Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PARTICULARLY DIVISION OF POWERS BETWEEN THE FEDERATION AND ITS SUBJECTS: FOREIGN POLICY ASPECT

Denilkhanov I.S. 1
1 Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Chechen State University»
The article reveals some of the features of federalism on the delimitation of powers between the Federation and its subjects. Particular attention is paid to the division of powers between the federal and on the foreign policy field. It also includes the basic principles of federalism. Especially noted the importance of the distribution of powers in the field of conducting international relations of the Federation. There are various forms of federalism: such as a cooperative, negotiated, centralist. These forms may vary depending on the historical development of federalism. In addition, there are other kinds of federal government entities, using the principle of federalism - Confederation.
international law.
communication government
international
principle
federation
На сегодняшнем этапе развития современных государств федерализация является самым актуальным типом.  Из существующих государств федеративной формой правления являются 28 государств. Процессы федерализации происходят повсеместно. Сегодня мы наблюдаем попытки федерализации Украины. Многие аналитики считают, что это единственный вариант выхода из затянувшегося кризиса [1].В федеративных государствах проживает более полутора миллиарда человек, и  охватывает больше половины площади Земли. Федерализм - это теория и практика одной из самых распространенных форм политической организации общества в мире. При федеративном устройстве государства несколько территориальных образовании, обладающих определенной степенью политической, экономической и т.п. самостоятельностью, образуют единое государство [2].Известные различные формы федерализма: такие как кооперативная, договорная, централистская. Эти формы могут меняться в зависимости от исторических процессов развития федерализма. Кроме федерации, существуют другие виды государственных образований, использующих принцип федерализма- конфедерация. При конфедерации власть сконцентрирована на уровне составляющих федерации, в то время, как при федерации власть принадлежит федеральному правительству.

В основе федерализма лежат базовые принципы, которые отражают основные особенности федерализма. Первым принципом федерализма является отсутствие суверенитета у субъектов федерации состоящих в федерации [3].Как показывает практика, составные части, вошедшие в федерацию, сохраняют некоторые условные инструменты власти, но утрачивают государственный суверенитет. Соответственно государства (субъекты) вошедшие в состав федеративного государства перестают быть государствами. Также субъекты федерации не являются субъектами международного публичного права. Важно подчеркнуть то, что вопросы, касающиеся внешнеполитической деятельности,находятся в исключительномведении федеральных властей.

Вторым принципом федерализма является верховенство федеральных законов над законами субъекта федерации. Это объясняется тем, что функция обеспечения государственно-территориального единства государства, также зашита гражданских прав и свобод, защита института гражданского общества, функционирование демократических институтов государства, находятся введений федерального правительства [4].Бесспорно, что без верховенства федеральных законов осуществление этих важных функции государства было бы невозможно.

Третьим принципом федерализма является единство экономической и социальной системы федеративного государства. В федеральных конституциях, все больше внимания уделяют регулированию экономических вопросов. Для этого создается единый экономический рынок и единая система денежного оборота. Финансовая система федеративного государства находится под полным контролем федеральных правительств.

Четвертый принцип федерализма это единство системы государственных органов власти. На практике субординация в деятельность органов государственной власти федерального центра и органов власти субъекта федерации достигается через контроль федеральными судебными органами за законотворческой деятельностью органов субъекта федерации и путем распоряжении федеральных органов власти, которые относятся к деятельности органов власти субъекта федерации.

Пятым принципом федерализма является принцип равноправия субъектов федерации. Этот принцип базируется на равноправии субъектов федерации перед федеральными органами власти.

Шестой принцип базируется на конституционном способе разграничении предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Вопросы касательно разграничения предметов ведение между федерацией и ее субъектами являются наиболее сложными. Как показывает практика, федеративные государства используют для решения вопросов касательно разграничения предметов ведения одинаково. Основной формой разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами является федеральная конституция. Конституция регулирует отношения между федерацией и ее субъектами. Таким образом, федеральная конституция играет важнейшую роль в федеративном государстве. Конечно, существуют федеративные государства, где вопросы разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами осуществляется на основе договора между федерацией и ее субъектами. Так в Российской Федерации и Австрии наряду конституцией эти важные вопросы решают с помощью договоров.

Важнейшим вопросом разграничения предметом ведения между федерацией и ее субъектом является разграничение полномочий в международной деятельности [5].Эти разграничения характеризируются следующими пунктами.

1.                  Федеративные государства не признают за своими субъектами международной правосубъектность.

2.                  Федеративные государства не признают за субъектами право заключать международные договора, но субъекты имеют право заключать международные соглашения.

3.                  Федеративные государства не разрешают субъектам осуществлять представительские функции, но имеют право открывать представительства в регионах других государств.

Конечно, правовое регулирование этих процессов в различных государствах имеет существенные отличия. Сегодня мы видим усиление международных связей субъектов федерации. Так как в зависимости от формы федерализма, субъекты федерации получают права на развитие своих международных связей, в зависимости от географического положения субъекта (близость к зарубежным странам, приграничное расположения и т п.) или от экономического уровня развития субъекта.

Международное право признает право субъекта федерации на осуществление международных связей, но ставит этот вопрос в зависимость от конституции федеративного государства. Так как право государства вытекает из его суверенности, и это право не может быть делегировано субъекту. В конституции Российской Федерации внешние связи находятся в компетенции федеральных органов власти [6].Федерации касательно вопроса внешнеполитической деятельности можно разделить на две группы. В первой группе стран, которые полностью лишили субъекты федерации внешнеполитической деятельности (Канада, Австрия, США) [7].Вторая группа стран, которые допускают для субъектов федерации внешнеполитическую деятельность, либо тенденция централизации сферы внешнеполитической деятельности, проявлена слабо (ФРГ, Швейцария) [8].

В вопросах внешнеполитической деятельности субъекта федерации только внутренне законодательство государства может решать, имеет ли субъект право на ведение такого рода деятельности или нет. Так, при подписании международного соглашения субъектами должны учитываться нормы, содержащиеся во внутреннем законодательстве. Некоторые федеративные конституции допускают частичную передачу функции государства субъектам. Передача полномочий от федерации к субъекту проявляется в форме международных соглашении и договоров и, в частности, в праве субъекта открывать свои представительства в зарубежных странах[9].Но здесь надо учитывать то, что представительство субъектов федерации с регионами другого государства возможно только при наличии соответствующего договора между высшими органами власти двух государств.

Необходимо отметить, что осуществляя международную деятельность, регионы усиливают реализацию внешней политики государства, укрепляют международный имидж и содействует приросту ВВП, развивая внешнеэкономические связи. Ведения международных связей является одним из приоритетных направлений в системе государственного суверенитета. Однако современные мировые процессы вносят свой вклад в развитие государственных институтов и приоритетов, когда экономически неразвитые окраины государства становятся привлекательным для зарубежных инвесторов, так как имеют огромный экономический потенциал. В этой связи перед федеральным центром встает вопрос о наделении необходимыми полномочиями субъектов федерации для экономического развития региона. Поэтому конструктивное взаимодействие федерального центра и субъекта федерации является тем необходимым условием для развития современных федеративных государств с их сложным государственным устройством.

            Существует ряд важных факторов, таких как географическое положение региона, наличие природных ресурсов, наличие морского или водного порта, социально-экономические особенности, которые определяют приоритет в налаживания международных связей. К примеру, социально-экономическая стабильность, наличие налоговых льгот и государственная программа по защите инвестиции создают благоприятную обстановку для привлечения прямых зарубежных инвестиции, приграничные регионы имеют возможность наладить торгово-экономические отношения с регионами приграничных государств и т.п.

На практике международные связи региона имеют несколько приоритетных направлений, которые так или иначе имеют место практически у всех регионов. Реализация своих политических, культурных, экономических и иных интересов посредством налаживания международных связей, является движущей силой для регионов. Усиление экономики региона обусловлено необходимостью поднять уровень благосостояния граждан, сделать привлекательным регион для иностранных инвестиций. Политические интересы обусловлены необходимостью укрепить статус региона внутри государства, сделать регион престижным. Участие в международных проектах и мирополитических процессах, таких как защита прав человека, защита окружающей среды и т.п. улучшает имидж региона на мировой арене, что опять же сказывается на имидже, как региона, так и государства в целом. Также регионы могут быть инициаторами расширения межгосударственных отношений путем налаживания международных связей с регионами зарубежных государств, заключая международные договора и соглашения.

            Подводя итог, можно отметить, что разграничение полномочий в сфере ведения международных связей между федеральным центром и ее субъектомимеет положительный эффект.  Развитие региона государств положительно влияет на само государство в целом. Укрепляет международный авторитет государства и улучшает имидж перед мировым сообществом. Однако появление новых акторов мировой политики в лице экономических сильных регионов, влечет за собой появление новых проблем - раздробления федеративных государства на несколько государственных образований. Поэтому современным федеративным государствам нужен грамотный и взвешенный подход к вопросу децентрализации.Федеративные государства все чаще связывают представительства своих субъектов к федеральным представительствам зарубежом, таким как посольство, консульство или торговое представительство. Сегодня все чаще мирополитические процессы затрагивают такую важную сферу деятельности государства, как международные связи регионов. Межрегиональные связи начинают играть важную роль в международных отношениях. Хотя государства и остаются главными действующими акторами мировой политики, однако регионы начинают играть все более активную роль в международных связях.

Международные связи регионов государств имеют много общего с международными отношениями государств. С одной стороны, международные региональные связи это совокупность экономических, культурных, гуманитарных и иных действий региона на международном уровне такие как: подписание международных соглашений; участие международных организациях. С другой стороны, международные связи регионов являются только частью международных отношений и регион не наделен международной правосубъектностю. 

Рецензенты:

Косов Г.Н., д.п.н., профессор Института международных отношений ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г.Пятигорск;

Нефедов С.А., д.полти.н., профессор Института международных отношений ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г.Пятигорск.