также проводили внеклассные профориентационные и воспитательные мероприятия.

Самая главная отличительная особенность организации учебного занятия с применением технологии модерации заключается в следующем: преподаватель не является источником знаний. Он не выдает их в виде лекции, не проводит тренинг или консультацию. Преподаватель становится модератором, задача которого - сглаживать, направлять работу обучающихся, настраивать на положительный лад, предугадывать и предотвращать затруднительные ситуации участников. Модератор создает условия. Знания получаются, актуализируются в процессе взаимодействия участников, благодаря их взаимосвязям и взаимодействию (идея холизма).

В опытно-поисковой работе приняли участие 97 студентов и 2 преподавателя. Были задействованы студенты старших курсов, обучающиеся по специальностям 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» (23 студента в контрольной группе и 21 в экспериментальной) и 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» (25 студентов в контрольной группе и 28 в экспериментальной). Для студентов специальности 230101 организация учебных занятий с применением технологии модерации проводилась на дисциплинах «Компьютерные сети и телекоммуникации» и «Инструментальные средства разработки аппаратно-программных средств». Для студентов специальности 230105 - на дисциплинах «Технология разработки программных продуктов», «Информационная безопасность», «Основы построения автоматизированных информационных систем». Технология модерации применялась на трети обязательной аудиторной нагрузки (аудиторных теоретических занятий). В контрольных группах применения никаких новых методов, форм организации образовательного процесса не осуществлялось.

Студентам был предложен тест определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений, автором которого является Л. Михельсон (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха) в начале третьего года обучения и в конце четвертого (перед прохождением практики по профилю специальности).

Для определения закономерности различий в распределении частот, с которыми встречаются разные значения признака в двух выборках, применялся критерий Пирсона. Проверяемые гипотезы: Н0: Достоверное различие уровней развития умений в контрольной и экспериментальной группах отсутствует (возможные различия уровней признака обусловлены действием случайных факторов и не являются статистически достоверными); Н1: Уровни усвоения достоверно различаются.

При выборках с n < 30 (как в нашем случае) метод дает весьма приближенные значения, что может быть отчасти скомпенсировано, если критическое значение будет выбираться для уровня значимости p≤ 0,01. При заданном количестве градаций (3) число степеней свободы 2; для значимости р≤0,01 χ2кр = 9,21.

Результаты в контрольных и экспериментальных группах по двум специальностям представлены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Результаты опытно-поисковой работы у групп специальности 230101 по завершении опыта

Несмотря на то, что на гистограмме видна положительная динамика в развитии коммуникативных умений студентов, при проверке достоверности различий в уровне развития умений с помощью критерия Пирсона (χ2эксп < χ2кр), была принята гипотеза H0.

Рис. 2. Результаты опытно-поисковой работы у групп специальности 230105 по завершении опыта

При обработке результатов опытно-экпериментальной работы в группах специальности 230105 критерий Пирсона (χ2эксп > χ2кр) позволяет принять гипотезу H1 и говорить о достоверных различиях в уровнях развития умений в контрольной и экспериментальной группах после завершения эксперимента.

Из результатов опытно-поисковой работы следует, что достоверно уровни развитости коммуникативных умений различаются у студентов по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», где технология модерации применялась на трех специальных дисциплинах. Положительная динамика в развитии умений замечается и у студентов другой специальности. Важно отметить, что успеваемость студентов по дисциплинам не стала ниже.

Проведенная работа по развитию коммуникативных навыков у студентов колледжа позволила выделить некоторые условия эффективности подбора и внедрения технологий в образовательный процесс: необходимо учитывать требования, предъявляемые к современным специалистам, организовывать диагностическую деятельность по изучению коммуникативных навыков у студентов, владеть навыками применения и адаптации образовательных технологий, знать их содержание.

Проблема формирования коммуникативных навыков у студентов колледжа является актуальной, ввиду чего сегодня все чаще появляются результаты исследований, демонстрирующих эффективность применения различных технологий, методов, приемов обучения, развития и воспитания. На наш взгляд, технология модерации может стать одним из инструментов повышения конкурентоспособности выпускников учреждений СПО, способствуя развитию тех навыков, которые являются условием владения совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения.

Рецензенты:

Лапенок М.В., д.п.н., к.т.н., доцент, директор института математики, информатики и информационных технологий Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург;

Попов С.Е., д.п.н., доцент, профессор кафедры естественных наук и физико-математического образования Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (ф) Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Нижний Тагил.