Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF FORMATION IN THE FUTURE BACHELOR OF PHYSICAL CULTURE OF PROFESSIONAL STABILITY OF PHYSICAL EDUCATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Ustselemova N.A. 1 Ustselemov S.V. 1
1 FGBOUVPO «Magnitogorsk State Engineering University name G. I. Nosov»
In the article the model of formation at the future bachelors of physical training of professional stability means of physical education in the process of education. The authors highlighted the objective and subjective group of factors affecting the stability of a professional; The requirements to the personality of the teacher, his professionalism, the role of the sports teacher (the teacher of physical training, the trainer) in the modernization of education. The notion of professional stability as an integrative professional and personal qualities together valuable motivational, cognitive, operational and reflective of the activity, and regulatory components of the future teacher the ability to maintain the level of professional competence, for a long time actively and confidently, independently, without the emotional stress to perform their professional activity with minimal errors, maintaining performance and realize their creative potential, regardless of the dynamics and the nature of the changes under the influence of various negative factors. The result of a structural and substantial model of formation at the future bachelors of physical training of professional stability, constructed according to the principles of integrity, level, dynamic.
the process of education
physical education
factors questionnaire
the future Bachelor of Physical Education
components of professional stability
modeling
model

Проблемой нашего исследования является построение и описание модели формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости средствами физического воспитания в процессе образования.

В условиях неопределенности, неустойчивости, хаотичности развития общества на этапе глобальных преобразований и кризисов, изменяющихся потребностей быстроразвивающегося общества все студенты высших учебных заведений должны обладать подготовкой, позволяющей им реагировать на эти условия и изменения [1]. Поэтому в специально организованной образовательной среде вуза важно целенаправленно формировать такие качества личности, как надежность, целеустремленность, самостоятельность, устойчивость. Повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры возможно при комплексном подходе, центральным звеном которого, согласно нашей модели, является формирование у будущих учителей физической культуры профессиональной устойчивости. Опыт нашей практической деятельности показывает, что в формировании профессиональной устойчивости студентов немаловажное значение имеет физическая культура. В.К. Бальсевич, А.А. Бодалев, Ю.Д. Железняк и др. считают, что важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры, обеспечивающее сохранение здоровья, физического и духовного развития, двигательной подготовленности как важнейших составляющих профессиональной готовности [3; 12].

Отмечая важность выполненных исследований, обозначим, что в теории и практике подготовки будущих бакалавров физической культуры недостаточно разработаны аспекты и мало изучены вопросы, связанные с разработкой модели формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости в процессе образования.

Все выше сказанное обуславливает актуальность разработки модели формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости средствами физического воспитания в процессе образования и изучения эффективности его реализации.

Цель: описать структурно-содержательную модель формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости. Для достижения цели использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы; моделирование.

Задачи, необходимые для достижения цели исследования: 1) провести обзор педагогической и научно-методической литературы, посвященной анализу различных аспектов профессиональной деятельности учителя, степени влияния различных объективных и субъективных факторов, различных подходов к проблеме формирования профессиональной устойчивости учителя; 2) выявить сущность и содержание понятия «профессиональная устойчивость»; 3) определить структуру профессиональной устойчивости; 4) построить модель, позволяющую повысить уровень сформированности у будущего бакалавра физической культуры профессиональной устойчивости средствами физического воспитания в процессе образования.

Методы исследования

В современной научной теории и практике особое внимание уделено различным аспектам профессиональной деятельности учителя: барьероустойчивость в профессиональной деятельности учителя (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк и др.); явления фрустрации, блокирующие продуктивную педагогическую деятельность (Г.Ф. Заремба); типология психологических барьеров (Н.А. Подымов); эмоциональные, волевые состояния (М.И. Кряхтунова); субъектность, готовность (В.А. Сластенин); профессиональные деформации личности (Э.Э. Сыманюк); рефлексивная культура учителя (В.К. Елисеева) и т.д. [4; 5; 7; 9; 10]. Занятость учителя в различных видах профессиональной деятельности, необходимость поддержания высокого уровня работоспособности сопровождается психическими состояниями, вызванными чрезмерной психофизиологической мобилизацией организма в  естественных видах деятельности, что приводит к различным неблагоприятным реакциям. По своей природе педагогический труд характеризуется творческостью, которая обусловливается постоянной сменой ситуаций, условий, состояний и обстоятельств педагогической действительности. Именно поэтому учителю важно обладать не только профессиональной мобильностью, лабильностью и гибкостью, но и высокой личностной устойчивостью, наличие которой обеспечивает учителю способность сохранять душевное равновесие, уверенность в своих силах и возможностях, превращая его в самоорганизующегося субъекта, умеющего преодолевать неудачи, регулятивные и смысловые барьеры.

Результаты исследования и их обсуждение

Аналитический обзор педагогических исследований показывает, что факторы, воздействующие на профессиональную устойчивость будущего учителя, можно объединить в три группы: социально-педагогические, психолого-педагогические и педагогические. В нашей работе мы акцентируем внимание на психолого-педагогических факторах, к которым, согласно мнению И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, можно отнести: 1) наличие установки на овладение педагогической деятельностью; 2) сформированность профессионально-ценностных ориентаций; 3) сформированность системы профессионально-педагогических мотивов и интересов (профессиональная мотивация); 4) наличие познавательной потребности и интереса к профессионально-педагогическим знаниям [9].

Для выявления степени влияния различных объективных и субъективных факторов на профессиональную устойчивость учителя физической культуры мы предложили учителям физической культуры школ города Магнитогорска анкеты, в которых им следовало выбрать из предлагаемого списка главные, на их взгляд, трудности, возникающие в их работе. Преобладающее большинство опрошенных считают, что в профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры наиболее сложным является создание оптимальных педагогических условий организации работы учителя (61,3%). Далее следуют трудности, связанные с собственно профессиональной деятельностью (19,3%), затем - некоторые другие, в числе которых трудности с оформлением документации и материально-техническим оснащением образовательного процесса (12,9%). И последнее место в ряду причин, порождающих затруднения в педагогической работе, занимают трудности, обусловленные личностными качествами учителя (6,5%).

В анкету были включены частные показатели педагогического труда, связанные с профессионально-педагогической деятельностью, с социально-педагогическими условиями субъектов педагогической деятельности и с личностными качествами учителя.

Анализ полученных результатов опроса по каждой группе вопросов в отдельности позволил выявить следующее:

  1. в ряду личностных качеств учителя 22,8% опрошенных отмечают неумение регулировать свое эмоциональное состояние; 17,3% - высокую физическую утомляемость; 17,2% - напряженное эмоциональное состояние из-за отсутствия уверенности в себе; 17,0% - раздражительность, нежелание общаться с детьми; 14,3% - низкий уровень сформированности педагогической направленности; 11,4% - другие причины;
  2. среди трудностей, связанных с профессионально-педагогическими условиями, на первом месте стоит незнание (недостаточное знание) возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся (28,1%). Далее называется дефицит знаний у учителя по предмету «Физическая культура» (18,7%), неумение практически решать педагогические задачи в процессе физического воспитания обучающихся (12,5%), трудности, связанные с проведением практических занятий по физической культуре (9,4%), трудности, связанные с объяснением изучаемого материала на занятиях физической культурой (6,4%), организация внеклассных мероприятий по физической культуре (6,2%), другое - 18,7%;
  3. в числе социально-педагогических условий наибольшие сложности, по мнению опрошенных, создает отсутствие должной материально-технической базы для занятий физической культурой (21,2%) и низкий общественный статус педагога (21,2%). Низкую потребность общества в педагоге-профессионале, мастере своего дела называют 19,8%, перегруженность учителя - 18,2%, низкий интерес учащихся к занятиям физической культурой - 9%, низкую оплату труда учителя - 7,6%, устаревшее или устаревающее содержание предмета «Физическая культура» - 3%.

Проведенный нами опрос показал, что по дисциплинам профессионального цикла учителя физической культуры хотели бы углубить свои знания (47,5%), улучшить коммуникативные способности и совершенствовать педагогические умения и навыки (22,5%), улучшить свою физическую подготовленность и состояние здоровья (20%), углубить знания по дисциплинам математического и естественно-научного цикла (5%), а также гуманитарного, социального и экономического цикла (2,5%), другое - 2,5%.

Анализ результатов анкетирования учителей физической культуры школ города Магнитогорска позволил составить представление не только о трудностях в работе учителя физической культуры, но также наметить пути улучшения подготовки студентов - будущих учителей физической культуры: 1) увеличение объема практики в школе; 2) углубление знаний по предмету «Физическая культура» и воспитание у студентов любви к предмету; 3) углубление и расширение знаний о технике безопасности на уроках физической культуры, об оказании учащимся первой помощи при травмах, потере сознания, переломах и т.д.; 4) овладение знаниями об основах физиологии, анатомии, психологии; 5) приобретение опыта судейства соревнований; 6) получение знаний о внеклассной работе учителя физической культуры и о подготовке школьников к школьным спартакиадам по различным видам спорта; 7) развитие умения вести документацию, связанную с деятельностью школьного учителя; 8) мотивации студентов на воспитание детей личным примером в направлении ведения здорового образа жизни и владения спортивным мастерством.

Различные подходы к проблеме формирования профессиональной устойчивости учителя предлагали многие авторы, такие как З.К. Каргиева, З.Н. Курлянд, Н.Е. Мажар, Г.А. Нагорная, А.Н. Нехороших, В.Е. Пеньков, О.В. Ржанникова и др. При этом исследователи предлагают различные определения этого понятия, связывая профессиональную устойчивость с такими важнейшими качествами профессиональной деятельности педагога, как эффективность, стабильность и надежность [8].

Учитывая вышесказанное, мы уточнили определение профессиональной устойчивости с позиции подготовки будущего бакалавра физической культуры. Профессиональная устойчивость ­ это интегративное профессионально-личностное качество учителя в совокупности мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного и рефлексивно-регулятивного компонентов, способность будущего учителя поддерживать уровень профессиональной компетентности, на протяжении длительного времени, активно, уверенно, самостоятельно, без эмоционального напряжения выполняя свою профессиональную деятельность с минимальными ошибками, сохраняя работоспособность, а также реализовывать свой творческий потенциал вне зависимости от динамики и характера перемен под влиянием различных негативных факторов.

Компоненты структуры профессиональной устойчивости, сформированные в процессе физического воспитания, включают в себя взаимосвязь личностных, профессиональных и культурных характеристик. Становление личности педагога и овладение педагогическим мастерством происходит под воздействием физкультурно-спортивной деятельности, что проявляется в культуре применяемых способов и действий, мыслительных операций и двигательных действиях. Эффективность данного процесса обеспечивается реализацией комплекса взаимосвязанных педагогических условий, охватывающих содержательные и процессуальные аспекты организуемого процесса [11]. Постоянный поиск наиболее адекватных реакций и способов поведения преображает структуру личности и компоненты профессиональной деятельности.

Для определения основ формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости использован метод моделирования образовательного процесса, на котором базируется любой метод научного исследования: как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели). Сущность метода моделирования раскрывается в трудах многих исследователей, таких как В.Г. Афанасьев, Б.А. Глинский, А.М. Новиков и др. [6]. Разработанная нами структурно-содержательная модель формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости средствами физического воспитания в процессе образования строится на прогнозировании возможного результата и конструируется с учетом следующих принципов: целостности (что обеспечивает взаимосвязь всех частей модели), уровневости (отражающей возможность продвижения личности от одного уровня профессиональной устойчивости к другому), динамичности (изменения от начального состояния к более высокому уровню сформированной профессиональной устойчивости).

При моделировании процесса формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости мы учитывали два существенных для решения заявленной в нашем исследовании проблемы положения концепции модернизации образования: 1) основная цель профессионального образования, в качестве которой выступает «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; 2) удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования» [2, с. 286].

Модель формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости включает в себя систему структурных компонентов, которые соответствуют результатам физического воспитания. Отсюда вытекают задачи физического воспитания: 1) расширение конструктивных возможностей будущих бакалавров физической культуры, 2) формирование у них особого мышления, включая способность к реализации деятельности без образцов, повышение адаптации в изменчивой среде, и в том числе способность к её созиданию; 3) формирование умения осуществлять выбор оптимальных способов деятельности, а также оказывать влияние на личность обучающегося в условиях как индивидуального, так и коллективного взаимодействия. Программа физического воспитания включает формирование у студентов мотивационно-ценностных ориентаций, физических качеств, коммуникативных умений, оснащение их приемами эмоционально-волевого регулирования, творческого использования полученного опыта в профессиональной деятельности. Эффективной реализации программы способствует  соответствующее названным задачам учебно-методическое пособие «Технология процесса формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости средствами физического воспитания». Программа деятельности будущего бакалавра физической культуры строится посредством индивидуальных и коллективных занятий, ориентированных на культуру общую и физическую, активный образ жизни, что является основой профессиональной подготовки, здорового образа жизни. Педагогические задачи (формирование способности к педагогической деятельности, развитие физических качеств, расширение двигательных и функциональных возможностей личности будущего бакалавра физической культуры, результативность деятельности) решаются поэтапно - через реализацию следующих этапов учебно-педагогического процесса: оценочный, организационный, индивидуализации и совершенствования. Программная часть физического воспитания предполагает определенную последовательность решения педагогических задач: диагностика, стимулирование, мотивация, целеполагание, программа деятельности, объективная деятельность студентов, самодеятельность, диагностика результатов, коррекция.

Вывод

Процесс физического воспитания, организованный в логике представленной модели, способствует практической адаптации будущих бакалавров физической культуры к педагогической системе, формированию профессионально важных качеств личности, умения рациональной организации режима дня и ведения здорового образа жизни, расширению знания студентов в области физической культуры, повышению способности противостоять негативным факторам профессиональной деятельности, что и характеризует их профессиональную устойчивость как важного профессионально значимого качества личности специалиста в области физической культуры.

Рецензенты:

Орехова Т.Ф., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой начального образования, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск;

Савва Л.И., д.п.н., профессор, член-корреспондент Международной академии педагогического образования, кафедра педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск.