Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF VOCATIONAL TRAINING OF PERSONNEL IN THE CONSTRUCTION BRANCH

Akhmetova I.A. 1 Shigapova D.K. 2
1 K(P)FU Kazan (Volga Region) Federal University, Institute Management, Economics and Finance
2 Kazan State University of Architecture and Engineering
Russian construction branch remains one of the key catalysts of its economic growth. Search of the options to overcome working specialties staff shortage, requires significant changes in the system of training of construction workers. In this perspective, the experience of foreign countries in the field of professional construction education represents considerable interest. In the leading foreign countries, especially formed institutions and structures are endowed with great powers, as they have the right to develop the qualification requirements, accreditation of educational institutions, establish the duration of the internship, competency assessment. The possibility of combining training at the construction site to obtain professional education and further awarding professional qualifications is objectively important for the Russian practice in improving vocational training for construction workers. To solve this problem, the creation in the Russian territory of a network of the centers of new generation - the educational institutions which are carrying out a vocational education, training, retraining and professional development of personnel in the construction branch is offered.
construction branch
construction market
professionalism
vocational development
vocational education
assessment of competences
ID card
Проблемы развития кадров, способных конкурировать в условиях процесса глобализации мировой экономики, вследствие ряда определенных причин, приобретают на современном этапе большую актуальность. В первую очередь, это изменившиеся условия на рынке труда, связанные как с уменьшением количества рабочих мест, так и с повышением требований к уровню профессионализма и компетенций работников. Во вторую очередь, работники с невысоким уровнем профессионализма и компетенций по объективным причинам отсеиваются, в силу усилившейся внутриорганизационной и внутриколлективной конкуренции наемных работников за рабочие места. И последнее, единственной гарантией социального благополучия, условием конкурентоспособности работника в этих изменившихся условиях рынка труда выступает профессиональное образование. 

Специалисты выделяют два направления в профессиональном развитии, составляющие фундамент сущности профессионализма:

  • профессионально-квалификационное развитие, самым тесным образом связанное с подготовкой (обучением), переподготовкой, повышением квалификации и самообразованием [2];
  • профессионально-должностное развитие, базирующееся на рациональной и эффективной расстановке рабочей силы, служебно-профессиональном продвижении, репрофессионализации, росте профессиональных компетенций и потенциала рабочих кадров [4]. 

Строительство является одним из ведущих народнохозяйственных комплексов страны, который в значительной мере определяет развитие большинства отраслей народного хозяйства. Значение строительной продукции велико еще и потому, что она должна удовлетворять потребности не только поколения, которое ее создает, но и последующих поколений; одновременно она во многом влияет на формирование среды, окружающей человека. Помимо этого, строительная продукция имеет весьма специфический характер, определяемый рядом свойств, к числу которых относятся: стабильность, материалоемкость, долговечность, длительность создания и высокая стоимость. Наличие перечисленных свойств вполне понятно, и не нуждается в толковании. Единственное, что требует некоторого объяснения, это понятие стабильности.

Стабильность проявляется в неподвижности объектов строительства, которые связаны с земельным участком, где они возведены, и могут быть использованы только на месте их создания. В то же время это влечет за собой потребность в движении предметов, средств труда и рабочей силы, т.е. некоторой мобильности. Мобильность же диктует определенные формы организации производства и труда, структуры подрядных организаций и системы управления ими. Если в промышленности есть стабильные рабочие места, то строителям приходится на каждом из объектов вновь организовывать их, причем не единожды. Да и на этих рабочих местах, в отличие от промышленности, необходимо трудиться в сложных условиях труда - условиях дискомфорта (воздействие атмосферных явлений, работа на высоте и т.д.).

Строительная отрасль России как базовая отрасль, остается одним из ключевых катализаторов экономического роста страны. Ее роль, как ожидается, еще более укрепится в ближайшие годы, так как правительство намерено инвестировать в модернизацию и расширение инфраструктуры страны.  Так, доля валовой добавленной стоимости продукции в сфере строительства, в общем объеме валового внутреннего продукта Российской Федерации в 2013 году составила 6,5% (в 2012г. - 6,7%).  [11]. 

После резкого спада объема строительных работ в 2009г. (на 13,2%) тенденция роста объемов в 2012г. и 2013г. восстановилась. Среднегодовой темп прироста строительных работ в 2012г. и 2013г. составил 5,1%, что заметно ниже среднегодового темпа прироста в 2009 - 2010гг. (15,5%) [11]. 

Среднегодовая численность работающих в строительстве         2011г. - 3,1 млн. человек и 2012 г. - 2,8 млн. человек в 2013г.  - 2,7 млн. человек [12]. Таким образом, темпы изменения численности занятых в строительстве за период (2011 - 2013гг.) в Российской Федерации имеют негативный характер, при незначительном увеличении доли валовой добавленной стоимости продукции строительства в общем объеме валового внутреннего продукта, что фактически формирует тенденцию сокращения объемов строительных работ.

В условиях сложных современных реалий, когда финансово-экономический кризис ударил по такому направлению, как инвестирование строительства, и строительная отрасль находится в переходном состоянии на новый уровень развития - систему саморегулирования, появляется спектр вопросов и проблем, требующих решения, одним из которых является дефицит кадров, прежде всего, квалифицированных рабочих-строителей.

Так, по результатам обследования Федеральной службой статистики, удельный вес респондентов, отметивших недостаток квалифицированных работников фактор ограничивающий деятельность строительной организации в период (2009 - 2010г.) - 17% составил (2012 - 2013г.) - 21%.[12].

 Таким образом, на российском строительном рынке в периоды 2009-2010 гг., 2012-2013гг., несмотря на имеющиеся современные технологии, оборудование и материалы, наблюдается одновременное сокращение среднегодового темпа прироста строительных работ и численности занятых и недостатка квалифицированных кадров.

Поиск вариантов преодоления кадрового дефицита требует значительных изменений в системе профессиональной подготовки рабочих-строителей, традиционно ориентированной на предпроизводственное обучение молодежи.

Основой динамичного и позитивного развития системы профессионального обучения является приспособление к расширяющимся потребностям в  обучении и переподготовке взрослых работников и создание  новых структур управления, стимулирующие профессиональное обучение, ориентированное на потребности рынка.   В этом плане значительный интерес представляет опыт зарубежных стран в области профессионального строительного образования, (поскольку усилившаяся конкуренция даст толчок модернизации производства и существенно повысится спрос на квалифицированных специалистов.)  Причем, положительным примером может служить практика, только таких зарубежных стран, современное развитие которых отличается устойчивостью и эффективностью. Так, например, в Великобритании государство осуществляет только надзорную функцию и устанавливает общие критерии функционирования системы подготовки кадров и разработки квалификационных требований.  

В сфере строительства существует основная специализированная профессиональная ассоциация, которая наделена правом как разработки квалификационных требований, так и правом аккредитации учебных заведений для обучения в соответствии с утвержденными требованиями. Квалификационные требования разделены на 8 уровней в зависимости от сложности и степени ответственности работ, которые будут выполняться после присвоения квалификации. Продолжительность обучения и стажировок непосредственно связаны с уровнем будущей присуждаемой квалификации.  Разделение по уровням квалификаций производится соответственно сложности строительных работ. Квалификационные требования по каждой профессии включают в себя набор различных учебных дисциплин. [9].

В США регулирование системы профессионального образования для рабочих строительной отрасли производится на уровне отдельных штатов. Федеральное правительство вводит лишь общие требования безопасности и охраны труда в строительстве [6]. В укрупненном перечне профессий Департамента труда США указываются минимальные требования для начала обучения или начала профессиональной деятельности для рабочих строительных специальностей. В основном таким требованием является успешное окончание школы.  При этом, необходимо обратить внимание, что в США форме обучения, при которой профессиональные навыки приобретают непосредственно на строительной площадке, придается большее значение, чем в Великобритании.

Важным моментом в формировании и закреплении знаний, умений и навыков служит фактор установления горизонтов длительности стажировок. Так, прохождение стажировок, как одного из эффективных форм обучения рабочих строительной отрасли, составляет от 1 года до 6 лет. Кроме того, несмотря на то, что в США отсутствуют единые требования к квалификации строительных рабочих, тем не менее, есть позитивные сдвиги в сфере унификации требований и повышения уровня профессионализма рабочих.  

В частности, правительство США  с  конца XX века оказывает  поддержку тем, кто выбрал карьеру профессионального рабочего, в целях повышения уровня образования и профессионализма, что выразилось в успешном функционировании негосударственной  некоммерческой  организации - Национального  Центра Образования и Исследований в Строительстве.  В соответствии с основной целью данной организации созданы требования к обучению для более 60 строительных профессий, а так же более чем  для 70 созданы универсальные методы оценки профессионального уровня компетенции.

Оценка компетенций может быть проведена  в более чем 4000 аккредитованных центрах на всей территории США. Она проводится в форме как письменного экзамена, так и  выполнения строительных работ. Это делается в целях определения уровня квалификации рабочего [1].  

Рассматривая систему профессионального образования рабочих строительных специальностей в Канаде, нужно отметить, что провинции и территории Канады, аналогично штатам США  имеют большую автономию в вопросах профессионального образования рабочих строительных специальностей. В Канаде, как и в США, при обучении рабочих,  основной упор делается на прохождение рабочими стажировки с одновременным посещением   учебных заведений [8].  Важным является тот факт, что, несмотря на отсутствие принципиальных отличий от системы профессионального обучения в США, взаимодействие на федеральном уровне в данной области налажено в Канаде на более высоком уровне. Это, в частности, связано с тем, что государство проявило большую заинтересованность в вопросе универсализации квалификационных требований к профессии.

В соответствии с Конституцией Австралии ее штаты и территории имеют право самостоятельно регулировать вопросы профессионального образования: устанавливать свою собственную систему квалификационных требований, а также требований к стажировкам для рабочих строительных специальностей и издавать собственные акты в целях регулирования данной сферы [3,10].  В целом, несмотря на определенные различия  в подходах к регулированию данной сферы, система квалификационных требований и обучения схожа с аналогичной системой в Великобритании.

В результате анализа системы профессионального образования рабочих строительных специальностей в зарубежных странах можно сформулировать определенные направления и инструменты их реализации, применение которых в отечественном образовательном процессе позволить непрерывно повышать профессиональную компетентность работника. Например, с возможностью активного заимствования связан тот факт, что квалификационные требования разрабатываются профессиональными объединениями Великобритании, США, Канады, Австралии, которые самостоятельно утверждают критерии знаний и навыков специалиста. При этом государство выполняет функцию регистратора  квалификационных требований. Такое решение  данного вопроса вполне логично применить и в нашей стране, опираясь на положительный опыт функционирования института саморегулирования в России и учитывая значимый вклад Национального объединения строителей (НОСТРОЙ)  в этой области [5].  

Согласно мнению экспертов, особую важность в управлении профессиональным обучением и повышением квалификации представляет использование зарубежной системы мониторинга квалификаций рабочих с применением специальной идентификационной карты, преимущество которой заключается в достоверности информации, поскольку на карту наносится только идентификационный номер, а все данные поступают с сервера организации, осуществляющей выдачу карт [7].   Кроме того, на наш взгляд, практически значимой в повышении профессионального образования рабочих строительных специальностей является возможность совмещения стажировок на строительной площадке с получением профессионального образования и дальнейшим присуждением профессиональных квалификаций. Использование такого подхода позволяет минимизировать затраты как на создание, так и на переоснащение учебных центров для рабочих строительных специальностей.

По результатам исследования, установлено, что негосударственным отраслевым профессиональным объединениям, Великобритании, США, Канады, Австралии предоставлено право, устанавливать собственную систему квалификационных требований, а также требований к стажировкам для рабочих строительных специальностей и издавать собственные акты в целях регулирования данной сферы.

В РФ замена системы государственных и отраслевых, технических стандартов и норм на обязательные для всех отраслей технические регламенты до сих пор не завершена, и  место лицензирования заняло саморегулирование, в лице саморегулируемых организаций - СРО, образуемых в форме некоммерческих партнерств (НП СРО), на которые возложены функции и полномочия по выдаче свидетельств (допуска СРО) о допуске к определенным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.

Поэтому в целях позитивного развития   в российской Федерации института саморегулирования Национальному объединению строителей (НОСТРОЙ) необходимо принять ответственность за утверждение и разработку «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности».

С позиций заимствования положительного опыта Национального  Центра Образования и Исследований в Строительстве (США),  в рамках Национального объединения строителей  РФ целесообразно обеспечить разработку Концепции ресурсных центров,  включающую  в себя создание на территории РФ сети центров нового поколения - образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации рабочих кадров в сфере строительства на основе передовых технологий и современной учебно-материальной базы.  

В заключении следует отметить, что обращение к зарубежному опыту позволяет в более наглядном виде использовать в качестве методов исследования, наряду с общенаучными методами научного познания, методы эмпирического теоретического познания. На основе вышеназванных эмпирических методов выдвигались рабочие гипотезы и формировались закономерности, объективность которых устанавливалась с позиции практики и аналогичных результатов из приведенных библиографических источников. Что также дает ясное понимание путей модернизации форм и методов профессионального образования и преодоления колоссального разрыва между потребностями строительной отрасли и возможностями образовательных учреждений.

Рецензенты:

Хоменко В.В., д.э.н., профессор ГНБУ «Академия наук РТ» г. Казань;

Чермошенцев С.Ф., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ», г. Казань.