Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES WITHIN THE COMPETENCE APPROACH IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

Isaeva O.N. 1
1 Ryazan State University named for S.Yessenin, Ryazan
The problem of teaching a foreign language and the formation of professionally oriented communicative competence of foreign-language students of additional educational programs in continuing education. The author points out the need for the use of innovative technologies in education, the need for development and application of high technologies is dictated by the advanced success in the sphere of production. Man is understood today as a self-learning entity that actively and consciously uses information technology to obtain their knowledge and skills. The article describes the experience of the Department of Foreign Languages Faculty of History and International Relations, Russian State University named for S. Yessenin in the field of foreign language education in the framework of the Institute of Continuing Education of the university.
innovative technologies
competence approach
foreign language education
professionally-oriented teaching
continuous education
В настоящее время темпы технического прогресса все в большей степени зависят от эффективности системы образования, которая, в свою очередь, не может не меняться, отражая новые требования общества, обусловленные развитием науки и производства. Все это ставит перед образованием новые задачи и инициирует создание все более совершенных средств, технологий обучения, способствующих их решению.

Технологии обучения в настоящее время переживают значительные изменения. Необходимость разработки и применения инновационных систем обучения продиктована высоким уровнем технологий в передовых областях производства. Человек понимается сегодня как самообучающийся субъект, который активно и сознательно использует информационные технологии в получении своих знаний и навыков. Обычные методы передачи знания, основанные на традиционных формах учебной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в пределах дисциплин и функций, больше не подходят в обучении студентов. В современном образовании все шире применяются методы активного обучения, «использование которых зависит не только от профессиональных знаний, ораторских способностей, но и от богатства воображения, творческого потенциала преподавателей, умения моделировать ими ситуацию реального творчества для принятия решений. Помимо общего ознакомления с проблемой использования активных методов обучения современное высшее образование требует, чтобы педагоги чаще использовали активные формы преподавания в своей работе в зависимости от вида проводимых ими занятий, что, несомненно, способствовало бы совершенствованию профессиональных и личностных особенностей студентов» [3]. В частности, при формировании профессиональной иноязычной компетентности студентов, изучающих иностранный язык, студентам факультета истории и международных отношений РГУ имени С.А. Есенина предоставляются широкие возможности для того, чтобы по окончании университета стать компетентными специалистами в выбранной профессиональной сфере. Все больше возрастает академическая мобильность студентов и преподавателей по различным программам культурного обмена, образовательным программам, таким как международные летние курсы немецкого языка и культуры на базе Вестфальского университета, (г. Мюнстер, Германия), образовательные программы во Франции, Великобритании, организуются совместные проекты и стажировки за рубеж [5]. Являясь приоритетным направлением работы кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений РГУ имени С.А. Есенина, интеграция научной, учебной и воспитательной работы по иностранному языку выступает средством формирования межкультурной компетенции. Межкультурная компетенция является важным компонентом современной подготовки студента любого университета. Это обусловлено наличием межкультурного аспекта профессиональной деятельности современного специалиста, связанной с взаимодействием представителей разных культур, с выполнением продуктивных коммуникативных функций: достижение согласия, погашение конфликтов, умение достигать консенсуса через компромисс, преодоление коммуникативных барьеров. Важность формирования у студентов межкультурной компетенции в обучении иностранным языкам продиктована такими происходящими в современном обществе радикальными изменениями, как результат интеграции нашей страны в мировое образовательное, информационное, экономическое пространство, побуждающий человека уметь сосуществовать в общем жизненном мире, то есть быть способным и готовым строить конструктивный диалог со всеми субъектами этого пространства[5]. Так, в обучении иностранному языку преподаватели используют современные технологии обучения: дискуссии, проектную деятельность, подготовку сообщений, репортажей, презентаций, написание эссе, круглые столы [4]. Согласно требованиям ФГОС ВПО перспективная система образования должна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, а также способствовать развитию самостоятельного и творческого подхода к знаниям в течение всей активной жизни человека. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразный набор образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким слоям населения возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Все это приводит к концепции непрерывного образования, подразумевающей процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества, в настоящее время принятой повсеместно. Идея необходимости обучения «через всю жизнь», трансформированная в теорию «непрерывного образования», сегодня принята практически во всем мире и стала предметом активного изучения как зарубежных, так и российских исследователей [7, 8, 9, 10, 1, 2 и др.].

Структура непрерывного образования как средства развития человека обусловливается на современном этапе особенностями его индивидуального развития, а также социально-возрастной стратификацией общества [4]. Так, среди абитуриентов перед поступлением в вуз стало популярным обучение на курсах довузовской подготовки к сдаче ЕГЭ. Преподаватели кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений РГУ имени С.А. Есенина на протяжении многих лет (с 2006 г.) осуществляют эту подготовку к сдаче ЕГЭ по английскому языку в рамках РИРО (2006-2012 гг.) и Института непрерывного образования вуза (2007 - по настоящее время). Преподаватели проходят соответствующее обучение. Так, в настоящий момент 2 человека (зав. кафедрой Исаева О.Н., доц. Сомова С.В.) являются сертифицированными ведущими экспертами ЕГЭ по английскому языку, многие принимают участие в вебинарах и семинарах, проводимых Федеральными экспертами ЕГЭ, авторами-составителями тестов.

Важная роль в современной ситуации отводится индивидуальной траектории образования и дополнительного образования человека, в частности, основанной на его способностях, степени их развития в том или ином хронологическом возрасте, потребностях, возникающих в те или иные периоды его жизнедеятельности, исполняемых конкретным человеком социальных ролей. Традиционно систему дополнительного образования связывают с образованием детей и образованием взрослых. В образовании взрослых, в свою очередь, отдельно выделяют дополнительное профессиональное образование.  Социально-возрастная структура общества является основанием выделения инвариантных ступеней дополнительного образования. Она связана с выполнением типичных ролей представителями различных социально-возрастных групп (страт). Для разных социально-возрастных групп взрослых программы дополнительного образования способствуют исполнению социальных ролей,  например, программы дополнительного профессионального образования. Примером  работы по реализации данных программ является многолетняя подготовка преподавателями кафедры слушателей по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (с 2007 г.). К настоящему моменту около 300 слушателей стали дипломированными специалистами по переводу в выбранной ими сфере профессиональной коммуникации, что, несомненно, способствует дальнейшему трудоустройству выпускников факультета, в частности, и университета в целом.

Многоуровневость и многоаспектность дополнительного образования связана с изменением структуры целей непрерывного образования в исторической ретроспективе. В процессе развития дополнительного образования перед ним ставились различные цели: повышение профессионализма рабочих, повышение профессиональной квалификации специалистов, восполнение пробелов основного образования, удовлетворение личных потребностей граждан в образовании, укрепление их здоровья и др. Односторонность целей являлась следствием поиска инновационных для своего времени потенциалов дополнительного образования. Понятно, что придание дополнительному образованию непрерывного характера позволяет согласовывать его цели в соответствии с личными целями человека, которые изменяются в течение всей его жизни, а также целями общества и государства, в рамках которых он получает образование и развивается. Возможности дополнительного образования в развитии человека в его личных интересах, а также общественных и государственных велики и разнонаправлены.

Обращаясь к опыту РГУ имени С.А. Есенина, в этом контексте стоит упомянуть следующее: так, в исполнение решения Учёного совета университета РГУ в университете были организованы курсы повышения квалификации для преподавателей вуза по программам «Английский язык в деятельности преподавателя высшей школы» (для молодых учёных), «Английский язык в профессиональной деятельности» (2014 г.) и «Английский язык в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы» (2015 г.). Организатором данных программ выступил Институт непрерывного образования РГУ имени С.А. Есенина, содержательную сторону обеспечили преподаватели кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений. Вышеуказанные курсы пользуются большой популярностью среди преподавателей университета, о чём говорит статистика, а также анализ анкет обратной связи, в которых слушатели указывают «компетентность преподавателей», «актуальность программ», «качество обучения» и т.д.

Говоря о проблеме непрерывного образования, необходимо остановиться на таком важнейшем пункте, как непрерывное педагогическое образование. Непрерывное педагогическое образование - это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки учителя, повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и способностей в течение всей жизни.

В рамках непрерывного педагогического образования выдвигаются и рассматриваются три этапа (звена) профессионального становления учителя, которые функционируют в органическом единстве, образуя следующую систему: допрофессиональная подготовка, профессиональное образование; послевузовское образование. Послевузовское образование играет очень важную роль, особенно для педагогов, которые должны быть компетентными специалистами, ибо именно они обучают современное молодое поколение - будущее страны. В целях совершенствования профессиональной и коммуникативной компетенции преподавателя иностранного языка школ г. Рязани и Рязанской области кафедрой иностранных языков факультета истории и международных отношений с 2012 г. организуются курсы повышения квалификации «Современные технологии обучения иностранным языкам в свете ФГОС». Программой предусмотрено рассмотрение вопросов обучения иностранным языкам в средней школе в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Задачи программы: совершенствование фонетических навыков; совершенствование грамматических навыков на материале ОГЭ и ЕГЭ; совершенствование лексических навыков (формы слова, словообразование); развитие речевой коммуникативной компетенции (на материале ОГЭ, ЕГЭ); освещение актуальных вопросов теории и методики обучения (письменная речь, формат ОГЭ, ЕГЭ, психофизиологические аспекты обучения иностранным языкам) и т.д. Также, учителям оказывались консультации по новым требованиям к аттестации учителей; вопросам обучения использованию интерактивных приемов, дискуссионных и ролевых игр на уроке иностранного языка и т.д. Согласно мониторингу данной программы, её реализация способствует повышению компетентности учителя иностранного языка современной школы.

Таким образом, на современном этапе для реализации задач образовательной политики, направленной на обучение в течение жизни, в частности, обучению иностранному языку, необходимо руководствоваться следующими принципами: обеспечить  непрерывный доступ к образованию с целью получения и обновления навыков, необходимых для включенности в современное общество; увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет самого важного достояния - человека; разрабатывать и внедрять инновационные методики преподавания и обучения; значительным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и её результатов.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 15-06-10316.

Рецензенты:

Лиферов А.П., д.п.н., профессор, профессор РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань;

Костикова Л.П., д.п.н., доцент, профессор РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань.