Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFORMATION DISCLOSURE AS A FACTOR OF FEDERAL PUBLIC ADMINISTRATION EDUCATIONAL SYSTEMS

Levina E.Yu. 1
1 The Institute of Pedagogic and Psychology of Professional Education of Russian Academy of Education
Reforming the national education requires finding innovative methods and forms of management of educational systems and organizations. One of the main areas is the transition to the federal public administration education is the ability to search for optimal development of the system based on the consensus of all stakeholders, the control, the needs and interests of all educational agents. The article deals with one of the factors of federal public administration - information disclosure of educational institutions, as a way of access to educational activities. The authors investigated the position of educational agents identified their information needs. A pilot study of information transparency of educational institutions of vocational and higher education. This article is intended for heads of educational institutions, staff education management organizations, educators, educational organizations and potential employers.
education agent
federal public administration
information disclosure
educational organization
educational system

В условиях усиливающегося темпа социальных и технологических изменений в современном мире образовательные системы должны своевременно учитывать изменения и вызовы внешней среды, отвечать на них изменениями в своей образовательной организации, достигая конкурентоспособности. На каждом этапе развития общества состояние образовательной системы определяется тенденциями социально-экономического развития и технологическими укладами развития экономики. Возникают новые условия, возможности и потребности (финансовые; нормативно-правовые; научно-технические; организационные; информационные; мотивационные и др.). При каждом изменении других систем меняются условия и цели реализации образования.

Текущие социально-экономические процессы ставят перед образовательной системой и каждой образовательной организацией инновационные задачи не только педагогического уровня, но и экономического: по вхождению образовательных структур в рыночную экономику, завоевания рыночной образовательной ниши при сохранении традиций обучения и др. Одной из таких стратегических задач является переход образовательной системы к государственно-общественному управлению, провозглашенный в Законе «Об образовании» Российской Федерации и учитывающий интересы всех образовательных агентов (потенциальных работодателей, обучающихся, родителей обучающихся, преподавательский состав образовательных организаций, общество в целом).

Несмотря на то что переход к государственно-общественному образованию законодательно установлен, имеются значительные затруднения по его реализации (отсутствие опыта, норм и регламента общественного управления). Образовательная система и каждая образовательная организация, развивая идеи государственно-общественного управления, должна структурировать и обеспечить интересы стейкхолдеров с учетом их взаимодействия, неизбежно возникающего конфликта интересов и уровня влияния. Характерной чертой государственно-общественного управления является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием всех образовательных агентов. В этом аспекте информационная открытость образовательных организаций профессионального и высшего образования как отражение ее состояния для заинтересованных агентов образовательной системы определяет готовность образовательной организации к государственно-общественному управлению.

Информационная открытость - перечень  информации, подлежащей обязательному раскрытию для образовательных организаций. Направлена на создание каналов двусторонней связи, обеспечивающих удовлетворение информационных потребностей субъектов внешней среды относительно деятельности образовательной организации и позволяющих образовательному учреждению получать обратную реакцию от представителей социума с целью повышения эффективности своей деятельности. Информационная открытость вменена в обязанность образовательным организациям (ст. 29. Закона «Об образовании РФ»), обеспечивая тем самым участие в управлении заинтересованных групп (образовательных агентов) [5].

Информационную открытость образовательных организаций можно определить как способность улавливать и учитывать изменения внешней среды в целях собственного развития [1]. Исследование информационных потребностей образовательных агентов, уровня информационной открытости образовательных организаций способствует развитию государственно-общественного управления образовательными системами [6].

На первом этапе автором определены показатели информационной открытости образовательных организаций с позиций образовательных агентов на основании опроса и анализа нормативной документации. Были проанализированы законодательно определенные позиций информационной открытости образовательных организаций (ст. 29), которые обязательны для раскрытия. Перечень содержит 33 позиции, связанные со стратегическим, тактическим и оперативным управлением, текущим состоянием образовательной организации. Далее нами проведено опросное исследование агентов образовательной системы для выявления интересующих их сведений и возможности участия в государственно-общественном управлении образовательной организации (табл. 1).

Для каждой из групп были выявлены необходимые информационные потребности, приведенные ниже в таблицах. Значимость информационной потребности оценивалась на основе среднего значения рейтинга, в зависимости от ответов респондентов. Первоначально вопросы были открытыми, т. е. опрашиваемые сами выявили группы информационных потребностей, затем было осуществлено ранжирование ответов теми же респондентами по значимости (10-балльная шкала) (табл. 2).

Таблица 1

Информационные источники исследования

Группа заинтересованных лиц

Количество организаций/ Количество человек

Источник информации

Студенты образовательных организаций

11/158

Студенты организаций профессионального и высшего образования

Образовательные организации

11/82

Сотрудники организаций профессионального и высшего образования (преподавательский состав)

Бизнес-структуры

11/22

Потенциальные работодатели

Социум

96

Родители или представители студентов

ИТОГО

11/358

 

                 Анализ полученных данных позволил выявить информационное поле открытости образовательной организации и дополнить законодательно определенные позиции положениями, интересующими агентов образовательной системы.

Полученные показатели информационной открытости как инструментарий оценки определили критерии дальнейшего исследования состояния образовательных организаций профессионального и высшего образования в области перехода к государственно-общественному управлению.

            Далее нами проведен Интернет-мониторинг порталов образовательных организаций на основании оценки информационного поля и контент-анализ выложенных в сети документов образовательных организаций профессионального и высшего образования. Всего рассмотрено 20 ведущих вузов Российской Федерации и Республики Татарстан, 68 организаций профессионального образования Приволжского федерального округа РФ и Республики Татарстан. Интернет-мониторинг представляет собой анализ сайтов образовательных организаций (или информационных систем общего доступа), при этом ведется анализ с точки зрения наличия открытой информации (в соответствии с выявленным информационным полем) и анализ содержания представленных данных на основании принципов информационно-коммуникационной полноты, обратной реакции и значимости информации для ее пользователей. Полученная информация группируется в базу данных с тем, чтобы была возможность определения динамики развития ситуации.

Таблица 2

Информационные потребности образовательных агентов

Информационный состав по оценке работодателей (рейтинг)

Информационный состав по оценке социума (рейтинг)

Информационный состав по оценке студентов (рейтинг)

Информационный состав по оценке преподавателей (рейтинг)

Рейтинг образовательной организации (10)

Рейтинг образовательной организации (10)

Организационная информация (10)

Организационная информация (10)

Перечень и ФГОС специальностей (10)

Устав, учредительные документы, сертификаты, образцы дипломов (9,7273)

Внеучебная деятельность (10)

Перечень и ФГОС специальностей (10)

Количество выпускников по специальности (ежегодно)(7,778)

Перечень и ФГОС специальностей (10)

Социальная поддержка (10)

Учебный план специальностей (10)

Количество потенциальных абитуриентов (ежегодно) (6,444)

Социальная поддержка (10)

Порядок оказания платных образовательных услуг (9,77)

Рабочие программы дисциплин / Учебно-методические комплексы дисциплин (10)

Темы курсовых и дипломных работ (6,778)

Количество потенциальных абитуриентов (ежегодно) (9, 95)

Дополнительные образовательные программы, НИРС (9,23)

Дополнительные образовательные программы, НИРС (9,64)

Достижения студентов образовательной организации (8,778)

Рабочие программы дисциплин (8,1364)

Преподавательский состав (8,97)

Преподавательский состав (9,54)

Достижения преподавателей образовательной организации (5,667)

Преподавательский состав (8,09)

Перечень и ФГОС специальностей (8,21)

Достижения студентов в учебной и внеучебной деятельности (8,77)

Формы сотрудничества с работодателями (7,556)

Результаты приемных испытаний (10)

Учебный план (7,82)

Рейтинг групп, специальностей, студентов (7,62)

 

Виды деятельности студентов  (9,5)

Рабочие программы дисциплин / Учебно-методические комплексы дисциплин (8,53)

Направления НИР (8,78)

 

Достижения студентов образовательной организации (8,09)

Электронная библиотека (9,39)

Электронная библиотека (8,78)

 

Виртуальная приемная руководителя образовательного учреждения, руководящих структур (деканатов) (10)

Рейтинг групп, специальностей (7,67)

 

Современные образовательные организации имеют достаточный уровень материально-технического обеспечения для создания собственных информационных ресурсов, разработки и непрерывного обновления собственного сайта. Как правило, образовательные организации самостоятельно разрабатывают сайты и осуществляют их постоянное обновление в соответствии с выбранной внутренней политикой, определяемой руководителем организации.

Анализ состояния готовности к инновациям вузов РФ (входящих в число лучших вузов России по версии Эксперт РА (первая десятка)) и ведущих вузов РТ (10 университетов) дал следующие результаты: наличие стратегических документов в 100% случаев (при этом необходимо отметить, что реально выполнимая миссия и определенные критериально стратегические ориентиры установлены в 60% вузов). Система показателей оперативного управления скрыта от агентов образовательных организаций либо отсутствует вовсе (прописана у 11,8% рассмотренных организаций). В качестве моделей управления в основном (82%) выбрана проектно-организационная модель, причем в качестве проектов выступают направления научной деятельности, учебная деятельность описана организационной моделью со стандартной системой управления и оценивания результатов обучения, иногда с использованием рейтинговой системы оценки (68%). Процессная модель управления принятая в 17,647% рассмотренных образовательных организациях, тесно связана с работой системы менеджмента качества и напрямую влияет на рейтинг образовательной организации (первые два места в десятке лучших). В целом, положения информационной открытости соблюдаются достаточно высоко в университетах из первой десятки РФ (в среднем около 90%) и недостаточно в университетах РТ (в среднем 70%). Для оценки развития состояния информационной открытости эти же образовательные организации были проверены через 1 год, анализ показал незначительный рост открытой информации (1,5 % по вузам РФ и 2,5% по вузам РТ).

В отличие от западных университетов данный анализ показал высокую инертность агентов профессионального образования в общественном управлении (потребление, а не участие). Предоставленная информация позволяет получить сведения о процессах, но не дает возможности участия в управлении образовательными структурами и системами, демонстрирует достаточно низкую ориентацию на потребителей образовательных услуг (студентов, их родителей, преподавателей, представителей бизнеса и общества в целом), что существенно снижает готовность организаций высшего образования к  инновациям. Необходимо развитие практики изучения реальных ожиданий и потребностей населения в сфере образования, осуществление диалога с заказчиками и потенциальными инвесторами по поводу ассортимента, доступности и качества предоставляемых образовательных услуг.

Исследование профессиональных образовательных организаций (СПО) дало возможность сделать следующие выводы.

1. Сравнение организаций СПО ПФО и РТ  (25 и 43, всего 68) в аспекте информационной открытости показало, что Республика Татарстан является лидером по показателям информационной инфраструктуры. Созданный образовательный портал edu.tatar.ru содержит возможность получения информации обо всех организациях общего, профессионального и дополнительного образования РТ. Существенным недостатком существующей ситуации является то, что некоторые организации СПО, имея и собственный сайт, и унифицированные страницы на edu.tatar.ru, не синхронизируют информацию (57%), чем существенно уменьшают ценность информации и препятствуют ее обработке.

2. В целом, положения информационной открытости соблюдаются в следующей пропорции: 47% - по ПФО,  63% - по РТ, что свидетельствует о недостаточном уровне готовности организаций СПО к государственно-общественному управлению, низком уровне информирования образовательных агентов. Этим снижаются потенциальные возможности образовательных организаций.

3. Практическое отсутствие (100%) виртуальных приемных образовательных организаций, в которых заинтересованы все агенты профессионального образования, что говорит о недостаточном уровне работы с образовательными агентами в целом.

4.  Низкий уровень учебно-методической готовности организаций СПО (17% - ПФО, 28% - РТ);

5. На момент опроса лишь 38% организаций СПО имеют стратегическую документацию в полном объеме, у 21 % документация находится в разработке, у остальных (41%) она отсутствует.

Таким образом, образовательным организациям СПО в целях совершенствования и повышения готовности к инновациям необходимо осуществить разработку стратегии деятельности, повысить степень участия агентов профессионального образования в управлении образованием (определив формы и методы), обеспечить открытость и прозрачность образовательной деятельности, повысить информированность общественности о результативности управления за определенный временной интервал. Главная задача в настоящий период - определить нормативно-правовое пространство государственно-общественного управления, обнаружить проблемы использования и создания нормативно-правовой базы в образовательных учреждениях и  в общественных организациях, проанализировать существующую практику, выявить риск в реализации различных сценариев развертывания государственно-общественного управления в образовательных учреждениях и в целом в системе образования.

Проектируемая система государственно-общественного управления должна быть направлена на формирование норм образовательной деятельности и условий для реализации потенциала в развитии образования.

Выполнить эту задачу можно при условии, что государственно-общественное управление будет рассматриваться не как пирамидальная иерархическая конструкция (как на данный момент), а как горизонтальная система взаимосвязей и сфер ответственности.

Характерными чертами нового опыта осуществления государственно-общественного управления образованием и социального партнерства с участием образования на региональном и муниципальном уровнях являются переосмысление субъектами образования значения общественности для образования и управления им, рассмотрение общественности не как помехи в работе и не только как источника дополнительных ресурсов или корректора управленческих ошибок профессионалов, а как равноправного субъекта и партнера, имеющего собственные интересы и право их отстаивать.

Приходится констатировать, что гражданское общество в настоящее время еще недостаточно организовано. Это является реальным препятствием для включения представителей гражданского общества (местных сообществ) в активное и ответственное партнерство с властью в деле развития и управления образованием.

Становление государственно-общественного управления образованием предполагает интеграцию таких направлений работы, как:

1) обеспечение информационной открытости системы образования, являющейся  приоритетом современной образовательной политики России, и  формирование нормативно-правовой базы обеспечения прозрачности и доступности информации о системе образования;

2) демократизация деятельности органов государственной власти и управления образованием;

3) развитие самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций педагогов, органов самоуправления всех уровней);

4) организация общественных органов управления образованием, в которых представлены все слои населения.

Рецензенты:

Гильмеева Р.Х., д.п.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального  образования» РАО, г. Казань;

Камалеева А.Р., д.п.н., доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального  образования» РАО, г. Казань.