Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MANAGING THE PROCESS OF FORMATION OF ENTREPRENEURIAL SKILLS OF STUDENTS IN A REGIONAL UNIVERSITY

Chernitsov A.E. 1 Svetalkina M.V. 1
1 Penza State University of Architecture and Construction
More increases the need for the formation of a new generation of young entrepreneurs who can play a significant role in the economy, business and society as a whole. Analysis of entrepreneurial education and entrepreneurial initiatives pupils, students – evidence that the public education system today is not fully meets the needs of society and the economy. As a general trend in the formation of effective business initiatives among young people is the development of skills and abilities that are specific to a particular activity. The formation of such competence possible within the intensification of the activities of the student government structures and enhancing extracurricular activities of students, directly related to their future profession and business.
development
competence
youth
students
higher education
entrepreneurship

Ключевой тренд эффективной экономики любого государства – развитие молодёжного предпринимательства.

В настоящее время повышается актуальность развития предпринимательства в целом, обеспечивающего достижение экономических и социальных целей развития общества. Решение этой задачи ставит высокие требования к оценке результатов предпринимательской деятельности.

Предприниматель способствует решению ряда важных задач, таких как формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; занятость населения; увеличение налоговых поступлений; формирование среднего класса; укрепление деловой этики и др.[3].

Для развития малого бизнеса требуются специалисты особого типа: профессионально-компетентные, коммуникабельные, конкурентоспособные, готовые к самостоятельной постановке целей и их творческому достижению. Специфика экономического развития России предопределяет активное вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность.

В связи с этим формирование экономического мышления, выявление и развитие способностей к предпринимательской деятельности особенно актуальны для молодых людей, и, прежде всего, для студентов и выпускников высших учебных заведений, которые стоят перед выбором своего личного и профессионального пути.

Основные материалы исследования. Научные исследования показывают, что не более 10–15 процентов работоспособного населения склонно к предпринимательству. Однако даже в этом случае, при наличии способностей к предпринимательской деятельности, молодой человек должен захотеть стать предпринимателем; поверить, что это возможно [4].

С позиций наличия, формирования и развития предпринимательских качеств молодёжная среда является наиболее подготовленной социальной группой в обществе.

От наличия в обществе молодежного предпринимательского потенциала и уровня его использования непосредственно зависят темпы экономического роста, динамики и масштабов инвестиций, нововведений государства.

Молодежь – специфическая социально-демографическая группа населения, которая характеризуется высокой подвижностью и особой ролью в обществе. Она рассматривается как важнейший источник ожидаемых в обществе ценностных и поведенческих инноваций, самый энергетический носитель и мультипликатор новых морально-этических ценностей, которые свидетельствуют о степени восприимчивости нового взгляда на жизнь и способа самовыражения.

В нашей стране развитие молодёжного предпринимательства является актуальным направлением: налицо потребность в формировании нового поколения молодых предпринимателей, способных играть заметную роль в бизнесе и обществе.

Содействуя расширению малого предпринимательства и самозанятости молодежи, важно стимулировать интерес молодых людей к предпринимательской деятельности, воспитывать предпринимательскую культуру, способствующую их профессиональному росту и материальному благополучию.

Вузовское обучение должно обеспечить студентам не только приобретение специальности, но и знаний, необходимых для создания и ведения своего бизнеса. Закономерным представляется переход в преподавании от чистой теории к большей практической направленности курсов, ориентированных на бизнес, предпринимательство. Для этого требуются педагоги, имеющие опыт в бизнесе.

Нами проведено исследование, целью которого стало определение уровня экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских студентов. Было опрошено 400 студентов высших учебных заведений; 50 преподавателей и 30 предпринимателей [7].

Ответы на один из вопросов анкеты «Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать молодой предприниматель?» распределились следующим образом: предпринимательский талант – 23 %, организованность – 19 %, гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности – 17 % (рис.1). Это говорит о том, что студенты осознают важность наличия у предпринимателя креативности и способности формировать инновационные идеи.

Рис.1. Качества, которыми должен обладать молодой предприниматель

Почти каждый пятый из опрошенных студентов разных вузов попытался организовать собственный бизнес, и у каждого десятого это получилось. 50 % фирм, организованных студентами, в основном ведут свою деятельность в сфере услуг, остальные – занимаются торговлей, интернет-бизнесом и т.д.

Симптоматично, что производством пробовали заниматься лишь единицы, что, на наш взгляд, связано с серьезной конкуренцией и большими материальными затратами (для студента просто неподъемными) при выходе на рынок [8].

Только каждый шестой из опрошенных студентов прошел специальные курсы, тренинги и семинары по предпринимательству, бизнес-планированию, технологии ведения бизнеса и др. Это говорит о том, что специальное обучение молодых предпринимателей либо недостаточно хорошо организовано, либо студенты плохо информированы. Кроме того, обучение на специализированных коммерческих курсах очень дорогое, притом, что не всегда гарантирован желаемый результат.

Основные трудности на пути формирования предпринимательских инициатив у студентов обусловлены недостатком как свободных ниш в бизнесе, положительных примеров и наставников, так и специальных знаний, необходимых предпринимателю.

Ответы на вопрос «Для решения каких проблем вам была бы необходима помощь со стороны?» были такими: потребность в информационной поддержке при открытии бизнеса – 41 %, трудности с финансами – 38 %, с бизнес-планированием – 21 % (рис. 2).

Рис. 2. Проблемы, с которыми сталкивается молодой предприниматель

В стратегии развития страны до 2020 года стоит задача по увеличению доли занятости экономически активного населения в предпринимательской деятельности до 60–70 % [1]. На наш взгляд, ее не решить без активного привлечения молодежи как наиболее активной и предприимчивой части населения страны. Вот почему одним из важнейших направлений молодежной политики в нашей стране является создание благоприятных условий для развития предпринимательства среди этой категории граждан.

В этой связи особую роль призвано сыграть высшее образование, которое должно научиться оперативно откликаться на потребности общества и экономики. Перед российскими вузами встают новые задачи, связанные с передачей студентам необходимого для предпринимательства набора знаний, навыков и умений, формированием у них способности к предпринимательству, стимулированием развития предпринимательских инициатив (применительно к специфике получаемой профессии). Решение этих задач требует изменений в образовательном процессе и, возможно, в организационной структуре вузов.

В ходе исследования было выявлено – 74 % респондентов считают, что вуз должен поддерживать студенческий бизнес как на стадии его организации, так и в дальнейшем его ведении; в том числе 28 % опрошенных заявили, что нуждаются в поддержке вуза посредством специального обучения, 37 % – в виде организации совместного бизнеса, 22 % – в информационной поддержке.

Для выяснения того, что делает вуз для своих студентов и выпускников – будущих предпринимателей, респондентам был задан вопрос «Что делается в вашем учебном заведении для поддержки предпринимательства?» и даны варианты ответов, которые распределились следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Наиболее развитые методы поддержки предпринимательства в вузе

Понятно, что студенты, получающие экономические специальности, приобретают соответствующие теоретические знания. Вместе с тем они нуждаются в изучении широкого круга вопросов, которые помогали бы им сформировать компетенции и стимулы, необходимые для ведения предпринимательской деятельности [2].

Эксперты, которые были опрошены, указывают на необходимость создания в вузах специальных структур для взаимодействия и помощи студентам в организации своего дела.

Принципиальным является то, что все структуры, имеющие отношение к молодежи и предпринимательству, так или иначе взаимодействуют друг с другом. Но, к сожалению, нет единой системы, нет четкого распределения обязанностей и полномочий, происходит дублирование некоторых обязанностей и функций, а некоторые вообще не выполняются [5].

Отвечая на вопрос «Какие бы вы предложили изменения и поправки для достижения большей эффективности программ поддержки молодежного предпринимательства?», студенты дали следующие рекомендации: наставничество вуза и представителей бизнес-кругов; поддержка на дальнейших этапах работы и организации деятельности, а не только в период открытия бизнеса; помощь в оформлении налоговых, юридических и иных документов; оказание бесплатных (или на льготных условиях) услуг по бухгалтерскому учету, налогообложению и др.

Выводы. Очевидно, что молодежному предпринимательству как социально-экономической форме реализации человеческого потенциала требуется серьезная адресная поддержка государства. Для этого, по нашему мнению, необходимо:

- определить приоритеты развития молодежного бизнеса;

- создать фонды для финансовой поддержки молодых предпринимателей;

- проводить политику, направленную на привлечение иностранных и отечественных инвесторов;

- формировать новые виды социальных услуг (прежде всего информационных), первыми заказчиками которых могли бы выступать администрации городов и районов;

- развивать систему государственных заказов и закупок;

- оказывать помощь молодежному бизнесу в приобретении производственных площадей;

- открывать бесплатно в коммерческих банках счета и обслуживать фирмы с малым оборотом и большими перерывами в поступлениях;

- создать всеобщую информационную сеть молодежных информационно-консультативных бюро, цель которой – систематический поиск партнеров для молодых предпринимателей;

- совершенствовать деятельность неправительственных организаций по поддержке молодежного бизнеса (издательская деятельность, межличностное общение).

Анализ состояния предпринимательского образования и предпринимательских инициатив школьников, учащихся, студентов свидетельствует о том, что государственная система образования сегодня не вполне удовлетворяет потребности экономики и общества. Необходимо культивировать у преподавателей предпринимательские компетенции, а они, в свою очередь, будут проецировать это на огромную армию учащихся. И здесь главное, чтобы преподаватели и студенты не только теоретически, но и практически занимались предпринимательской деятельностью, пусть и в рамках учебного процесса [6].

Положительным примером здесь может выступать формирование и развитие в вузах систем студенческого самоуправления, в рамках которых и будут проявлять себя будущие предприниматели, а также формироваться команды и целые организации. В этом случае идеями предпринимательства с огромной скоростью будут «заражаться» массы молодых, талантливых людей.

Перспективы формирования предпринимательских инициатив у молодежи большие, что объясняется огромным желанием студентов заниматься бизнесом, проходить специальное обучение и т.д. Молодые люди обладают активностью, желанием, способностями и энергией, которую необходимо эффективно направлять в правильное русло.

Рецензенты:

Васин С.М., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление бизнесом» Пензенского государственного университета, г. Пенза;

Дорофеев В.Д., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент» Пензенского государственного университета, г. Пенза.