Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMATICS OF DEVELOPMENT OF LEADERSHIP IN PSYCHOLOGY MANAGEMENT

Sergeeva S.A. 1
1 Moscow City Government University of Management in Moscow
The issue of leadership in management psychology occupies a very important area of the theory and practice of scientific knowledge. In the article the author´s interpretation of the essence of the term "leadership" on the basis of which analyzes the evolution of scientific views in the understanding of leadership as such. The characteristics of the psychology of leadership directions (differential-psychological, ontological, responsibility, etc..). In today´s psychological science analysis of specific individual leadership begins with a detailed collection of information about the leader, his entourage, starting with philosophical views and values, and the last behavior in the home, family and so on. D. Modern professionals need to organize the work, to take on leadership roles, etc. . Leadership - one of the important areas of work with the head. The most important area of psychological analysis of leadership - the study of the dynamics of conscious and unconscious acting as intuition, as different manifestations of the instinctive.
leadership
development
management psychology
Проблематика развития лидерства рассматривается в научных исследованиях, в которых выявлены и систематизированы:

- отдельные черты личности лидера: доминантность, независимость (Р.Д. Манн, Б. Басс и др.); уверенность в себе (Р.М. Стогдилл, Р. Дафт и др.); эмоциональная стабильность, энергичность (Р. Хоган, Г. Юкл, Д. Ван Флит и др.);

- отдельные факторы, определяющие особенности личности лидера (Л.Т. Ямпольский, Л.Н. Собчик, Дж. Хавард, И.Н. Логвинов, Л.Ф. Бурлачук);

- механизмы взаимодействия биопсихологических и социальных факторов, регулирующих процесс формирования лидерской позиции личности (А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин и др.);

- лидерству как феномену группового взаимодействия посвящены работы психологов (Д.Б. Парыгина, Л.И. Божович и др.) и педагогов (В.А. Сухомлинский, О.С. Газман, А.Г. Зуев и др.).

При этом проблема психологических особенностей развития лидерства остается недостаточно изученной. Для решения этой проблемы необходимо найти общие подходы к пониманию самого термина «лидерство». Рассмотрим наиболее употребляемые толкования данной дефиниции (табл. 1).

Таблица 1

Авторские определения научной категории «лидерство»

п/п

Автор

Лидерство - это...

1

Бендас Т.В. (2009)

феномен групповой жизни людей, который проявляется в наделении одного индивида (или нескольких) правом ... оказывать определяющее влияние на решение важных групповых задач и на поведение членов группы...

2

Вебер М. (1990)

магическое, сверхъестественное влияние вождя на массы, способность «заряжать» своей энергией окружающих, действовать силой примера

3

Стогдилл Р. (1948)

свойство одаренной личности, которое обеспечивает индивиду центральное положение в любой группе, в любой ситуации

4

Кеттел Р. (1951)

динамическое взаимодействие между целями лидера и потребностями последователей

5

Кэмбелл Д.

загадочное, ускользающее качество. Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других

6

Шалагинова Л.В.

один из процессов организации и управления социальной группой, способствующий достижению групповых целей

7

Стогдилл Р.,
Шартл С.

«статус», «взаимодействие», «сознание» и «поведение» индивидов по отношению к другим членам организационной группы

Интерес представляет точка зрения на проблему лидерства канадских психологов (П.У. Бендер и Э. Хеллман), которые рассматривают феномен лидерства как внутреннее свойство личности, которое необходимо постоянно развивать, самосовершенствовать. По мнению данных исследователей, сила лидера рождается в целенаправленности и опыте, видении будущего. В данной концепции лидер обладает такими ключевыми свойствами: побуждает сознательность; указывает направление; добивается результатов; показывает остальным, как достигать целей; добивается прогресса, приносящего пользу не только ему самому, но и окружающим. Проблема лидерства является одной из основных, так как она связана с фундаментальными философскими проблемами личности и ее роли в истории.

Психологические исследования феномена лидерства, по мнению М.Г. Ярошенко, можно начинать с трудов Гиппократа, который разделял людей на желчных и флегматиков [3]. Гиппократу приписывается определение четырех условных типов темперамента. Именно дифференциально-психологическое направление, которое предусматривает определение типов высшей нервной деятельности, и стало одним из первых направлений в психологии лидерства. И. Кант, разрабатывая основы темперамента, разделил их на чувственные и деятельностные. Одновременно Кант определил понятие характера. Относительно героев, Кант отмечал, что «главное не то, что делает из человека природа, а то, что он сам делает из себя» [6].

Швейцарский психолог К. Юнг, российский физиолог И. Павлов, немецкий психопатолог Е. Кречмер рассматривали проблему типов темпераментов, которая нашла отражение в последующих психологических концепциях лидерства.

В сегодняшней психологической науке анализ лидерства конкретного человека начинается с детального сбора информации о лидере, его окружении, начиная с мировоззренческих взглядов и ценностей, заканчивая поведением в быту, семье и т.д. Только в комплексе подходов можно определить тип лидера, что позволяет, используя имеющиеся классификации лидеров, корректировать его поступки, а в конечном итоге составить психологический портрет лидера. Примером тому могут быть психологические портреты политических лидеров: правильное определение типа темперамента, психологический портрет лидера и др.

Второе направление в психологии лидерства - онтогенетическое, изучающее формирование личности с детства до зрелого возраста. Онтогенетический анализ рассматривается в Европе, начиная с трудов Я. Коменского, Дж. Локка и др. Особое значение имеют труды З. Фрейда. Скептически относясь к демократии, З. Фрейд утверждал, что человеческой группе нужен лидер, который действует на массу как «Я»-идеал, гипнотизируя этим людей. Как загипнотизированный человек полностью верит гипнотизеру, так массы верят лидеру. Этот общий «Я»-идеал заключается в том, что каждый член группы, связанный с лидером, обусловливает внутренние связи группы через стремление к взаимодействию с лидером. З. Фрейд утверждает, что массы связаны с лидером «либидозными» связями, но сам лидер любит только самого себя и тех людей, которые ему нужны [7].

Последователь З. Фрейда - А. Адлер - утверждает, что стремление к власти присуще человеку и формируется в детском возрасте, когда человек беззащитен и слаб. Отдельные личности, в большей мере невротики, у которых этот комплекс чувств выражен сильнее, начинают активно действовать, чтобы освободиться от чувства неполноценности. Ученый пишет, что подобные стремления психически неуравновешенных людей могут рассматриваться как средство, при помощи которого личность компенсирует чувство неполноценности, отсутствие самоуважения. Поэтому она стремится к власти, к преимуществу над другими людьми, так как должна обеспечить собственное чувство полноценности [1].

Интерес представляет учение Г. Лассуэла, который утверждает, что лидер считает, что он действует в интересах общества, а на самом деле во главу угла ставит собственные интересы, и в первую очередь те, которые сформировались на основе отношений к членам собственной семьи.

Важнейшим направлением психологического анализа феномена лидерства стало изучение динамики сознательного и бессознательного, выступающего как интуиция, как разные инстинктивные проявления. К. Юнг рассматривал бессознательное не только как результат биологически детерминированных инстинктивных слоев психики, но и как определяющую сумму психического опыта предшествующих поколений. Ученый выдвигает гипотезу о том, что в отдельные исторические эпохи у определенных личностей вследствие их повышенной чувствительности коллективное бессознательное проявляется особенно ярко. Такие личности способны не только осмыслить пройденный путь, но и интуитивно предугадывать возможные пути в будущем [8].

Современные психологи, продолжая традиции Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозы, разрабатывают идеи бессознательного в лидерском поведении личности. С. Гроф (1994) подчеркивает, что при изучении психологических особенностей лидера недостаточно только биографических данных, хотя «они выборочно усиливают некоторые аспекты перинатальной динамики или же серьезно ослабляют защитную систему, что обычно препятствует проявлениям перинатального опыта и соответствующей энергии» [5]. Следует проводить анализ бессознательного в поведении лидера, что предусматривает, по мнению ученого, определение типа его темперамента. Это дает возможность сформировать психологический портрет лидера.

Данные о состоянии нервной системы лидера, его обращение к врачам по поводу неврозов или каких-то подобных явлений при определенных условиях свидетельствуют о необычной динамике сознательного и бессознательного. При этом все психологи подчеркивают, что данная информация должна быть закрытой.

Продолжая философские размышления Н.А. Бердяева о том, что «властвует тот, кто бросает народные массы в гипнотическое состояние... людьми управляют не столько расчетливые интересы, сколько пристрастия» [2], современная психологическая наука дает достаточно примеров анализа личности лидера с этой точки зрения. К примеру, главное качество, согласно Г. Тарду, которым должен обладать герой, чтобы воздействовать на толпу, - это обаяние. С его помощью он очаровывает толпу, используя ее стремление подражать герою и быть похожим на него. Обаяние «обеспечивается»:

- различными качествами героя (видом обаяния, по Г. Тарду: преклонным возрастом, происхождением и благородством крови, богатством, телесной силой, удачливостью, красноречием, полубезумием, храбростью и т.п.);

- «соответствием» качеств героя требованиям эпохи.

В психологии управления развитию лидерства уделяется достаточно серьезное внимание. В последние годы широко распространяется оценка сущности лидерства в структуре социальной компетентности личности [4], при реализации социокультурных парадигм развития личности [5].

Таким образом, проблематика развития лидерства в психологии управления занимает одно из актуальных направлений научного поиска.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления правительства Москвы, г. Москва;

Вайсеро К.И., д.псх.н. профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Московский городской университет управления правительства Москвы, г. Москва.