Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF MIGRATION PROCESSES IN THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG

Goreva O.M. 1 Osipova L.B. 2
1 Tyumen state oil and gas university
2 Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering
Migration plays an important role in the socio-economic life of society and advocates a social process, which is very sensitive to changes in society and at the same time is an important factor that has a significant influence on the formation of dynamic and structural parameters of these changes. It performs important social functions, not only related to the reallocation of labor, but also translyatsiey cultural rapprochement of peoples. The ambiguity of this phenomenon has led the author to a detailed study of the specifics of migration processes in the Khanty-Mansiysk. The article reveals the essence of the concepts of "region", "migration", presented results of the study characteristics and consequences of contemporary migration policy in a comprehensive assessment of the socio-economic situation in the region. According to the author, the need to manage migration processes becomes particularly relevant today.
region
social mobility
migration
migration processes
migrants
adaptation

Миграция населения – один из самых многоаспектных социальных процессов – стала характерным признаком современного образа жизни. Она выполняет важные общественные функции, связанные не только с перераспределением трудовых ресурсов, но и с трансляцией культуры, преодолением существенных различий между городом и селом, сближением народов.

Слово «миграция» происходит от латинского migration – переселение. В Большом словаре иностранных слов миграция определяется как переселение, перемещение населения [2]. Сегодня все больше термин «миграция» приобретает универсальный характер. А.С. Ахиезер исходит из того, что миграция населения представляет собой изменяющийся по своей важности элемент образа жизни, форма деятельности, связанные с временной или постоянной сменой мест проживания и труда, а также насильственное переселение людей [1]. В свою очередь В.И.Староверов отмечает, что «миграция населения – это измене­ние положения людей в географическом пространстве в связи с постоянным или временным переходом из одной социально-экономической общности в другую, с возвращением в общность или с изменением пространственного перемещения общности в целом» [6]. Рассматривая миграцию как многомотивное явление ярко выраженного общественного характера, как естественное проявление мобильности человека, С.К.Бондырева и Д.В.Колесов дают следующее определение миграции. «Миграция – это пространственная активность индивида, направленная на овладение ресурсами новых территорий и связанная с переменой места жительства» [3]. Так, с точки зрения демографии, миграция рассматривается как фактор повышения численности населения, как один из компонентов формирования трудовых ресурсов [10]. В рамках экономико-социологического подхода миграция рассматривается через призму усиления безработицы, вывоза капитала, ухудшения социально-экономической ситуации в стране, увеличения числа нелегальных мигрантов [4]. Сегодня все больше термин «миграция» приобретает универсальный характер. На основе проведенного анализа можно выделить четыре подхода к определению понятия «миграция» (табл.1).

Таблица 1

Подходы к определению миграции

Миграция

это своеобразная подвижность населения, его перемещение внутри страны с последующим отраслевым, территориальным, профессиональным и социальным перераспределением

это совокупность механических, профессиональных и отраслевых перемещений и изменений пространственного положения мигрантов относительно территориально закрепленных структур населения

это массовый, в количественном отношении, и сложный в функционально-структурном отношении, социально-демографический процесс

это фактически любое перемещение в пространстве и способ массового реагирования населения на сложившуюся ситуацию

Таким образом, несмотря на разнообразие определений, все подходы к пониманию сущности миграции рассматривают ее через призму перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на длительное время.

Классификация миграций базируется на четырех категориях, обусловленных факторами: по направленности, продолжительности, организации, мотивам [5].

Рис.1. Классификация миграций населения

Стремительность происходящих изменений в развитии миграционных процессов требует детального изучения их влияния на развитие субъектов Российской Федерации. Актуальность исследования миграционных процессов рассмотрим на примере ХМАО-Югра. Данный регион находится на важном этапе своего социально-экономического и политического развития. В современной науке нет единого мнения о том, что включать в по­нятие «регион». Так, Р.Ф. Туровский под регионом понимает «...территорию, обладающую системным единством политических особенностей» [8].

Рассматривая регион как территорию, обладающую совокупностью общих, взаимосвязанных характеристик, следует выделить точку зрения И.Д. Тургеля, который отмечал, что «регион не только отличается от других территорий, но и обладает некоторой целостностью, взаимообусловленностью составляющих его элементов» [7]. Таким образом, понятие «регион» используется для обозначения территориального сообщества в административных границах субъекта Российской Федерации.

Актуальность исследования миграционных процессов в ХМАО-Югре обусловлена не только экономической и социокультурной спецификой, но и его стратегическим значением в обеспечение национальной безопасности России. Округ открыт для внедрения инновационных проектов и технологий в различных сферах жизнедеятельности, тем самым, продолжая сохранять финансовую привлекательность для мигрантов. Сегодня на территории ХМАО проживают представители 123 национальностей. Активный приток мигрантов в регион можно объяснить следующими причинами:

  • указанный регион отличается социально-экономической стабильностью и финансовой привлекательностью, возможностью профессиональной реализации;
  • значительную роль в привлечении мигрантов играет спрос на рабочую силу в регионе;
  • притоку мигрантов способствует стратегия работодателей, предпочитающих брать на работу трудолюбивых и дисциплинированных, но одновременно низкооплачиваемых иностранных рабочих.

Таким образом, миграционные процессы имеют неоднозначные последствия для социально-экономического и социокультурного развития округа. Посредством миграций осуществляется процесс этнического и культурного совершенствования. К сожалению, неконтролируемые, интенсивные миграционные процессы влекут за собой негативные социальные последствия, становятся источником повышения межэтнической напряженности на территории.

Социологический опрос населения малых северных городов позволил выделить специфичные трудности миграционных процессов и определить возможные направления их преодоления. Опросу подлежали разновозрастные и разнообразные по национальности группы населения в количестве 457 чел. Результаты исследования миграционных процессов в ХМАО показало, что среди мигрантов в основном преобладает возрастная категория от 30 до 50 лет, обладающая наиболее устойчивыми статусными позициями.

Рис. 2. Возраст опрошенного населения, в %

Причины своего приезда в округ, мигранты связывают с социально-экономические трудностями на родине проживания (25,8%), привлекательностью региона (15,4%), возможностью трудоустройства (26,4%), высокими заработками (12,4%). Как правило, сфера деятельности респондентов включает: промышленный сектор – 13,4%, строительство – 6,8%, транспорт – 6,2%, сферу услуг – 25,8%, образование – 0,4%, управление, на уровне организации – 24,8%. Полученные результаты позволяют составить полную картину трудовой занятости мигрантов и одновременно определить проблемы, с которыми им приходиться сталкиваться на новом месте жительства. К сожалению, жители северных городов весьма сдержанно оценивают трудовой вклад мигрантов в развитие территории. Это может быть подтверждено данными, представленными на рис. 3.

Рис. 3. Оценка населением роли труда мигрантов в развитии округа, в %

Наблюдения подтверждают, что в большей степени мигранты ориентированы на отрасли материального производства. Чаще они заняты на трудоемких предприятиях с тяжелыми условиями – строительство, лесообработка, дорожно-транспортная структура, торговля. Рассмотрим подробнее положение мигрантов в округе.

Рис. 4. Трудности мигрантов в округе, в %

Результаты опроса распределились следующим образом: на первое место выдвигается жилищная проблема (25,0%), на втором месте – трудности во взаимоотношениях с местным населением (24,2%). Далее следуют слабое знание русского языка (17,4%), трудности с адаптацией (14,4%) и юридическая неграмотность (10,0%). На вопрос: «Ваше отношение к людям другой национальности?» 37,4% респондентов ответили, что это не играет никакой роли, был бы человек хороший; 15,6% отметили, что предпочитают общаться с людьми своей национальности. Треть населения (37,5%) неоднозначно рассматривает отношения с мигрантами, расценивая их как источник межэтнической напряженности в округе, 7,5% стараются не контактировать с представителями других национальностей, 2% ? затруднились с ответом.

На вопрос: «Представляет ли современная миграция опасность национальным интересам региона?» – мнения распределились следующим образом: «представляет угрозу» – 36,7%, «не вижу опасности» – 46%, «способствует развитию округа» – 16,7%, затруднились с ответом – 0,7%. Это подтверждает, что население задумывается над глобальными проблемами, вызванными миграционными тенденциями. Следует отметить, что половина населения (53%), работающего совместно с мигрантами не ориентировано на их поддержку, воспринимая их как конкурентов за рабочие места. На основании выше приведенных результатов можно констатировать, что усиление миграционных потоков обостряет социально-трудовые отношения на рынке труда, усиливает нагрузку на социальную сферу, этническое разнообразие приводит к выработке новых стереотипов в межкультурной коммуникации, что актуализирует проблемы национальной безопасности и требует формирования взвешенной миграционной политики региона.

Определенная сложность в разработке и реализации миграционной политики региона заключается в том, что она должна соответствовать целям и задачам федерального уровня, отражать общие тенденции развития миграционных процессов и, в тоже время, учитывать специфичное, свойственное каждому отдельному территориальному образованию. Современная региональная миграционная политика не может успешно осуществляться без разработки стратегических подходов к пониманию миграционных процессов в округе. В период трансформации общества особое значение приобретает проблема четкого разделения сфер реализации миграционной политики между Центром и регионом, как субъектом Федерации. Эффективность миграционной политики определяется ее комплексностью и целесообразностью применяемых социальных, правовых, психологических, экономических, финансовых и иных механизмов, мониторингом системных последствий решений в области миграционной политики.

Четко определена позиция населения при оценке региональной миграционной политики в регионе. Положительно охарактеризовали реализуемую миграционную политику в округе 37% респондентов, отрицательную оценку дали 43,0%; затруднились ответить – 20% (это пятая часть населения территории).

Специфика миграционной ситуации в ХМАО-Югра предопределяется значительностью территории, разнообразием и выраженной дифференциацией уровней социально-экономического развития и требует анализа через призму региона. Фактически на территории округа по состоянию на 1 января 2013 года прибыло 23342 иностранных граждан: работа по найму – 14659 иностранных граждан; учебная – 128; частная – 7138; туристическая – 230; другие цели – 1187.

За истекший период иностранным гражданам и лицам без гражданства выдано 3125 разрешений на временное проживание (оформлено – 3039), 482 вида на жительство (оформлено первично – 476).

Рис. 5. Количественные показатели оформленных разрешений на временное проживание

В основном желание изменить гражданство, высказали граждане Азербайджана, Киргизии и Таджикистана. Лиц, изъявивших желание прекратить гражданство Российской Федерации, не зарегистрировано.

Миграционная политика с одной стороны, являться составной частью государственной миграционной политики Российской Федерации, с другой – представлять собой целостную систему принципов, направлений и механизмов реализации социально-политического и социально-экономического характера, направленных на регулирование миграционных процессов в регионе.

Таким образом, миграционной политике следует придать социально ориентируемый характер. Значимость такого подхода подтверждается и анализом общественного мнения, зафиксированного в ходе авторского исследования. Как уже было отмечено, население округа указывают на риски, связанные с миграцией, положительно оценивают влияние труда мигрантов на социально-экономическое развитие региона, с пониманием относятся к проблемам переселенцев, препятствующим более успешной интеграции их в принимающее общество.

Рецензенты:

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.