Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ANTHROPOLOGICAL BASES OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS DESIGNERS

Vlasova I.M. 1
1 FGBO VPO "Don state technical University
Appeal to the ideas of the anthropological approach in education and upbringing, allows us to consider the personality from the standpoint of nature, society and culture in unity, focused on humanistic values. The moral Foundation of the training of a competent specialist, centered on the person, which leads to the need to develop the content, forms, methods and means of design activity. Identifies methodological positions generic methods in the design, considered as anthropological, from the point of view of finding deep universal constants of human existence, presents cultural archetypes. The structure of anthropological methods based on archetypes - unique channel creative communications shaping the activities of the designer as meaningful, endowed with the spiritual and moral potential. The formation of the national design, the formation of citizenship of the designer, focus on the development of domestic high quality product design.
national design
method design
anthropological approach
spirituality
competence

Обеспеченность ведущих отраслей промышленности и социокультуры высококвалифицированными специалистами зависит от уровня подготовки дизайнеров. Это в свою очередь позволяет говорить о нацеленности системы высшего профессионального образования на качество подготовки специалистов в сфере дизайна, определения новых линий развития отечественного дизайн-образования, среди которых ориентация на национальные культурные ценности является определяющей.

Современная действительность активизирует значение дизайна, в сфере которого находится предметно-вещный мир современного человека, область потребительских услуг, что формирует образ жизни человека, стиль его поведения, эстетический вкус, взаимоотношения с социумом и др. Контрасты современного мира, где на фоне высокотехнологичного производства, использования новых материалов наблюдается стремительно понижающийся уровень культуры; огромный дисбаланс между элитарной и масскультурой, ориентация на технологичность и эстетизм; "тотальность" массового разрушительного потребления, использования возможностей дизайна как манипулятора общественным сознанием, заставляет систему образования искать пути решения многочисленных проблем. В связи с этим, одна из функций дизайна – удовлетворение витальных потребностей человека, обеспечение его качественными предметно-средовыми объектами жизнедеятельности – не может рассматриваться как основная. Другая функция дизайна состоит в расширении гуманистического поля существования человека, нацеленного на духовное, нравственное его развитие, создание дизайнером мира Культуры на основе использования универсальных констант.

Несмотря на широту включенности дизайна в социокультурные контексты, проблематика удовлетворения потребностей человека без соотнесенности с культурно-нравственными нормами и ориентирами представляется недопустимой, учитывая всю сложность цивилизационного противостояния современного мира, угрозы Российской государственности. Логика рассуждений позволяет сделать выводы, что сегодня не только стремительное развитие научно-технического прогресса, но и геополитическая ситуация в мире вносит изменение в систему подготовки специалистов в сфере дизайна. Отмечаем следующее: дизайн, как явление человеческой культуры, характеризуется стремительной сменой концепций, теорий, форм на основе инновационных технологий, меняющих представление о современном мире. В связи с этим подготовка дизайнеров характеризуется расширением специализаций, круга полномочий и гражданской ответственности выпускника, углублением состава компетенций и др., что в полной мере соответствует смене темпов развития самой жизни. В этой ситуации образование не успевает перестраиваться за сменой потребностей общества, социума, личности, поэтому только поиск универсальных констант образования позволит решить эту проблему в глобальном контексте.

Концепция нашего исследования базируется на тезисе философа С.И. Гессена: «…личность обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства, и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры» [3]. Концептуальные идеи нашего исследования позволяют определить методологические основы универсальных методов в дизайне. Дизайн по сути своей антропоцентричен, т к. ориентирован на человека. Таким образом, нам представляется уместным обращение к антропологической школе в культурологии и к идеям антропологического подхода в образовании и воспитании, позволяющим рассматривать личность с позиций природы, социума и культуры в единстве, ориентироваться на гуманистические ценности, на опыт философской антропологии в России (Н.А. Бердяев, В.В. Соловьев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Б.Т. Григорьян, М.С. Каган и др.); психологии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); педагогической антропологии (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, П.П. Блонский, И.П. Волков, Е.И. Ильин, К.Д. Ушинский, В.Ф. Шаталов и др.). Данный методологический подход даст возможность проанализировать актуальную проблематику в сфере дизайн-образования, предложить пути их решения, рассматривая человека (дизайнера, потребителя, творца) как главную цель и ценность. В рамках антропологического подхода в образовании вспомним выделенный Б.М. Бим-Бадом тезис о целостности биологической и духовной природы человека. Этот тезис позволяет нам утверждать, что существование дизайна в социокультурном, экологическом контексте, центрированном на человеке, заставляет совершенствовать содержание, формы, методы и средства дизайнерской деятельности. В связи с этим, необходимо определить сущностные основания методов дизайна, которые будут рассматриваться нами как антропологические.

Следует отметить, что проблема отношения к человеку, как к главному предмету философского познания, отражена в трудах зарубежных ученых, деятелей культуры: Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменского, И. Канта, Г. Гегеля, Л.А. Фейербаха, И.Ф. Гербарта, М. Монтессори и др; отечественных ученых: Н.Г. Чернышевского, В.С. Соловьева, Е.А. Плеханова, Д.И. Писарева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, К.Н. Вентцеля и др. Во второй половине XX в. свой вклад внесли советские ученые Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др. Представители антропологической школы в культурологи – Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер в Великобритании, А. Веселовский в России находили схожие черты в мифологии и фольклоре разных стран, объясняя этот феномен тождественностью человеческой природы, единством первобытного мышления [1]. Эта точка зрения соответствует нашим представлениям о том, что крайне важно нахождение глубинных универсальных констант человеческого существования, которые мы видим в культурных архетипах.

Антропологический подход позволит нам найти точки соприкосновения человека с миром вещей, определив деятельность дизайнера как гуманистическую, нацеленную на национальные ценности. Анализируя исследования последних лет в области дизайна, мы пришли к выводу: дизайнер должен чутко улавливать и современные технологические тенденции, инновационные разработки в хозяйственно-промышленном секторе и, вместе с тем, быть ориентированным на сохранение национальной самобытности, уникальности российских культурных традиций, в конечном счете, своей самости, как жизненной цели, индивидуальности [5]. Этот тезис подтверждает научное исследование Т.И. Власовой. Рассматривая вопросы духовно ориентированного воспитания, ученый говорит о способности сознания человека одномоментно находиться только в моно-культуре. Поскольку современный нелинейный мир приводит к ценностному хаосу, неустойчивому состоянию духовного мира человека [2].

Мы акцентируем внимание на разной трактовке исследователями целей дизайна как проектной деятельности, что приводит нас к необходимости отыскания общих методологических оснований в определении данного феномена. Область этих поисков, на наш взгляд, находится в сфере духовно-нравственного существования человека. Поиск универсальных констант именно в этой сфере позволит нам определить теоретические основы концепции универсальных дизайн-методов. Такими основаниями явилась для нас теория духовно ориентированного воспитания как процесса обретения человеком индивидуального смысла жизни Т.И. Власовой. В исследовании доказывается, что в процессе воспитания и образования необходимо, прежде всего, обращаться к формированию иерархической системы ценностей личности, интегративными из которых являются экзистенциальные ценности, а именно: определение смысла жизни субъекта образования. Исследователем определен интересующий нас возрастной период (17 – 27 лет) относительно экзистенциальных ценностей, как когнитивно-сексуальный нравственный период. Таким образом, отмеченная Т.И. Власовой динамическая смена ценностных доминант в онтогенезе позволяет говорить о формировании духовности в данный возрастной период, характеристиками которой являются антиномичность человеческой сущности – колебание и баланс между добром и злом; гармония (баланс) между иррациональным и рациональным – душой и сознанием; гармония (баланс) между витальной и духовной сущностями – уравновешивание физиологических потребностей и «требований» субъективного духа; интенция к Абсолютным ценностям (Т.И. Власова). Духовность понимается как интенция к Абсолютным ценностям: Добру (нравственность), Истине (наука, познание), Красоте (гармония жизни). По мнению русского философа М.М. Бахтина, духовность – это "вертикальный конститутив культурного пространства общества", представленный нами на рисунке (Рис.1). Понятие "духовность" в русской философской мысли соотносилось со своеобразием религиозно-церковной жизни. Философы Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, С.Л. Франк и др. связывали русско-православную духовность с соборным типом коллективизма, устремленности к восприятию целостности мира. Д.С. Лихачев, С.С. Аверинцев, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин понятие "духовность" понимали как «…синкретическую устремленность человека и общества к высокому и совершенному состоянию» [4]. Именно от развития духовности, индивидуальной духовности (Т.И. Власова) зависит физическое, эмоционально-психическое, интеллектуальное, нравственное и социальное состояния человека.

Рис.1. Конститутив культурного пространства общества

Наша гипотеза состоит в том, что в онтогенезе (индивидуальном развитии человека) наблюдается динамическая смена ценностных доминант, в нашем случае, ориентированная на экзистенциальные ценности, что является для дизайнера определяющим смыслом его существования. В процессе профессионализации система ценностных доминант представляет собой относительно устоявшуюся структуру, определяющую жизнь субъекта проектирования. Становление духовности можно свести в самом обобщенном виде к восприятию конкретного смысла как осознания возможности на фоне действительности, т.е. осознания того, что можно сделать по отношению к данной ситуации [2]. Таким образом, проектировочная деятельность становится истинно духовным актом при условии осознанности личных возможностей дизайнера и его ответственности за совершенный творческий акт.

Реализация данной концепции в дизайн-деятельности предполагает использование специфических методов дизайна, заявленных нами как антропологические. Выделенная нами типология методов позволит включать в учебный процесс те типы методов, которые будут соответствовать концепции, целям и задачам дизайн-проекта, направленных на формирование определенных профессиональных компетенций. На сегодняшний день методы, активно используемые в практике дизайна, ориентированы исключительно на создание предметно-вещной среды человека в отрыве от его природных оснований, о чем мы говорили выше. В связи с этим, нами предложены Антропологические методы как универсальные, тождественные человеческой природе, основанные на архетипах, как праформах мышления, отличаются целостностью, целесообразностью, гармонизацией. Опора на данные методы позволит в процессе формирования профессиональных компетенций студентов опираться на архетипы, как уникальный канал творческих коммуникаций, превращая деятельность дизайнера в осмысленную, наделенную духовно-нравственным потенциалом. Логика наших рассуждений позволила на основании предложенной концепции структурировать антропологические методы на основе архетипов в 4 группы: архетип Ассоциации, архетип Объекта, архетип Действия, архетип Пространства.

Таким образом, мы можем констатировать противоречивость дизайна, как ценностной социально-художественной формы познания мира человеком. С одной стороны он антропоцентричен, нацелен на удовлетворение потребностей человека, в том числе его духовно-нравственной сущности, с другой, дизайн включает человека в мир безудержного потребления. Между тем, дизайн выстраивает социокультурные отношения между производителем и потребителем в гуманистическом поле, в котором объекты (предметы) и среды обладают экологичностью, высокими эстетическими свойствами, «национальным характером». Суть указанных гармоничных отношений характеризуется универсальностью как специфической формой мышления, которая рассматривает универсум как целое, несмотря на разнородность пространственных сред и объектов, несущих как актуальные, современные смыслы, так и символы, образы, пришедшие из прошлого, обладающие исторической памятью. С помощью пространственных форм предметного мира человек оформляет и выстраивает первичную, условную бесформенность среды, исходя из глобальных представлений о космосе и миропорядке, о своем месте в структуре мира и пространства. Дизайн опирается на категорию «мироустройства» как моделирование мира по законам целостности и гармонии, т.к. предметные среды, всегда несут в себе знаковые проявления духовно-физической структуры человека, отраженные в архетипах. Проблема архетипического в дизайне находит различные варианты включения образно-символических изображений, текстовых модификаций в различных продуктах в виде специфической глубинной и психологической знаковой системы.

Таким образом, мы приходим к заключению: анализ филогенетического и онтогенетического пути человека, позволил утверждать, что универсальный метод является первопринципом (праметодом) дизайна, основанным на культурных архетипах как интенции к Абсолютным ценностям, основой формирования профессиональных компетенций дизайнера. Выяснено, что жизнь человека, обремененная социальными условностями, в большей степени подчинена универсальным основаниям бытия личности, которые организуют ее жизнедеятельность, влияют на сознание, мировоззрение, формируют духовность человека. Нами определена сущность универсального метода в дизайне с позиций ценностной социально-художественной формы познания мира человеком, как всеохватывающее знание, построенное на укорененных в сознании культурных архетипах. Эти константы определяют взаимодействие человека с миром, благодаря наличию в них специфической архаической энергетики. При этом, архетипы рассматриваются нами как носители Абсолютных ценностей, как универсальные, общеродовые смыслы жизни, обладающие мощным энергетическим потенциалом, находящиеся в смысловом поле личности, пробуждающие его творческую активность.

Рецензенты:

Прищепа А.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой дизайна и изобразительного искусства ФГАОУ «Ростовский государственный строительный университет», г. Ростов-на-Дону;

Власова Т.И., д.п.н., профессор, зав. каф. теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону.