Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

USING OF REFLEXIVE TEACHING METHOD "STALKER" IN FUTURE DEFECTOLOGISTS´ PROFESSONAL TRAINING

Sergeeva A.I. 1
1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk
The work discloses the content of the concepts of "educational reflexive method" and "reflexive analysis". The paper gives the theoretical justification of the using of the graphical method "Stalker" for the formation of the ability of students to the reflexive. Algorithm stages of work with students using the reflexive learning method "Stalker" and features of its realization are indicated. The paper presents the data of the survey (interviews) of the teachers of Tomsk State Pedagogical University about the universality of this method application in teaching of reflexion of future bachelors in different directions of pedagogics in professional training in higher school. The possibilities of reflexive method "Stalker" in the professional training of future defectology bachelors are shown. The study represents results of experimental work on the use of the method of "Stalker" in higher school, proving the productivity of its application in the development of the capacity for reflexive analysis of future defectologists.
professional training of defectologists.
reflexive-oriented competences
reflexive training method "Stalker"
reflexive analysis
reflexive abilities
В настоящее время согласно требованиям ФГОС ВПО компетентностного поколения основная функция подготовки бакалавра определяется как освоение деятельностных способностей (мышление, понимание, рефлексия, коммуникация), результатом которого является построение методов исследования, проектирования и программирования профессиональной деятельности [8].

Целью нашего научно-педагогического исследования стало изучение особенностей использования методов развития рефлексивных способностей в профессиональной подготовке будущих бакалавров дефектологии в педвузе. Под рефлексивными способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения рефлексивной деятельности [5]. ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров дефектологии по профилю «Логопедия» включает компетенции, в содержании которых заложено формирование рефлексивных способностей, а именно:

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК–2);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОПК–2);

- способен к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно–педагогической деятельности (ПК–10) [6].

Анализ специальной литературы показал, что развитие рефлексии будущих педагогов организуется по-разному: от элементов рефлексии на отдельных этапах аудиторных и самостоятельных занятий до рефлексии в конце каждого раздела или темы курса, с целью постепенного перехода к постоянной внутренней рефлексии. Следовательно, каждому современному преподавателю приходится выбирать или разрабатывать рефлексивный метод обучения студентов, созвучный целям, содержанию, планируемым результатам образовательного процесса и личным возможностям [1-3; 5].

Целью рефлексивного метода определяется осознание методологического каркаса осуществлённой предметной деятельности и на его основе продолжение предметной деятельности в избранной области. Результатом применения рефлексивного метода может стать сконструированное понятие, сформулированное противоречие, найденная функциональная связь или закономерность, теоретическая конструкция по изучаемому предмету, способ деятельности и т.п. (А.В. Хуторской) [7].

Без понимания способов учения, механизмов познания и мыследеятельности, студенты не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли. Рефлексивный анализ обучающихся как процесс и результат рефлексии педагогом собственной деятельности с целью ее улучшения способствует пониманию и осознанию скрытых механизмов каждого этапа образовательного процесса [1].

М.Т. Громкова, обсуждая вопросы развития рефлексивного анализа будущих педагогов, прослеживает динамику внутреннего состояния сознания обучающегося в вузе: первоначальное естественное состояние сознания: «Я — такой!», вторая стадия развития сознания: « Я — осознающий!» или стадия последовательных вопросов к себе для осознания и изменения образовательной ситуации: «Для чего я это изучаю?», «Что я знаю?» и «Что я уточню, добавлю к своим знаниям?». На заключительной стадии происходит новое приращение: «Я — действующий!» или состояние сознания в деятельности, когда появляется готовность к принятию решений в конкретных ситуациях, адаптация целей к реальным условиям образования, то есть профессиональное самоопределение. Цель образовательного процесса постепенно становится осознанной потребностью обучающегося, происходит научение рефлексивному анализу студентом затруднений учебной деятельности, в отличие от традиционного ожидания преподавательской оценки результатов обучения извне [4].

Методы исследования. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами было установлено, что авторский метод М.В. Голубевой «Сталкер» может быть включен в образовательный процесс для осуществления перехода от оценки результатов и затруднений учебной деятельности преподавателем к самостоятельному рефлексивному анализу обучающихся. В данной статье предлагается теоретическое обоснование применения рефлексивного метода «Сталкер» М.В. Голубевой с целью развития способности будущих дефектологов к рефлексивному анализу уровня усвоения конкретной темы, раздела или курса в целом, кроме того, способности к осознанному выбору способов устранения пробелов в учебной деятельности, что соответствует содержанию таких компетенций, как ОПК–2 и ПК–10. Автор метода «Сталкер» поясняет, что основой его создания стало методологическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. М.В. Голубева классифицирует свой метод как графический, так как графическая схема разделяет страницу на две части: «зона непонимания» коррелируется с зоной актуального развития студентов, а зону ближайшего развития представляет графа «зона понимания». Приведем графическую схему метода «Сталкер» (рис. 1).

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Графическая схема метода М.В. Голубевой «Сталкер»

 

Анализ авторского метода М.В. Голубевой лег в основу предлагаемого нами пошагового алгоритма работы по графической схеме «Сталкера»:

1 шаг (установочно–рефлексивный). Задача: обучить студентов рефлексивному анализу результатов собственной учебной деятельности, позволяющему оценить качество своих знаний. Ход выполнения: студент самостоятельно заполняет «зону понимания», т.е. область усвоенного знания и «зоны непонимания» – область незнания в рамках темы, раздела или дисциплины. Предполагаемый результат: способность к осознанию результатов обучения – понимание связей и отношений между знаниями, путей их получения, умения доказывать;

2 шаг (поисково–рефлексивный). Задача: сформировать готовность к проектированию способов самостоятельного изучения неусвоенной проблемы или темы. Ход выполнения: обучающимся заполняется графа «путь» после осознания выявленного дефицита в учебной деятельности. Предполагаемый результат: готовность к самостоятельному решению задач в профессиональной деятельности;

3 шаг (оценочно–рефлексивный). Задача: развить самоконтроль за уровнем усвоения содержания обучения. Ход выполнения: перенос обучающимся содержания из графы «зона непонимания» в графу «зона понимания» по мере осознания, что наступила стадия усвоения учебного материала. Результат: индивидуальная рефлексия [3].

Анализ результатов интервью преподавателей педагогического факультета Томского государственного педагогического университета выявил, что 85% из них не были знакомы с рефлексивным методом «Сталкер». Однако после ознакомления с возможностями данного метода 100% проинтервьюированных педагогов высказали мнение о рефлексивной направленности содержания и четкости его формы, универсальности его применения в обучении рефлексии будущих бакалавров в разных направлениях педагогики в профессиональной подготовке в вузе.

В данной статье представлена авторская практика опытно-экспериментальной работы (ОЭР) по использованию метода «Сталкер» в рамках цикла учебных занятий по базовой дисциплине по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование, профилю подготовки «Логопедии» – «Заикание», которая изучается в восьмом семестре на четвертом курсе в количестве 48 часов (24 – лекционных и 24 – практических занятий). Эмпирическое исследование проводилось в период времени с февраля 2014 года по май 2015 года. Количество испытуемых – 18 человек, обучающихся на очном отделении педагогического факультета ТГПУ на четвертом курсе по направлению подготовки: Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия». Возраст: 20-22 года, все обучающиеся – девушки. Экспериментальной группе из 10 человек предлагалось еженедельно на аудиторных занятиях после изучения тем дисциплины «Логопедия. Заикание» сделать рефлексивный анализ по графической схеме «Сталкер». Для сравнительного анализа полученных данных в мае 2015 года был проведен контрольно-оценочный срез после применения метода «Сталкер» (7 академических часов) в контексте изучения дисциплин «Логопедия. Заикание» (48 часов). Обучающиеся на четвёртом курсе отрефлексировали личные результаты обучения вышеназванной дисциплине, заполнив схему «Сталкера». С контрольной группой будущих бакалавров, состоящей из 8 человек, этот метод не применялся.

Целью использования метода «Сталкер» было выявление способности к рефлексивному анализу в динамике у будущих дефектологов на основе изучения способности к осознанию результатов обучения, проектированию способов самостоятельного изучения студентами, выявленных пробелов в профессиональной подготовке в рамках конкретной дисциплины.

Алгоритм применения метода «Сталкер» включал 3 последовательных шага (см. выше). Время выполнения - 45 минут.

На основе исследований А.П. Чернявской, И.А. Стеценко и содержания рефлексивно-ориентированных компетенций нами были определены критерии для оценки продуктивности использования метода «Сталкер» в формировании способности к рефлексивному анализу будущих дефектологов, как-то:

• развитость индивидуальной рефлексии (самостоятельный анализ уровня усвоения учебного материала);

• обращение к помощи наставника – более опытного учителя [5].

Индикатором для оценки продуктивности использования метода «Сталкер» в формировании способности к рефлексивному анализу будущих дефектологов стал речевой материал полей графической схемы «Сталкера».

Результаты исследования. Анализ результатов на начальном этапе исследования показал, что в начале заполнения полей графической схемы «Сталкера» все 100% испытуемых как в контрольной, так и в экспериментальной группе испытывали затруднения и задавали уточняющие вопросы. Ими не сразу было осознано, что выбор траектории ликвидации различных пробелов обучения в усвоении терминов и осознание практических способов решения профессиональных задач необходимо сделать самостоятельно, исключая групповые формы работы. Осуществление рефлексивного анализа вызывало у большинства студентов негативную реакцию.

В ходе ОЭР, на её констатирующем этапе, 10% испытуемых не смогли предложить способы устранения пробелов обучения. Приведём пример типичного речевого материала в поле «Путь», а именно проектирование способов самостоятельного изучения неусвоенной проблемы на начальном этапе исследования: «Лучше постоянно писать за преподавателем (записывать всю лекцию), а не самостоятельно искать и думать, где найти информацию и что делать, когда я буду работать». Были и оригинальные ответы: «Надо с пониманием относиться к учащимся, а не давать таких творческих заданий, потому что я не знаю, что ответить». На данном этапе ОЭР 90% будущих бакалавров дефектологии указали только один путь решения пробелов в профессиональной подготовке: «Больше организовать выездов в специальные учреждения для просмотра практических занятий с людьми, нуждающимися в логопедической помощи». У 90% студентов четвертого курса была выявлена недостаточно сформированная субъектная и рефлексивная позиция участника образовательного процесса, они предлагали внешнее решение проблем – извне, так как не развилась способность к самостоятельному выбору способов преодоления проблем обучения.

Итак, на начальном этапе исследования все 100% будущих бакалавров обращались к помощи наставника, что свидетельствовало о неготовности к индивидуальной рефлексии.

Для изучения динамики развития способности к рефлексивному анализу будущих бакалавров дефектологии нами проводился контрольно-оценочный срез в мае 2015 года.

Анализ результатов применения метода «Сталкер» показал положительную динамику в развитии способности к рефлексивному анализу у будущих дефектологов в составе экспериментальной группы.

Так, 95% респондентов указали пути самостоятельного восполнения пробелов в освоении учебного материала и решения профессиональных проблем. Перечислим их:

- просмотр видеоматериалов по коррекции речевых нарушений для более глубокого осознания тонкостей логопедического воздействия в профессиональной деятельности дефектолога;

- самостоятельная доработка неусвоенных вопросов и анализ специальной литературы;

- посещение практических занятий практикующих специалистов (стажистов) по сложным или недостаточно усвоенным проблемам логопедической помощи лицам с тяжелыми нарушениями речи для понимания возможных способов действия в разных профессиональных ситуациях;

- обучение на курсах по специальности для саморазвития в профессии;

- использование интернет-ресурсов по профессиональной тематике;

- целенаправленное консультирование учителями-логопедами со стажем по профессиональной проблематике;

- ведение личного дневника с фиксацией успехов и неудач в обучении, а затем профессиональной деятельности;

- самостоятельное составление кластеров для осмысления профессиональной терминологии после каждой новой темы;

- использование метода развития критического мышления Fishbone для углубления осознания специальных понятий и приёмов коррекционно-логопедической работы.

Отметим, что 5% испытуемых, обучающихся на четвёртом курсе, указали преимущественно на репродуктивные методы решения возникающих при обучении проблем: организация университетом посещений практических занятий в неврологических стационарах и образовательных учреждениях и многократное перечитывание лекций.

Результаты, характеризующие развитие способности к рефлексивному анализу контрольной группы, не выявили значительных позитивных изменений на контрольно-оценочном этапе эмпирического исследования, так как прирост показателей, в отличие от экспериментальной группы, составил всего 20 до 25%.

Теоретический анализ литературы и результатов ОЭР позволяет резюмировать, что метод «Сталкер» способствует решению следующих задач в развитии рефлексии обучающихся.

1.                  Формирование готовности к рефлексивному анализу усвоения учебного материала будущих дефектологов в разных формах учебной деятельности: НИРС, производственная практика (А.А. Вербицкий) [2].

2.                  Организация мотивации к самостоятельной работе студентов с опорой на графическую конструкцию вне учебной аудитории.

3.                  Стимуляция творческого мышления обучающихся.

4.                  Обучение способности выявлять профессиональную проблему и готовности её разрешать, самостоятельного определяя приемлемые способы её решения.

5.                  Становление субъектной и фасилитаторской позиции будущих бакалавров.

6.                  Обучение готовности к прогнозированию рефлексии обучения, которая позволяет не только анализировать проделанную работу, но и проектировать последующую деятельность на основе анализа предыдущей.

7.                  Формирование индивидуальной рефлексии каждого студента.

8.                  Стимуляция способности к самоконтролю за усвоением разного по объёму содержания и в удобном временном диапазоне: от содержания одной темы до рефлексивного анализа усвоения учебной дисциплины.

9.                  Универсальность в развитии рефлексии, независимо от предметного содержания.

Заключение

Итак, теоретический анализ литературы и практический опыт показал, что применение метода «Сталкер» как на аудиторных занятиях, так и в качестве задания для самостоятельной работы обучающимся формирует готовность к рефлексивному анализу будущих бакалавров дефектологии.

Рецензенты:

Куровский В.Н., д.п.н., профессор, директор ФГНУ «Институт развития образовательных систем» РАО, г. Томск;

Смышляева Л.Г., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск.