Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MODEL OF READINESS FORMATION OF THE FUTURE MANAGERS FOR THE INFORMATION ANALYTICS

Zolnikova I.N. 1
1 Branch of Tyum State Oil and Gaz University in Tobolsk
The article performs the model of readiness formation of the future managers for the information analytics on the base of activity, competency and professional approaches. The model`s structure underlines diagnostic, target, content, organizational and technical components. Author`s analysis of regulatory documents of higher professional education in the “Management” branch of study and steering documents of such subjects like: “Internet means and technologies”, “Business and presentation graphics”, “Economics mathematical modeling in management” shows the importance of these subjects in the process of formation of the future managers for the information analytics on the base of activity. The article also describes main aspects of methods of teaching in the sphere of informational technology which help to form the future managers for the information analytics on the base of activity. The proposed model is implemented in the process of formation of the future managers for the information analytics in the technical university. Its effectiveness is proved by the results of experimental study.
methods of teaching
model of readiness formation of the future managers
information analytics

Одной из характерных особенностей деятельности менеджера является поиск и анализ информации, необходимой для принятия управленческих решений. Информационные технологии управления, достигшие в последнее десятилетие нового качественного уровня, в значительной степени расширяют возможности эффективного управления, поскольку предоставляют в распоряжение менеджеров всех уровней новейшие методы обработки и анализа экономической и социальной информации [1]. В ФГОС ВПО от 20 мая 2010 года информационно-аналитическая деятельность относится к основным видам профессиональной деятельности будущего менеджера [6]. В связи с этим возникает необходимость теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику обучения, направленную на формирование готовности будущих менеджеров к информационно-аналитической деятельности (ИАД) на основе использования средств информационно-коммуникационных технологий.

Целью данного исследования является разработка модели формирования готовности будущих менеджеров к информационно-аналитической деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий в высшей школе.

Методы и материалы исследования

Для достижения поставленной цели применялся метод моделирования. В своем исследовании мы будем придерживаться следующего определения модели: «Модель - это схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в образовании»[5]. Моделирование - это основа научной деятельности как в процессе анализа теоретических материалов, сбора и обобщения эмпирических данных, так и на всех других этапах исследования. Моделирование составляет суть исследовательских действий в образовании [4].

По мнению В.И. Загвязинского, к достоинствам моделирования можно отнести следующее:

  • модель позволяет составить более полный и обоснованный прогноз исследования, оптимизировать траекторию движения к результату;
  • замещая объект познания, модель позволяет получить новую информацию об объекте в силу большей выявленности определённых связей и отношений [2].

В соответствии с целями и задачами исследования, в структуре разработанной нами модели формирования готовности к информационно-аналитической деятельности будущих менеджеров на основе деятельностного, компетентностного и профессионально-ориентированного подходов, выделены: диагностический, целевой, содержательный, организационно-технологический, результативно-рефлексивный компоненты (рис. 1).

Диагностический компонент. Включает в себя совокупность методов сбора информации о начальном уровне готовности к информационно-аналитической деятельности, мотивах и интересах обучающихся в процессе обучения, а также критерии оценки начального уровня готовности к информационно-аналитической деятельности (анкетирование, беседа, наблюдение).

Рис. 1. Модель формирования готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности

Целевой компонент. Основой разработанной нами модели формирования готовности к ИАД в процессе изучения дисциплин образовательной области информатика является цель, которая предполагает формирование готовности будущего менеджера к ИАД как совокупности мотивационного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов, определяющих направленность будущего менеджера на осуществление информационно-аналитической деятельности с помощью средств информационно-коммуникационных технологий [3]. Целевой компонент включает мотивы, цели, потребности в профессиональном обучении будущих менеджеров. Определение требований, предъявляемых к готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности. Конечной целью обучения является выпускник - менеджер с высоким уровнем сформированности готовности к информационно-аналитической деятельности.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач, соответствующих конкретным этапам формирования готовности будущего менеджера к ИАД в процессе изучения дисциплин образовательной области информатика:

  • сформировать у будущих менеджеров мотивацию к информационно-аналитической деятельности, осознание значимости данного вида деятельности в структуре профессиональной деятельности менеджера;
  • сформировать направленность на знание информационно-аналитической работы;
  • сформировать практические навыки по использованию информационных технологий при выполнении информационно-аналитической работы.

Содержательный компонент. Будущая профессиональная деятельность определяет содержание и формы соответствующей учебной деятельности. На основе анализа видов деятельности менеджера, происходит соотнесение этих видов и возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в этих видах деятельности.

Проведенный нами подробный анализ нормативных документов высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент» (ФГОС ВПО, компетентностная модель, учебный план, матрица компетенций), а так же рабочих программ дисциплин «Средства и технологии интернет», «Деловая и иллюстративная графика» и «Экономико-математическое моделирование в управлении» позволил определить роль данных учебных дисциплин в процессе формирования готовности будущего менеджера к ИАД.

Основной целью дисциплины «Средства и технологии Интернет» является приобретение студентами целостной системы знаний в области современных компьютерных сетей и систем, возможностей и особенностей их использования в различных областях деятельности; формирование практических навыков по использования компьютерных систем и сетевых технологий. Возможности рассматриваемой дисциплины в подготовке будущих менеджеров к ИАД определяются следующими задачами:

  • сформировать представление о понятии, функциях и видах компьютерных сетей и систем;
  • показать принципы построения и функционирования современных компьютерных сетей и систем;
  • показать необходимость внедрения и использования компьютерных сетей и систем в различных сферах и областях деятельности;
  • освоить принципы и методы работы в компьютерных сетях и системах;
  • подготовить обучающихся к дальнейшему участию в разработке проектов по использованию локальных и глобальных сетей в деятельности предприятия и личных целях.

Целью изучения дисциплины «Деловая и иллюстративная графика» является овладение основами знаний, умений и навыков, необходимых для представления деловой информации в эффектной и удобной для восприятия форме на базе теоретического и научного потенциала российских ученых в области визуализации, формирования восприятия в информационных коммуникациях. При изучении данной дисциплины подготовка будущих менеджеров к ИАД осуществляется в рамках реализации следующих задач:

  • развить способности визуализации;
  • овладеть основами проектирования изображений графическими средствами;
  • изучить типовые иллюстрации деловой информации и уметь выполнять их с помощью программных средств;
  • изучить концепции разработки презентации деловой информации и уметь реализовывать их с помощью современных визуальных средств.

Дисциплина «Экономико-математическое моделирование в управлении» имеет своей целью дать полное представление о существующих экономико-математических моделях и методах и научить применять их на практике при решении различных экономических задач в области планирования, прогнозирования, организации, управления производством и принятия обоснованных управленческих решений. Изучение дисциплины «Экономико-математическое моделирование в управлении» направлено на реализацию следующих задач, способствующих формированию готовности будущих менеджеров к ИАД:

  • ознакомить обучающихся основным понятиям и инструментарием экономико-математических методов и моделей;
  • выработать умения создавать экономико-математические модели для обоснования планов развития отраслей и предприятий;
  • выработать умения разрабатывать экономико-математические модели для принятия эффективных управленческих решений;
  • изучить и применять экономико-математические методы с овладением и использованием программ, позволяющих ускорить расчеты на ПЭВМ.

Организационно-технологический компонент. В нашем исследовании мы выделяем следующие этапы формирования готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности в процессе обучения в вузе:

  1. Подготовительный этап. В процессе учебной деятельности проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, компетенций в области информационных технологий.
  2. Основной. В процессе учебной деятельности обучающиеся приобретают общекультурные и профессиональные компетенции, развивают свои способности и профессионально важные качества.
  3. Завершающий. Готовность и способность применять средства ИКТ в информационно-аналитической деятельности.

В процессе освоения вышеуказанных дисциплин, по нашему мнению, необходимо использовать следующие образовательные технологии, методы и способы формирования готовности к ИАД: технологию смешанного обучения, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение, метод проектов, кейс-метод, деловую игру, метод фокус-групп, портфолио и веб-квест.

Выделенные методы позволяют разработать систему оценивания, соответствующую образовательным целям по личностному развитию обучающихся. Планирование различного вида оценочной деятельности будущих менеджеров позволяет преподавателю использовать данную деятельность в качестве инструмента оценки.

Результативно-рефлексивный компонент. Состоит в определении уровня сформированности готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности. В умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, определения сформированности профессионально важных качеств. Является регулятором личностных достижений, профессионального мастерства, развития рефлексивных способностей.

Таким образом, предлагаемая модель формирования готовности будущего менеджера к ИАД, позволяет разработать методику обучения дисциплин образовательной области информатика при помощи всех выделенных педагогических условий, методов, средств и форм обучения, использование которой позволит достичь поставленной цели - повышение уровня готовности будущего менеджера к ИАД.

По нашему мнению, процесс формирования готовности к информационно-аналитической деятельности будущего менеджера в процессе изучения вышеуказанных дисциплин будет эффективным, если внедрить в учебный процесс методику, базирующуюся на следующих положениях:

  • организация эффективной системы повторения школьного курса информатики;
  • осуществление формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущего менеджера в единстве с развитием мотивационной сферы;
  • обеспечение отбора содержания, способов структурирования учебного материала, аналитический характер представляемой информации, ее необходимый теоретический уровень и профессиональную направленность;
  • использование в процессе обучения активных и интерактивных форм проведения занятий;
  • использование в процессе обучения электронных учебно-методических комплексов;
  • использование в процессе обучения Интернет-тренажеры;
  • обеспечить индивидуализацию процесса обучения;
  • создать систему мониторинга, определяющую качество сформированных общекультурных и профессиональных компетенций будущего менеджера.

Выводы

В результате исследования создана структурно-содержательная модель формирования готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности. Проверка эффективности предложенной модели формирования готовности будущих менеджеров к ИАД осуществлялась при помощи педагогического эксперимента, который проводился на базе филиала ТюмГНГУ в городе Тобольске. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 2008 - 2015 гг. и состояла из трех этапов: констатирующего, поискового и формирующего. Вышеизложенные характеристики модели составляют основу формирования готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности. Разработанная модель значительно расширяет представления о процессе формирования готовности будущего менеджера к информационно-аналитической деятельности, отображает траекторию ее формирования.

Рецензенты:

Егорова Г.И., д.п.н., заведующий кафедрой химии и химической технологии ФГОУ ВПО «Филиал Тюменского нефтегазового университета в г. Тобольск», г. Тобольск;

Яркова Т. А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и социального образования филиала ТюмГУ в г. Тобольске, г. Тобольск.