Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CLAN PRINCES ABISALOV (HISTORICAL AND GENEALOGICAL RESEARCH)

Marzoev I.T. 1
1 North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Research. V.I. Abaeva VSC RAS and the Government of North Ossetia-Alania
The paper first discusses the complex origin of one of the princely families Digora Society of North Ossetia. Presented by historical and genealogical research names Ossetian princes Abisalova involving these travelers and explorers. Showing social and family ties with the aristocracy of its representatives neighboring Ossetian societies and other Caucasian peoples: Karachai, Balkars, and Kabardians. Considered part of Muhajirs Abisalova resettlement to Turkey in the second half of the XIX century. The article also discussed the historical fate of the representatives of this family in the beginning of XIX-XX centuries, in the era of revolutionary change in Russia and the Caucasus. Research materials substantially supplement existing notions of aristocracy Ossetians allow objectively evaluate its contribution to the development of socio-political and cultural relations of the peoples of the Caucasus and Russia. And promotes a deeper and updated study of genealogy Ossetian families.
Revolution
relocation
marriage
name
privileged class
North Ossetia
The Caucasus
Russia

Абисаловы – осетинский княжеский род. Восходит к родоначальнику дигорских баделят – привилегированного сословия Дигорского общества Cеверной Осетии – Бадели. Согласно многочисленным преданиям потомками Бадели по мужской линии являются три фамилии: Абисаловы, Тугановы и Кубатиевы.

Одним из самых ранних упоминаний фамилии Абисаловых в русских источниках является «Отзыв осетинских и ингушских старшин о работе игумена Григория в качестве миссионера в Северо-Кавказской комиссии» (1766–1783 гг.), где упоминаются «Дигорского уезда князь Бадели з Карожаов (Каражаев – И.М.)», «оного же уезду князь Афай Туганов», «того же уезду князь Кази Абисалимов (Абисалов – И.М.)», «Тагаевского уезду старшины Дако Аликов сын, Бола Дуко Кануков сын, Канчов Мамссиров сын (Мамсуров – И.М.), Ахмат Дударов сын, Темыр-Султан Дударов сын», а также «старшины Закинского уезда и «киштинские» старшины»[8, с. 87–88].

Во время своего путешествия по Кавказу графиня П.С. Уварова сделала любопытные заметки о потомках Бадели: «Абисаловы – магометане и считают себя венграми или гуннами; основатель их рода Бадила имел, по преданию, 3 сына: Абисала, Тугана и Кубата, которые и стали праотцами известных в Дигории семей Абисаловых, Тугановых и Кубатовых, сохранивших до сих пор магометанскую религию»[10, с. 15].

В начале XX в. из Турции привезли поколенную роспись фамилии дигорских баделят Абисаловых, покинувших родину во второй половине XIX в. Эта схема интересна тем, что на ней прослеживаются имена отца, деда и даже прадеда родоначальника баделят – Бадели. Отцом Бадели указан Арпат. Примечательно, что Абисаловы, проживающие в настоящее время в Турции, носят фамилию Arpat [3], взявшие ее именно по причине прямого происхождения от Арпата.

Подобную информацию в 1949 г. записал М.С. Туганов со слов 76-летнего Елкана Кубатиева, который указал на то, что Баджели-хан и Байсат-хан были сыновьями Арпад-хана, переселившегося из Херсона (Крым) в Венгрию и там умершего [11, л. 27].

Доктор В.Б. Пфаф, сравнивая внешние сходства баделят с представителями тюркских народов, писал: «К высшему слою народа принадлежат фамилии Бадилатов, которые по типу физиономии – ногайцы, т.е. татаро-тюркского племени, отличающиеся замечательною красотою, стройным высоким ростом, совершенно черными волосами и глазами, по выражению напоминающими глаза дикой козы. Особенною красотою отличается ветвь Абисаловых»[9, с. 84].

Согласно «Списку о числе дворов, подвластных Дигорским бадилатам и платимых ими личной подати» за 1859 г. у Абисаловых значилось 158 дворов подвластных [6, с. 102].

Фамильные владения баделят располагались в Тапан-Дигории и Уаллагкоме, в последующем они основали несколько селений и на равнине: Абисаловы владели аулами Дунта и Махческ. О последнем ауле говорится в бюллетене Лондонской школы Восточных и Африканских исследований: «Махческ. Это местечко находится неподалеку от Кавказского хребта в Дигории. Расположено на верхнем течении Уруха. Эта долина составляла поместное владение князей Абисаловых»[1, с. 16].

В документах Комитета для разбора личных и поземельных прав горцев Военно-Осетинского округа за 1859 г. фамилия была представлена девятью семьями: 1) Акберди Абисалова с его братьями: Кубади, Пшимахо и Хаджи-Умаром Абисаловыми; 2) майора Абисалова с двумя братьями: корнетом Мимбулатом и Темир-Булатом; 3) двух братьев Кубади и Иналука Абисаловых; 4) прапорщика Эльмурзы Абисалова с родным братом Гадо Абисаловым и сыновьями их; 5) подпоручика Али-Мурзы Абисалова; 6) штабс-капитана Кургоко Абисалова; 7) поручика Абисала Абисалова; 8) прапорщика Девлетуко Абисалова с сыновьями его Пшемахо, Хатахчико, Элканом, Генардуко и Келеметом; 9) Асламурзы и Аслануко Абисаловых с сыновьями их.

Тавро Абисаловых 001

Тамга дигорских баделят Абисаловых

Абисаловы принимали активное участие в вопросе вхождения западной части Осетии в состав Российского государства. В 1816 г. представители от всего дигорского народа обратились с письмом к главнокомандующему войсками в Грузии генералу от инфантерии Н.Ф. Ртищеву о принятии ими присяги на верность России, в котором говорилось: «В прошлом 1815 году посланные от вас всего дигорского народа доверенные старшины наши Али Кантимуров, Заур-бек и Давлетук Абисаловы, явясь к вашему высокопревосходительству в Кутаис, имели счастие видиться и объясниться с Вами на счет желания нашего вступить в подданство российской империи и дали обещание, по которому и мы здесь учинили присягу, обстоятельства ж буде угодно вам знать, то оно происходило следующим образом: по возвращении от вас вышесказанных наших старшин, доставивших нам милостивое письмо ваше, мы оное вручили кабардинскому князю российскому подполковнику Кучук-беку Джанхотову, а другое предписание ваше доставили начальствующему здесь г. генерал-майору Дельпоцо, с воли которого Кучук-бек Джанхотов был назначен и при нем Моздокский городской команды хорунжий Медведов, прибыл к нам и собрали в одно место всех старших жителей и даже малолетних детей наших и объявили нам вступить в подданство российской империи, на что мы охотно согласились, учинили в присутствии подполковника Джанхотова и Медведова присягу на верность подданства его императорскому величеству и с того времени пребудем верноподданными вашими, таки и кабардинскими народами прекращена будто совершенно, тем более что мы с кабардинцами имеем родство и соседи, выгодою же для нас будет то, чтоб по бумагам подполковника Джанхотова были мы безопасно впускаемы в Кавказскую губернию и Кабарду по торговому промыслу. Желание наше которое полезно как для нас самих, так и для службы его императорского величества и послужит ко спокойствию горцев, удовлетворено по милости вашей и надеемся, что ваше высокопревосходительство не оставите сделать своего распоряжения по сему предмету, так как мы уже учинились подданными России против неприятелей ее. Неприятели и с доброжелателями доброжелатели, впрочем о надобностях и просьбах наших донесут вам старшины наши Девлетук Абисалов, Али Кантемуров, Эйпануко Кубатов и Кази Туганов» [4, с. 430].

24 июля 1816 г. в ответе главнокомандующего в Грузии генерала от инфантерии Н.Ф. Ртищева на письмо дигорских старшин с изъявлением желания их о принятии присяги на верность России сказано следующее: «Почтенные старшины и весь народ дигорский, чрез старшин ваших Давлетуку Абисалова, Али Кантимирова, Эйпануко Кубатова и Кази Туганова я получил ваше письмо, из коего к совершенному удовлетворению моему усмотрел я о учинении вами присяги на верность и подданство великому и могущественному государю императору всероссийскому и о прекращении несогласий, доныне существовавших между вами и кабардинцами. Почему изъявляя за сие вам почтенные старшины и весь народ дигорский искреннюю мою признательность, я уверяю вас, что если не на одном обещании, а на самом деле сохраните верность свою в России, в чем однако же я не сомневаюсь, то благоденствие ваше, покровительствуемое столь сильною и могущественною империею, никогда и никем нарушена не будет. Причем нахожу за нужное уведомить вас, что от меня сделано уже распоряжение, не только о неприпятствовании вам в Кавказскую губернию и в Кабарду по торговым своим промыслам, но еще по приказано оказывать вам в нужном случае всякое покровительство, наравне с прочими российскими подданными, только при сем случае я советую вам, чтобы отправившиеся от вас люди, для прописанной надобности снабжаемы были письменными билетами от г. полковника князя Джанхотова, для соблюдения порядка и для отвращения того, чтобы под именем вашим не могли пользоваться сими преимуществами другие народы, не находящиеся еще под покровительством России. Затем, отправляя обратно означенных ваших посланных, принятых мною с приличным уважением, для меня весьма приятно повторить при сем случае уверение во всегдашнем благорасположении, с коим пребываю истинно ваш усердный и доброжелательный (слуга)» [5, с. 431].

Родословное древо дигорских баделят Абисаловых демонстрирует наличие родственных связей со многими княжескими и дворянскими родами народов Кавказа: Крым-Шамхаловыми в Карачае, Балкаруковыми, Биевыми, Боташевыми, Мисаковыми, Суюнчевыми, Темиркановыми, Урусбиевыми в Балкарии, Анзоровыми, Камбиевыми и Коголкиными в Кабарде, царгасатами, баделятами и гагуатами в Дигории, алдарами в Тагаурии, куртатинскими таубиями и алагирскими уазданами и др.

После окончания Кавказской войны и в результате крестьянской реформы в Северной Осетии некоторые из баделят переселились в Турцию. Следующий этап переселения состоялся после революции 1917 г. Всего со второй половины XIX в. и в первые годы советской власти из Дигорского общества выехало тридцать пять семей, принадлежащих к привилегированному сословию, из них четыре семьи Абисаловых: штабс-капитана Кургоко Абисалова, поручика Али-Мурзы Абисалова, прапорщика Ельмурзы Абисалова с родным братом его Гадо.

Газета «Кавказ» за 1878 г. сообщала, что из Карской области, отошедшей к России по Сан-Стефановскому мирному договору, прибыла в Тифлис депутация осетин, представлявших переселенцев в Турцию 1860 года, в составе Касполата Туганова, Темир-Болата Канукова, Умара Абисалова и Магомета Хосонова, которые сообщали, что «осетины переселились в Турцию со своими рабами и крепостными, сохранив их в полной зависимости от себя» [2].

Не успевшие уехать представители фамилии подверглись гонениям, арестам и убийствам. В ночь под 4 декабря 1918 г. на селение Карагач «напали керменисты в количестве семи сотен конницы, а также много пеших, с батареей и бомбометами, с которыми у них всю ночь шла перестрелка, а часов в 11 утра по ним открыли орудийную стрельбу и затем, обезоружив все население, напали, разгромили их дома, расхитили имущество и угнали все, что у них было движимого, дома одни приведены в совершенную негодность, а другие сожжены. У большинства из них не осталось ни носильной одежды, ни постели, ни домашней утвари. Что подобной каре подверглись они как ярые противники большевизма» [7, л. 3–4].

Были сожжены дома и разграблено имущество у Батырбека, Сосланбека, Елкана, Абисала, Хаджи-Умара, Хаджи-Муссы и Хаджи-Омара Абисаловых.

Рецензенты:

Чибиров Л.А., д.и.н., профессор, зав. отделом этнологии, СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А., г. Владикавказ;

Айларова С.А., д.и.н., профессор, зав. отделом истории, СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А., г. Владикавказ.