Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MONITIRING OF STAFF TRAINING QUALITY IN UNIVERSITY

Antropov V.A. 1 Tarasyan M.G. 1
1 Ural State University of Railway
Issues of staff training quality in modern conditions for higher education are central. To resolve these issues in Russia at the state level implemented the system of the effectiveness of universities monitoring. The monitoring procedure is constantly being improved. Some parameters are introduced, some excluded. It is obvious for effective work Universities must have its own internal system of staff training quality. In the article we tell about the model of the internal monitoring of the quality of training, implemented in USURT, complementary indicators for monitoring the Ministry of Education. This model is based on the competence approach in education and integrated in the quality management system of the university. An original model of educational services of high school, complete with a model of a specialist is proposed. The model of the specialist is based from one side to the other requirements of employers to the requirements of the GEF, compiles them, and expressed in language skills. Also considered are the main directions of monitoring in high school: the monitoring of the educational process, monitoring of professional growth, monitoring of personality and monitoring of customer satisfaction.
monitoring
staff training quality
competences

«Система высшего образования была и остается мощным интеллектуальным ресурсом страны, она генерирует новые знания – и, разумеется, для этого и создавалась: готовит кадры для всех сфер жизни России», – отметил В.В. Путин на X юбилейном съезде ректоров в МГУ. – «За последние годы немало сделано, чтобы ВУЗы развивались в соответствии с требованием времени, становились конкурентоспособными, задавали ориентиры передовым отраслям. ... Но пока претензий к уровню образования, к содержанию программ и качеству преподавания много: не каждый ВУЗ готов работать по-современному, чтобы у выпускника оставался не только диплом, но и нужные знания и навыки. ... Высшей школе нужна большая открытость, понятные механизмы, которые стимулировали бы перемены», – убежден президент. – «... Серьезную роль может сыграть внедрение объективных систем оценки качества обучения» [4].

На современном этапе развития общества ВУЗы в России попали в непростую ситуацию. Количество высших учебных заведений в стране в последние десятилетия существенно возросло. Так, в 1991 г. в России действовало 514 образовательных учреждений высшего образования, в 2012-2013 гг. их было 1046. Рост за два десятилетия составил более 100% (рис. 1). Увеличилось также и количество студентов на душу населения, если в 1991 г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2012/13 гг. – 424 студента [7] (рис. 2).

Рис. 1. Количество ВУЗов в России 1990-2014 гг.

Рис. 2 Количество студентов на 10000 человек населения

Фактически, на сегодняшний день, подавляющее большинство выпускников школ продолжают учебу в высших учебных заведениях. Так, в 2013/2014 учебном году отношение бюджетных мест в ВУЗах к количеству выпускников школ составляет 56 к 100. Кроме того, ВУЗы предлагают платные образовательные услуги. Таким образом, можно говорить о том, что предложение на рынке образовательных услуг в высшем образовании значительно превышает спрос. В то же время качество предоставляемых ВУЗами образовательных услуг зачастую оставляет желать лучшего [1]. Для изменения ситуации в РФ на государственном уровне была внедрена система мониторинга ВУЗов. Процедура мониторинга ВУЗов ежегодно совершенствуется. Какие-то показатели вводятся, какие-то исключаются. Очевидно, для эффективной работы ВУЗы должны иметь свою внутреннюю систему оценки качества подготовки кадров [2;3]. На наш взгляд, она также должна строится на принципах мониторинга и учитывать современные подходы в образовании.

Мы предлагаем свою внутреннюю систему мониторинга качества подготовки кадров в ВУЗе. Она основана на компетентностном подходе в образовании и встроена в систему менеджмента качества ВУЗа. Образовательное учреждение (или его подразделение) можно рассматривать с позиции СМК ВУЗа как систему взаимосвязанных процессов. Процессы должны быть направлены на повышение степени удовлетворенности всех заинтересованных сторон, как внутренних, так и внешних [8]. Мониторинг качества подготовки кадров в ВУЗе мы определяем как мониторинг качества образовательной услуги ВУЗа. Дадим следующее определение:

Мониторинг качества подготовки кадров в ВУЗе – это непрерывный или периодически повторяющийся высокотехнологичный процесс отслеживания качества образовательной услуги ВУЗа.

Образовательную услугу ВУЗа можно представить в виде модели, приведенной на рис. 4 [5;6]. Основа модели – потребитель, поскольку все действия в области качества начинаются с него и им же заканчиваются. В модели потребители представлены в двух блоках – слева и справа. Вход модели – потребности потребителей.

Очевидно, что данная система, для того, чтобы быть эффективной, должна иметь какую-то идеальную модель, или цель к которой она должна стремиться. В качестве такой модели мы предлагаем модель специалиста. Таким образом, в приведенную на рис.4 схему мы вносим новый элемент – «модель специалиста».

Что же должна включать в себя модель специалиста? С нашей точки зрения она должна опираться с одной стороны на требования работодателей с другой на требования ФГОС, компилировать их и выражаться на языке компетенций (рис. 5). Кроме того, эти компетенции должны быть измеримы и иметь четко разработанный механизм оценки.

Рис. 3. Образовательная услуга ВУЗа

Рис. 4. Предлагаемая модель образовательной услуги ВУЗа

Рис. 5 Модель специалиста

Основным работодателем для выпускников УрГУПС является холдинг ОАО «РЖД». Холдингом разработаны корпоративные и профессиональные компетенции для сотрудников компании.

Компетенция определяется как совокупность знаний, навыков, деловых и личностных качеств, позволяющая работнику успешно действовать при реализации поставленных задач. Модель компетенций – это набор компетенций, необходимый сотрудникам компании на различных уровнях должностей и в различных функциях для успешного выполнения своей деятельности ради достижения компанией своих стратегических целей.

Корпоративные компетенции соответствуют ценностям бренда РЖД, отражают ценности бренда в поведении работников. Корпоративные и профессиональные компетенции вместе создают целостную систему требований компании к знаниям и навыкам работников. Описания корпоративных компетенций не дублируют профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции описывают специальные знания и навыки, необходимые для работников конкретной функции, профессии. Требования к уровню владения профессиональными компетенциями задает профиль должности (профессии). Таким образом, первая ветвь модели специалиста выстраивается.

Другая ветвь модели специалиста учитывает существующие государственные стандарты в области образования. Современные образовательные программы высшего профессионального образования ориентированы на государственные образовательные стандарты третьего поколения. Требования к результатам освоения основных образовательных программ прописаны в стандарте на языке компетенций (выделяются общекультурные компетенции, общепрофессиональные, профессиональные), которые устанавливаются в соответствии с видами профессиональной деятельности (например, производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная, научно-исследовательская).

Формирование компетенций заложенных в ФГОС происходит при изучении дисциплин соответствующего цикла, так например, формирование общекультурных компетенций происходит в основном при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Кроме того, данные компетенции формируются во многом как результат внеучебной работы студента – участие в общественной и научной жизни вуза. Формирование обшепрофессиональных компетенций происходит преимущественно при изучении дисциплин математического и научно – инженерного цикла. Профессиональные компетенции во время обучения в вузе формируются при изучении дисциплин профессионального цикла, а также при прохождении практики. Формирование корпоративных компетенций зависят в основном от некоторых личностных особенностей, а потому требуют дополнительной оценки и выстраивания определенной работы для достижения результатов (например, тренингов).

Обратим внимание, что в модели специалиста как со стороны работодателя, так и со стороны ФГОС имеются профессиональные компетенции. В идеале, на наш взгляд, эти компетенции должны совпадать, что на практике пока далеко не так.

На модели образовательной услуги ВУЗа также основаны направления мониторинга в ВУЗе:

- мониторинг учебного процесса (система процессов в ВУЗе),

- мониторинг профессионального становления личности (модель специалиста),

- мониторинг удовлетворенности потребителей (нужды и степень удовлетворенности потребителей).

1. Мониторинг учебного процесса.

Оценка качества образования на сегодняшний день обеспечивается во многом через систему национального мониторинга в рамках федеральной системы интернет-тестирования в сфере образования. Использование базы федеральных тестовых материалов гарантирует усвоение студентами успешно прошедшими тестирование необходимого образовательного минимума по дисциплине. Несомненным плюсом данной системы является использование апробированного и стандартизированного инструментария. Для обеспечения надежности полученных результатов в УрГУПС действует специально организованный «Центр тестирования», где вероятность списывания практически исключается.

К ключевым элементам системы качества образования необходимо также отнести обеспечение образовательного процесса документацией соответствующей существующим в РФ образовательным стандартам. На сегодняшний день УрГУПС фактически на 100% обеспечен рабочими учебными программами, которые соответствуют учебным планам и существующим образовательным стандартам ГОС и ФГОС. По каждой дисциплине разработан УМКД (учебно-методический комплекс дисциплины), в бумажном и электронном варианте.

С целью повышения мотивации студентов, а также текущей оценки успеваемости в учебном процессе используется балльно-рейтинговая система. Данная система имеет четко разработанные критерии оценки деятельности студентов, по каждой дисциплине разрабатываются параметры соответствующие учебному плану и рабочей программе, эти параметры отражаются в УМКД. Рейтинговая система оценки деятельности студентов основана на интегральной оценке всех видов деятельности студентов, включая учебную, научно исследовательскую и общественную.

Необходимо также отметить новое направление системы мониторинга качества образования в УрГУПС – это внедрение системы электронного образования на базе платформы «Blackboard». Кроме предоставления дополнительных возможностей в плане подачи и получения информации, гибкого использования временных ресурсов преподавателей и студентов, данная система дает также дополнительные возможности для мониторинга учебной деятельности студентов, оценки качества полученных знаний.

2. Мониторинг профессионального становления личности

В УрГУПС уже в течение 15 лет ведется работа по мониторингу профессионального становления личности специалиста. Изначально эта работа велась лабораторией «мониторинга развития и профессионального становления личности» при кафедре УСЭС под руководством В.А. Антропова. В настоящее время данная деятельность находится в компетенции учебного отдела.

В рамках мониторинга ведется коррекционно-диагностическая работа со студентами по формированию личностных особенностей, являющихся базой для корпоративных компетенций специалиста железнодорожного транспорта. В результате этой работы студенты получают психологическое консультирование, а также посещают, по необходимости, ряд тренинговых программ. Будущих специалистов обучают, например, коммуникативным навыкам, умению постановки целей, умению эффективно использовать свое время. Ежегодно под действие этой программы попадает около 1500 студентов.

В УрГУПС внедрен разработанный совместно с ОАО «РЖД» паспорт специалиста, который используется всеми подразделениями холдинга при работе с молодыми специалистами (по крайней мере, в Уральском регионе). Это документ, сопровождающий студента, начиная с первого курса и до окончания периода действия статуса молодого специалиста на предприятии. В нем отражаются основные достижения студентов, участие в общественной, научной, спортивной жизни ВУЗа, фиксируются результаты прохождения практик, вносятся выговоры и поощрения. Кроме того заказчик получает психологический портрет молодого специалиста с рекомендациями по дальнейшей профессиональной деятельности. На основе данных этого документа происходит первоначальный отбор молодых специалистов в кадровый резерв железной дороги, формируется «Золотая сотня». Далее паспорт специалиста заполняется уже на рабочем месте молодого специалиста специальным подразделением.

3. Мониторинг удовлетворенности потребителей.

В университете ведется активная работа по отслеживанию удовлетворенности потребителей. Качество продукции регулярно обсуждается с представителями холдинга ОАО «РЖД» на различных круглых столах, совместных ученых советах и т.д. Периодически проводятся анкетирование молодых специалистов, учитываются данные служб занятости и государственного реестра.

В целом, можно сказать, что в УрГУПС на сегодняшний день создана и реализована на практике оригинальная система внутреннего мониторинга качества подготовки кадров. Однако необходимо отметить, что часть проблем не решена, необходима дальнейшая разработка системы, её теоретическое осмысление, оценка социального и экономического эффекта. Так, в частности, необходимо создание интегрированной системы мониторинга в ВУЗе, реализованной в единой программной среде.

Рецензенты:

Паршина В.С., д.э.н., профессор кафедры «Управление в социальных и экономических системах», ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС)», г. Екатеринбург;

Рачек С.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика транспорта», ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС)», г. Екатеринбург.