Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

READINESS OF PRESCHOOL TEACHERS FOR FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF PRESCHOOL CHILDREN

Grinko M.N. 1 Mikheeva E.V. 1 Samsonenko L.S. 1 Shavshaeva L.Yu. 1
1 FGOU VPO "Institute of Professional Development and Retraining of Educators Orenburg State Pedagogical University"
The analysis the partsialnykh of programs for ecological education of preschool children from whom the programs directed on transfer of ecological knowledge, formation of ability to understand and love the nature were distinguished is carried out to make thrifty use of it; the programs aimed at the development of ecological consciousness, the valuable relation to the world of the nature, knowledge of interrelation of the person and the nature; the programs directed on formation of bases of cultural and ecological consciousness of children of preschool age due to use of works of the fine arts, music, literature. For implementation of programs the corresponding preparation for implementation of ekologo-pedagogical activity including professional, including knowledge of fundamentals of ecology as sciences and the personal readiness which is characterized by an orientation of requirements, values and social activity. According to the conducted pedagogical research it was revealed that preschool teachers of the Orenburg region in general are ready to act as sources of ecological knowledge of preschool children and formation at them ecological culture that is declared as target reference points according to FGOS TO as possess skills of design of the ecological subject and spatial environment and are carriers of ecological values.
ecological education.
educational areas
target reference points
partsialny programs
Federal state educational standard of preschool education

В настоящее время перед человечеством встала проблема гармонизации отношений в системе «человек - природа - общество», выступающей в качестве результата экологического образования. В науке к настоящему времени накоплен определенный объем знаний, содержащий предпосылки развития системы экологического образования.  Так, воспитание учащихся в процессе взаимодействия с природой рассматривалось в работах: Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др., определение категории «экологическое образование» представлено в трудах: Н.Н. Марфенина, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, А.И.Субетто. Накоплен богатый опыт реализации экологического образования: А.Н. Захлебный, И.Д. Зверева, Л.В. Моисеева, И.Т. Суравегина, О.Г. Тавстуха, М.Н Гринько, А.Н. Пересунько [2;3;5], в том числе экологического образования дошкольников (Е.В. Бондаревская, Е.В. Гончарова, Н.Н. Кондратьева, А.Н. Кочергин, Д.Н. Кавтарадзе, Н.А. Рыжова, Е.В. Михеева, В.Н. Зебзеева, А.А. Муратова)

Ребенок-дошкольник в силу психофизиологических особенностей очень тесно связан с природой и обществом, чувствителен к природным явлениям, изменения, совершаемые им в природе минимальны, его активность направлена на познание окружающей природной, социальной среды и самого себя [1, с.77-83]. Дети дошкольного возраста впечатлительны, непосредственны, эмоциональны, поэтому имеется возможность формирования их «экологической культуры, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций» [10, с.15].

Введение ФГОС ДО закрепило позицию экологического образования детей дошкольного возраста. Так в качестве целевых ориентиров, которые достигаются  в направлениях развития, на этапе завершения дошкольного образования выступают: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в частности экологических (жизнь, любовь, красота, человек, природа); формирование основ безопасного поведения в природе (социально-коммуникативное развитие); формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы (познавательное развитие); развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и эстетического отношения к окружающему миру (художественно-эстетическое развитие); становление ценностей здорового образа жизни (физическое развитие) [9].

Достижение поставленных целей, в соответствии с ФГОС ДО, может осуществляться путем освоения обязательной части Программы (60%), и части, формируемой участниками образовательных отношений (40%). В качестве части, формируемой участниками образовательных отношений, могут выступать разработанные самостоятельно или выбранные парциальные программы.

В настоящее время имеется большое количество парциальных  программ по экологическому образованию дошкольников, направленных на: передачу экологических знаний, формирование способности понимать и любить природу, бережно к ней относиться. Работа строится на основе деятельностного подхода. («Наш дом - природа» (Н. А. Рыжова), «Юный эколог» (С. Н. Николаева);развитие экологического сознания, ценностного отношения к миру природы, познание взаимосвязи человека и природы («Мы - земляне» (Н.Н. Вересов), «Жизнь вокруг нас» (Н. А. Авдеева и Г. Б. Степанова);формирование основ культурно-экологического сознания детей дошкольного возраста за счет использования произведений изобразительного искусства, музыки, литературы («Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Планета - наш дом» (И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская), «Мир вокруг нас» (Т.И. Попова).

Таким образом, в формировании экологического сознания и распространении экологических ценностей значимая роль принадлежит педагогу [6, с.226]. При этом экологическая подготовка педагога, «способность к выполнению нравственных требований», его ценностные ориентиры, оказывают влияние на воспитание человека высокой культуры, строящего взаимодействие в системе «человек-природа-общество» в соответствии с принципами коэволюции [13, с.128-133]. Особенность экологической деятельности педагога заключается в том, что для педагога деятельность имеет профессиональную направленность, поэтому она, по сути, является эколого-педагогической (Несговорова Н.П.). В связи с этим необходима подготовка педагога-гуманиста владеющего системой профессиональных средств, позволяющих воплотить экологические знания в практическую деятельность (Папуткова Г.А.).

Готовность педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности включает в себя профессиональную (знание основ экологии как науки, пути решения экологических проблем, способы рационального природопользования, владение методами и технологиями обучения) и личностную готовность (направленность потребностей [11], ценностей, социальная активность, готовность к экологоориентированной деятельности, критичность в оценке результатов этой деятельности) [7, с.75-79].

При изучении готовности воспитателей Оренбургской области к экологическому образованию детей дошкольного возраста профессиональная готовность педагогов проверялась с помощью методик: знание основ экологии как науки, пути решения экологических проблем, способы рационального природопользования («Незаконченные предложения» (В.Б. Шапарь)[3], «Отношение к экологическим проблемам» (Н.В. Кочетков)); умение проектировать содержание экологического образования дошкольников (анализ парциальных программ педагогов дошкольного образования); умение создавать экологическую предметно-пространственную среду (анализ парциальных программ педагогов дошкольного образования, раздел «ресурсное обеспечение программы дополнительного образования детей»); владение опосредованными формами, методами и технологиями экологического образования дошкольников (метод реагирования, метод контракта, гибкость в организации деятельности, эколого-субкультурные практики).

Личностная готовность педагогов проверялась с помощью методик: ценностные ориентации педагога (Эколого-психологический тест «Моя установка по отношению к природе», «Альтернатива»С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, «Ценностные ориентации» М. Рокич) [3];тип сознания, как установка на осуществление деятельности в социоприродной среде (эколого-психологический тест «Развитость моего экологического сознания», «ЭЗОП» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин)[3]; способность к сопереживанию, умению поставить себя на место Другого (эмпатия)(«Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова»)[3].

Экологические, экономические и социальные знания об окружающей среде и способах безопасного поведения в ней оценивались с помощью модифицированной методики «Незаконченные предложения» (В.Б. Шапарь). Нас интересовало, насколько ясно педагоги понимают сущность понятий «Экология», «Природа», «Экологические проблемы», «Экологическая ответственность», «Безопасный образ жизни». В ходе анализа выяснилось, что 56% педагогов не определяют эти понятия. Например, ответ на вопрос «экология - это...» или «природа - это...», сводился к «...окружающая природная среда»; многие педагоги вообще не разделяют термины «Экология» и «природа».

Знания о собственных возможностях в сохранении и развитии окружающей среды педагоги показали, дописывая фразы: «В существующих экологических проблемах виновен...», «Решение экологических проблем зависит...». Полученные данные свидетельствовали о том, что у 52% педагогов познания о собственных возможностях в сохранении и развитии окружающей среды развиты фрагментарно, так же слабо развиты знания о коэволюционном развитии системы «Человек - Общество - Природа».Способы рационального использования знают 74% слушателей. В качестве основного способа рационального природопользования называют создание безотходных производств, замкнутых промышленных циклов.

Анализ парциальных программ педагогов дошкольного образования по экологическому образованию дошкольников показал, что только 40% педагогов при проектировании содержания ориентируются именно на экологические знания. При этом содержание 60% программ направленно лишь на ознакомление с природой, рассматриваются отдельные объекты окружающей природной среды, а не экосистемы в целом. Так, например, программа «Мир вокруг нас» представлена тремя модулями «Степи Оренбургские», «Животные степи», «Растения степи», в содержании которых нет информации о том, как животные, растения, климатические факторы взаимосвязаны. Такого рода программы являются в большей степени природоведческими. Так же 85% программ по экологическому образованию детей дошкольного возраста направлены на познавательное развитие, а именно, как прописано в стандарте, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Соответственно ценностная и деятельностная составляющая остаются неохваченными, а именно - экологические ценности и безопасная деятельность в природе составляют его основу.

При проектировании предметно-пространственой среды 99% педагогов ограничиваются развивающими центрами «Уголок природы» и «Уголок исследователя», где представлены объекты для познания: изображения животных и растений, макеты экосистем, учебная и художественная литература, поделки из природного материла, наборы для экспериментирования. Все эти объекты способствуют формированию отношения к природе как к объекту познания, получения личной выгоды, а не как к объекту красоты и охраны. Формированию ценностного отношения к природе способствует контакт непосредственно с ее объектами в естественных условиях, что возможно при работе  на экологической тропе. Лишь 1% педагогов указал развивающий центр «Экологическая тропа», который охватил все объекты, как на территории детского сада, так и в здании. Методическое обеспечение данной программы включало описание способов взаимодействия с этими объектами.

Владение современными формами, методами и технологиями экологического образования дошкольников оценивалось по результатам письменного опроса педагогов. В качестве основных технологий 89% педагогов назвали игровые технологии, технологии проектного и исследовательского обучения. К ним прибавили технологию педагогических мастерских, витагенные технологии и технологии развивающего обучения 11% опрошенных. Полученные данные свидетельствуют о том, что педагоги нацелены больше на формирование системы экологических знаний, а не формированию чувственного опыта, ценностных ориентаций дошкольников. Подтверждают данные используемые при этом методы. 98% педагогов называют общепедагогические, такие как наблюдение, эксперимент, беседа, экскурсия и лишь 2% приводят специфические: составление экологических сказок, метод фокальных объектов и синектика.

Таким образом, знание педагогами основ экологии, как науки, основных путей решения экологических проблем, владение навыками проектирования программ по экологическому образованию дошкольников определяется как достаточное и составляет 62% , из них 10% составили высокий уровень, а 52% средний.

В исследовании личностной готовности педагога использовался ряд диагностических методик, которые позволили выявить, что у 64% педагогов сформированность экологических ценностей, таких как Истина, Добро, Красота, Любовь, Человек, Природа на среднем и высоком уровне. На первое место 46% ставят карьеру, материальный достаток, свободу. Полученные результаты объясняют ведущую установку по отношению к природе. Диагностика показала, что у 51% педагогов преобладают прагматическая и когнитивная установки, то есть природа воспринимается как объект пользы, получения знаний. Так береза - это сок, луг - сенокос, лес - грибы, работа в лесном хозяйстве - заготовка древесины. Как объект охраны (этическая) и  красоты (эстетическая установка) природа выступает у 49% опрошенных, они позиционируют озеро с Байкалом, Фазана с куриными, лес - заповедный, собака воспринимается как друг, выбор времени года для посещения фруктового сада связан с временем цветения растений, а не сбора плодов.

При диагностике склонности к антропоцентрическому или экоцентрическому типу сознания было выяснено, что 58% педагогов имеют экоцентрический или переходный тип сознания, о чем свидетельствуют положительные ответы на прямые вопросы: Необходимо сохранять природу ради неё самой. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными, природа - это мир единства и неповторимости природных объектов. При этом 42% педагогов на эти же вопросы дали ответ: «Не уверен, что полностью согласен», что свидетельствует о прагматической установке в отношении ее объектов и антропоцентрическом типе сознания. О чем еще свидетельствуют положительные ответы на вопросы на утверждения:  «Сохраним природу для наших детей», «Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений», «Бывают вредные и полезные жуки», «Природа полезна для человека».

При проверке уровня эмпатии педагогам был предложен ряд утверждений, составленный И.М. Юсуповым, например: «При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь, Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина, Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать, Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, будто это проис­ходит со мной», на которые 44% опрошенных дали отрицательные ответы, что свидетельствовало о низком уровне эмпатии. При этом высокий и средний уровень эмпатийных тенденций, в том числе к объектам окружающей природной среды показали 56% педагогов дошкольного образования.

Таким образом, у 57% педагогов уровень личностной готовности к осуществлению экологического образования дошкольников характеризуется как достаточный. Педагоги способны сочувствовать объектам социальной и природной среды, обладают системой экологических ценностей, что свидетельствует обэкоцентрическом типе сознания.

Для выявления общего уровня готовности педагогов к осуществлению экологического образования дошкольников были обобщены результаты, полученные в ходе изучения критериев исследуемой дефиниции и составили 60%. Это говорит о том, что педагоги в целом готовы выступать в качестве источников экологических знаний дошкольников и формирования у них экологической культуры, что заявлено в качестве целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО, так как сами обладают навыками проектирования экологической предметно-пространственной среды и являются носителями экологических ценностей. Но всеже, 40% педагогов показали низкий уровень, и вызывает опасение низкие показатели по следующим критериям: владение современными формами, методами и технологиями экологического образования дошкольников; умение проектировать содержание экологического образования дошкольников; умение создавать экологическую предметно-пространственную среду.

Для преодоления заявленной проблемы необходимо:

1. Повышение уровня знаний педагогов о проблеме экологического воспитания детей на современном этапе: подбор методической литературы по вопросам экологического развития дошкольников и становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования; реализация спецкурса «Воспитательная деятельность педагога как фактора становления экологической субкультуры детей» на курсах ИПК и ППРО ОГПУ [4, с.123-129]; совместный анализ современных программ экологического воспитания детей в ДОУ и возможностей экологического воспитания дошкольников при работе в рамках образовательной программы ДОУ; современные методики диагностики уровня экологической культуры детей и анализ наличия экологической субкультуры в детской группе.

2. Развитие практических умений и навыков педагогов по созданию педагогических условий экологического воспитания детей: семинары практикумы: методика проведения экологических тренингов, организация экологоориентированной двигательной активности детей, игр, создание ситуаций экологического развития; проведение индивидуальных консультаций по вопросам экологического воспитания детей, круглых столов, методических объединений.

Рецензенты:

Тавстуха О.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург;

Ганаева Е.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедройуправления образованием ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург.